Судья Ульянкин Д.В. Дело № 33а-381/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.
судей Циркуновой О.М. и Второвой Н.Н.
при секретаре Лобовой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-1720/2020 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по
г. Орлу к Ломакиной ФИО9 о взыскании задолженности по налогу, пени,
по апелляционной жалобе представителя Ломакиной ФИО10 по доверенности Грядунова ФИО11 на решение Советского районного суда г. Орла от 27 октября 2020 года, которым административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М., выслушав возражения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по
г. Орлу –Квартиной Е.М., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец - инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ломакиной З.В. о взыскании задолженности по уплате налогов и пени.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Ломакина З.В. является собственником пяти квартир и четырех земельных участков, в связи, с чем она является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Налоговым органом в соответствии с положениями статей 388, 396, 400 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Ломакиной З.В. было направлено налоговые уведомления № от <дата> об уплате земельного налога за 2017 год в размере 2 066 руб. и налога на имущество за 2017 год в размере 56 руб., со сроком уплаты до <дата> и № от <дата> об уплате налога на имущество за 2018 год в размере
282 руб. и земельного налога за 2018 год в размере 1 571 руб., со сроком уплаты до <дата>
Поскольку административный ответчик в установленные в налоговых уведомлениях сроки налоги не оплатил, административным истцом
Ломакиной З.В. были направлены требования № по состоянию на
<дата> об уплате недоимки по налогам и пени за 2017 год (налог на имущество – 56 руб., земельный налог – 2 010 руб., пени – 0,85 руб. и
30,42 руб.), со сроком уплаты до <дата> и № по состоянию на
<дата> об уплате недоимки по налогам и пени за 2018 год (налог на имущество – 282 руб., земельный налог – 1 571 руб., пени – 3,37 руб., 18,82 руб.), со сроком уплаты до <дата>
В добровольном порядке указанные требования Ломакиной З.В. не исполнены.
По заявлению административного истца <дата> мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ №а-№ о взыскании с Ломакиной З.В. задолженности по имущественному и земельному налогу, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от
<дата>, в связи с поступившими возражениями Ломакиной З.В.
С учетом изложенных обстоятельств, административный истец просил суд взыскать с Ломакиной З.В. задолженность в размере 3971,61 руб., из которых: недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 2010 руб.; пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с <дата> по <дата> в размере 30,42 руб.; недоимку по налогу на имущество за 2017 год в размере 56 руб.; недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 1571 руб.; пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с <дата> по <дата> в размере 18,82 руб.; недоимку по налогу на имущество за 2018 год в размере 282 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на имущество за период с <дата> по <дата> в размере 3,37 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Ломакиной З.В. – Грядунов В.Г. просит решение районного суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что административным истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Указывает на то, что с Ломакиной З.В. взыскиваются налоги за объекты недвижимости, которые были отчуждены до 2018 года.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Из статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) на территории которого введен налог.
Согласно статье 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В силу статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
На территории города Орла налоговые ставки по земельному налогу установлены Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 17 ноября 2005г. №77/811-ГС «Об установлении земельного налога», согласно которого установлены налоговые ставки от кдастровой стоимости земельных участков в следующих размерах: 0,2 % в отношении земельных участков не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведении личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества; 0,3 % в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищных фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками- физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, признаются, в том числе квартиры.
Согласно статье 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.
В силу статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 24 ноября 2016г. №16/0359-ГС «Об установлении налога на имущество физических лиц» установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Налоговые ставки установлены в размере 0,1 % в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В силу статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направленного налогоплательщику налоговым органом.
В силу статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление об оплате налога, которое должно быть исполнено налогоплательщиком в течение одного месяца, если иной срок не указан в налоговом уведомлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление об уплате налога, которое должно быть исполнено налогоплательщиком в течение одного месяца, если иной срок не указан в налоговом уведомлении.
Согласно положениям статьи 69 названного кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (пункт 3).
Пунктами 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что в собственности Ломакиной З.В. находились расположенные на территории <адрес> земельные участки, а именно:
- земельный участок <...>
- земельный участок <...>
- земельный участок <...>
2014 г.);
- земельный участок <...>
Также в собственности Ломакиной З.В. находились объекты недвижимости, а именно:
- квартира № <...>
- квартира № <...>
- квартира № <...>
- квартира № <...>
Наличие у административного ответчика указанных объектов налогообложения в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривалось и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №№
В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от
<дата> № об уплате земельного налога за 2017 год в размере 2010 руб. и налога на имущество физических лиц в размере 56 руб., со сроком уплаты не позднее <дата>
Поскольку административным ответчиком своевременно не были уплачены суммы исчисленных налогов, ей направлено требование об уплате налога и пени № по состоянию на <дата>г., в котором предложено до <дата>г. уплатить указанные в налоговом уведомлении суммы недоимки по налогам, а также пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 30 рублей 42 копейки и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 85 копеек.
В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от <дата> № об уплате земельного налога за 2018 год в размере 1571 руб. и налога на имущество физических лиц в размере 282 руб., со сроком уплаты не позднее <дата>
Факты направления указанных уведомлений в адрес Ломакиной З.В. подтверждаются реестрами почтовой корреспонденции № от <дата> и № от <дата>
В адрес Ломакиной З.В. были направлено требование № по состоянию на <дата>, в котором предложено до <дата> уплатить налог на имущество в размере 282 руб., земельный налог в размере 1 571 руб., а также пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 18,82 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 3,37 руб.
Однако до указанных в уведомлениях сроках, административный ответчик земельный налог и налог на имущество физического лица, не оплачивал.
По делу установлено, что налоговый орган своевременно (<дата>) обращался к мировому судье судебного участка №<адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данной задолженности по уплате налогов и пени.
<дата> мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ №а-№ о взыскании с Ломакиной З.В. задолженности по имущественному и земельному налогу и пени, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от <дата>, в связи с поступившими возражениями Ломакиной З.В.
В связи с отменой вынесенного в отношении административного ответчика судебного приказа, административный истец в течение шести месяцев обратился в Советский районный суд <адрес> с настоящим иском.
Установив по делу обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, исходя из того, что процедура для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями, административным истцом была соблюдена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных ИФНС России по г. Орлу административных исковых требований и взыскании с Ломакиной З.В. суммы образовавшейся задолженности в полном объеме.
Вопреки доводам апелляционной жалобы срок на обращение в суд с настоящими административными исковыми требованиями, налоговым органом не пропущен.
В силу части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом.
В абзаце 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, и данный срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года №20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога и пени. В связи с чем, подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1998г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Таким образом, факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено и следует из материалов дела, что мировым судьей судебного участка №<адрес> <дата>г. был вынесен судебный приказ №а-№ о взыскании с Ломакиной З.В. суммы задолженности по взысканию недоимки по налогу на имущество, земельному налогу и пени.
Определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от <дата>г. указанный судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений должника.
Следовательно, началом течения срока обращения в суд с настоящим иском является <дата>г.
С административными исковыми требованиями налоговый орган обратился в суд <дата>г., т.е. в пределах срока обращения в суд в порядке искового производства.
Несостоятельными, а потому не влияющими на законность постановленного по делу решения, являются доводы апелляционной жалобы о том, что с Ломакиной З.В. взысканы налоги за имущество, отчужденное до 2018 года. Наличие у административного ответчика вышеуказанных объектов налогообложения подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №№.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Орла от 27 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ломакиной ФИО12 по доверенности Грядунова ФИО13 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи
Судья Ульянкин Д.В. Дело № 33а-381/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2021 года город Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.
судей Циркуновой О.М. и Второвой Н.Н.
при секретаре Лобовой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело №2а-1720/2020 по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по
г. Орлу к Ломакиной ФИО9 о взыскании задолженности по налогу, пени,
по апелляционной жалобе представителя Ломакиной ФИО10 по доверенности Грядунова ФИО11 на решение Советского районного суда г. Орла от 27 октября 2020 года, которым административные исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Орлу удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Циркуновой О.М., выслушав возражения представителя Инспекции Федеральной налоговой службы России по
г. Орлу –Квартиной Е.М., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,
установила:
административный истец - инспекция Федеральной налоговой службы России по г.Орлу (далее – ИФНС России по г. Орлу) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ломакиной З.В. о взыскании задолженности по уплате налогов и пени.
В обоснование заявленных требований указывалось, что Ломакина З.В. является собственником пяти квартир и четырех земельных участков, в связи, с чем она является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Налоговым органом в соответствии с положениями статей 388, 396, 400 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес Ломакиной З.В. было направлено налоговые уведомления № от <дата> об уплате земельного налога за 2017 год в размере 2 066 руб. и налога на имущество за 2017 год в размере 56 руб., со сроком уплаты до <дата> и № от <дата> об уплате налога на имущество за 2018 год в размере
282 руб. и земельного налога за 2018 год в размере 1 571 руб., со сроком уплаты до <дата>
Поскольку административный ответчик в установленные в налоговых уведомлениях сроки налоги не оплатил, административным истцом
Ломакиной З.В. были направлены требования № по состоянию на
<дата> об уплате недоимки по налогам и пени за 2017 год (налог на имущество – 56 руб., земельный налог – 2 010 руб., пени – 0,85 руб. и
30,42 руб.), со сроком уплаты до <дата> и № по состоянию на
<дата> об уплате недоимки по налогам и пени за 2018 год (налог на имущество – 282 руб., земельный налог – 1 571 руб., пени – 3,37 руб., 18,82 руб.), со сроком уплаты до <дата>
В добровольном порядке указанные требования Ломакиной З.В. не исполнены.
По заявлению административного истца <дата> мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ №а-№ о взыскании с Ломакиной З.В. задолженности по имущественному и земельному налогу, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от
<дата>, в связи с поступившими возражениями Ломакиной З.В.
С учетом изложенных обстоятельств, административный истец просил суд взыскать с Ломакиной З.В. задолженность в размере 3971,61 руб., из которых: недоимку по земельному налогу за 2017 год в размере 2010 руб.; пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с <дата> по <дата> в размере 30,42 руб.; недоимку по налогу на имущество за 2017 год в размере 56 руб.; недоимку по земельному налогу за 2018 год в размере 1571 руб.; пени за несвоевременную уплату земельного налога за период с <дата> по <дата> в размере 18,82 руб.; недоимку по налогу на имущество за 2018 год в размере 282 руб.; пени за несвоевременную уплату налога на имущество за период с <дата> по <дата> в размере 3,37 руб.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Ломакиной З.В. – Грядунов В.Г. просит решение районного суда отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что административным истцом пропущен процессуальный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Указывает на то, что с Ломакиной З.В. взыскиваются налоги за объекты недвижимости, которые были отчуждены до 2018 года.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает, что оснований для отмены судебного решения не имеется.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Из статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) на территории которого введен налог.
Согласно статье 393 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год.
В силу статье 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
На территории города Орла налоговые ставки по земельному налогу установлены Постановлением Орловского городского Совета народных депутатов от 17 ноября 2005г. №77/811-ГС «Об установлении земельного налога», согласно которого установлены налоговые ставки от кдастровой стоимости земельных участков в следующих размерах: 0,2 % в отношении земельных участков не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведении личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества; 0,3 % в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищных фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
В соответствии со статьей 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками- физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения, в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Из статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, признаются, в том числе квартиры.
Согласно статье 405 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по налогу на имущество физических лиц признается календарный год.
В силу статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 24 ноября 2016г. №16/0359-ГС «Об установлении налога на имущество физических лиц» установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости. Налоговые ставки установлены в размере 0,1 % в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат.
Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В силу статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог на имущество физических лиц уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направленного налогоплательщику налоговым органом.
В силу статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налоговой орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление об оплате налога, которое должно быть исполнено налогоплательщиком в течение одного месяца, если иной срок не указан в налоговом уведомлении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление об уплате налога, которое должно быть исполнено налогоплательщиком в течение одного месяца, если иной срок не указан в налоговом уведомлении.
Согласно положениям статьи 69 названного кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1). Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2).
Согласно статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1). Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (пункт 3).
Пунктами 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что в собственности Ломакиной З.В. находились расположенные на территории <адрес> земельные участки, а именно:
- земельный участок <...>
- земельный участок <...>
- земельный участок <...>
2014 г.);
- земельный участок <...>
Также в собственности Ломакиной З.В. находились объекты недвижимости, а именно:
- квартира № <...>
- квартира № <...>
- квартира № <...>
- квартира № <...>
Наличие у административного ответчика указанных объектов налогообложения в ходе судебного разбирательства по делу не оспаривалось и подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №№
В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от
<дата> № об уплате земельного налога за 2017 год в размере 2010 руб. и налога на имущество физических лиц в размере 56 руб., со сроком уплаты не позднее <дата>
Поскольку административным ответчиком своевременно не были уплачены суммы исчисленных налогов, ей направлено требование об уплате налога и пени № по состоянию на <дата>г., в котором предложено до <дата>г. уплатить указанные в налоговом уведомлении суммы недоимки по налогам, а также пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 30 рублей 42 копейки и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 85 копеек.
В адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление от <дата> № об уплате земельного налога за 2018 год в размере 1571 руб. и налога на имущество физических лиц в размере 282 руб., со сроком уплаты не позднее <дата>
Факты направления указанных уведомлений в адрес Ломакиной З.В. подтверждаются реестрами почтовой корреспонденции № от <дата> и № от <дата>
В адрес Ломакиной З.В. были направлено требование № по состоянию на <дата>, в котором предложено до <дата> уплатить налог на имущество в размере 282 руб., земельный налог в размере 1 571 руб., а также пени за несвоевременную уплату земельного налога в размере 18,82 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц в размере 3,37 руб.
Однако до указанных в уведомлениях сроках, административный ответчик земельный налог и налог на имущество физического лица, не оплачивал.
По делу установлено, что налоговый орган своевременно (<дата>) обращался к мировому судье судебного участка №<адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании данной задолженности по уплате налогов и пени.
<дата> мировым судьей судебного участка № <адрес> был вынесен судебный приказ №а-№ о взыскании с Ломакиной З.В. задолженности по имущественному и земельному налогу и пени, который был отменен определением мирового судьи судебного участка № <адрес> от <дата>, в связи с поступившими возражениями Ломакиной З.В.
В связи с отменой вынесенного в отношении административного ответчика судебного приказа, административный истец в течение шести месяцев обратился в Советский районный суд <адрес> с настоящим иском.
Установив по делу обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, исходя из того, что процедура для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями, административным истцом была соблюдена, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных ИФНС России по г. Орлу административных исковых требований и взыскании с Ломакиной З.В. суммы образовавшейся задолженности в полном объеме.
Вопреки доводам апелляционной жалобы срок на обращение в суд с настоящими административными исковыми требованиями, налоговым органом не пропущен.
В силу части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено этим же пунктом.
В абзаце 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с абзацами 2, 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа, и данный срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года №20-П, является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога и пени. В связи с чем, подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11 июня 1998г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Исходя из смысла положений статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверки при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.
Таким образом, факт вынесения судебного приказа свидетельствует о восстановлении пропущенного срока обращения с таким заявлением, предусмотренного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела установлено и следует из материалов дела, что мировым судьей судебного участка №<адрес> <дата>г. был вынесен судебный приказ №а-№ о взыскании с Ломакиной З.В. суммы задолженности по взысканию недоимки по налогу на имущество, земельному налогу и пени.
Определением мирового судьи судебного участка №<адрес> от <дата>г. указанный судебный приказ был отменен в связи с поступлением возражений должника.
Следовательно, началом течения срока обращения в суд с настоящим иском является <дата>г.
С административными исковыми требованиями налоговый орган обратился в суд <дата>г., т.е. в пределах срока обращения в суд в порядке искового производства.
Несостоятельными, а потому не влияющими на законность постановленного по делу решения, являются доводы апелляционной жалобы о том, что с Ломакиной З.В. взысканы налоги за имущество, отчужденное до 2018 года. Наличие у административного ответчика вышеуказанных объектов налогообложения подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости №№.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, его выводы, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г.Орла от 27 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ломакиной ФИО12 по доверенности Грядунова ФИО13 - без удовлетворения.
Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий судья
Судьи