Дело № 2а-174/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Саранск 3 февраля 2021 года
Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе: судьи Анашкиной Н.А., при секретаре Захватовой Е.В.,
с участием административного истца Алямкина М.В.,
представителя административного истца Майорова О.В., действующего на основании доверенности 13 АА 1040261 от 29.10.2020 года,
административных ответчиков: начальника Управления Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Гагарина С.Н., Управления Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия,
представителя административного ответчика Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Земсковой С.В., действующей на основании доверенности №Д-29 от 18.01.2021 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Алямкина Михаила Владимировича к начальнику Управления Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Гагарину Сергею Николаевичу, Управлению Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, Министерству внутренних дел по Республике Мордовия об оспаривании действий по снятию с регистрационного учета транспортного средства, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение требований закона,
у с т а н о в и л:
Алямкин М.В. через своего представителя Майорова О.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском.
В обоснование иска указывает, что 5 октября 2020 года Алямкиным М.В. было получено письмо начальника Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия (далее УГИБДД МВД по РМ) Гагарина С.Н., в котором указано на то обстоятельство, что транспортное средство марки Форд Фокус г№, принадлежащее Алямкину М.В., снято с регистрационного учета, в связи с чем административному истцу предложено сдать регистрационные знаки и свидетельство о регистрации транспортного средства в отдел ГИБДД МВД по РМ.
Полагает, что указанные действия незаконны, поскольку транспортное средство может быть снято с регистрационного учета только по основаниям, указанным в статье 18 Федерального закона от 03.08.2018 г. №282-ФЗ (ред. от 30.07.2019 г.) «О государственной регистрации транспортных средств Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», других оснований для снятия транспортных средств с регистрационного учета действующим законодательством не предусмотрено.
Привлечение Алямкина М.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3.1 ст. 12.5 КоАП РФ не может являться основанием для снятия транспортного средства с регистрационного учета.
Просит признать действия начальника УГИБДД МВД по РМ Гагарина С.Н. незаконными и обязать устранить допущенное нарушение требований закона РФ по снятию с регистрационного учета транспортное средство марки Форд Фокус г.р.з. К411 УК/13, принадлежащее Алямкину М.В.
В судебное заседание административный истец Алямкин М.В. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя.
Представитель административного истца Майоров О.В. в судебном заседании административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям. Дополнительно пояснил, что Алямкин М.В., фактически, понес наказание за одно и тоже правонарушение дважды, в нарушение требования ст. 50 Конституции РФ. Первое – Алямкину М.В. выписали административный штраф, второе – сняли транспортное средство с регистрационного учета, что было недопустимо в данном случае. Также статья КоАП РФ, по которой Алямкин М.В. привлечен к административной ответственности, не предусматривает в виде наказания снятие транспортного средства с регистрационного учёта. Обратил внимание, что Алямкин М.В. к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.3 КоАП РФ привлечен не был. Действия сотрудников ГИДД МВД по РМ по снятию с регистрационного учета транспортного средства, принадлежащего Алямкину М.В., не основаны на Законе.
Административные ответчики: начальник УГИБДД по Республике Мордовия Гагарин С.Н., Управление Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Представитель административного ответчика МВД по РМ Земскова С.В. в судебном заседании административные исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на административное исковое заявление, которые были приобщены к материалам административного дела.
Руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно требованиям ч.2 ст. 62 КАС Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Как следует из материалов дела Алямкин М.В. является собственником автомобиля Форд Фокус №.
На основании постановления по делу об административном правонарушении от 1 сентября 2020 года, вынесенного инспектором ДПС ОСБ ДПС ГИБДД МВД по РМ Сысуевым А.А., Алямкин М.В., управляющий автомобилем Форд Фокус № привлечен к административной ответственности по ч.3.1 ст. 12.5 КоАП РФ за управление транспортным средством, на передние боковые стекла которого нанесено покрытие, ограничивающее обзорность с места водителя, светопропускаемость составила 18%.
1 сентября 2020 года в связи с отказом устранить выявленное нарушение на месте, Алямкину М.В. выдано требование прекратить эксплуатацию вышеназванного автомобиля до устранения выявленных нарушений, противоречащих Основным положениям па допуску транспортных средств к эксплуатации, и 11 сентября 2020 года представить транспортное средство в МРЭО ГИБДД МВД России по месту регистрации ТС. Разъяснено, что в случае не предоставления ТС в установленное место и время, регистрация ТС будет аннулирована.
25 сентября 2020 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по РМ Гагариным С.Н. вынесено решение о прекращении государственного учета транспортного средства марки Форд Фокус №, признав регистрационное действие, совершенное 03.08.2019 МРЭО ГИБДД МВД по РМ недействительным.
29 сентября 2020 года в адрес Алямкина М.В. направлено уведомление о прекращении регистрации транспортного средства.
В соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним.
В соответствии с ч.1 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О безопасности дорожного движения" транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые из-за рубежа сроком более чем на шесть месяцев и предназначенные для участия в дорожном движении на ее территории, а также составные части конструкций, предметы дополнительного оборудования, запасные части и принадлежности транспортных средств в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, подлежат обязательной сертификации или декларированию соответствия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Ч. 3 вышеназванной статьи устанавливает требование о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно положениям Технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 Г. N 877 (ред. от 21.06.2019) дано определение понятиям:
- «внесение изменений в конструкцию транспортного средства» - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения;
- "обзорность" - свойство конструкции транспортного средства, характеризующее объективную возможность и условия восприятия водителем визуальной информации, необходимой для безопасного и эффективного управления транспортным средством.
П. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» запрещается эксплуатация транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень неисправностей транспортных средств и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.
Приложением к «Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации обязанностям должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения», установлен Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства. Пунктом 7.3 данного Перечня предусмотрена неисправность: установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя.
Согласно п. 6 ч.1 ст. 18 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ (ред. от 30.07.2019) "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, а также при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, - в порядке и на условиях, которые определяются Правительством Российской Федерации, то государственный учет транспортного средства прекращается.
В силу ч.1 ст. 20 того же Закона, в случае невозможности идентификации транспортного средства вследствие подделки, сокрытия, изменения и (или) уничтожения маркировки транспортного средства и (или) маркировки основного компонента транспортного средства, совершение регистрационных действий запрещается.
В соответствии с п. 7.18 вышеназванного Перечня при условии, что в конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации, эксплуатация такого транспортного средства запрещена.
В соответствии с п. 59 Правил государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 "О государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" прекращение государственного учета транспортного средства в случае, если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлена, при наличии обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации (его заместителей) или начальника Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместителей).
Таким образом, с учетом приведенных норм права, материалами дела полностью подтверждено, что 1 сентября 2020 года должностным лицом органов ГИБДД был выявлен факт эксплуатации Алямкиным М.В. транспортного средства, на передние боковые стекла которого нанесено покрытие, снижающее светопропускную способность и ограничивающее обзорность с места водителя, что создает угрозу безопасности дорожного движения. Эксплуатация транспортного средства, в конструкцию которого с нарушением закона внесены изменения, не соответствующие требованиям законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, является основанием для принятия решения об аннулировании регистрации такого транспортного средства. При этом, после выявления допущенного нарушения Алямкину М.В. должностным лицом был предоставлен срок для его устранения и предложено до 11 сентября 2020 года предоставить автомобиль на осмотр по месту его регистрации с целью фиксации факта устранения нарушений административного законодательства, в противном случае, Алямкин М.В. предупрежден о возможных правовых последствиях в виде аннулирования регистрации транспортного средства.
Кроме того, административным истцом не представлено доказательств устранения выявленного 1 сентября 2020 года нарушения, а именно автомобиль марки Форд Фокус № не был предоставлен на осмотр в МРЭО ГИБДД МВД по РМ в установленный срок, в связи с чем 25 сентября 2020 года главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Республике Мордовия полковником полиции Гагариным С.Н. обоснованно принято решение об аннулировании регистрации транспортного средства.
Доводы административного истца о незаконности действий, выразившихся в принятии решения об аннулировании регистрации транспортного средства, основаны на неверном понимании норм материального права, иной оценке доказательств.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемые действия административных ответчиков не нарушили прав, свобод и законных интересов административного истца, что в силу ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации исключает возможность признания данных действий незаконными.
Суд, с учетом вышеуказанных норм права, а также установленных по делу обстоятельств и представленных доказательств, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований Алямкина М.В. в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 218-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Алямкина Михаила Владимировича к начальнику Управления Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия Гагарину Сергею Николаевичу, Управлению Государственной инспекции дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия, Министерству внутренних дел по Республике Мордовия об оспаривании действий по снятию с регистрационного учета транспортного средства, о возложении обязанности устранить допущенное нарушение требований закона, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Пролетарский районный суд г. Саранска Республики Мордовия.
Судья – подпись
Решение принято судом в окончательной форме 5 февраля 2021 года
Копия верна.
Судья Пролетарского районного
суда г.Саранска Н.А. Анашкина
Секретарь судебного заседания Е.В. Захватова
Подлинник решения находится в административном деле № 2а-174/2021 в Пролетарском районном суде г.Саранска (УИД: 13RS0024-01-2021-000069-24)