Дело №2-4911/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2011 года г.Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Крюковой Н.Н.,
при секретаре Хуторской JI.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Партизанского района г.Красняопска в интересах Васильевой О.Ф. к Министерству социальной политики Красноярского края о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить денежную выплату на приобретение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Партизанского района Красноярского края в интересах Васильевой О.Ф. обратился в суд с иском к Министерству социальной политики Красноярского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты (ЕДВ) на приобретение жилого помещения. Свои требования мотивировал тем, что Васильева О.Ф., является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает по адресу: <адрес>1, принадлежащей на праве собственности ее дочери Чесноковой Н.П., зятю и внуку. В данной квартире последними ей предоставлена отдельная комната на условиях платности сроком до ДД.ММ.ГГГГ, которым может быть продлен по соглашению сторон. Распоряжением администрации Партизанского района от ДД.ММ.ГГГГ Васильева О.Ф. была признана нуждающейся в жилом помещении, как вдова участника ВОВ. ДД.ММ.ГГГГ Васильева О.Ф. обратилась в Министерство социальной политики Красноярского края с заявлением о предоставлении ей ЕДВ на приобретение жилья, в чем ей было отказано. Полагая данный отказ незаконным, мотивируя тем, что Васильева О.Ф. собственного жилья не имеет, проживает в квартире родственников, истец просил возложить на ответчика обязанность по предоставлению Васильевой О.Ф. ЕДВ на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г.Красноярска Полянская Е.Н. поддержала заявленные требования по изложенным выше основаниям, пояснив, что Васильева О.Ф. в собственности жилья не имеет, следовательно, является нуждающейся в его предоставлении.
Представитель истца Чеснокова Н.П. (по доверенности ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска, пояснила, что Васильева О.Ф. приходится ей матерью. Ранее последняя проживала в <адрес>, имела там квартиру, которую продала и в 2002 году приехала к ней, чтобы ухаживать, поскольку она (Чеснокова) на тот момент тяжело заболела. Затем сама Васильева ОФ. перенесла перелом руки и ноги, в связи с чем ей самой понадобился уход. Квартира, в <адрес>1, является трехкомнатной, Васильевой О.Ф. выделана отдельная комната 9 кв.м. Все они проживают в ней одной семьей, ведут общее хозяйство, питаются с одного стола. Также в отдельной комнате проживает сын с супругой, они ведут отдельный бюджет. С матерью она поддерживает семейные отношения. В 2002 году они заключила договор найма жилого помещения, поскольку зять истца Ч.Н.В. нередко злоупотребляет спиртными напитками и пытается выгнать Васильеву О.Ф. из дома.
Представитель ответчика министерства социальной политики Красноярского края Бордулева В.А. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №14231-07) исковые требования полагала необоснованными, поскольку истец не является нуждающейся в представлении жилья, проживает по указанному в иске адресу, в семьей дочери, как член семьи собственника жилого помещения. Заключенный с нею договор коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ носит формальный характер, подписан сторонами с целью искусственно создать условия нуждаемости истца в жилом помещении. Кроме того, Васильевой О.Ф. полностью не подтвержден статус вдовы участника ВОВ.
Представитель администрации Партизанского района Красноярского края в зал суда не явился, извещен своевременно, надлежащим образом.
Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В силу статьи 2 ФЗ от 06.05.2010 N 79-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», указанные выше положения статьи 4 распространяются на правоотношении, возникшие с 01.01.2010г.
На основании ст.23.2 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.1).
В силу ст.4 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению (письменному заявлению законного представителя), путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жильем путем строительства.
Пунктом 6 ст.1 Закона Красноярского края «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" действие данного закона распространяется на членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.
Статьей 7 указанного Закона регламентирован порядок принятия решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, предусматривающий издание министерством приказа по итогам рассмотрения созданной им комиссией заявления и документов.
Как установлено по данному делу истец Васильева О.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является вдовой инвалида Великой Отечественной войны. Постановлением администрации Партизанского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ Васильева О.Ф. признана нуждающейся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной политики Красноярского края учетное дело Васильевой О.Ф. отказано в предоставлении ЕДВ по причине отсутствия нуждаемости в предоставлении жилья.
Кроме того, из материалов дела следует, что Васильева О.Ф. проживает в 3-комнатной квартире: по адресу: <адрес>1, общей площадью 62,5 кв.м., жилой 44 кв.м., состоит в нем на регистрационном учете.
Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Ч.Н.В., его супруге Чесноковой Н.П. и сыну Ч.П.Н., приватизирована последними ДД.ММ.ГГГГ. Указанные лица, а также Щ.О.И. (сноха) зарегистрированы в данном жилом помещении.
Иного жилья Васильева О.Ф. не имеет, что следует из представленных в материалах дела справок Управления Росреестра по Красноярскому краю.
ДД.ММ.ГГГГ между Чесноковой Н.П. и Васильевой О.Ф. заключен договор коммерческого найма жилого помещение, предметом которого выступает вышеуказанная квартира, сроком на 8 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением нанимателю преимущественного права на заключение договора найма помещения на новый срок. Согласно акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, истцу передана одна комната с условием оплаты 1000 рублей.
Согласно п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. (ч.1). Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.(ч.2).
Как следует из материалов дела и возражений представителя ответчика основанием для отказа истцу в предоставлении ЕДВ послужило отсутствие нуждаемости истца в жилом помещении, поскольку Васильева О.Ф. проживает совместно и имеет равное право пользование квартирой по адресу: <адрес>1, вместе с членами семьи своей дочери Чесноковой Н.П.
Оценивая представленные в материалах дела доказательства, суд принимает во внимание, что Васильева О.Ф. и члены ее семьи, всего 5 человек, проживают в квартире общей площадью 62,5 кв.м., жилой 44 кв.м., следовательно, на каждого члена семьи истца приходится не менее 12.5 кв.м. общей площади, что превышает учетную норму, установленную Постановлением Главы Партизанского района № 131-п от ДД.ММ.ГГГГ, в размере 9 кв.м.
Доводы стороны истца о том, что Васильева О.Ф. не является членом семьи собственников квартиры Чесноковых, в подтверждение чего представлен договор коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ, не состоятельны, поскольку в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ не подтверждаются какими-либо допустимыми и достаточными доказательствами. Данный договор заключен только с собственником Чесноковой Н.П., с иными собственниками аналогичных соглашений не заключалось. Более того, из пояснений самой Чесноковой Н.П. следует, что с матерью она поддерживает семейные отношения, они ведут общее хозяйство, питаются с одного стола, что свидетельствует о формальном характере данного договора.
Кроме того, в п.11 Постановления Пленума от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» Верховный суд РФ указал, что для признания родителей, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Довод представителя истца о попытках собственника Ч.Н.В. выселить Васильеву О.Ф. из занимаемого ею жилого помещения, суд находит несостоятельным, поскольку доказательств данному факту, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, стороной истца не представлено.
Учитывая изложенное, суд полагает, что в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения факт нуждаемости Васильевой О.Ф. в предоставлении жилого помещения, в связи с чем считает необходимым отказать истцу в заявленных требованиях.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░