Решение по делу № 33а-1349/2020 от 20.03.2020

Судья Сущевская Е.А.

№ 33а-1349/2020

10RS0006-01-2019-000448-78

2а-297/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20.04.2020

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Сильченко Р.П.,

судейСоляникова Р.В., Щепалова С.В.

при секретареМакаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Лахденпохского районногосуда Республики Карелия от 27.12.2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Карелияк Лобко О. И. о взыскании обязательных платежей.

Заслушав докладпредседательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный ответчик являлся плательщиком земельного налога. В связи с неуплатой задолженности поземельному налогу и пеням, указанным в налоговом требовании, направленном в адрес налогоплательщика, налоговый органпросил суд взыскать с налогоплательщика задолженность по земельному налогу за 2015-2017 годы в размере 135 000 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 1 331 руб. 85 коп., а всего 136 331 руб. 85 коп.

Решением Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 27.12.2019административное исковое заявление удовлетворено, с административного ответчика взысканы указанная задолженность, в доход бюджета Лахденпохского муниципального района Республики Карелия государственная пошлина в размере 3 927 руб.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что поскольку с 01.01.2019 в соответствии с приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22.11.2018 №221 уменьшена кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами (...), налоговый орган в силу п.2.1 ст.52 НК РФ должен был сделать перерасчет земельного налога в отношении указанных земельных участков.

В возражениях на апелляционную жалобу и.о. начальника Межрайонной ИФНС России №5 по Республике Карелия Сплюхин С.С. выражает согласие с решением суда.

Лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Руководствуясь п.3 постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, Президиума Совета судей Российской Федерации от 08.04.2020 №821, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.6 ст.69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Обязанность по уплате земельного налога урегулирована ст.388 НК РФ.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п.1 ст.394 НК РФ).

В силу п.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абз. третий п.1 ст.45 НК РФ).

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п.1 ст.69 НК РФ).

В силу п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Аналогичные правила согласно п.6 ст.75 НК РФ применяются для взыскания пеней.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (п.2 ст.52 НК РФ).

По делу установлено, что за налогоплательщиком в спорные периодыбыли зарегистрированы следующие земельные участки:

- с кадастровым номером (...), расположенный по адресу: (...), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, кадастровая стоимость на 2017 год - 46 782 руб.(дата государственной регистрации права - 20.04.2009, дата государственной регистрации перехода (прекращения) права - 17.03.2017);

- с кадастровым номером (...), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, кадастровая стоимость на 2017 год - 59 070 руб. (дата государственной регистрации права - 13.03.2008);

- с кадастровым номером (...), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, кадастровая стоимость на 2017 год - 50646 руб. (дата государственной регистрации права - 03.04.2008);

- с кадастровым номером (...), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, кадастровая стоимость на 2017 год - 50 662 руб.(дата государственной регистрации права - 13.03.2008, дата государственной регистрации перехода (прекращения) права - 07.06.2017);

- с кадастровым номером (...), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, кадастровая стоимость на 2017 год – 46 782 руб.(дата государственной регистрации права - 04.04.2008, дата государственной регистрации перехода (прекращения) права - 17.03.2017);

- с кадастровым номером (...), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, кадастровая стоимость на 01 января 2015 года, на 01 января 2016 года, на 01 января 2017 года – 2186178,48руб. (дата государственной регистрации права - 10.06.2011);

- с кадастровым номером (...), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения складских помещений, кадастровая стоимость на 01 января 2015 года, на 01 января 2016 года, на 01 января 2017 года – 1165 564руб. (дата государственной регистрации права - 10.06.2011).

Решением Совета Куркиекского сельского поселения от 25.11.2010№5 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории Куркиекского сельского поселения в новой редакции» на 2017 год была установлена налоговая ставка 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земель, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (земельный участок с кадастровым номером (...)).

Решением Совета Хийтольского сельского поселения от 19.10.2012 №142-Р «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории Хийтольского сельского поселения в новой редакции» на 2017 год была установлена налоговая ставка 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (земельный участок с кадастровым номером (...)).

Решением Совета Мийнальского сельского поселения от 19.10.2010 №16 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории Мийнальского сельского поселения в новой редакции» (в редакции решений от 19.05.2011 №43, от 19.06.2013 №131) на 2015 год установлены следующие налоговые ставки:

- 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах Мийнальского сельского поселения и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

- 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Решением Совета Мийнальского сельского поселения от 29.10.2015 №15/73-3 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории Мийнальского сельского поселения в новой редакции» на 2016 и 2017 годы установлены следующие налоговые ставки:

- 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

- 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Налоговым органом выставлено налоговое уведомление от 24.06.2018 об уплате, в том числе,земельного налога в отношении земельных участков: с кадастровым номером (...) за 3 месяца 2017 года в размере 35 руб., с кадастровым номером (...) за 2017 год в размере 177 руб., с кадастровым номером (...) за 2017 год вразмере 152 руб., с кадастровым номером (...) за 5 месяцев 2017 года в размере 63 руб., с кадастровым номером (...) за 3 месяца 2017 года в размере 35 руб., с кадастровым номером (...) за 2015 год – 32793 руб., за 2016 год – 32793 руб., за 2017 год – 32793 руб., с кадастровым номером (...) за 2015 год – 17483 руб., за 2016 год – 17483 руб., за 2017 год – 17483 руб. со сроком уплаты не позднее 03.12.2018.

Абзацем третьим п.4 ст.397 НК РФ установлено, что налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Таким образом, выставление административному ответчику налогового уведомления об уплате земельного налога за 2015, 2016, 2017 годы в 2018 году не противоречит закону.

В связи с неуплатой налоговых платежей выставлено требование по состоянию на 30.01.2019 об уплате, в том числе, земельного налога с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений, в размере 135000 руб., пени – 2076 руб. 65 коп.в срок до 26.03.2019.

Направление административному ответчику налоговых уведомления и требования подтверждается реестрами почтовых отправлений (...)).

По общему правилу, установленному п.2 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

24.04.2019 (в пределах установленного законом шестимесячного срока) налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Л. О.И. недоимки и пени по требованию .

Определением мирового судьи судебного участка Лахденпохского района Республики Карелия от 29.04.2019 в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано по мотивам спорности заявленного требования.

26.09.2019 налоговый орган подал административное исковое заявление в суд.

Учитывая положения п.48 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», подачу иска в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования , налоговым органом срок обращения в суд не пропущен, процедура принудительного взыскания с ответчика обязательных платежей соблюдена.Доказательств добровольного исполнения обязанности по уплате налогов и пени не представлено.

При таких обстоятельствах административному истцунадлежало в срок не позднее 03.12.2018 уплатитьземельный налог за 2015-2017 годы в общем размере 151290 руб.:

- 35 руб. - за земельный участок с кадастровым номером (...), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, кадастровая стоимость на 2017 год - 46782руб.(46 782*0,3%*3/12);

- 177 руб. – за земельный участок с кадастровым номером (...), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, кадастровая стоимость на 2017 год - 59070руб. (59 070*0,3%*12/12);

- 152 руб. – за земельный участок с кадастровым номером (...), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, кадастровая стоимость на 2017 год - 50646 руб. (50 646*0,3%*12/12);

- 63 руб. – за земельный участок с кадастровым номером 10(...), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, кадастровая стоимость на 2017 год - 50 662 руб.(50662*0,3%*5/12);

- 35 руб. – за земельный участок с кадастровым номером (...), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, кадастровая стоимость на 2017 год – 46 782 руб.(46 782*0,3%*3/12);

- 98 379 руб. – за земельный участокс кадастровым номером (...), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения иных объектов промышленности, кадастровая стоимость на 01 января 2015 года, на 01 января 2016 года, на 01 января 2017 года – 2186178,48руб. (за 2015 год – 2186 178*1,5%*12/12 = 32793 руб., за 2016 год – 2186 178*1,5%*12/12 = 32793 руб., за 2017 год – 2186 178*1,5%*12/12 = 32793 руб.);

- 52449 руб. – за земельный участок с кадастровым номером (...), категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения складских помещений, кадастровая стоимость на 01 января 2015 года, на 01 января 2016 года, на 01 января 2017 года – 1165 564руб. (за 2015 год – 1165564*1,5%*12/12 = 17 483 руб.,за 2016 год – 1165564*1,5%*12/12 = 17 483 руб., за 2017 год – 1165564*1,5%*12/12 = 17 483 руб.).

В связи с частичной оплатой 10.12.2018 задолженности (5000 руб. + 11050 руб.) на Л. О.И. лежала обязанность по уплате земельного налога (ОКТМО 86618422, за земельные участки с кадастровыми номерами (...)) в размере 135000 руб. в срок до 26.03.2019.

Кроме того за несвоевременную уплату земельного налога за период с 04.12.2018 по 29.01.2019налоговый орган в административном иске просил взыскать с административного ответчика пени в общем размере 1 331 руб. 85 коп.

Суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия у административного истца правовых оснований для определения налоговой базы по земельному налогу на земельные участкис кадастровыми номерами (...) за 2015-2017 годы по измененной кадастровой стоимости ввиду следующего.

Согласно п.1 ст.391 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 03.08.2018 №334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации») налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка (абзац введен Федеральным законом от 04.10.2014 №284-ФЗ).

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания(абзац введен Федеральным законом от 04.10.2014 №284-ФЗ).

Пункт 1.1 ст.391 НК РФ (в редакции поименованного Федерального закона) в части установления порядка применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019.

Кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами (...) Л. О.И. не оспаривалась, недостоверностьсведений об объектах недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости, не устанавливалась. Кроме того административным ответчиком не представлено сведений об исправлении каких-либо ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельных участков.

Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 22.11.2018 №221 утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков категории земель населенных пунктов и земельных участков категории земель особо охраняемых территорий и объектов, расположенных на территории Республики Карелия, в рамках проведенной очередной государственной кадастровой оценки, утвержденная данным приказом кадастровая стоимость определенапо состоянию на 01.01.2018 и подлежит применению с 01.01.2019.

В этой связи у налогового органа не имелось правовых оснований для распространения действия измененной кадастровой стоимости земельных участков к налоговым периодам ретроспективно.

Поскольку доказательств уплаты недоимки по земельному налогу, пеням за несвоевременную уплату земельного налога административный ответчик не представил, суд первой инстанции правомерно взыскал с Лобко О.И. недоимку и заявленные в административном иске пени в общем размере 136 331 руб. 85 коп.

Иных доводов, по которым административный ответчик считает решение суда незаконным, в апелляционной жалобе не приведено.

По изложенным мотивам решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 27.12.2019по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-1349/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №5 по РК
Ответчики
Лобко Олег Игоревич
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Сильченко Римма Петровна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
23.03.2020Передача дела судье
20.04.2020Судебное заседание
24.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.04.2020Передано в экспедицию
20.04.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее