Решение по делу № 2-208/2021 (2-2733/2020;) ~ М-2656/2020 от 18.12.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2021 года      г. Усть-Илимск Иркутской области

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Балаганской И.В.,

при секретаре судебного заседания Кубис М.Н.,

с участием

истца Макарова В.Н., представителя истца Макаровой С.В., действующей на основании устного ходатайства, с ограниченным объемом процессуальных прав,

представителя ответчика территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству Вавилкиной Е.Н., действующей на основании доверенности от 11.01.2021 № 02, с полным объемом процессуальных прав, сроком действия до 31.12.2021,

представителя третьего лица АО «Группа Илим» Соляник И.Е., действующей на основании доверенности № 127/19 от 02.12.2019, с полным объемом процессуальных прав, сроком действия по 31.12.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-208/2021 по иску Макарова Виктора Николаевича к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству, Министерству лесного комплекса Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании сведений, содержащихся в реестре недвижимости недействительными, установлении фактических границ земельного участка, понуждении к устранению нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Макаров В.Н. обратился в Усть-Илимский городской суд Иркутской области с исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просит суд признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части границ и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в части наложения границ на земельный участок с кадастровым номером , реестровой ошибкой (недействительными); признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части границ и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>), в части наложения границ на земельный участок с кадастровым номером , реестровой ошибкой (недействительными). Признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости в части границ и площади земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в части наложения границ на земельный участок с кадастровым номером , недействительными; <адрес>.), защитные леса, квартал в ), в части наложения границ на земельный участок с кадастровым номером , (недействительными). Установить фактические границы земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 64615,23 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Заключением землеустроительной экспертизы № 114-03/2021 по делу №2-208/2021, выполненной АО «Восточно-Сибирское геодезическое предприятие» координатам. Обязать ответчиков устранить нарушения прав истца путем исключения сведений из ЕГРН о местоположении земельного участка с кадастровым номером в части его пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером в соответствии с заключением землеустроительной экспертизы № 11-03/2021 по координатам. Обязать ответчиков устранить нарушения прав истца путем исключения сведений из ЕГРН о местоположении земельного участка с кадастровым номером в части его пересечения с границами земельного участка с кадастровым номером в соответствии с заключением землеустроительной экспертизы № 11-03/2021 по координатам.

В обоснование требований истец указал, что ему на основании постановления Мэра Усть-Илимского района № 137 принадлежит земельный участок на праве собственности , общей площадью 70000 кв.м., по адресу: <адрес>, категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: под личное подсобное хозяйство. Границы земельного участка не были уточнены. Данным земельным участком он пользуется с 2000 для осуществления сельского хозяйства, на нем расположены временные постройки, он регулярно оплачивал земельный налог. Однако на принадлежащем ему земельном участке была возведена ЛЭП, ему пояснили, что данный земельный участок является собственностью Российской Федерации, земли относятся к категории земель лесного фонда. При проведении кадастрового учета изменений основных характеристик в связи с уточнением границ земельного участка выяснилось, что границы его земельного участка пересекают границы смежных земельных участков , , чем нарушаются его права как собственника земельного участка.

Определением суда от 24.06.2021 производство по делу в части признания сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, реестровой ошибкой прекращено.

В судебном заседании истец Макаров В.Н., его представитель Макарова С.В. исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему.

Представитель ответчика территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству Вавилкина Е.Н. в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым документы, подтверждающие перевод или изъятие земельного участка в квартале № 32 Городской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества выдела № 1 из земель лесного фонда РФ в земли иных категорий в управлении отсутствуют. Также отсутствуют координаты точек границ земельного участка предоставленного истцу.

В судебном заседании представитель третьего лица АО «Группа Илим» Соляник И.Е. исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым из представленных документов совершенно невозможно установить какой именно участок был передан истцу. Кроме того, земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, в связи с чем иск не подлежит удовлетворению.

В судебное заседание не явились представители ответчиков Министерства лесного комплекса Иркутской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, представитель третьего лица ООО «ИлимСибЛесПром», о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, своевременно, причины неявки суду не известны.

Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные письменные доказательства по делу, оценив изложенное в совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд находит требования истца неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Защита нарушенных гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, то лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен привести к восстановлению его нарушенных или оспариваемых прав.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» местоположение границ объекта землеустройства (земельного участка) устанавливается посредством определения координат характерных точек границ объекта.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Макарову В.Н. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: под личное подсобное хозяйство; общей площадью 70 000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.06.2013 года. Согласно указанному свидетельству основанием для государственной регистрации права собственности истца на земельный участок послужило постановление Мэра Усть-Илимского района Иркутской области от 13.03.2000 № 137. Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним, вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 17.12.2012 года, без определения координат, ему присвоен кадастровый , о чем сделана соответствующая запись за 3800/601/12-236939 (т. 1, л.д. 15,17).

