Дело № 411/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 апреля 2015 года.
Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Ивановой С.Ю.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю,
у с т а н о в и л:
Администрация Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обратилась в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю.
Заявление мотивировано следующим.
На основании и во исполнение требований Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 года № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», от 04.09.1992 года № 708 «Об порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» администрацией Костромского района были приняты постановления от 14.12.1992 года № 264-в «О реорганизации совхоза «Заволжский», от 31.05.1993 года № 112-6 «О дополнительной передаче земель в собственность по хозяйствам района и об организации фермерских хозяйств».
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений (статья 11 Земельного кодекса РФ) относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям поселений отнесено, в том числе: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения.
Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность, устанавливаются и определяются Федеральным законом от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Невостребованными земельными долями согласно ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Кроме того, невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно ст. 1151 ГК РФ, в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущества умершего считается выморочным. Иное выморочное имущество (не являющееся жилым помещением) переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
Впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел, по которым затрагиваются вопросы наследования, от имени российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов.
Земли ЗАО «Заволжское», находящиеся в границах земель Самсоновского сельского поселения, были предоставлены в общую долевую собственность физическим лицам на основании Постановления Главы администрации Костромского района № 96 от 22.03.94 г. Однако, до настоящего времени некоторые доли являются - собственники долей не передали земельные участки в аренду или не распорядились ими иным образом в течение трех лет.
Макаров А.Я., ДДММГГГГ, являлся одним из собственников земельной доли ЗАО «Заволжское». Согласно сведениям отдела записи актов гражданского состояния по Костромскому муниципальному району Макаров А.Я. скончался ДДММГГГГ До настоящего времени никто на земельную долю, принадлежащую Макаров А.Я. (свидетельство серия №), свои права не заявил.
Соблюдая порядок, предусмотренный Федеральным законом № 101-ФЗ администрацией Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Указанный список был опубликован в средствах массовой информации - газете «Волжская новь» № 17 от 02.05.2012 г., кроме того, список был размещен на официальном сайте администрации Костромского муниципального района в сети «Интернет», а также размещался на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности, проведение которого было осуществлено 30.11.2012 г. При этом о дате проведения данного собрания была размещена информация в СМИ - газете «Северная правда» № 79 от 10.10.2012 г. и «Волжская новь» № 40 от 10.10.2012 г.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Однако, в отношении земельной доли Макаров А.Я. таких заявлений ни от кого не поступило.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Постановлением администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района от 29.04.2013 г. № 26 список невостребованных земельных долей был утвержден.
Орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными (ст. 12.1 Федерального закона № 101-ФЗ).
На основании изложенного и со ссылками на ст. 12.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 59 ЗК РФ и ст. 22 ГПК РФ просили признать право муниципальной собственности Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района на земельную долю сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности, ранее принадлежащую Макаров А.Я., общей площадью 5,3 га, расположенную на земельном участке ЗАО «Заволжское» на территории Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района.
В судебном заседании представитель администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Лебедева М.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам и доводам, изложенным в заявлении.
Ответчик Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, своего представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не направили, об отложении дела не просили.
Третье лицо администрация Костромского муниципального района Костромской области своего представителя в судебное заседание не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, возражений относительно заявленных требований не направили, об отложении дела не просили.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Указу президента Российской Федерации № 1767 от 27.10.1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные земли, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан - работников предприятий, в соответствии с которым постановлением Главы администрации Костромского района от 22 марта 1994 года № 96 земельные паи, в том числе ТОО «Заволжское» закреплены в собственность за членам ТОО.
На основании указанного постановления гражданам, в том числе Макаров А.Я., выданы свидетельства о праве собственности на земельную долю (долю в праве собственности на земельный участок).
Судом установлено, что Макаров А.Я. умер ДДММГГГГ, никто из наследников в права наследства после его смерти не вступал.
При жизни собственник земельной доли также не распоряжался ею и не принимал никаких мер по надлежащему использованию находящихся в долевой собственности земель сельскохозяйственного назначения.
Это обстоятельство негативно отражается на состоянии сельскохозяйственных угодий, что приводит к их порче и невозможности впоследствии пользоваться ими по целевому назначению.
Согласно ч. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
В целях соблюдения прав граждан в газете «Волжская новь» от 02 мая 2012 года за № 17 опубликован список невостребованных земельных долей.
В обращении администрации Самсоновского сельского поселения, опубликованном в газетах «Северная правда» от 10 октября 2012 года № 79 и «Волжская новь» от 10 октября 2012 года за № 40 участники долевой собственности ЗАО «Заволжское» информировались о проведении общего собрания 30 ноября 2012 года.
Протоколом общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения от 30 ноября 2012 года зафиксирована неявка участников долевой собственности.
Частью 7 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлено, что с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Согласно ч. 3 ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» постановлением администрации Самсоновского сельского поселения № 36 от 29.04.2013 года утвержден список невостребованных земельных долей ЗАО «Заволжское».
Сведений о регистрации долей указанного земельного участка за Макаров А.Я., либо его правопреемниками в материалах дела отсутствуют.
Поскольку указанный участник не реализовал своего права о распоряжении земельной долей более трех лет, в силу ч. 8 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» указанное обстоятельство явилось основанием для обращения администрацией Самсоновского сельского поселения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
С учетом изложенного, при отсутствие в течение трех лет распорядительных действий со стороны собственника земельной доли или наследников, суд приходит к выводу о том, что администрацией сельского поселения в соответствии с требованиями закона было опубликовано сообщение о наличии невостребованных земельных долей, со списком граждан, которым было предложено реализовать это право, и со дня опубликования сообщения истекли установленные законом для обращения за оформлением права на земельную долю 90 дней, однако, до настоящего времени наследники умерших, не вступившие в наследство и не оформившие своих прав собственности на земельные участки в установленном законом порядке, не обратились с заявлением и необходимыми документами.
Учитывая изложенное, суд находит требования администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194, ч.4 ст.198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования администрации Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании права муниципальной собственности на земельную долю, удовлетворить.
Признать за муниципальным образованием - Самсоновское сельское поселение Костромского муниципального района Костромской области право муниципальной собственности на земельную долю, ранее принадлежавшую Макаров А.Я., общей площадью 5,3 га, расположенную на земельном участке ЗАО «Заволжское» на территории Самсоновского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Федеральный судья С.Ю. Иванова