№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<дата> года <адрес>
Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующего Волкова М.В.,
при секретаре судебного заседания Ярилиной А.А.,
с участием истца Никитина В.А., представителя ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) – Третьяковой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Никитина В. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) о защите пенсионных прав
УСТАНОВИЛ:
Никитин В.А. обратился в Красноглинский районный суд <адрес> с названным иском, мотивировав свои требования тем, что Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. Самара (межрайонное) решением от <дата> № отказалось назначить ему досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «Остраховых пенсиях» как работнику отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, поскольку не включило в специальный стаж, в том числе, период работы истца с <дата> по <дата> в качестве практиканта помощника составителя поездов в Управлении железнодорожного транспорта производственного объединения «Кривбассруда», поскольку указанная профессия не предусмотрена Списком от <дата>, с <дата> по <дата> в должности помощника составителя поездов станции Терны Приднепровской железной дороги, поскольку в трехмесячный срок не поступило подтверждение компетентного органа Украины о том, что период такой работы учитывался при назначении досрочной пенсии по законодательству Украины, что, по мнению истца незаконно, нарушает его пенсионные права на пенсию в соответствии с федеральным законом, так как его работа в должностях, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспортев указанные периоды подтверждается документально, в том, что компетентные органы Украины не отвечают на запросы,его вина отсутствует.
В связи с чем, Никитин В.А., уточнив требования, просит суд признать незаконным решение пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, включить в его стаж работника отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте для назначения ему досрочной страховой пенсии в соответствии сп. 5 ч. 1 ст. 30 Федеральногозакона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды: с <дата> по <дата> в качестве машиниста электровоза на шахте «П-1», с <дата> по <дата> в качестве составителя поездов в Управлении железнодорожного транспорта производственного объединения «Кривбассруда», с <дата> по <дата> в качестве составителя поездов Приднепровская железная дорога, с <дата> по <дата> в качествесоставителя поездов Юго-Восточная железная дорога, с <дата> по <дата> в качестве составителя поездов Куйбышевская железная дорога и назначить такую пенсию со дня обращения, с <дата>.
Истец Никитин В.А. в суде уточненные исковые требования поддержал, дал объяснения по своему содержанию соответствующие изложенному выше, просил суд удовлетворить его иск.
Представитель Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) Третьякова Л.Н. по доверенности от <дата> просила суд оставить иск без удовлетворения, так как законных оснований для его удовлетворения не имеется.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав имеющиеся в материалах гражданского дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит искНикитина В.А.подлежащим частичномуудовлетворению,последующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно неменее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 статьи).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 статьи).
Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержден постановлением Правительства РФ от <дата> N 272.
В соответствии с п. 5 постановления Минтруда РФ от <дата> N 29 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Из материалов дела следует, что Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) решением от <дата> № отказалось назначить Никитину В.А. досрочную страховую пенсию в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» как работнику отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок иобеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, поскольку не включило в специальный стаж, в том числе, период работы истца с <дата> по <дата> в качестве практиканта помощника составителя поездов в Управлении железнодорожного транспорта производственного объединения «Кривбассруда», поскольку указанная профессия не предусмотрена Списком от <дата>, с <дата> по <дата> в должности помощника составителя поездов станции Терны Приднепровской железной дороги, поскольку в трехмесячный срок не поступило подтверждение компетентного органа Украины о том, что период такой работы учитывался при назначении досрочной пенсии по законодательству Украины.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от <дата> № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ).
<дата> государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Украиной, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от <дата>).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от <дата> определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
В соответствии с Соглашением от <дата> «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от <дата> №, Союз ССР прекратил свое существование, из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от <дата> следует, что для установления права на пенсию гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада <дата>, а после распада этих государств – до <дата>.
Никаких изменений, дополнений, касающихся возможности учета трудового стажа, приобретенного на территории любого из государств - участников этого Соглашения, за иной период, в данное Соглашение не вносилось.
В соответствии со статьей 10 Соглашения от <дата> компетентные учреждения (органы) государств - участников Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств – участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
В указанной связи, при установлении пенсии на территории Российской Федерации в рамках Соглашения с бывшими республиками СССР для подтверждения льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников после <дата> необходимо подтверждение компетентного органа о включении данного периода на территории данного государства в стаж, дающий право на досрочную пенсию по законодательству этого государства.
Согласно пункту 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <дата> №н, к заявлению гражданина, обратившегося за назначением страховой пенсии в соответствии со статьями 30-32 Закона № 400-ФЗ должны быть приложены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Все вопросы о подтверждении документами права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда решаются только на предприятиях и в организациях, поскольку они располагают всеми документальными обоснованиями, необходимыми для назначения льготных пенсий. В связи с чем администрация предприятия (организации) выдает дополнительные справки, уточняющие характер работы, условия труда, а также подтверждает периоды постоянной занятости в течение полного рабочего дня (пункт 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата> №н).
Судом установлено, что Никитин В.А. в период с <дата> по <дата> работал в качестве практиканта помощника составителя поездов в Управлении железнодорожного транспорта производственного объединения «Кривбассруда», что подтверждается записью в его трудовой книжке, архивной справкой от <дата> № и не оспаривается стороной ответчика.
Вместе с тем профессия практикант помощника составителя поездовне предусмотрена Списком от <дата>, в связи с чем, указанный период работы не подлежит учету в стаж работника отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте для назначения ему досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В период с <дата> по <дата> Никитин В.А. работал в должности помощника составителя поездов станции Терны Приднепровской железной дороги, что следует из записей в его трудовой книжке, справки начальника станции Терны от <дата> и также не оспаривается пенсионным органом.
Данная профессия предусмотрена Списком от <дата>, в связи с чем, указанный период работы подлежит учету в стаж работника отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте для назначения ему досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу принципов, изложенных в статье 19 Конституции РФ, реализация гарантированных федеральным законом пенсионных прав истца не может быть поставлена в зависимость от обстоятельств, от него не зависящих.
Истец не может повлиять на компетентные органы Украины в рамках исполнения ими запроса пенсионного органа России в ходе реализации своих пенсионных прав и не должен нести негативные правовые последствия бездействия таких органов.
Вина истца в том, что компетентные органы Украины не отвечают на запросыпенсионного органа России, отсутствует, а потому данные обстоятельства сами по себе не могут умалять его пенсионные права, гарантированные Конституцией РФ и федеральными законами.
Поскольку указанный период работы истца с <дата> по <дата> в должности помощника составителя поездов станции Терны Приднепровской железной дороги, то есть непосредственно осуществляющего организацию перевозок и обеспечивающего безопасность движения на железнодорожном транспорте подтвержден документально, данный период подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсиив соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Включенный судом период работы истца с <дата> по <дата> в должности помощника составителя поездов станции Терны Приднепровской железной дороги, то есть непосредственно осуществляющего организацию перевозок и обеспечивающего безопасность движения на железнодорожном транспортев совокупности с признанным пенсионным органом периодом (12 лет 0 месяцев 26 дней) при суммировании превысят необходимые 12 лет и 6 месяцев.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Включение указанного выше периода работы истца предоставляет ему право на страховую пенсию со дня первоначального обращения за ней с <дата>.
Суд учитывает, что пенсионным органом дважды разрешался вопрос о стаже, выработанном Никитиным В.А. в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от <дата> № выработанный истцом период определен как 5 лет 1 месяц 5 дней (обращение пенсионера от <дата>).
После дополнительной проверки сведений решением от <дата> № в льготный период учтены ранее не принятые периоды, в связи с чем, льготный страховой стаж составил 12 лет 0 месяцев 26 дней.
При этом пенсионным органом новым решением для назначения ему досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» учтены следующие периоды: с <дата> по <дата> в качестве машиниста электровоза на шахте «П-1», с <дата> по <дата> в качестве составителя поездов в Управлении железнодорожного транспорта производственного объединения «Кривбассруда», с <дата> по <дата> в качестве составителя поездов Куйбышевская железная дорога, в связи с чем, оснований для повторного включения указанных периодов в специальный стаж не имеется.
Удовлетворение указанной части требований в полном объеме восстанавливает пенсионные права Никитина В.А.
В связи с чем, его требования о признании незаконным решения пенсионного органа являются излишними и ведут к защите его уже восстановленных судом прав, а потому не подлежат удовлетворению.
Таким образом, с целью защиты конституционных прав истца на пенсию в соответствии с законом суд считает, что требование истца является обоснованным и подлежат удовлетворению в указанной части по заявленным основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
иск Никитина В. А. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) о защите пенсионных прав удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж Никитина В. А. период его работы в должности помощника составителя поездов станции Терны Приднепровской железной дороги с <дата> по <дата> в качестве работника отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте для назначения ему досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и возложить на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> г.о. <адрес> (межрайонное) обязанность назначить Никитину В. А. такую пенсию со дня обращения <дата>.
В остальной части иск Никитина В. А. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле в <адрес> областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Волков
Мотивированное решение суда составлено <дата>.