Дело № 2-1417/2017 07 июля 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
в составе председательствующего судьи Сидорович Е.В.,
при секретаре Лопаткиной Е.А.,
с участием истца Кафарен А.В.,
представителя ответчика: Вродливец А.В.,
прокурора Гучановой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по иску Кафарен Анастасии Владимировны к Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного осуждения,
УСТАНОВИЛ:
Кафарен А.В. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного осуждения.
В обоснование иска указала, что приговором Магаданского городского суда от 22 июня 2015 года истец была осуждена по ч. № ст. № Уголовного кодекса РФ к наказанию в виде № лишения свободы условно, с испытательным сроком 3 года. Постановлением суда кассационной инстанции Магаданского областного суда от 17 марта 2017 года указанный приговор в отношении Кафарен А.В. отменен, производство по делу прекращено, истец признана невиновной в совершении преступления.
Поскольку в результате незаконного осуждения истцу был причинен моральный вред, просит суд взыскать компенсацию в размере 120000 руб. 00
В судебном заседании истец требования поддержала, суду пояснила, что наличие судимости повлияло на возможность трудоустроиться, что повлекло невозможность своевременной и в полном объеме оплаты коммунальных услуг, оплаты посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.
Представитель ответчика в судебном заседании согласился с наличием у истца права требования компенсации морального вреда, но полагал сумму компенсации завышенной.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, о его месте и времени извещен надлежащим образом, в настоящее время отбывает наказание в ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области.
Заслушав участников процесса, исследовав доказательства, представленные в дело, материалы уголовного дела № в отношении Кафарен А.В., материалы уголовного дела в отношении № в отношении Васильева Е.О., материал №, выслушав заключение прокурора, полагавшей необходимым удовлетворить исковые требования в разумном пределе, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и должностных лиц.
Данная конституционная норма реализуется путем закрепления в статье 1070 Гражданского кодекса РФ обязанности возместить вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
Статьей 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения подписки о невыезде.
В силу ст. 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.
Как следует из материалов дела 23 марта 2015 года СЧ СУ УМВД России по Магаданской области в отношении Кафарен А.В. возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч№ Уголовного кодекса РФ.
23 марта 2015 года обвиняемой Кафарен А.В. избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
Приговором Магаданского городского суда от 22 июня 2015 года Кафарен А.В. осуждена по ч. № ст. № Уголовного кодекса РФ к ДД.ММ.ГГГГ лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года, с возложением обязанности не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного; принять меры к трудоустройству и трудиться; своевременно являться в специализированный государственный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденного, для отчета в своем поведении.
Постановлением суда кассационной инстанции от 17 марта 2017 года производство по уголовному возобновлено ввиду вновь открывшихся обстоятельств, приговор Магаданского городского суда от 22 июня 2015 года в отношении Кафарен А.В. отменен, производство по уголовному делу прекращено в связи с отсутствием в деянии состава преступления.
При рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции было установлено, что незаконное осуждение Кафарен А.В. явилось следствием незаконных действий оперуполномоченного УМВД России по Магаданской области Васильева Е.О. при исполнении им служебных обязанностей, который, занимая должность оперуполномоченного межрайонного отдела по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности и противодействию незаконному обороту наркотиков управления уголовного розыска Управления МВД России по Магаданской области, желая улучшить показатели своей работы по выявлению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, вступил с содержащимся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Магаданской области осужденным Е.. в преступный сговор, направленный на неоднократное искусственное создание признаков преступлений, предусмотренных ст. № Уголовного кодекса РФ, их документирование и последующее использование в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел.
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Кафарен А.В. незаконно была осуждена, а впоследствии производство по уголовному делу в отношении нее прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступления и признано право на реабилитацию, суд приходит к выводу о том, что она приобрела право на взыскание компенсации морального вреда.
Разрешая вопрос о размере компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно разъяснениям, данным в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу ст. 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии с п. 9, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2011 года N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса РФ, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве" основанием для возникновения у лица права на реабилитацию является постановленный в отношении его оправдательный приговор или вынесенное постановление (определение) о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) по основаниям, указанным в части 2 статьи 133 Уголовно-процессуального кодекса РФ, либо об отмене незаконного или необоснованного постановления о применении принудительных мер медицинского характера.
При определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости. Мотивы принятого решения о компенсации морального вреда должны быть указаны в решении суда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", при рассмотрении требований о компенсации причиненного гражданину морального вреда необходимо учитывать, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
С учетом личности истца, длительности уголовного преследования, избрания в отношении нее меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, того обстоятельства, что под стражей Кафарен А.В. не содержалась, назначении наказания в виде лишения свободы условно, то есть фактически не связанного с лишением свободы, факта незаконного уголовного преследования, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в размере 30000 руб. 00 коп., оснований для удовлетворения исковых требований в ином размере суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Кафарен Анастасии Владимировны к Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного осуждения, удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кафарен Анастасии Владимировны компенсацию морального вреда, причиненного в результате незаконного осуждения, в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек, отказав в остальной части заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить срок изготовления мотивированного решения – 12 июля 2017 года.
Судья Е.В. Сидорович
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>