Дело 2-337\14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи: Тарасова А.Н.,
при секретаре: --6,
с участием:
истца – --1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--1, --4, --2, --3
к
администрации муниципального образования --, администрации Новокиевского сельсовета --
о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и возложение обязанности включить в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество,
Установил:
--1, --4, --2, --3 действуя в отношении себя и --10 года рождения --7 обратились в суд с иском к администрации муниципального образования --, и администрации Новокиевского сельсовета -- и просят суд;
-1) признать пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включить в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для предоставления финансовой помощи по частичной утрате имущества;
-2) возложить обязанность на администрацию -- включить
--1, --4, --2, --3, --5
в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков на территории села Новокиевский Увал, --, для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество.
В обоснование предъявленных требований в исковом заявлении указано, что согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч.1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации - обильного выпадения осадков.
В августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера - обильного выпадения осадков, на территории Новокиевского сельсовета --, наш дом, расположенный по адресу: --, Заводская 34 был поврежден.
Указанное жилое помещение принадлежит им на праве собственности от --.
В результате чрезвычайной ситуации поврежден фундамент дома, появились трещина на стенах дома, вымыт фундамент печи, появилась плесень на стенах дома, короб для хранения овощей восстановлен
Данное обстоятельство подтверждается актами осмотра жилого помещения: депутатским актом от -- повторным актом межведомственной комиссии, созданной администрацией -- от -- г.
Принимая во внимание факт нашего проживания в указанном доме с 1979 года, факт порчи принадлежащего нам имущества, они обратились в администрацию Новокиевского сельсовета о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения за счет средств федерального бюджета финансовой помощи при частичной утрате имущества. Администрация Новокиевского сельсовета признала их пострадавшими и включила в список -- порядковый номер семьи 112.
Однако, по поручению Министерства пожарной безопасности и гражданской защиты --, данный список вернули для организации повторной проверки предоставленного списка и обосновывающих документов. Вновь созданная межведомственная комиссия при администрации --, проведя повторное обследование и сделав заключение об отсутствии факта частичной утраты имущества, о чём составила соответствующий акт.
Поскольку, подтопление жилого дома в ходе чрезвычайной ситуации привело к повреждению конструктивных его элементов, полагают, что имеют право на финансово помощь за частично утраченное имущество.
В процессе подготовки материалов гражданского дела к судебному разбирательству, уточняя исковые требований судом разрешено заявление истца --1 как собственника поврежденного домовладения об исключении из списка истцов --4, --2 и --3, не являющихся собственниками поврежденного в результате ЧС домовладения по адресу -- --., в связи с чем суд исключил из списка истцов --4, --2, --3, --7 не являющихся собственниками, определив надлежащую сторону истца в лице --1
В письменном отзыве Ответчик глава администрации -- --8 по существу заявленных требований возражений не имел, полагая постановить решение на усмотрение суда.
В письменном отзыве представитель Ответчика администрации Новокиевского сельсовета -- по существу заявленных требований возражал полагал что списки граждан на получение финансовой помощи оформляются органом местного самоуправления муниципальных районов.
Третье лицо – Министерство финансов --, в отношении требований истцов возражало, полагая об отказе в их удовлетворении.
Письменные отзывы стороны ответчиков приобщены к материалам гражданского дела.
На основании ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом в отсутствии стороны ответчиков третьих лиц министерства финансов администрации --, не возражавших о рассмотрении материалов дела без их участия.
В судебном заседании истец --1 подтвердил обстоятельства указанные в исковом заявлении, он настаивал на удовлетворение исковых требований, пояснив суду, что после проведения -- повторного обследования его домовладения были установлены обстоятельства, повреждений конструктивных элементов домовладения, виде разрыва фундамента дома, наличие трещин в стенах кладки дома. Им отказано о включение их в списки граждан для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущество, в виде поврежденного дома, глава района предложил обратится в суд. Считает, что глава -- утвердив акт от -- о фактической частичного утрате имущества в виде повреждений жилого дома в результате ЧС, в своем письме утверждает обратное, и рекомендует обращаться в суд.
Выслушав объяснение истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с правилами ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду спорящими сторонами.
В настоящем судебном заседании суд рассматривает дело по имеющимся в нём доказательствам представленным суду спорящими сторонами.
Статьей 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характерам закреплено право граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. При этом определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Исходя из этого право гражданина на возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайных ситуаций, не носит абсолютный и безусловный характер, подлежит осуществлению в установленном законодательством порядке.
Распоряжением губернатора -- от -- № 123-р в целях защиты населения и территорий -- в -- введен режим чрезвычайной ситуации.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).
Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Постановлением -- от -- -- установлен Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда --.
В настоящее время также действует Указ Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --».
Для реализации пункта 6 названного Указа Президента РФ --, в период возникших спорных правоотношений между сторонами было принято, и действовало, Постановление -- от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, помощи источником финансового обеспечения которого являются средства федерального бюджета» которым был утвержден Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 г., помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями -- - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --» предусмотрено Правительству Российской Федерации до -- принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории --, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи за частично утраченное имущество
Из требований приведенных правовых актов следует, что соответствующая единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 г., у которых пострадало личное имущество, находящееся в указанном жилом доме или на придомовом участке; а финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается таким гражданам в случае повреждения их жилого помещения.
Как установлено судом истец --1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу; --, что подтверждается свидетельством о регистрации права от --.
Из материалов технического паспорта жилого дома, установлено что жилой истца -- года постройки расположен по адресу -- --.
Согласно вышеназванным Методическим рекомендациям по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории -- (п. 3.3), с целью установления ущерба, созданная местной администрацией комиссия в течение трех календарных дней со дня поступления от гражданина заявления осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.
Из акта обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, составленного --, в котором зафиксированы обстоятельства о том, что в результате ЧС - наводнения, обильное выпадение осадков произошедших со 2.08. 2013 года на территории Новокиевского сельсовета --, в жилом доме по адресу -- установлены обстоятельства наличия 30-40 см уровня воды в подполье, подполье частично обрушено, появилась сырость, грибок.
Вместе с тем, суду представлен новый акт обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, произошедшего с -- в -- составленный уполномоченной комиссией от -- утвержденный главой --.
Исходя из данных акта, комиссия установила обстоятельства трещин штукатурного слоя стен дома, трещин в стенах кладки и фундаменте дома, разрыва фундамента с восточной стороны.
В связи, с чем комиссия пришла к выводу об установлении факта частичной утраты истцами имущества вследствие чрезвычайной ситуации и наличии у пострадавшей и членов её семьи права на соответствующую финансовую помощь в сумме 250 тысяч рублей. Как следует из доводов спорящих сторон указанный акт стороны не оспаривают.
При этом суд не усматривает взаимоисключающих противоречий между составленными актами обследования от -- и актом обследования от -- года.
Первый акт, зафиксировал ссылки на конкретные повреждения жилого помещения истца и подтверждает факт подтопления жилого дома истца, а в составленном позднее актом от 21.02. 2014 г. фиксируется уже фактические обстоятельства повреждений конструктивных элементов домовладения, наличие трещин на южных стенах, разрывы фундамента дома в результате ЧС 2013 года
Вместе с тем судом установлено, что истец и ранее числился в списках граждан пострадавших в результате ливневых дождей сопровождающих паводком на территории Новокиевского сельсовета --, для оказания им финансовой помощи из резерва фонда Правительства.
Однако согласно Протоколу -- от -- заседания оперативного штаба по организации и контролю выполнения мероприятий по защите наводнения комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности рекомендовано, с целью материальной и финансовой помощи, предложено проведение повторных адресных проверок с составлением повторных актов обследования жилых домов. Обстоятельства проведение повторной комиссионной проверки от 21. 02.2014 года жилого дома истцов свидетельствуют о конструктивных изменениях и повреждений домовладения истца в результате ЧС, и необходимости оказания им финансовой помощи в сумме 250 (сто пятьдесят) тысяч рублей.
При таких обстоятельствах, и с учетом наличия в деле не оспариваемых доказательств, достоверно устанавливающих фактические обстоятельства о конструктивных повреждений домовладения истца в результате ЧС, суд считает о наличие у истца права быть включенными в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, для получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, за счет бюджетных средств.
Доводы, изложенные в письменном отзыве представителя третьего лица- Министерства --, об отсутствие у истцов права на получения финансовой помощи за частично утраченное имущество, за счет бюджетных средств в связи с тем, что право на выплату компенсаций за частично утраченное имущество, и за повреждение конструктивных элементов жилого помещения, а истцом не представлены доказательства наличий повреждений конструктивных элементов жилого помещения, по мнению представителя министерства финансов --, акт обследования утраченного имущества от -- следует признать ненадлежащим доказательством, по причине отсутствия причинно следственной связи между ЧС и наступившими последствиями, суд признает безосновательными по следующим основаниям.
Так, Статьей 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", определены права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуациях, установлено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Президент Российской Федерации в своем Указе от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области»,
определяет их в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения и области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а обстоятельства введения на территории Амурской области ЧС в целях защиты населения и территорий определены распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 г. № 123-р.
Судом установлены фактические обстоятельства отсутствий взаимоисключающих противоречий между составленными актами обследования от --и актом обследования от -- года, поскольку первый акт, только содержит ссылки на конкретные повреждения жилого помещения истца, и подтверждает факт подтопления жилого дома истцов, а в составленном позднее актом о 21.02. 2014 г. фиксируется уже фактические обстоятельства частичной утраты имущества истцов, вызванной таким подтоплением. Вместе с тем судом установлено, что истец уже ранее числился в списках граждан пострадавших в результате ливневых дождей сопровождающих паводком на территории Новокиевского сельсовета --, для оказания им финансовой помощи из резерва фонда Правительства.
Повторный акт от -- обследования полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации - наводнения и обильных осадков, произошедшего с -- в -- составлен уполномоченной на это комиссией, согласован с руководителем гражданской обороны на территории --, и утвержден главой --. Данный акт, как доказательство, суд признает достоверным допустимым и достаточным доказательством подтверждающим о повреждениях конструктивных элементов домовладения, в виде наличие трещин на южных стенах, разрывы фундамента в результате ЧС 2013 года, и о наличии у истца --1 права быть включенным в списки граждан на оказание финансовой помощи за частично утраченное имущество.
С учетом установленных обстоятельств, и в соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению постановленное решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Учитывая наличие и характер чрезвычайной ситуации, срочность государственной помощи, оказываемой потерпевшим, и объективную нуждаемость в ней, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Суд разъяснил сторонам, что обращение решения к немедленному исполнению не является препятствием для его обжалования всеми заинтересованными лицами в установленные законом сроки и в установленном порядке.
Оценив, в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, представленные суду спорящими сторонами доказательства, и учитывая, что истцами в соответствии правил ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, были суду представлены достоверные, допустимые и достаточные доказательств подтверждающие о наличии у истца права на компенсацию за частично утраченное имущество, находящееся по адресу; -- в результате ЧС, в период июля- августа ЧС на территории Новокиевского сельсовета --.
В судебном заседании установлены обстоятельства о вынужденном обращении истца в суд за защитой своих прав на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество в результате ЧС, и данное право, по мнению суда, истцы не могут реализовать уже длительное время.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ --1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ --1 ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ --, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ --, ░ ░░░░░░░░ --1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ -- ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ --.
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░.