Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Сызрань 12 марта 2013 года
Сызранский городской суд Самарской области в составе председательствующего судьи Кислянниковой Т.П.
при секретаре Зиборовой М.С.
с участием адвоката Карповой Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-26/13 по иску ФИО1 к Администрации г.о. Сызрань, жилищному отделу Администрации г.о. Сызрань о признании непригодным для проживания жилого дома, признании права на предоставление жилого помещения вне очереди,
У с т а н о в и л:
Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о признании непригодным для проживания с 2005 года жилого дома общей площадью 38,2 кв.м., жилой площадью 22,8 кв.м, расположенного по адресу: ******, 1/3 доля которого принадлежит ей на праве общей долевой собственности, признании права на включение в списки нуждающихся в получении вне очереди жилого помещения. В обоснование своих требований истица указала, что по договору купли-продажи земельного участка с жилым домом от 22.07.1997г. за ней зарегистрирована 1/3 доля в праве на жилой дом и 1/3 доля в праве на земельный участок, расположенные по адресу: г******. Согласно справки ГУП ЦТИ от 09.12.2011г. №3552 по данным инвентаризации 08.12.2011г. указанный жилой дом снесен. Сведений о том, когда снесен дом, справка не содержит. Согласно сообщению Государственной жилищной инспекции № к-6819 от 21.11.2005г. со ссылкой на акт обследования жилищно-бытовых условий от 26.10.2005г. дом был непригоден для проживания. По вопросу признания его непригодным для проживания истице рекомендовано обратиться в суд. В 1999 году в возрасте 13 лет истица была помещена в детский дом на полное государственное обеспечение в связи с лишением ее родителей родительских прав. В 2011 году истица обратилась в Управление по делам семьи, материнства и детства при Администрации г.о. Сызрань с заявлением о постановке на очередь для внеочередного получения жилья, однако истице отказано в связи с тем, что по данным ГУП ЦТИ она является собственником 1/3 доли жилого дома. Дом стал непригоден для проживания в период ее обучения и нахождения на государственном иждивении, однако истица не имела возможности встать на учет, поскольку жилой дом не признан непригодным для проживания. Сообщением № 124 от 19.07.2012г. Межведомственная комиссия при Администрации г.о. Сызрань отказала истице в принятии решения о признании жилого помещения непригодным для проживания со ссылкой на п.8 ч.1 ст.14 ЖК РФ и отсутствие полномочий.
Определением суда от **** года требования истицы ФИО1 о признании права на включение в списки нуждающихся в получении жилого помещения вне очереди выделены в отдельное производство (гражданское дело № 2-3888/12). Определением суда от **** года по гражданскому делу №2-3888/12 исковое заявление ФИО1 к Администрации г.о.Сызрань о признании права на включение в списки нуждающихся в получении жилого помещения вне очереди оставлено без рассмотрения, поскольку истицей не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, истица не обращалась в Администрацию г.о.Сызрань с заявлением о постановке на учет на предоставление жилого помещения вне очереди. Администрация г.о. Сызрань не отказывала истице в постановке на учет на внеочередное предоставление жилого помещения. Определение суда вступило в законную силу.
В ходе судебного разбирательства истица исковые требования уточнила (заявление об уточнении исковых требований от ****.), просит признать непригодным для проживания с 2005 года жилого дома общей площадью 38,2 кв.м., жилой площадью 22,8 кв.м, расположенный по адресу: ******, 1/3 доля которого принадлежит истице на праве общей долевой собственности, а также просит признать за ней право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, в связи с признанием принадлежащего ей жилого помещения непригодным для проживания и обязать Администрацию г.о.Сызрань включить ее в отдельный список, ссылаясь на то, что в настоящее время она поставлена на общий учет в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании Постановления Администрации г.о. Сызрань № 3724 от 28.12.2012 г. за номером 3264 с составом семьи 2 человека.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные выше, дополнив, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения она обратилась в Администрацию г.о. Сызрань в 2012 году, в заявлении она указывала, что ее дом снесен – не пригоден для проживания. В жилом доме по адресу: ****** не проживает с 1999 года, с момента помещения ее в детский дом. В настоящее время жилья она не имеет, проживает на съемной квартире.
Представитель Администрации г.о. Сызрань – Бабак Т.Д. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что оснований для признания жилого дома непригодным для проживания с 2005 года не имеется, также отсутствуют основания для постановки истицы на внеочередное получение жилья.
Представитель жилищного отдела Администрации г.о. Сызрань – Кузнецова Т.П. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истица обратилась в жилищный отдел ****. с заявлением о предоставлении ей жилого помещения по договору социального найма на общих основаниях. О постановке во внеочередном порядке от истицы заявления не поступало. Если бы истица указала в заявлении, что просит поставить в список на внеочередное получение жилья, ей было бы отказано, поскольку истицей не представлены доказательства, что жилой дом по ****** признан в установленном законом порядке непригодным для проживания.
Представитель Межведомственной комиссии при Администрации г.о.Сызрань – Пегов С.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что истица обращалась в Межведомственную комиссию при Администрации г.о.Сызрань с заявлением о признания не пригодным для проживания жилого дома по адресу: ****** с 2005 года. Комиссией было отказано в принятии решения о признании жилого помещения непригодным для проживания, поскольку межведомственная комиссия создана в апреле 2009 года, у комиссии отсутствуют полномочия по признанию непригодным для проживания жилого дома принадлежащим гражданам на праве собственности.
Представитель УПВСМиД - органа опеки и попечительства – Новоженина Т.Ю. в судебном заседании исковые требования оставила на усмотрение суда, пояснив, что ранее истица относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На очередь на получение жилого помещения ранее не могла быть поставлена, поскольку являлась собственником доли жилого дома по адресу: ******.
Проверив дело, заслушав объяснения истца, представителя ответчиков, третьих лиц, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно договору купли-продажи (купчей) земельного участка с жилым домом от 22 июля 1997 года истице ФИО1 на праве собственности принадлежат 1/3 доля в праве общей собственности на жилой дом и 1/3 доля в праве общей собственности на земельный участок, расположенные по адресу: ******. Данный договор был зарегистрирован в БТИ по реестру ***.
В указанном жилом доме истица проживала с родителями и братьями до 1999 года.
По данным инвентаризации Сызранского филиала ГУП «ЦТИ» от **** года указанный выше жилой дом снесен.
Решением Сызранского городского суда от **** года родители ФИО1 (до брака ФИО3) ФИО1 – ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении дочери.
Постановлением Администрации г.о.Сызрань от 20.09.1999г. №1276 истица была переведена в специальный (коррекционный) детский дом для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии, была помещена на полное государственное обеспечение. В детском доме находилась до 2003 года.
После выпуска из детского дома истица продолжила обучение в Усольском сельскохозяйственном колледже, проживала в общежитии колледжа. Обучалась в колледже до 2006 года.
Согласно сообщения Государственной Жилищной инспекции Самарской области от **** года в доме по вышеуказанному адресу проживал отец ФИО1 (до брака ФИО3) Е.В. – ФИО3, дом находился в пригодном для жилья состоянии, что подтверждается актами о сохранности жилья несовершеннолетних. В ходе обследования ****. установлено, что ФИО3 в данном доме не проживает, производит его разбор с последующей распродажей. В целях пресечения указанных действий ФИО3 и защиты жилищных прав ФИО1, органы опеки и попечительства г.Сызрани в октябре 2005 года обратились с ходатайством в городскую прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования по факту неправомерных действий ФИО3 и возмещения причиненных убытков. Как следует из акта обследования жилищно-бытовых условий ФИО3 от 26.10.2005г., от дома остались только внешние стены, фасад, вследствие чего дом по адресу: ****** стал непригоден для проживания. По вопросу признания вышеуказанного жилого помещения не пригодным для проживания истице рекомендовано обратиться в суд. По вопросу предоставления истице другого жилого помещения сообщено, что в соответствии со ст.ст.49,51 ЖК РФ истица может быть принята на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в установленном порядке на общих основаниях в администрации г.Сызрани, после получения заключения о непригодности для проживания дома №*** по ул. ****** г.Сызрани.
В декабре 2011 года ФИО1 обращалась в Управление по вопросам семьи, материнства и детства Администрации г.о. Сызрань с заявлением о постановке ее на очередь для внеочередного получения жилья, однако в этом ей было отказано, поскольку на момент обращения она достигла возраста 26-ти лет, по сведениям Сызранского филиала ГУП «ЦТИ» она является собственником 1/3 доли указанного выше жилого дома.
В январе 2012 года ФИО1 обращалась в суд с иском к Администрации городского округа Сызрань и Управлению по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья. Решением Сызранского городского суда от 15 февраля 2012 года исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа Сызрань и Управлению по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилья, оставлены без удовлетворения. Решение суда вступило в законную силу.
Истица обращалась в Межведомственную комиссию при Администрации г.о.Сызрань Самарской области с целью признания жилого дома по адресу: ****** непригодным для проживания с 2005 года. По результатам рассмотрения представленных документов Межведомственной комиссией принято решение об отказе в принятии решения о признании жилого дома непригодным для проживания на момент 2005 г. по тем основаниям, что Межведомственная комиссия при Администрации г.о.Сызрань в действующем составе создана 15 апреля 2009 года, к полномочиям органов местного самоуправления относится признание непригодными для проживания в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006г. № 47 признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 15 апреля 2009г. № 927 утверждено Положение о межведомственной комиссии при Администрации г.о. Сызрань по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений, признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Сызрань Самарской области. Согласно п.1.1 вышеуказанного Положения, Межведомственная комиссия при Администрации городского округа Сызрань по переводу жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения, согласованию переустройства и (или) перепланировки помещений, признанию помещений жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Сызрань Самарской области - постоянно действующий коллегиальный орган, осуществляющий функции по рассмотрению вопросов о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений; признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Сызрань Самарской области.
В силу п.2.1 Положения, к полномочиям Комиссии относится рассмотрение заявлений граждан и юридических лиц по вопросам: перевода жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; согласования переустройства и (или) перепланировки помещений; признания помещения жилым помещением; признания жилого помещения непригодным для проживания; признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского округа Сызрань Самарской области.
По заключению судебного эксперта ФБУ Самарской лаборатории судебной экспертизы, определить был ли пригоден для проживания по состоянию на 2005 год жилой дом №*** по ул. ****** в гор. ****** не представляется возможным, в связи с невозможностью определения технического состояния и процента физического износа исследуемого жилого дома в 2005 году.
Судом установлено, что **** года истица обратилась в Жилищный отдел Комитета ЖКХ Администрации г.о.Сызрань с заявлением о принятии ее на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Постановлением Администрации г.о. Сызрань от ****. № *** ФИО1 за № *** с составом семьи 2 человека принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании ст.52 ЖК РФ, Закона Самарской области от ****. №115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, а также постановке на учет и учету граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями сторон, третьих лиц, письменными материалами дела - копией договора купли-продажи (купчая) земельного участка с жилым домом, копиями справок ГУП ЦТИ, копией отказа Межведомственной комиссии при Администрации г.о.Сызрань, копией заявления о принятии на учет для предоставления жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, копией уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, копией Постановления Администрации г.о.Сызрань от 28.12.2012г., копией протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при Администрации г.о.Сызрань, материалами гражданского дела № 2-534/12г., копией Положения, утвержденного Администрацией г.о.Сызрань от ****.
В силу ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
В силу ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет.
В соответствии со ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В силу п. 2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Поскольку судом установлено, что жилой дом № *** по ул. ****** в гор. ****** снесен, истица имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди, поскольку ее жилой дом не пригоден для проживания.
Исковые требования истицы о признании за ней права на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди и включении в отдельный список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди подлежат удовлетворению.
Доводы представителей ответчиков о том, что жилой дом № *** по ул. ****** в гор. ****** не признан в установленном законом порядке не пригодным для проживания, суд не может принять во внимание, поскольку жилой дом разрушен.
Исковые требования истицы о признании непригодным для проживания с 2005 года жилого дома №*** по ул. ****** в гор. ****** суд считает удовлетворению не подлежат, поскольку суду не представлены достаточные доказательства, подтверждающие, что дом не пригоден для проживания с 2005 года. Письмо ГЖИ от **** года, на которое ссылается истица, суд считает не может служить достаточным и допустимым доказательством для признания жилого дома не пригодным для проживания.
Правового значения и юридически значимых последствий признание жилого дома не пригодным для проживания с 2005 года для истицы иметь не будет.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к Администрации г.о. Сызрань, жилищному отделу Администрации г.о. Сызрань о признании непригодным для проживания с 2005 года жилого дома №*** по ул. ****** оставить без удовлетворения.
Признать за ФИО1 право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Обязать Администрацию г.о.Сызрань включить ФИО1 в отдельный список нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
Срок составления мотивированного решения – пять дней.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Кислянникова Т.П.
Мотивированное решение составлено **** года.
Судья:_________________________Кислянникова Т.П.