Согласно ч. 1 ст. 51 Закона РСФСР от 06.07.1991 N 1550-1 (с изм. от 25.10.1991) "О местном самоуправлении в РСФСР" поселковая, сельская администрация была наделена полномочиями предоставлять в установленном порядке в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) и временное пользование, передавать в собственность и сдавать в аренду, изымать земельные участки в пределах черты поселка, сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель запаса), переданных в ведение поселкового, сельского Совета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РСФСР (ред. от 24.12.1993) предприятия, учреждения, организации, заинтересованные в строительстве объекта, обращаются в местный Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством о предварительном согласовании места его размещения, обосновав примерные размеры земельных участков, а также сроки пользования землей. Совет народных депутатов или по его поручению местный комитет по земельной реформе и земельным ресурсам обеспечивает выбор земельного участка в натуре (на местности). При выборе участка обязательное участие принимают сельские (поселковые) Советы народных депутатов, собственники земли, землевладельцы, землепользователи, арендаторы, представители соответствующих государственных служб, предприятий, учреждений и организаций, заинтересованных в отводе земель. Результаты работы оформляются актом выбора земельного участка для размещения объекта, а в необходимых случаях и его санитарной (охранной) зоны. К акту прилагаются картографические материалы, расчеты убытков собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов и потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием земельного участка, материалы других согласований и экспертиз, проведенных с учетом комплексного развития территории, предусмотренных законодательством РСФСР. Материалы предварительного согласования места размещения объекта утверждаются решением соответствующего Совета народных депутатов, которое является основанием для проведения проектно - изыскательских работ и последующего принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка.

Согласно ст. 29 Земельного кодекса РСФСР (ред. от 24.12.1993) после утверждения проекта и включения объекта в план строительства предприятие, учреждение, организация обращаются в Совет народных депутатов, обладающий в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса правом изъятия и предоставления земельных участков, с ходатайством об изъятии предварительно согласованного земельного участка и предоставлении его для строительства объекта. По поручению местных Советов народных депутатов подготовку материалов по изъятию и предоставлению земельных участков осуществляют районные (городские) комитеты по земельной реформе и земельным ресурсам. Совет народных депутатов рассматривает указанные материалы и принимает решение об изъятии (выкупе) земельного участка и условиях его предоставления.

Согласно распоряжению главы Железнодорожной поселковой администрации Администрации Усть-Илимского района Иркутской области от 14.12.1999 № 254, рассмотрев акт выбора, обследования земельного участка и схему к акту выбора земельного участка, согласовала отвод земельного участка, площадью 7га, расположенного в 31 квартале Карапчанского лесничества Северного лесхоза (5 км Капаевской лесовозной автомагистрали), под пашню Макарову В.Н., в частную собственность (т. 1 л.д.9).

Согласно акту выбора, обследования земельного участка, под размещение личного подсобного хозяйства гражданина Макарова В.Н., комиссия сравнив и оценив преимущества выбранной площадки считает целесообразно использовать ее для размещения личного подсобного хозяйства Макарова В.Н, просить Администрацию Усть-Илимского района отвести указанный земельный участок, площадью 7 га пашни под размещение сенокосов (т.1 л.д.10-13).

Из постановления Мэра Усть-Илимского района Иркутской области от 13.03.20200 № 137 следует, что рассмотрев документы, представленные Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Усть-Илимского района, распоряжение главы Железнодорожной поселковой администрации № 254 от 14 декабря 1999 года, заявление Макарова В.Н., последнему предоставлен в частную собственность из земель Госземзапаса (бывшие земли подсобного хозяйства Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, земельный участок, площадью 7 га, расположенный на 5 км Капаевской лесовозной автомагистрали, под личное подсобное хозяйство (пашня) (т. 1, л.д. 14).

Постановлением Мэра муниципального образования «Усть-Илимский район» от 02.04.2013 № 119, в постановление от 13.03.20200 № 137 внесены изменения в части: слова «земель Госземзапаса» заменить словами «земель сельскохозяйственного назначения»; слова «расположенный на 5 км Капаевской лесовозной автомагистрали» заменить словами «с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>». Дополнить абзацем следующего содержания: «Установить земельному участку с кадастровым , площадью 70000 кв.м., вид разрешенного использования: земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственного использования» (т. 1 л.д.16).

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок) (ч. 1). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (ч. 2). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (ч. 3).

Администрацией муниципального образования «Усть-Илимский район» представлены копии первоначальных документов на спорный земельный участок.

Так, согласно копии акта выбора земельного участка под размещение сельхоз.угодий кооператива «Верея» от 10.04.1989 комиссия произвела выбор земельных участков под размещение сельхоз.угодий для выращивания картофеля в 31,32 кварталах городского лесничества Карапчанского КЛПХ с правой стороны Капаевской автодороги ориентировочно на площади 21,5 га. (При этом, 31 квартал - зачеркнут). Участки граничат: участок – 10 га с севера – с территории городского лесничества Карапчанского КЛПХ, с запада – в 10 м от автодороги Капаевского КЛПХ; участок – 11,5 га, с севера-востока и юга граничат с землями городского лесничества Карапчанского КЛПХ, с запада в 10м от автодороги Капаевского КЛПХ. Рельеф участком ровный. На участке 11,5 га расположен карьер, площадью 5600 кв.м. Зеленых насаждений нет, вырубка 1982 года. Овощехранилище, вместимостью 500 тонн, загубленное в деревянном исполнении; гараж на 15 единиц сельскохозяйственной и автомобильной техники в деревянном исполнении; на обекте будут работать 10 человек. Заключение: Земельные участки общей площадью 21,5 га, расположенные в 32 квартале городского лесничества Карапчанского КЛПХа с правой стороны от Капаевской автодороги по санитарным и противопожарным условиям пригодны под размещение сельхозугодий для выращивания картофеля и строительства загубленных овощехранилища и гаража для техники (т.1 л.д.36).

Решением исполнительного комитета Усть-Илимского районного Совета народных депутатов от 19.09.1990 № 8/308 решено просить Иркутский Облисполком ходатайствовать перед Советом Министров об отводе кооперативу «Верея», во временное пользование, сроком на 10 лет, земельного участка площадью 21,5 га, из них: 20,94 га для освоения под сельскохозяйственные угодья для выращивания картофеля, 0,56 га под строительство овощехранилища на 500 тонн, гаража на 15 единиц техники. Участок расположен в 32 квартале Городского лесничества Карапчанского КЛПХ, в лесах I группы (вырубка 1982 года) – зеленой зоны г. Усть-Илимска. Кооперативу «Верея» обеспечить своевременное выполнение всех природоохранных мероприятий по исключению отрицательного влияния новых земель под пашню» по минованию срока пользования земельным участком привести его в состояние, пригодное для использования в лесном хозяйстве (т. 1 л.д.37).

Решением Президиума Иркутского областного Совета народных депутатов от 12.12.1990 № 164.13 разрешено Усть-Илимскому райисполкому изъять земельные участки, общей площадью 21,5 гектара (вырубок) из земель Карапчанского комплексного леспромхоза (Городское лесничество, квартал № 32) производственного лесозаготовительного объединения «Илимсклес» территориального производственного объединения «Усть-Илимский лесопромышленный комплекс» и предоставить их кооперативу «Верея» во временное пользования сроком до 10 лет, в том числе для освоения под сельскохозяйственные угодья 20,94 гектара и под строительство овощехранилища и гаража 0,56 гектара. Кооперативу «Верея» к пользованию предоставленными земельными участками приступить только после установления их границ в натуре (на местности) и получения документа на право пользования землей (т. 1 л.д.38).

Согласно постановлению главы администрации Усть-Илимского района Иркутской области от 04.06.1993 № 449, изъять у кооператива «Верея», земельный участок, площадью 21,5 га, предоставленный под освоение в сельхозугодия и размещения овощехранилища и гаража, освоенного, но не используемого по целевому назначению с 1991 года. Предоставить ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий «Сибирь» земельный участок, площадью 21,5 га, из земель кооператива «Верея» под освоение в сельхозугодия и размещение овощехранилища и гаража. Земельные участки примыкают к Капаевской лесовозной автодороге и расположены в 5 км от Усть-Илимского ЛПК, на территории городского лесничества (в 31 кв) Северного лесхоза. Выдать ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий «Сибирь» государственный акт на право пользования землей (т. 1 л.д.39).

Постановлением мэра Усть-Илимского района от 13.03.1997 № 116 у Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий «Сибирь» изъят земельный участок, площадью 21.5 га (зарастающая кустарником пашня), предоставленный в постоянное пользование постановлением № 449 от 04.06.93. Участки расположены в 5 км от Усть-Илимского ЛПК и примыкают к Капаевской лесовозной автодороге. Передать изъятые земли в Госземзапас (фонд перераспределения) (т. 1 л.д.40).

Из пояснений истца следует, что на принадлежащем ему земельном участке возведена линия ЛЭП, тем самым выяснилось, что границы его земельного участка, с кадастровым номером пересекают границы смежных земельных участков с кадастровым номером и кадастровым номером , чем нарушаются его права как собственника земельного участка.

Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 22.12.2003, 17.07.2008, Тубинское лесничество в составе кварталов:1-235, Кедровское лесничество в составе кварталов №1-113, Верхне-Тубинское лесничество в составе кварталов № 1-208. Общая площадь участков 440416 га, по адресу: <адрес>, кадастровый ; лесной участок, категория земель: земли лесного фонда, общая площадь 1745922 га, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , находятся в собственности Российской Федерации, с обременением: аренда (т.1 л.д.132,133).

Как следует из договора аренды лесного участка № 91-22-15/8 от 28.11.2008, заключенного между Территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству и ООО «ИлимСибЛесПром», последнему во временное пользование предоставлен лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 497-2008-10 площадью 12 957 га, эксплуатационные леса, в том числе: «Городская дача» (ранее – Жеронско-Городское лесничество (Городская дача)), кварталы №№: 28-32,36-38,59-63,74-79, в целях заготовки двересины при проведении рубок спелых и перестойных насаждений, сроком с 01.11.2006 по 01.11.2031. Договор зарегистрирован в Росреестре за № 38-38-13/020/2008-157 от 29.12.2008 (т.1. л.д.120-124).

Как следует из договора аренды лесного участка № 91-546/19 от 21.11.2019, заключенного между Министерством лесного комплекса Иркутской области и АО «Группа «Илим», последнему во временное пользование предоставлен лесной участок, площадью 38,3690 га, находящийся в государственной собственности, расположенный: <адрес>), категория защищенности: леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в зеленых зонах); вид разрешенного использования: строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. Арендатору передается лесной участок с целью строительства линии электропередачи воздушной, кабельной всех классов напряжения ВЛ-35 кВ. Сроком на 49 лет. Договор зарегистрирован в Росреестре за от 10.12.2019 (т.1. л.д.125-130).

Истцом Макаровым В.Н. представлен суду межевой план, составленный кадастровым инженером ФИО12. от 12.05.2020, из которого следует, что им были выполнены работы по уточнению границ земельного участка с кадастровым . Т.к. данный земельный участок находится в собственности граждан согласно требованиям оформления меж плана, подписано согласование границ уточненного земельного участка со смежными землепользователями. При осуществлении кадастрового учета (уточнение границ) данного участка были использованы материалы государственного кадастра. Границы уточнялись в связи с выносом в натуру. Исходная площадь данного ЗУ составляла 70 000 кв.м. Земельный участок пересекает земельный участок с кадастровым номером , но по требованию заявителя координаты подготовлены с учетом старой схемы. Возможны причины пересечения реестровая ошибка. Согласно акту согласования местоположения границ земельного участка , согласование с земельным участком с кадастровым номером не требуется.

АО «Группа Илим» представлен межевой план, составленный кадастровым инженером Тюриной К.В. от 12.09.2019, из которого следует, что межевой план подготовлен в связи с образованием одного земельного участка , путем раздела земельного участка с кадастровым номером . Земельный участок образуется в соответствии с проектом межевания территории для строительства объекта «ВЛ-35 кВ с коридором проезда», утвержденным Постановлением администрации муниципального образования «Усть-Илимский район» от 10.09.2019 № 576.

На земельный участок с кадастровым номером имеется межевой план от 07.10.2011, подготовленный кадастровым инженером ФИО13

Порядок уточнения границ земельного участка предусмотрен положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".

В соответствии со ст. 42.8 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ при выполнении комплексных кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельных участков, оно определяется исходя из сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 10 статьи 22 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В случае отсутствия в указанных в части 10 статьи 22 ФЗ № 218 документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

В соответствии с ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится по выбору заказчика кадастровых работ с установлением границ земельных участков на местности или без установления границ земельных участков на местности. Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности, за исключением предусмотренных частью 6 настоящей статьи случаев.

В соответствии с ч. 6 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если: 1) земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации; 2) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено посредством указания на природные объекты или объекты искусственного происхождения либо их внешние границы, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, что позволяет определить подлежащее согласованию местоположение границ таких земельных участков; 3) подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков определено местоположением на одном из таких земельных участков линейного объекта и нормами отвода земель для его размещения.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1).

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ (ч. 2).

Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана (ч. 3).

Если местоположение соответствующих границ земельных участков не согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили в письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений. Представленные в письменной форме возражения прилагаются к межевому плану и являются его неотъемлемой частью (ч. 4).

Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (ч. 5).

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 59 Земельного Кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке (ч. 1) Судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (ч. 2).

В соответствии с ч.ч. 1, 8, 10, 13 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1).

В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8).

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10).

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (ч. 13).

В соответствии с п. 24 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 (ред. от 14.12.2018) "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.01.2016 N 40651) если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка или в результате кадастровых работ по образованию земельных участков уточнено местоположение границ смежных с ними земельных участков, в состав Приложения включаются в случаях, установленных частью 3 статьи 40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" документы, свидетельствующие о соблюдении установленного Законом о кадастре порядка извещения заинтересованных лиц о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка (например, расписки в получении извещений о проведении собрания о согласовании местоположения границ, уведомления о вручении таких извещений, копии страницы печатного издания, содержащей извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельного участка, и первого листа, содержащего реквизиты такого печатного издания) (ч. 1).

В соответствии с п. 7.2 "Инструкции по межеванию земель" (утв. Роскомземом 08.04.1996) межевание земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального строительства, выполняют в соответствии с техническим заданием, выданным на основе технического проекта.

В соответствии с п. 7.3 указанной инструкции технический проект межевания земель утверждает районный (городской) комитет по земельным ресурсам и землеустройству.

В соответствии с п. 9.1 установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

В соответствии с п. 9.2 указанной инструкции после завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (Приложение 3.5).

Как следует из уведомления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Управления Росреестра по Иркутской области от 03.11.2020 Макарову В.Н. отказано в государственном кадастровом учете в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в связи с тем, что границы уточняемого земельного участка с кадастровым номером пересекают участки границ земельного участка с кадастровым номером . При указанных обстоятельствах государственный кадастровый учет не может быть осуществлен.

Как следует из решения № 18 заседания апелляционной комиссии Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, утвержденного 10.09.2020, право собственности Макарова В.Н. на земельный участок с кадастровым номером (зарегистрировано 07.06.2013) возникло после даты внесения в ЕГРН сведений о местоположении границ лесного участка, с которым выявлено пересечение границ (сведения о местоположении границ лесного участка с кадастровым номером внесены в ЕГРН в 2011).

Проанализировав обстоятельства дела, нормы права, регулирующие возникшие правоотношения, суд приходит к выводу о том, что истцом Макаровым В.Н. не был соблюден порядок согласования границ земельного участка, предусмотренный изложенными выше нормативными актами. В частности, согласование местоположения границ заказчиком кадастровых работы было выбрано с установлением границ земельных участков на местности, о чем свидетельствует ссылка в заключении кадастрового инженера о проведении геодезических полевых измерений. При этом в нарушение ч. 5 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ заинтересованные лица (территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области, Министерство лесного комплекса Иркутской области, арендаторы ООО «ИлимСибЛесПром», АО «Группа «Илим») не были уведомлены о месте и времени проведения согласования границ с их установлением на местности.

В свою очередь доказательств нарушений законодательства при постановке земельного участка с кадастровыми номерами и на кадастровый учет истец не представил. Поскольку земельный участок с кадастровым номером был поставлен на кадастровый учет без определения границ, оснований полагать, что указанный участок располагался в пределах границ земельных участков с кадастровыми номерами и , привлекать владельца указанного участка к согласованию границ вновь образуемых участков, у ответчиков не имелось.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что межевой план, представленный истцом от 12.05.2020 и указанные в нем координаты земельного участка истца является недостоверным доказательством, поскольку координаты земельного участка Макарова В.Н. установлены по усмотрению истца, без участия представителей заинтересованных лиц, в нарушение изложенного ранее порядка установления границ земельного участка и согласования его границ с заинтересованными лицами, соответственно, не может служить основанием для установления границ земельного участка с кадастровым номером .

Определением суда от 10.03.2021 по ходатайству истца Макарова В.Н. по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза.

Как следует из заключения эксперта АО «Восточно-Сибирское геодезическое предприятие» ФИО14 № 11-03/2021, с учетом выявленной технической ошибки, в процессе проведения полевых экспертных исследований эксперт определил координаты фактического местоположения границы земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. По результатам полевых и камеральных экспертных исследований, проведения сравнительного анализа полученных сведений эксперт установил, что фактическая граница земельного участка с кадастровым номером расположена в трех кадастровых кварталах , в 32 квартале, площадь участка в фактических границах, обозначенных истцом, составляет – 64615 кв.м. Что касается соответствия фактической границы границам, отраженным в землеотводных и правоустанавливающих документах, то экспертом установлено несоответствие, а именно: - акт выбора и обследования земельного участка под размещение личного подсобного хозяйства Макарова В.Н. от 06.03.1999 рассмотрен 1 вариант. Пашня 7 га. Из земель ГЗЗ, расположенного в 31 квартале городского лесничества Северного лесхоза (5 км. Капаевской лесовозной автомагистрали), имеет разночтение по площади равное – 5385 кв.м., в текстовой части акта выбора земельного участка (л.д.10 том 1) и схеме, указан номер лесного квартала 31, а объект отображен в 32 квартале; - распоряжением Железнодорожной поселковой администрации согласован отвод земельного участка 7га, расположенного в 31 квартале Северного лесхоза (5 км. Капаевской лесовозной автомагистрали); - постановление № 137 от 13.3.2000 о предоставлении земельного участка Макарову В.Н. 7 га из земель ГЗЗ (л.д.14 том1). Отсутствие в землеотводных и правоустанавливающих документах координат границ участка не позволяют на местности точки несоответствия границ. Проведя сравнительный анализ землеотводных, правоустанавливающих документов, со сведениями материалов лесоустройства, эксперт считает, что причиной ошибки стало наличие несоответствий в документах. Отсутствие в материалах дела, а также в государственном фонде данных, материалов межевания с каталогами координат на дату предоставления земельного участка Макарову В.Н. под личное подсобное хозяйство, не позволяет эксперту установить на местности границу земельного участка с кадастровым номером . Наиболее вероятным вариантом установления границ земельного участка с кадастровым номером , исходя из юридической площади участка, сведения о которой содержатся в землеотводных, правоустанавливающих документах и исходя из лесоустроительных документов, в силу их юридической значимости, эксперт считает, что опираясь на постановление «О предоставлении земельного участка» № 137 от 13.03.2020 и Постановления № 119 от 02.04.2013 «О внесении изменений в постановление мэра № 137 от 13.03.2000», и данных из материалов лесоустройства, в том числе графического материала в виде планшета № 12 лесоустройства 1991 года, с внесенной информацией в выдел 5 квартала 32 и таксационного описания (стр. 44 альбома «Проект организации и развития лесного хозяйства»), в выделе 5 расположены земли долгосрочного с/х пользования пашня. Опираясь на эти документы, не имеющие ошибок, опечаток, разночтений и несоответствий, использовать координаты границ земель запаса, для последующего оформления межевого плана. В то же время эксперт, изучив землеотводные и правоустанавливающие документы расписал историю формирования и последовательной передачи земельного участка, площадью 21,5 га. Наличие в этих документах ошибок и неоговоренных зачеркиваний, а также отсутствие у представленной копии фрагмента лесоустроительной карты оригинала, не позволили эксперту использовать документы в исследованиях и подготовке заключения. Разночтениями в правоустанавливающих документах является то, что изначально актом выбора земельного участка под размещение сельхоз угодий кооператива «Верея» от 10.09.89 произведен выбор земельных участков в лесных кварталах (квартал 31 зачеркнут без пояснений), 31,32, общей площадью 21,5 га, в том числе участок 10 га и участок 11,5 га, которые не имеют смежной границы, но и расстояние между ними не обозначено (том 1 л.д. 36). Далее, решением № 164.13 от 12.12.1990 «Об отводе земельных участков кооперативу «Верея» для освоения под сельскохозяйственные угодья и строительство объектов» речь идет об участке площадью 21,5 га, в том числе 20,9 га для освоения под сельхоз угодия и 0,56 га под строительство овощехранилища и гаража в границах лесного квартала 32 (том 1 л.д.38). Далее, постановлением главы администрации № 449 от 04.06.93, исследуемый участок, площадью 21,5 га был изъят у кооператива «Верея» и предоставлен ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий «Сибирь». Необходимо отметить, что описание местоположения участка указано с ошибкой (лесной квартал 31 вместо 32) (том 1 л.д.39). Изъятие земельного участка, площадью 21,5 га у ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных предприятий «Сибирь» и передача его в фонд перераспределения (госземзапас) исполнено на основании Постановления от 13.03.1997 № 116 (том 1 л.д.40). Что касается материалов лесоустройства, то в материалах дела имеется копия фрагмента планшета лесоустройства 1991 года (том 1 л.д.61), где в границах 32-го лесного квартала обозначены два участка земель госземзапаса: в выделе 1 – 10,0 га, в выделе 5 – 11,5 га. На представленной копии (нет оригинала) имеется запись. В тоже время согласно копии таксационного описания, приложение 2, квартал 32 (дата не указана) выдел 1 значится как сенокос, служеб.надел раб. и сл. Выдел 5 – не обозначен как пашня или запас (том 1 л.д. 63). Изучив таксационное описание на дату 1992 года, «Проект организации и развития лесного хозяйства» (представлен судом отдельной книгой) экспертом установлено, что выдел 1 – площадью 13 га определен под естественное возобновление, выдел 5 – площадью 21,5 га определен как пашня, долгосрочное с/х использование. Изучив графическую составляющую материалов дела в виде планшета № 12 лесоустройства 1991 года, масштаба 1:10 000, квартал 32 эксперт установил, что выдел 5 занят земельным участком, площадью 21,5 га, предоставленном Ассоциации крестьянских хозяйств «Сибирь». По состоянию на 1993 год (планшет предоставлен отдельным документом вместе с Проектом организации и развития лесного хозяйства). Проведя полевые экспертные исследования и камеральную обработку полученных сведений фактического местоположения земельного участка кадастровым номером , эксперт провел сравнительный анализ координат фактического местоположения земельного участка с кадастровым номером 38:17:016001:57, расположенного по адресу: <адрес>, с координатами границ земельных участков с кадастровыми номерами 38:17:000000:787 и согласно данных из ЕГРН. В результате проведенных исследований экспертом установлено наличие наложения кадастровой границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером и кадастровой границы земельного участка лесного фонда с кадастровым номером на фактическую границу земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>. Площадь наложения кадастровой границы участка с кадастровым номером по данным ЕГРН на фактическую границу земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> составила – 49966 кв.м. Площадь наложения кадастровой границы участка с кадастровым номером по данным ЕГРН на фактическую границу земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> составила – 11236 кв.м. Границы участков наложение отображены на схеме, координаты границ участков наложений в приложении 4 – каталог координат. В процессе полевых экспертных исследований экспертом, в местах выявленных наложений кадастровых границ на фактическую границу, существующих строений и сооружений не выявлено. Наличие строительного мусора, обозначенные истцом как бывшие строения и сооружения, эксперт, по причине отсутствия специальных познаний в сфере строительства, не может оценивать обозначенный истцом объект. Основной причиной возникновения наложения границ земельных участков лесного фонда с кадастровыми номерами на фактическую границу земельного участка с кадастровым номером явилось то, что границы ранее учтенного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями существующего законодательства (отсутствуют координаты), а также отсутствие ограждения или межевых знаков по границе фактически используемого земельного участка с кадастровым номером . Так же причиной наложений явилось и то, что в материалах лесоустройства эта территория определена как земли лесного фонда. Исследовав имеющиеся в материалах дела сведения из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , стоящие на государственном кадастровом учете, а также постановление № 137 от 13.03.2000 о предоставлении земельного участка в собственность Макарову В.Н., эксперт считает, что нет оснований считать наличие выявленных наложений, реестровой ошибкой.

Стороны, их представители ознакомились с заключением судебной землеустроительной экспертизы, в ходе судебного разбирательства каких-либо ходатайств о проведении дополнительных либо повторных экспертных исследований, которые бы обосновали доводы истца о границах земельного участка с кадастровым номером , не заявляли.

Заключение землеустроительной экспертизы дано экспертом, имеющим значительный стаж экспертной работы, надлежащим образом мотивировано и обоснованно, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, а потому принимается судом в качестве достоверного и допустимого доказательства.

С учетом изложенных выше сведений, суд приходит к выводу о том, что фактическая граница земельного участка с кадастровым номером установлена экспертом со слов истца и расположена в трех кадастровых кварталах и составляет 64 615 кв.м. Вместе с тем, определить на местности границы переданного Макарову В.Н. земельного участка с кадастровым номером не представляется возможным, в связи с отсутствием данных, материалов межевания с каталогами координат на дату предоставления земельного участка. Наиболее вероятным вариантом установления границ указанного земельного участка истца является выдел - 5 квартала 32.

Указанные экспертом обстоятельства подтверждаются иными письменными доказательствами.

Согласно ответу Министерства Лесного комплекса Иркутской области от 25.03.2020 № 02-91-3775/20 определить местоположение земельного участка с кадастровым номером относительно земель лесного фонда не представляется возможным, в связи с отсутствием координат точек границ указанного земельного участка. При этом, Министерство сообщает, что согласно данным государственного реестра выдел 1, квартала 32 Городской Дачи, Сосновского участкового лесничества, Северного лесничества относится к землям лесного фонда. Документы, подтверждающие перевод (изъятие) земельного участка Северного лесничества, Сосновского участкового лесничества, Городской дачи, квартала 32, выдел 1 из земель лесного фонда в земли иных категорий отсутствуют (т. 1 л.д.54).

Представленная истцом копия справки территориального отдела агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству от 09.01.2013 № 001 подтверждает, что в квартале № 32 был выделен участок кооперативу «Верея» площадью 21,5 га под сельхозугодья без исключения из земель лесного фонда, который затем изъят и передан АКХС «Сибирь», однако сама по себе не свидетельствует о предоставлении истцу земельного участка в выделе 1, поскольку из представленной схемы к акту выбора неверно указано расположение участка, так как переданный ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозпредприятий «Сибирь» участок располагался в выделе № 5 квартала № 32, согласно лесоустроительной документации 1991 (планшет). Судя по схеме к акту выбора и обследования участка, участок, выделенный Макарову В.Н., располагается в выделе № 1 квартала № 32 Городской дачи, где по таксационному описанию значится – сенокос суходольный площадью 12,8 га (т. 1 л.д.59-60).

Из таксационного описания по Жеронско-городскому лесничеству Городская дача, «Проект организации и ведения лесного хозяйства ОГУ «Северный лесхоз» Агентства лесного хозяйства Иркутской области, книга 1, исследованного судом в подлиннике, следует, что в выделе 1 квартала 32 Городской дачи значится сенокос суходольный, среднего качества, заросший 40%, лиственница, урожайность 0,8 т/га, служеб.надел раб. и сл. (т. 1 л.д.63, т. 2 л.д.4,5).

Довод истца о том, что копией из планшета лесоустройства 1991 (т. 1 л.д.61) подтверждается фактическое предоставление ему в собственность спорного земельного участка в выделе 1 квартала 32, суд отвергает, поскольку оригинала указанного планшета суду не представлено. Иными достоверными и допустимыми доказательствами указанный довод истца в судебном заседании не нашел подтверждения.

Довод истца о ежегодной уплате земельного налога и представленные копии документов, свидетельствующие об уплате земельного налога, суд находит не влияющими на выводы суда, поскольку сами по себе не подтверждают заявленные истцом координаты границ земельного участка (т. 1, л.д. 19-34).

Ссылку истца на акт обследования от 17.09.2016 № 14 (т. 1 л.д.152), составленного комитетом по управлению имуществом администрации муниципального образования «Усть-Илимский район», согласно которому земельный участок, расположенный на 5 км. Капаевской лесовозной автомагистрали, с кадастровым номером со стороны дороги огорожен забором, на участке находится временное строение, участок используется под сенокос и под посадку картошки, суд находит необоснованной, поскольку не подтверждает фактическое предоставление истцу земельного участка в выделе № 1 квартала 32. Кроме того, фактическое использование земельного участка истцом опровергается выводами эксперта об отсутствии на участке строений и сооружений, а также актом территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области от 16.03.2020, согласно которому при обследовании территории на 5 км. Капаевской лесовозной автомагистрали определить при натурном осмотре участок не смогли (нет ни пикетов, ни столбов с информацией о 5-км) (т. 1 л.д. 234-235).

Из анализа представленных доказательств следует вывод, что Макарову В.Н. спорный участок выделен из земель подсобного хозяйства ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, под личное подсобное хозяйство (пашня) (постановления Мэра Усть-Илимского района от 13.03.2000 № 137). Согласно таксационному описанию лесоустройства Северного лесничества (1992), «Проект организации и развития лесного хозяйства Карапчанского КЛПХ» том III, книга I, часть I, исследованного судом в оригинале, в выделе 5 квартала 32 на площади 21,5 га значится пашня, долгосрочное сельхозпользование (том 2 л.д.125). При последующем лесоустройстве 2006 года, данный участок уже выведен из Гослесфонда и указан как земли к/х «Сибирь», расположен между 4,5и6 выделами 32 квартала Городской дачи Сосновского участкового лесничества Северного лесничества. Таким образом, суд соглашается с выводами эксперта о том, что наиболее вероятным вариантом установления границ земельного участка Макарова В.Н. является участок в выделе 5 квартала 32.

Доказательств иного стороны в распоряжение суда не предоставили.

Соответственно, указание в схеме к акту выбора и обследования земельного участка расположение участка истца в выделе 1 квартала 32 не свидетельствует о том, что спорный земельный участок выделялся истцу в выделе 1 квартала 32 Городской дачи. Доказательств, опровергающих указанные выводы суда истцом не предоставлено.

Довод ответчика о пропуске истцом срока исковой давности суд отвергает, поскольку согласно ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).

Кроме того, суд учитывает следующее.

Статьей 212 Гражданского кодекса Российской федерации установлено, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: из состава земель лесного фонда (п. 2 ч. 5 ст. 27).

Исходя из смысла приведенных норм права, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства.

Лесным планом Иркутской области, утвержденным постановлением Губернатора Иркутской области от 09.02.2009 № 23-п, спорный земельный участок учтен в качестве земель лесного фонда.

Учитывая, что земельный участок, расположенный в выделе 1 квартала 32 Городской дачи находится в границах земель государственного лесного фонда, что свидетельствует о невозможности распоряжения таким участком органом местного самоуправления, суд приходит к выводу, что право на него не могло перейти к истцу Макарову В.Н.

Судом установлено, что спорный земельный участок находится в федеральной собственности Российской Федерации.

Истец Макаров В.Н. ни по настоящему делу, ни по какому-либо иному делу не оспорил право федеральной собственности. Таким образом, в настоящее время между Макаровым В.Н. и Российской Федерацией имеется неразрешенный спор о праве собственности на один и тот же земельный участок. Поскольку в исковом порядке такой спор не заявлен и не рассмотрен, невозможно делать последующие, основанные на нем выводы об исключении сведений о земельном участке истца в определенных координатах из состава земель лесного фонда. Названные обстоятельства и требования должны проверяться и рассматриваться одновременно.

Ссылка представителя третьего лица АО «Группа «Илим» на то, что истец своими действиями нарушил п.1ст.10 ГК РФ, судом отклоняется, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что истец действовал с намерением причинить вред ответчику и заинтересованным лицам.

Кроме того, в соответствии со статьей 28 Федерального закона № 221-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2017) кадастровой ошибкой в сведениях является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях) (пункт 2 части 1). Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4). Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, а также суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа кадастрового учета, вправе принять решение об исправлении кадастровой ошибки в сведениях (часть 5).

С 1 января 2017 года статья 28 Федерального закона № 221-ФЗ утратила силу и понятие реестровой ошибки дано в ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статье 61 Федерального закона № 218-ФЗ, действующего с 01.01.2017, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3). В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда (часть 4).

Исходя из пункта 56 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», суд вправе сделать выводы о допущенной кадастровой (реестровой) ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество.

На момент обращения истца Макарова В.Н. с заявлением об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером (15.07.2020), сведения о характерных точках координат земельного участка с кадастровым номером уже были внесены в ГКН (18.11.2011), на основании межевого плана от 07.10.2011, подготовленного кадастровым инженером ФИО15 сведения о координатах земельного участка с кадастровым номером также были внесены в ГКН (27.09.2019), на основании межевого плана от 12.09.2019.

Исправление ошибки путем признания недействительными сведений, содержащихся в ЕГРН в части границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами и повлечет изменение объема зарегистрированного права на объекты недвижимости, что нарушает положения ч. 3 ст. 61 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в связи с несоблюдением истцом порядка согласования границ земельного участка, неверно избранным способом защиты, отсутствием каких-либо достоверных сведений о границах земельного участка и невозможностью их определить путем проведенного экспертного исследования исковые требования о признании сведений, содержащихся в реестре недвижимости недействительными, установлении фактических границ земельного участка, понуждении к устранению нарушений, должны быть оставлены без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Макарова Виктора Николаевича к Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству, Министерству лесного комплекса Иркутской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области о признании сведений, содержащихся в реестре недвижимости недействительными, установлении фактических границ земельного участка, понуждении к устранению нарушений, отказать в полном объеме.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья:         И.В. Балаганская

Мотивированное решение изготовлено 01.07.2021

2-208/2021 (2-2733/2020;) ~ М-2656/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Макаров Виктор Николаевич
Ответчики
Территориальное управление Министерства лесного комплекса Иркутской области по Северному лесничеству
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Министерство лесного комплекса Иркутской области
Другие
Акционерное Общество "Группа ИЛИМ"
Тистик Ольга Леонидовна
ООО «ИлимСибЛесПром»
Суд
Усть-Илимский городской суд Иркутской области
Судья
Балаганская И.В.
Дело на сайте суда
ust-ilimsky--irk.sudrf.ru
18.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.12.2020Передача материалов судье
25.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2021Подготовка дела (собеседование)
21.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.02.2021Судебное заседание
16.02.2021Судебное заседание
10.03.2021Судебное заседание
21.06.2021Производство по делу возобновлено
21.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2021Судебное заседание
01.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2021Дело оформлено
29.10.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее