Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-69/2019 ~ М-25/2019 от 25.01.2019

Дело № 2-69/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 09 апреля 2019 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Николаевой Ирины Викторовны к Муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования «Детская школа искусств» о защите трудовых прав, возложении обязанностей по перерасчету заработной платы и по заключению дополнительного соглашения к трудовому договору, взыскании недоначисленной заработной платы и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Николаева И.В. обратилась в суд с иском к МБУ ДО «Детская школа искусств» о защите трудовых прав.

Заявленные требования мотивированы тем, что истец с 01.07.1985 состоит в трудовых отношениях с МБУ ДО «Детская школа искусств» в должности преподавателя. В период с октября 2017 года и по настоящее время работодателем нарушаются трудовые права истца. В нарушение ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту ТК РФ) в июне 2018 года отпускные были выплачены на 19 дней позже. Ссылаясь на правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации, выраженную в постановлении от 07.12.2017 № 38-П, ст.ст. 129, 133, 133.1 ТК РФ, истец указывает на неправильный расчет заработной платы, поскольку районный коэффициент и северная надбавка начисляются на оклад, после чего начисляются стимулирующие и дополнительные выплаты, что, по мнению истца, не соответствует требованиям закона и нарушает ее трудовые права. Работодатель и МУ «Районное управление образования и по делам молодежи» (далее по тексту МУ «РУО и ДМ») в ответах на обращения истца указали, что заработная плата истца доводится до уровня минимального размера оплаты труда (далее по тексту МРОТ) в соответствии с требованиями законодательства. С данной позицией истец не согласна. Доведение заработной платы до МРОТ – это обязанность работодателя. Тогда как работодатель направляет на эти цели средства, выделенные субъектом Российской Федерации, в целях повышения средней заработной платы педагогов до показателя среднемесячной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Фактически заработная плата истца с апреля 2018 года стала ниже, что произошло после отмены выплат «Доведение до МРОТ за ставку». По мнению истца, работодателем не соблюдаются положения п. 2.8.1 Приложения № 1 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», поскольку руководитель МБУ ДО «ДШИ» уверена, что нормой рабочего времени истца является не 18 часов, а 36 часов, учитывая 1,9 ставки, отрабатываемой истцом, за норму, и, соответственно, не производя пропорциональной оплаты труда истца за 0,9 ставки сверх установленной нормы. Таким образом, нарушаются права истца на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. Расчетные листы содержат недостоверную информацию. Также работодателем неоднократно нарушались права истца на получение документов, связанных с работой. По указанным фактам истец обращалась в прокуратуру с жалобой, по результатам рассмотрения которой прокурором было внесено представление об устранении выявленных нарушений. Истец считает, что в результате неправомерных действий ответчика ей был причинен моральный вред.

На основании изложенного, истец просила признать незаконными, нарушающими трудовые права действия работодателя по начислению заработной платы, обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы с апреля 2018 года в следующем порядке: довести до уровня МРОТ начисленную в соответствии с окладом заработную плату за отработанную ставку с последующим начислением районного коэффициента и северной надбавки, после чего начислить дополнительные выплаты на развитие образования от субъекта Российской Федерации – Республики Карелия, и от администрации Лахденпохского муниципального района; начислить соразмерную заработную плату за 0,9 ставки; взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату в размере 77 568,77 рублей; обязать ответчика оформить выполнение трудовых обязанностей на 0,9 ставки в соответствии со ст. 151 ТК РФ; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.

Впоследствии от истца в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) поступило заявление об уточнении ранее заявленных исковых требований, в котором истец просила возложить на ответчика обязанность по заключению дополнительного соглашения к трудовому договору с указанием суммы доплаты за расширение объема работ.

В судебном заседании истец Николаева И.В. и ее представитель по устному ходатайству Сутягин А.Н. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истец в судебном заседании дополнила, что спорным периодом, за который она просит взыскать недоначисленную заработную плату, является апрель-май 2018 года и сентябрь-декабрь 2018 года. В настоящее время, в нарушение ст. 22 ТК РФ, труд равной ценности в МБУ ДО «Детская школа искусств» не оплачивается одинаково. Один час работы преподавателя, работающего на 1,9 ставки, стоит дешевле, чем один час работы преподавателя, работающего на 1 ставку. Ее норма рабочего времени, как преподавателя, составляет 18 часов, следовательно, вся работа сверх 18 часов является расширением объема работы. Поэтому сначала оплата за норму рабочего времени (ставку) должна быть доведена до МРОТ, затем до целевого значения средней заработной платы, и только потом начислена оплата за вторую часть заработной платы также с доведением ее до МРОТ. Финансирование доведения оплаты труда педагогических работников до МРОТ заложено в штатном расписании. Указанная оплата должна полностью финансироваться из местного бюджета, поскольку их учреждение является муниципальным, и лишь затем должны производиться выплаты за счет субсидии из бюджета Республики Карелия. Не отрицала, что добровольно соглашалась с объемом учебной нагрузки, устанавливаемым ежегодно, но лишь потому, что у ее учеников увеличивается количество учебных часов, и это входит в зону ее ответственности. Также истец отметила, что объем учебной нагрузки педагогического работника, устанавливаемый ежегодно, должен быть прописан в трудовом договоре, вместе с тем с ней такое дополнительное соглашение к трудовому договору ни разу не заключалось. Указанное, по мнению истца, нарушает ее трудовые права.

Представитель истца, действующий на основании устного ходатайства Сутягин А.Н., дополнил, что работа педагогического работника сверх ставки оплачивается ответчиком не пропорционально. Доплата из бюджета Республики Карелия должна осуществляться лишь после того, как из местного бюджета зарплата работника будет доведена до МРОТ. Субсидия из бюджета субъекта не должна служить способом выплаты заработной платы, а должна быть направлена на ее повышение. Вторая часть заработной платы, то есть за работу больше ставки, также должна доводиться до МРОТ за счет средств местного бюджета.

Представитель ответчика МБУ ДО «Детская школа искусств» директор Толстоганова С.В., в предварительном судебном заседании, состоявшемся 21.02.2019, заявленные исковые требования не признала.

Представитель ответчика МБУ ДО «Детская школа искусств» и.о. директора Величко А.Г., исковые требования признала, полностью поддержала позицию истца, дополнив, что работа педагогического работника на одну ставку является основной должностью, а работа на вторую ставку является дополнительной нагрузкой. Не отрицала, что в трудовой договор, заключаемый с педагогическим работником, должны быть внесены сведения о педагогической нагрузке, устанавливаемой в начале учебного года, вместе с тем исполнить указанное требование истца в досудебном порядке представитель ответчика отказалась.

Представители третьего лица МУ «Районное управление образования и по делам молодежи», действующие на основании доверенностей Трембицкая М.А. и Чижова Н.Ю., полагали заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Трембицкая М.А. пояснила, что начисление заработной платы педагогическим работникам производится исключительно на основании нормативных актов.

Представитель третьего лица Чижова Н.Ю. в судебном заседании пояснила, что в трудовых договорах педагогических работников прописывается базовый оклад за норму часов учебной (преподавательской) работы, а должностным окладом является оплата за фактически отработанные часы педагогической нагрузки. При этом заработная плата складывается из должностного оклада, на который начисляются все остальные доплаты. Представитель третьего лица отметила, что истец неверно трактует нормы права, когда делит заработную плату на две части. Так, учебная нагрузка, из которой рассчитывается заработная плата истца, составляет 1,9 ставки. Сама заработная плата одна и не может состоять из двух частей. До ноября 2017 года доплаты из республики не осуществлялись. Все финансировалось из местного бюджета. Денежные средства, выделенные из республики, направлены на оказание финансовой поддержки муниципальным образованиям, в том числе при выплате заработной платы педагогическим работникам. Размер указанных денежных средств, выделяемых ежегодно, определяется из среднесписочной численности педагогических работников всех педагогических работников по району, с учетом достижения целевого значения средней заработной платы в целом по учреждению, а не по конкретному работнику. Денежные средства, направленные из республики, распределяются по образовательным учреждениям, а затем руководители учреждения распределяют поступившие денежные средства каждому работнику. Указанное не означает, что заработная плата отдельно взятого работника должна в обязательном порядке достигать целевого показателя средней заработной платы. Также представитель третьего лица не отрицала, что в 2018 году истцу была задержана выплата отпускных на 19 дней, за что ей была выплачена компенсация.

Представители третьих лиц администрации Лахденпохского муниципального района и Министерства образования Республики Карелия, извещенные надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовали.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы. В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.

В силу ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу положений ст.ст. 133 и 133.1 ТК РФ минимальный размер заработной платы устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации).

С учетом положений ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 « 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления, финансирование расходов, связанных с реализацией полномочий органов местного самоуправления (в том числе на решение вопросов местного значения, предусмотренных п. 11 ч. 1 ст. 15 указанного закона), осуществляется за счет средств местных бюджетов.

07.05.2012 Президент Российской Федерации подписал Указ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее Указ № 597)

Во исполнение подп. «е» п. 1 Указа № 597 распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы. Согласно разделу VI «Этапы реализации Программы» достижение целей Программы будет осуществлено в три этапа. Обеспечение к 2018 году достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации предусмотрено на третьем этапе реализации Программы (2016-2018 годы).

Приложением № 5 к вышеуказанной Программе является Методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента от 07.05.2012 и от 01.06.2012 № 761 по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 вышеназванной Методики средняя заработная плата исчисляется, в том числе педагогическим работники учреждений дополнительного образования детей. Расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории.

Показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.

Данные по территориально обособленным подразделениям учреждений (в том числе филиалам) включаются в сводные итоги по тому субъекту Российской Федерации, на территории которого осуществляют деятельность эти подразделения.

В соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 722-р, одним из мероприятий предусмотрено на 2014-2018 годы обеспечение отношения средней заработной платы педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 (далее Приказ № 1601) установлена продолжительность рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и утвержден порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.

Согласно п. 2.8 Приложения № 1 к указанному выше приказу за норму часов педагогической работы за ставку заработной платы педагогических работников, перечисленных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 данного пункта, принимается норма часов учебной (преподавательской) работы, являющаяся нормируемой частью их педагогической работы.

Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается, в том числе, педагогам дополнительного образования и старшим педагогам дополнительного образования (п. 2.8.1).

В п. 3 и 4 примечаний к п. 2.8.2 указано, что нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, предусмотренные пунктами 2.5 - 2.7 настоящего Приложения, и нормы часов учебной (преподавательской) работы, предусмотренные пунктом 2.8 настоящего Приложения, являются расчетными величинами для исчисления педагогическим работникам заработной платы за месяц с учетом установленного организацией, осуществляющей образовательную деятельность, объема педагогической работы или учебной (преподавательской) работы в неделю (в год).

За педагогическую работу или учебную (преподавательскую) работу, выполняемую педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы либо ниже установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплата производится из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему педагогической работы или учебной (преподавательской) работы, за исключением случаев выплаты ставок заработной платы в полном размере, гарантируемых согласно пункту 2.2 приложения 2 к настоящему приказу учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю.

В соответствии с п. 1.1 Приложения № 2 к Приказу № 1601 порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее - Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда.При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (п. 1.2). Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 1.3) В соответствии с п. 1.4 Приложения № 2 к Приказу № 1601 объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В п. 2.1 того же Приложения определено, что учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность. В судебном заседании установлено, что Николаева И.В. с 01.07.1985 состоит в трудовых отношениях с МБУ ДО «Детская школа искусств» в должности преподавателя фортепиано. Трудовой договор заключен с истцом на неопределенный срок. Данным трудовым договором Николаевой И.В. установлен размер должностного оклада – 3 679 рублей и доплаты в виде районного коэффициента в размере 15%, северной надбавки в размере 50% и иные выплаты. 11.01.2017 между истцом и ответчиком было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 15.12.2008, согласно которому должностной оклад преподавателя составляет 6 270 рублей (л.д. 28-30). Приказами директора МБУ ДО «Детская школа искусств» от 09.10.2017 № 01-л и от 10.10.2017 № 04-л Николаевой И.В. на период с 09.10.2017 по 31.08.2018 установлена учебная нагрузка 1,9 ставки (л.д. 159-160), приказом от 06.09.2018 № 110-л установлена педагогическая нагрузка 1,92 ставки, а приказом от 10.10.2018 № 128-л истцу изменена педагогическая нагрузка на 1,97 ставки (л.д. 106, 111, 112). Истец осуществляет свою трудовую деятельность в МБУ ДО «Детская школа искусств», учредителем которого и собственником имущества в соответствии с Уставом названного учреждения является Муниципальное образование «Лахденпохский муниципальный район», функции и полномочия учредителя и собственника имущества учреждений осуществляются администрацией ЛМР. Учреждение является юридическим лицом, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета. Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. В силу ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. 02.11.2017 директором МБУ ДО «Детская школа искусств» утверждено Положение об оплате труда работников МБУ ДО «Детская школа искусств». В разделе III данного Положения установлен порядок и условия оплаты труда педагогических работников, в соответствии с которым заработная плата работников включает в себя: оклад (должностной оклад), компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты. Должностной оклад преподавателей устанавливается за норму часов преподавательской работы за ставку заработной платы, являющейся нормируемой частью их педагогической работы. При повышении или уменьшении нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы последняя исчисляется за фактическое число часов. Решение о введении повышающих коэффициентов принимается с учетом обеспечения указанных выплат финансовыми средствами, утверждается директором. Размер выплат по повышающему коэффициенту к окладу определяется путем умножения размера оклада работнику на повышающий коэффициент. Выплаты по повышающему коэффициенту носят стимулирующий характер и устанавливаются на текущий финансовый год. Применение повышающих коэффициентов к окладу не образует новый оклад. Выплаты компенсационного характера за исключением выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) и выплаты стимулирующего характера устанавливаются в процентном соотношении к окладу без учета повышающих коэффициентов (п. 2 раздел III Положения). Установление стимулирующей надбавки осуществляется по решению директора в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников Школы, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности направленных на оплату труда (п. 3 раздел III Положения). Заработная плата педагогических работников, осуществляющих образовательный процесс, устанавливается исходя из тарифицируемой педагогической нагрузки (п. 6 раздел IX Положения). Согласно приложению №1 к указанному Положению педагогическим работникам 4-го квалификационного уровня установлен должностной оклад в размере 6 270 рублей. Коллективным договором МБУ ДО «Детская школа искусств» на 2018-2020 года установлено, что доплаты, надбавки и другие выплаты стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с действующим законодательством в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств (п. 3.1.5 и п. 3.1.7). Постановлением администрации Лахденпохского муниципального района от 04.12.2017 № 542 утвержден порядок предоставления дополнительных выплат к заработной плате педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций дополнительного образования детей Лахденпохского муниципального района на 2017 год (указанный Порядок является действующим до настоящего времени). Согласно п. 2 данного Порядка дополнительные выплаты педагогическим работникам МО ДО производятся (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) по основной занимаемой должности «педагогический работник» за фактически отработанное время с включением в расчет среднего заработка с начислением районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в размере, обеспечивающем уровень среднемесячной заработной платы. Если работнику установлена нагрузка менее чем на ставку уровень среднемесячной заработной платы рассчитывается пропорционально объему нагрузки. Дополнительная выплата осуществляется по основному месту работы педагогического работника МО ДО. При замещении временно отсутствующего педагогического работника МО ДО дополнительная выплата не осуществляется. Дополнительные выплаты педагогическим работникам МО ДО производятся согласно фактически отработанному времени (п. 3 Порядка). Дополнительные выплаты производятся ежемесячно на основании приказа руководителя МО ДО в сроки, установленные локальными актами, регламентирующими сроки выплаты заработной платы. 16.02.2018 между Министерством образования Республики Карелия и администрацией Лахденпохского муниципального района было заключено Соглашение о софинансировании расходных обязательств и взаимодействии при предоставлении субсидии из бюджета Республики Карелия бюджету Лахденпохского муниципального района на реализацию мероприятий государственной программы Республики Карелия «Развитие образования» на 2018 год. Предметом данного Соглашения является предоставление из бюджета Республики Карелия в 2018 году бюджету Лахденпохского муниципального района субсидии на реализацию мероприятий государственной программы Республики Карелия «Развитие образования» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству образования Республики Карелия как получателю средств Республики Карелия (п. 1.1). Согласно п. 2.2 Соглашения субсидия предоставляется, в том числе на частичную компенсацию расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Исходя из информационного письма Минтруда России от 28.11.2013 «Ответы на отдельные вопросы, возникающие в ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» выплаты за достижение установленных показателей следует осуществлять в виде стимулирующего характера.

В судебном заседании также установлено, что истцу Николаевой И.В. в период с апреля по декабрь 2018 года с учетом установленной учебной нагрузки были произведены дополнительные выплаты к заработной плате за счет субсидии из бюджета Республики Карелия и софинансирования средств бюджета Лахденпохского муниципального района (л.д. 92-97, 100-102, 104-105, 107-109, 114-115, 117-120).

Поводом для обращения за судебной защитой послужило несогласие истца с механизмом начисления заработной платы.

Так, в судебном заседании истец настаивала, что ее заработная плата состоит из двух частей (1 ст. и 0,9 ст.), каждая из которых сначала должна быть доведена до МРОТ (с последующим начислением районного коэффициента и северной надбавки) за счет средств бюджета Лахденпохского муниципального района, а затем оплата за ставку должна быть доведена до целевого значения средней заработной платы, финансирование которой осуществляется из бюджета Республики Карелия.

Вместе с тем, суд приходит к выводу об ошибочности такой позиции истца по следующим основаниям.

Анализ изложенных выше норм права позволяет суду прийти к выводу о том, что норма часов учебной нагрузки (в данном случае 18 часов в неделю) за ставку заработной платы, устанавливается как базовая величина оклада по должности педагогического работника в целях дальнейшего расчета нормативов финансирования, поскольку фактическая учебная нагрузка определяется ежегодно и зависит от учебных планов и программ.

При этом указанными нормами определено, что итоговый размер заработной платы педагогического работника определяется из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему учебной нагрузки.

Исходя из этого, объем учебной (преподавательской) нагрузки каждого педагогического работника может быть равен норме часов, установленной за ставку заработной платы, при этом с согласия педагогического работника может составлять, как менее, так и более нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, что пропорционально уменьшает или увеличивает их рабочее время и размер оплаты труда. Указанное не противоречит ст. 333 ТК РФ, согласно которой для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Изложенное с очевидностью свидетельствует, что учебная нагрузка преподавателя, определенная работнику в начале учебного года (по одной и той же должности) более нормы часов (но не более 36 часов в неделю), не является отдельной (самостоятельной) составляющей частью заработной платы.

Указанные часы педагогической нагрузки не могут быть отнесены к случаям отдельной почасовой оплаты, поскольку положение об оплате труда работников МБУ ДО «Детская школа искусств» к таким случаям относит, например, оплату за часы, выполненные в порядке замещения работников, отсутствующих по болезни или другим причинам; за часы, выполненные при работе с обучающимися по заочной форме и детьми, находящимися на лечении и др.

По смыслу изложенных норм, педагогические часы, отработанные за отсутствующего (например, по болезни) работника, будут являться расширением объема работы. Следовательно, таковым не может быть признана учебная нагрузка, устанавливаемая педагогическому работнику ежегодно сверх нормы часов, с внесением таких сведений в трудовой договор.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что позиция истца о расчете ее заработной отдельно за норму часов педагогической нагрузки и отдельно за часы, отработанные сверх указанной нормы, основаны на неправильном толковании изложенных выше норм права.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2017 №421-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», установлен минимальный размер оплаты труда с 01 января 2018 года в сумме 9 489 рублей в месяц.

Постановлением администрации Лахденпохского муниципального района от 22.01.2018 № 30 с 01 января 2018 года установлена заработная плата работников муниципальных учреждений и организаций Лахденпохского муниципального района не ниже МРОТ в размере 10 000 рублей, увеличенной на районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 07.03.2018 №41-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», установлен минимальный размер оплаты труда с 01 мая 2018 года в сумме 11 163 рубля в месяц.

Сведения о начисленной истцу заработной плате, которые приобщены к материалам дела, свидетельствуют о том, что все часы установленной истцу учебной нагрузки оплачены работодателем пропорционально фактически отработанному времени. Факт начисления и выплаты истцу заработной платы за период с апреля по декабрь 2018 года с учетом утвержденных надбавок, установленных компенсационных и стимулирующих выплат, отработанного времени, подтверждается представленными и исследованными в ходе судебного заседания материалами дела. При этом, заработная плата, выплаченная истцу, с очевидностью превышает установленный в Российской Федерации МРОТ.

В целях оказания финансовой поддержки выполнениями органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения в сфере образования в составе субсидии на реализации мероприятий государственной программы Республики Карелия «Развитие образования» предусмотрены средства в целях частичной компенсации расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Законом республики Карелия от 21.12.2017 № 2205-ЗРК «О бюджете республики Карелия на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на 2018 год бюджету Лахденпохского муниципального района выделена субсидия в сумме 5 389 000 рублей.

Методика распределения субсидии местным бюджетам из бюджета республики утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 20.06.2014 № 196-П.

Согласно п. 1 раздела II «Методика расчета и условия предоставления субсидий из бюджета Республики Карелия местным бюджетам на достижение целей, соответствующим целям государственной программы», утвержденной вышеназванным постановлением правительства Республики Карелия, субсидии на реализацию мероприятий государственной программы распределяются законом Республики Карелия о бюджете Республики Карелия на очередной финансовый год и плановый период в целях частичной компенсации расходов на повышение оплаты труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций дополнительного образования.

К основным мероприятиям по реализации дополнительных общеобразовательных программ является соотношение средней заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей в Республике Карелия к средней заработной плате учителей в Республике Карелия, которая будет соответствовать 100 процентам.

В соответствии с Планом мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 №722-р, одним из мероприятий предусмотрено на 2014-2018 годы обеспечение отношения средней заработной платы педагогов государственных (муниципальных) организаций дополнительного образования детей к среднемесячной заработной плате учителей в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 распоряжением Правительства Республики Карелия от 26.03.2018 № 241р-П «О мерах реализации Закона Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2018 год и плановый 2019 и 2020 годов» в приложении № 3 (таблица 3) установлены целевые значения средней заработной платы педагогических работников муниципальных организаций дополнительного образования детей, в том числе для Лахденпохского муниципального района это целевое значение установлено в сумме 31 918 рублей. Данное целевое значение на протяжении 2018 года менялось: распоряжением Правительства Республики Карелия от 10.10.2018 № 628р-П было установлено в размере 33 636 рублей, распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.12.2018 № 896р-П - 34 596 рублей.

Распределение субсидии производилось согласно указанной Методике, в том числе с учетом среднесписочной численности педагогических работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) дополнительного образования Лахденпохского муниципального района в количестве 29 человек, а также разницы между целевым значением средней заработной платы работников муниципальных образовательных организаций на 2018 год и уровнем средней заработной платы по Лахденпохскому муниципальному району, достигнутым в 2016 году по официальным данными Росстата.

Как указано выше истцу Николаевой И.В. в период с апреля по декабрь 2018 года были установлены дополнительные выплаты к заработной плате за счет субсидии из бюджета Республики Карелия. Инициируя заявленный спор, истец указала, что указанная доплата должна быть начислена за одну ставку и размер оплаты за первую часть заработной платы должен быть доведен до целевого значения средней заработной платы (31 918 рублей).

Вместе с тем, по смыслу положений изложенных норм, размер целевого значения средней заработной платы педагогических работников определяется не по каждому отдельному работнику, а в целом по муниципальным организациям всего Лахденпохского района. Указанное означает, что достигать целевого значения средней заработной платы должен размер средней заработной платы всех работников (в отдельно взятом муниципальном учреждении), а не отдельно взятого. При этом, заработная плата каждого работника может быть как менее, так и более указанного целевого показателя. Денежные средства, выделенные за счет субсидии из бюджета республики на конкретное муниципальное учреждение, подлежат распределению между педагогическими работниками его руководителем.

Анализ приказов о дополнительных выплатах, изданных директором МБУ ДО «Детская школа искусств», позволяет прийти к выводу о том, что указанные выплаты распределены руководителем между педагогическими работниками, в том числе на истца, пропорционально с учетом фактической учебной нагрузки каждого работника.

Указанные приказы директора истцом не обжаловались.

Учитывая тот факт, что отработанные истцом часы преподавательской работы, превышающие норму учебной нагрузки (18 часов), не являются замещением, совмещением и.т.д., и не являются отдельной частью заработной платы, довод истца о доведении оплаты за норму учебной нагрузки (ставку заработной платы) до целевого значения средней заработной платы, является несостоятельным, поэтому подлежит отклонению.

При этом, материалы дела свидетельствуют, что общий размер заработной платы истца превышает указанный целевой показатель.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для вывода о нарушении трудовых прав истца в части правильности начисления заработной платы.

Истцом также заявлено требование о возложении на ответчика обязанности по заключению дополнительного соглашения к трудовому договору.

Указанные требования истца суд находит обоснованными по следующим основаниям.

Согласно трудовому договору от 15.12.2008, заключенному с Николаевой И.В., истцу установлена 36-ти часовая шестидневная рабочая неделя (п.12). Пунктом 15 данного трудового договора установлено, что условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и оформляются дополнительным соглашением в письменной форме.

Как указано выше, порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, утвержден Приказом Министерства образования Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601.

Объем учебной нагрузки определяется ежегодно на начало учебного года (п. 1.3 Приложения № 2 к Приказу № 1601).

При этом в силу п. 1.4 того же приложения объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей педагогическую деятельность.

Материалы дела свидетельствуют, что указанные положения работодателем не соблюдены, учебная нагрузка, определяемая ежегодно, не отражена в трудовом договоре, заключенным с истцом.

Таким образом, в указанной части исковые требования подлежат удовлетворению.

Кроме того, истцом заявлено требование о компенсации морального вреда.

В соответствии со ст.ст. 21, 237 ТК РФ, работник имеет право на компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Из положений ст. 151, части 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ следует, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом (в том числе, в случае нарушения имущественных прав граждан), суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что действиями ответчика, связанными с отказом работодателя внести в трудовой договор сведения об объеме учебной нагрузки, устанавливаемый работнику ежегодно, истцу был причинен моральный вред. Действия ответчика в этой части являются неправомерными и повлекли за собой причинение истцу нравственных страданий, выразившихся, в том числе, в необходимости обращения в суд за защитой своих прав.

При определении суммы компенсации морального вреда суд исходит из соображений разумности и справедливости, степени вины работодателя, причинившего вред, личности истца, а также обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения.

На основании изложенного, принимая во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, суд находит требуемую истцом сумму компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей завышенной и определяет в качестве компенсации морального вреда 5 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств» в течение 3 дней с даты вступления решения суда в законную силу заключить с Николаевой Ириной Викторовной дополнительное соглашение к трудовому договору от 15.12.2008 с указанием в нем на объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику на начало учебного года, а также на составные части заработной платы с учетом объема учебной нагрузки.

Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств» компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья                      И.В. Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 15.04.2019.

2-69/2019 ~ М-25/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Николаева Ирина Викторовна
Ответчики
МБУДО "Детская школа искусств"
Другие
МУ "Районное управление образования и по делам молодежи"
Администрация Лахденпохского муниципального района
Министерство образования РК.
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
25.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2019Передача материалов судье
29.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.02.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.02.2019Предварительное судебное заседание
21.03.2019Судебное заседание
09.04.2019Судебное заседание
15.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2019Дело оформлено
03.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее