Решение по делу № 2-458/2019 (2-5723/2018;) ~ М-4727/2018 от 26.09.2018

Дело № 2-458/2019 (2-5723/2018)

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации

27 марта 2019 года г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Кочегаровой Д.Ф.,

при секретаре Трошевой С.С.,

с участием истца Комаровой Г.В., представителя истца по ордеру Каткова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Перми гражданское дело по иску Комаровой Г. В. к Государственному учреждению – Пермское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации о признании отказа в выплате компенсации незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Комарова Г.В., действующая в своих интересах и <данные изъяты> ФИО1, обратилась в суд с иском к ГУ – Пермское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации, указав, что <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является <данные изъяты> и относится к категории лиц, имеющих право на меры социальной защиты и поддержки.

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации <данные изъяты> выданной ФКУ «ГБМСЭ по <адрес>», <данные изъяты> ФИО1 имеет право на технические средства реабилитации, в том числе кресло-коляску с ручным приводом для больных ДЦП прогулочную, в том числе для детей инвалидов.

ДД.ММ.ГГГГ истец приобрела в -ОРГАНИЗАЦИЯ- кресло-коляску для инвалидов с ручным приводом «Старт» прогулочную стоимостью -СУММА2-

Между истцом и -ОРГАНИЗАЦИЯ- заключен договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, после чего произведена оплата за приобретенное кресло-коляску для инвалидов по безналичному расчету с использованием канала приема платежа – Сбербанк онлайн, денежные средства в сумме -СУММА2-. поступили на счет -ОРГАНИЗАЦИЯ-

ДД.ММ.ГГГГ кресло-коляска получена истцом.

В ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Пермское региональное ФСС РФ с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, предоставив все необходимые документы.

ДД.ММ.ГГГГ истец по почте получила письмо, которым в выплате было отказано.

Данным решением нарушены права истца и права ребенка истца на выплату компенсации в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации.

На основании изложенного, просит суд признать незаконным отказ ГУ Пермское региональное отделение ФСС РФ об отказе в выплате компенсации за приобретённую кресло-коляску для инвалидов с ручным приводом прогулочную; обязать ГУ Пермское региональное отделение ФСС РФ произвести выплату компенсации за приобретенную кресло-коляску для инвалидов с ручным приводом прогулочную в размере 30 500 руб.

Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала, просила удовлетворить.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, раннее представил письменные возражения.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно статье 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Согласно абз. 6 статьи 11 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (часть 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 2 Порядка, компенсация выплачивается территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации либо исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае передачи ему в порядке, установленном статьей 26.8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2008, N 30 (ч. I), ст. 3597; N 52 (ч. I), ст. 6236), полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - уполномоченные органы) по месту жительства инвалида.

Пункт 3 Порядка предусматривает, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.

Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 г. N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.

Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.

В соответствии с пунктом 4 Порядка, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно пункту 7 Порядка, определение размера компенсации уполномоченным органом осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, документов, подтверждающих расходы по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги, заключения медико-технической экспертизы (в отношении оказания услуги по ремонту технического средства реабилитации), а также стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду, определяемой уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок технических средств реабилитации и (или) услуг.

Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р утверждён Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Согласно п. 7 данного перечня, к техническим средствам реабилитации относятся кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.

Из материалов дела следует, что <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения является <данные изъяты>, что подтверждается копией справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).

Истец является <данные изъяты> ФИО1, что подтверждается копией свидетельства о рождении (л.д. 18).

Согласно индивидуальной программы реабилитации или абилитации <данные изъяты> (2), несовершеннрлетнему ФИО1 рекомендовано техническое средство - кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов: 1 шт. (л.д. 12).

ДД.ММ.ГГГГ по договору , заключенным с -ОРГАНИЗАЦИЯ- истец Комарова Г.В. приобрела в собственность кресло-коляску для инвалидов -МАРКА- с ручным приводом, прогулочную, оснащенную набором инструментов и поясным ремнем 38 см.

Истец приобрела товар для <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Стоимость товара составляет -СУММА2-. (л.д. 22-23).

Факт оплаты подтверждается чеком-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, счетом на оплату от ДД.ММ.ГГГГ, товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24, 25, 27).

Комарова Г.В. обратилась в ГУ-ПРОФСС РФ с заявлением о выплате компенсации.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам рассмотрения заявления в адрес Комаровой Г.В. ГУ-ПРОФСС РФ направлен ответ , в котором указано «Выплата компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации осуществляется за счет федерального бюджета строго в соответствии с рекомендациями бюро медико-социальной экспертизы, установленным в ИПРА. В представленной ИПРА <данные изъяты> ФИО1 рекомендована кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная. Вы предоставили платежные документы от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие самостоятельное приобретение кресло-коляски для инвалидов -МАРКА- с ручным приводом прогулочной, наименование которой не соответствует рекомендациям, указанным в ИПРА, а также не соответствует наименованию изделия, которое инвалид может самостоятельно приобрести в соответствии с Классификацией. Помимо этого, неполнота представленного пакета документов при обращении в отделение Фонда, а именно отсутствие кассового фискального чека, является сопутствующей причиной отказа в выплате компенсации за самостоятельное приобретенное техническое средство реабилитации. Таким образом, у отделения Фонда нет правовых оснований для выплаты компенсации за самостоятельно приобретенную кресло-коляску для инвалидов с ручным приводом прогулочную».

Однако, Комарова Г.В. с данной позицией ответчика не согласилась и обратилась в Свердловский районный суд <адрес> с исковым заявлением о признании отказа незаконным, выплате компенсации за приобретенную кресло-коляску.

С целью определения соответствия приобретенной кресло-коляски указанной в ИПРА, судом назначена медико-социальная экспертиза.

Согласно заключению экспертов от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что:

- не соответствует техническое средство реабилитации 480F53=801638 Кресло-коляска для инвалидов -МАРКА- с ручным приводом, прогулочная, оснащенная набором инструментов и поясным ремнем 38 см (комплект 10) техническому средству реабилитации, рекомендованному в индивидуальной программе реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемой Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ;

- название приобретенной кресло-коляски для инвалидов -МАРКА- с ручным приводом, прогулочной, оснащенной набором инструментов и поясным ремнем 38 см (комплект 10) отличается от названия технического средства реабилитации, внесенного в ИПРА <данные изъяты> «кресло-коляска с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов».

Технические характеристики приобретенной кресло-коляски для инвалидов -МАРКА- (комплект 10) не соответствует техническим характеристикам кресло-коляски для больных ДЦП. Не предусмотрены: регулируемый угол наклона спинки; регулируемый угол наклона сидения; регулируемая опора для головы; боковые фиксаторы (поддержка туловища), (л.д. 140-147).

В судебном заседании опрошен эксперт ФИО2, руководитель Бюро ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», которая пояснила, что в коляске, которую они исследовали, отсутствует головодержатель. В коляске не предусмотрены регулируемые уровни углов. Приобретенная коляска может быть использована, если удобна для конкретного ребенка. При составлении программы реабилитации, комиссия не рекомендует точную коляску, пишут общее базовое название. Все необходимые опции вписаны. По приложению вид технического средства выбирается индивидуально. Опции выписаны с увеличением.

Суд отмечает, что оснований не доверять эксперту у суда не имеется, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Таким образом, в ИПРА указана необходимость в техническом средстве - кресло-коляска прогулочная. Конкретное наименование кресло-коляски для инвалидов с заболеванием, имеющимся у ФИО1, в ИПРА отсутствует.

Из материалов дела следует, что нуждаемость ФИО1 в кресло-коляске прогулочной имеется, определена в ИПРА и на момент приобретения кресло-коляски ответчиком не оспорена, и у суда сомнений не вызывает.

Отсутствие в ИПРА в разделе технические средства медицинской реабилитации точного наименования технического средства с необходимыми характеристиками, на которое инвалид имел право в соответствии с состоянием здоровья, не может служить основанием для лишения инвалида права на проведение реабилитационных мероприятий, гарантированных государством.

ФИО1 кресло-коляска с наименованием, которое указано в ИПРА не выдавалась, не предоставлялась. Ответчиком данные сведения не представлены, судом не добыты.

Следовательно, доводы, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ л, не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в компенсации расходов на приобретение технического средства реабилитации за счет средств, выделяемых Фонду социального страхования Российской Федерации, поскольку расхождение в наименовании приобретенного кресла-коляски, удобного для ребенка-инвалида с тяжелым заболеванием (синдром Ангельмана) отличным от больных с ДЦП, которым рекомендовано кресло-коляска, не может ущемлять право на компенсацию таких расходов.

Таким образом, отказ ГУ-ПРФСС РФ в выплате компенсации за приобретённое техническое средство реабилитации – прогулочной кресло-коляски для инвалидов с ручным приводом является незаконным.

В соответствии с п. 4 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н, размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Так, ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт (номер закупки - ) на поставку кресел-колясок с ручным приводом для больных ДЦП для обеспечения ими в ДД.ММ.ГГГГ инвалидов, проживающих на территории <адрес> (л.д. 112-118).

Согласно технического задания, стоимость кресло-коляски с ручным приводом для больных ДЦП прогулочная, в том числе для детей-инвалидов составляет -СУММА1-

Как следует из материалов дела, Комарова Г.В. обратилась с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенную кресло-коляску в размере затрат -СУММА2-

Определяя размер компенсации, суд руководствуется информацией, предоставленной ГУ-ПРОФСС РФ, о том, что стоимость кресла-коляски, определенная результатами последнего по времени размещения заказа в <адрес>, составляет -СУММА1-

Размер компенсации истцу Комаровой Г.В. должен составить величину, равную сумме последнего по времени размещения заказа, а именно -СУММА1-

С учетом установленных обстоятельств, суд считает, что исковые требования Комаровой Г.В. подлежат частичному удовлетворению в сумме -СУММА1-

Суд разрешил дело на основе представленных доказательств, в рамках заявленных требований.

Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Комаровой Г. В. удовлетворить частично.

Признать отказ Государственного учреждения – Пермское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в выплате компенсации за приобретенное техническое средство реабилитации – прогулочной кресло-коляски для инвалидов с ручным приводом – незаконным.

Обязать Государственное учреждение – Пермское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации произвести выплату компенсации Комаровой Г. В. за приобретенное техническое средство реабилитации – прогулочной кресло-коляски для инвалидов с ручным приводом в размере 26 821 рубль 50 копеек.

В остальной части исковых требований Комаровой Г. В. отказать.

Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:         Д.Ф. Кочегарова

Мотивированное решение изготовлено 09.04.2019.

2-458/2019 (2-5723/2018;) ~ М-4727/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Комарова Галина Викторовна
Ответчики
ГУ Пермское регионральное отделение фонда социального страхования Российской Федерации
Другие
Денисова Оксана Владимировна
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Кочегарова Джамиля Фаизовна
26.09.2018[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.09.2018[И] Передача материалов судье
27.09.2018[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2018[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2018[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
06.11.2018[И] Предварительное судебное заседание
04.12.2018[И] Предварительное судебное заседание
05.02.2019[И] Производство по делу возобновлено
05.03.2019[И] Предварительное судебное заседание
27.03.2019[И] Судебное заседание
09.04.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.04.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2019[И] Дело оформлено
17.04.2020[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее