№ 2-95/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 февраля 2017 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Оголихиной О.М.
при секретаре Беляевой А.С.
с участием: представителя истцов Козодеровой О.В., Андреевой В.С. – Аксаментова С.С., действующего по доверенностям, представителя ответчика администрации Шуваевского сельского совета Емельяновского района Красноярского края – Струговщиковой О.В., действующей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Андреевой ФИО7 и Козодеровой ФИО8 к администрации Шуваевского сельского совета Емельяновского района Красноярского края, администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края о возложении обязанности предоставления земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Андреева В.С. и Козодерова О.В. обратились в суд с иском к администрации Шуваевского сельского совета Емельяновского района Красноярского края, администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района Красноярского края о возложении обязанности предоставления земельных участков.
В обоснование заявления указывают на то, что являются многодетными гражданами, в связи с чем имеют право на получение земельных участков в собственность бесплатно.
В августе и ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Шуваевского сельского совета <адрес> с заявлениями по вопросу предоставления в собственность земельных участков, Козодеровой О.В. ответ администрацией не дан, Андреевой В.С. сообщено, что в предварительном согласовании испрашиваемого ею земельного участка отказано, так как он расположен вне границ жилой застройки (зона сельскохозяйственного назначения).
В связи с чем, с учетом уточнения от ДД.ММ.ГГГГг., просят:
-обязать администрацию <адрес> принять и выдать Андреевой В.С. и Козодеровой О.В. решение об утверждении схемы расположения земельного участка из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования –для ведения личного подсобного хозяйства, площадью № кв.м с местоположением: Россия, <адрес>, д. Старцево <адрес>, для Андреевой В.С. - в координатах: № с округлением до № в соответствии с Приказом Минэкономразвития России «О внесении изменений в форму схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденную приказом Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГг. (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг., приказ подписан ДД.ММ.ГГГГг. №) и после проведения кадастровых работ и предоставления кадастрового паспорта – принять решение о предоставлении Андреевой В.С. и Козодеровой О.В. вышеуказанных земельных участков в собственность бесплатно в соответствии с требованиями <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>».
В судебное заседание истцы Андреева В.С., Козодерова О.В. не явились, о дне, времени и месте судебного заседания были уведомлены.
В судебном заседании представитель истцов Аксаментов С.С. исковые требования поддержал, пояснил, что истцы являются многодетными гражданами, в связи с чем имеют право на получение земельных участков в собственность, в чем им отказывают либо предлагают земельные участки в местах не имеющих необходимой инфраструктуры (подъезда к участкам, линий электропередач и т.д.). Просил обратить внимание на то, что в требуемых истцами координатах возможно формирование земельных участков, под указанные в заявлении истцов цели и не доказанность ответчиком на отсутствие возможности их формирования.
Представитель ответчика – администрации Шуваевского сельского совета Емельяновского района Красноярского края Струговщикова О.В. просила в иске отказать, указывая на то, что истцы проживают в ином муниципальном районе и обязанность по предоставлению им земельных участков как многодетным гражданам возникает (ранее – у администрации Шуваевского сельского совета, в настоящее время – у администрации Емельяновского района) лишь при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствия многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка. Истцы испрашивают земельные участки под ведение личного подсобного хозяйства, вместе с тем, требуемые ими земельные участки расположены в зоне СХ-2, в зоне сельскохозяйственного использования, в которой земельные участки под ЛПХ предоставляться не могут.
Представитель администрации Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был уведомлен, согласно представленному отзыву на исковое заявление (л.д.28-30), просил в иске отказать.
Представитель МКУ «Управление земельно-имущественных отношений администрации Емельяновского района» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был уведомлен.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими оставлению без удовлетворения, по следующим основаниям.
Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно абз. 7 ст.39.5 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.
Согласно ч.2 ст. <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГг. «О регулировании земельных отношений в <адрес>» (далее –Закон), многодетные граждане, постоянно проживающие на территории <адрес>, имеют право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей: ведение садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства.
Согласно ст. 29.<адрес> № от ДД.ММ.ГГГГг. «О регулировании земельных отношений в <адрес>»
1. Многодетные граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение соответствующими земельными участками. Заявление может быть подано также через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а в случае, если испрашивается земельный участок, поставленный на государственный кадастровый учет, или земельный участок, который может быть образован путем раздела земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет, - кадастровый номер этого земельного участка.
3. К заявлению должны быть приложены следующие документы:
а) копии заполненных страниц паспорта гражданина Российской Федерации, в случае его отсутствия - копия документа, его заменяющего, а также копия документа, подтверждающего место жительства на территории <адрес> (решение суда об установлении факта постоянного проживания, для граждан, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о регистрации по месту жительства или решение суда об установлении факта постоянного проживания);
б) копии документов, подтверждающих супружеские отношения заявителя (свидетельство о заключении брака), родственные отношения заявителя и детей, в том числе если ребенок приходится заявителю пасынком (падчерицей) (свидетельство о рождении ребенка или решение суда о признании членом семьи гражданина);
в) копии документов (правового акта, судебного акта, договора), подтверждающих факт установления опеки (попечительства) над ребенком, передачи ребенка на воспитание в приемную семью, - для опекаемых либо приемных детей;
г) документ, подтверждающий совместное проживание заявителя с детьми (выписка из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги либо акт обследования органом опеки и попечительства условий жизни ребенка в случае, если совместное проживание заявителя с детьми не может быть установлено на основании выписки из финансово-лицевого счета или домовой (похозяйственной) книги), выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления;
д) в отношении детей, достигших возраста 18 лет:
справка об обучении в образовательном учреждении, выданная не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов;
документ, подтверждающий прохождение срочной военной службы по призыву, выданный не ранее чем за один месяц до дня подачи заявления, - для детей, проходящих военную службу по призыву;
копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, - для детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет.
Копии документов должны быть заверены нотариально или представлены с предъявлением оригинала.
В соответствии со ст. 29.4 вышеуказанного Закона при поступлении заявления о предоставлении земельного участка с указанием его местоположения, но без указания его кадастрового номера, если в указанном в заявлении месте может быть образован только один земельный участок, орган местного самоуправления муниципального района или городского округа с учетом зонирования территорий и установленных законодательством требований к образованию земельных участков в месячный срок со дня поступления заявления утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема). В случае если в месячный срок со дня поступления заявления иные заявления о предоставлении земельного участка в указанном месте от многодетных граждан не поступили, в течение 15 дней со дня утверждения схема направляется заявителю. При поступлении иных заявлений о предоставлении в указанном месте земельного участка схема направляется заявителю, поставленному на очередь на предоставление земельного участка ранее иных заявителей. В течение 3 дней со дня направления заявителю схемы иным заявителям направляется отказ в предоставлении земельного участка в указанном месте в порядке, установленном в пункте 3 статьи 29.6 настоящего Закона.
Статья 29.6 вышеуказанного Закона предусматривает основания для отказа в постановке на очередь и в бесплатном предоставлении земельных участков в собственность многодетным гражданам.
Так, в соответствии с положениями ст. 29.6 Закона основаниями для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка являются:а) многодетный гражданин не имеет места жительства в муниципальном районе или городском округе, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок или земли либо земельный участок, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, за исключением случаев, указанных в абзацах третьем, четвертом, пятом пункта 2 статьи 14 настоящего Закона;
б) реализация заявителем права на бесплатное получение земельного участка по основанию, установленному в пункте 2 статьи 14 настоящего Закона;в) несоответствие заявителя требованиям, установленным в подпункте "а" пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, или непредставление заявителем документов, указанных в статье 29.1 настоящего Закона.
2. Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка являются:а) поставленный на государственный кадастровый учет земельный участок, который испрашивается заявителем или из которого может быть образован испрашиваемый заявителем земельный участок, в соответствии с категорией земель или видом разрешенного использования не может быть использован для цели, указанной в заявлении, находится во владении, пользовании третьего лица или осуществляется его предоставление в собственность за плату или в аренду, в том числе путем проведения торгов (конкурсов, аукционов);б) в отношении испрашиваемого заявителем земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в случаях, установленных в статьях 29.3 - 29.5 настоящего Закона, подано заявление о предоставлении многодетным гражданином, поставленным на очередь на предоставление земельного участка ранее заявителя;в) изъятие испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, из оборота;г) ограничение испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, в обороте за исключением случая, если федеральным законом разрешено предоставлять этот земельный участок или земли в частную собственность;д) установление федеральным законом запрета на приватизацию испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован;е) резервирование испрашиваемого земельного участка или земель либо земельного участка, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, для государственных или муниципальных нужд;ж) несоответствие заявителя требованиям, установленным в подпункте "а" пункта 1 статьи 14 настоящего Закона, за исключением требования к возрасту детей, в случае если заявитель поставлен на очередь на предоставление земельного участка.3. При отказе в предоставлении земельного участка по основанию, установленному в подпункте "ж" пункта 2 настоящей статьи, заявитель снимается с очереди на предоставление земельного участка.При отказе в предоставлении земельного участка по иным основаниям заявитель не снимается с очереди, ему разъясняется возможность обращения с заявлением о предоставлении другого земельного участка, доводится информация о размещении на едином краевом портале "<адрес>" в сети Интернет перечня, указанного в пункте 2 статьи 29.7 настоящего Закона, а также направляется извещение в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 29.2 настоящего Закона. При этом при подаче в орган, принявший решение об отказе в предоставлении земельного участка, нового заявления должен быть повторно представлен только документ, указанный в подпункте "г" пункта 3 статьи 29.1 настоящего Закона, представление иных документов не требуется.
Из материалов дела следует, что истцы являются многодетными гражданами, имеющими право на получение земельного участка в соответствии с положениями вышеуказанного Закона, что ответчиками в судебном заседании не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГг. Козодерова О.В. обратилась с заявлением в администрацию Шуваевского сельского совета <адрес> о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного -№ восточнее ориентира: <адрес> <адрес> в зоне жилой усадебной застройки (Ж.1) площадью №.м для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГг. «О регулировании земельных отношений в <адрес>», согласно прилагаемой к заявлению схеме (л.д.10,11,12,13).
Андреева В.С. ДД.ММ.ГГГГг. обратилась с аналогичным заявлением о предоставлении ей в собственность земельного участка, расположенного № восточнее ориентира: <адрес> <адрес> <адрес> в зоне жилой усадебной застройки (Ж.1) площадью №м, согласно прилагаемой схеме (л.д.15,16,17,18).
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГг. Андреевой В.С. администрацией Шуваевского сельского совета <адрес> сообщено о том, что согласно утвержденным Правилам землепользования и застройки, документам градостроительного зонирования, генеральному плану застройки и развития территории, испрашиваемый земельный участок расположен вне границ жилой застройки (зона сельскохозяйственного назначения), в связи с чем согласование поданного документа не представляется возможным. Андреева В.С. поставлена на очередь на получение земельного участка для многодетной семьи, номер в очереди 1390 (л.д.19).
ДД.ММ.ГГГГг. Козодерова О.В. обратилась с повторным заявлением в администрацию Шуваевского сельского совета <адрес>, в котором, просила о предоставлении земельного участка большего по площади – №м, и, уточнив зону его предоставления – <данные изъяты> (л.д.55-56).
Письмом администрации Шуваевского сельского совета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГг. Козодеровой О.В. сообщено, что испрашиваемый ею земельный участок согласован по ранее поданному заявлению, в связи с чем предоставить его не представляется возможным.
Дополнительно сообщено, что, согласно очередности, Козодеровой О.В. был предложен земельный участок, расположенный в <адрес> № <адрес> участок № (л.д.59).
По смыслу Закона, гражданин, претендующий на получение земельного участка, в данном случае – многодетным семьям, в силу вышеназванных положений Закона, может обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением о его предоставлении и тогда, обязанность по формированию земельного участка и его предоставления возлагается на соответствующий орган, уполномоченный на распоряжение земельным участком либо испрашивать конкретный земельный участок (с указанием его координат, если участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет), но, в таком случае, обязанность доказать возможности формирования испрашиваемого земельного участка в конкретных координатах поворотных точек, нахождения его в соответствующей территориальной зоне, в которой возможно формирование земельного участка для испрашиваемых в заявлении целей, возлагается на лицо, №
№ с положениями ст. 56 ГПК РФ, истцами не представлено.
Принимая во внимание то, что схемы расположения земельных участков, испрашиваемых истцами в уточнении к иску от ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГг. подготовлены с нарушением требований Закона о кадастре № и Приказа №, что не позволяет вынести в натуру поворотные точки требуемых истцами земельных участков, соответственно, определить наличие или отсутствие наложений на иные земельные участки, определить вероятность возникновения иных препятствий в формировании земельных участков, не доказанности истцами возможности формирования земельных участков в требуемых координатах для целей, заявленных в иске, оснований для удовлетворения исковых требований судом не установлено.
Поскольку судом принято решение об отказе в удовлетворении заявленных Андреевой В.С. и Козодеровой О.В. исковых требований, принятые определением Емельяновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. меры по обеспечению иска (л.д.60) подлежат отмене.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Андреевой ФИО9 и Козодеровой ФИО10 о возложении на администрацию Емельяновского района Красноярского края обязанности принять и выдать Андреевой В.С. и Козодеровой О.В. решение об утверждении схемы расположения земельного участка из категории земель – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью № с местоположением: Россия, <адрес> <адрес>, для Андреевой В.С. - в координатах: № в соответствии с Приказом Минэкономразвития России «О внесении изменений в форму схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, утвержденную приказом Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГг. и после проведения кадастровых работ и предоставления кадастрового паспорта – принять решение о предоставлении вышеуказанных земельных участков в собственность бесплатно, в соответствии с требованиями <адрес> «О регулировании земельных отношений в <адрес>» - оставить без удовлетворения.
Отменить меры по обеспечению иска, наложенные определением Емельяновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. в виде запрета администрации Шуваевского сельского совета <адрес> совершение распорядительных действий в отношении
- земельного участка площадью № кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в № восточнее ориентира: <адрес>, <адрес>, <адрес> в зоне жилой усадебной застройки (№
- земельного участка площадью № кв.м для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного в № восточнее ориентира: <адрес>, <адрес>, <адрес> в зоне жилой усадебной застройки (№
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (06 марта 2017г.), путем подачи жалобы через Емельяновский районный суд Красноярского края.
Копия верна
Судья О.М. Оголихина