Дело № 12-23/2021
10RS0014-01-2021-000021-94
Р Е Ш Е Н И Е
15 февраля 2021 г. пос. Пряжа
Судья Пряжинского районного суда Республики Карелия Михеева С. А., при секретаре Нестеровой О.В., рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17 декабря 2020 г. №, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод», юридический адрес: 186130, Республика Карелия, Пряжинский район, п. Чална, ул. Первомайская, д. 11А, ИНН 10210506287, КПП 102101001, дата государственной регистрации 03.02.2014,
установил:
постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия от 17 декабря 2020 г. № ООО «Соломенский лесозавод» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 руб.
С указанными постановлением должностного лица не согласно ООО «Соломенский лесозавод», просит его отменить и прекратить производство по делу. Указывает, что общество предусмотренные Проектом освоения лесов мероприятия по воспроизводству лесов (лесовосстановление и рубки ухода в молодняках) в ДД.ММ.ГГГГ выполнило в полном объеме. Заявитель указывает, что у него отсутствовала обязанность по выполнению ДД.ММ.ГГГГ проходных рубок и рубок прореживания в объемах, указанных в обжалуемом постановлении.По мнению общества, в таблице 6.2.4 указаны соответствующие объемы рубок прореживания и проходных рубок как ежегодно допустимый объем изъятия древесины при уходе за лесом. Сопоставление данных сведений с площадью расчетной лесосеки и иными положениями Проекта освоения лесов позволяют сделать вывод, что указанные в таблице 6.2.4 объемы рубок ухода являются предельно допустимыми, обусловленными площадью расчетной лесосеки, и сами по себе не исключают возможность выполнения рубок в меньшем объеме. Кроме того, во всех обязательных для исполнения обществом как арендатором лесного участка документах ДД.ММ.ГГГГ., прореживание и проходные рубки не отнесены к мероприятиям по воспроизводству лесов, и соответственно, неполное их выполнение не может квалифицироваться как нарушение требований ст. 8.27 КоАП РФ.
В судебное заседание защитник Общества не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.
Представитель административного органа – Устинова А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании против доводов жалобы возражала по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу
Заслушав представителя административного органа, рассмотрев представленные материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме, при этом учитывает, что срок на обжалование не пропущен.
Статьей 8.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению. Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 Лесного кодекса РФ при освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляется, в том числе проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Статьей 61 ЛК РФ установлено, что воспроизводство лесов включает в себя, в том числе уход за лесами.
Исходя из положений ч. 2 и ч. 3 ст. 64 Лесного кодекса РФ, уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов. Правила ухода за лесами устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. № 626 утверждены Правила ухода за лесами (далее – Правила).
Уход за лесами осуществляется в соответствии с Правилами в объемах по видам мероприятий, указанных в лесных планах субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентах лесничеств (лесопарков), в проектах освоения лесов, в том числе, лицами, использующими леса на основании договора аренды лесного участка (пункты 3, 4 Правил).
К мероприятиям по уходу за лесами относятся рубки, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями. В зависимости от возраста лесных насаждений и целей ухода за лесами осуществляются различные виды рубок, проводимые в целях ухода за лесными насаждениями, в том числе рубки прореживания, направленные на создание в лесных насаждениях благоприятных условий для формирования стволов и крон лучших деревьев;
проходные рубки, направленные на создание благоприятных условий роста лучших деревьев, увеличения их прироста, продолжения (завершения) формирования структуры насаждений (пункты 6, 10 Правил).
В силу п. 11 Правил в защитных лесах проходные рубки, рубки прореживания, рубки сохранения лесных насаждений, рубки обновления лесных насаждений, рубки переформирования лесных насаждений, рубки реконструкции, ландшафтные рубки должны осуществляться в соответствии с проектом ухода за лесами, который составляется лицом, осуществляющим такие рубки.
Из материалов дела об административном правонарушении следует ООО «Соломенский лесозавод» на основании договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ № является арендатором лесного участка: квартала 48-121 <данные изъяты> участкового лесничества, квартала 202-206, 208-211, 213-222 <данные изъяты> участкового лесничества, квартала 99-101, 117 <данные изъяты> участкового лесничества, квартала 69-73, 84-88, 133, 146, 1447, 157-163 <данные изъяты> участкового лесничества, квартала 5-7, 12-15, 31-33, 53, 73, 92-95, 116-119, 141 <данные изъяты> участкового лесничества, квартала 60-62, 87-89, 114-118 <данные изъяты> участкового лесничества.
Проектом освоения лесов для заготовки древисины на лесном участке, переданном в аренду Обществу, предусмотрены ежегодные допустимые объемы изъятия древесины при уходе за лесами на арендуемом участке.
В соответствии с Проектом освоения лесов (таблица 6.2.1, 6.2.4) ежегодный объем рубок ухода с ликвидным запасом древесины составляет 2,8 тыс. куб. м. на площади 81,1 га, из них рубки прореживания на площади 22,8 га в объеме 0,6 тыс. куб. м.,проходные рубки на площади 58,3 га в объеме 2,2 тыс. куб. м.
По окончанию 2019 года установлено, что годовой объем мероприятий по уходу за лесами (проходные рубки), предусмотренные проектом освоения лесов, Обществом не выполнен, то есть по состоянию на 01.01.2020 г. мероприятия по уходу за лесами (прореживание и проходные рубки) не выполнены в объеме 2,8 тыс. куб. м. на площади 81,1 га, из них рубки прореживания на площади 22,8 га в объеме 0,6 тыс. куб. м.,проходные рубки на площади 58,3 га в объеме 2,2 тыс. куб. м.
Таким образом, обществом допущено нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов, предусмотренных п.п. 3,4,6,10,11 Правил ухода за лесами, ст. 61,62 ЛК РФ.
Вина ООО «Соломенский лесозавод» в совершении административного правонарушения, подтверждаются материалами дела, в том числе: протоколом об административном правонарушении, договором аренды, отчетом о воспроизводстве лесов и лесоразведении и отчетом о воспроизводстве лесов и лесоразведении за ДД.ММ.ГГГГ., и другими доказательствами.
В связи с выявленными нарушениями требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Соломенский лесозавод» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ. Постановлением должностного лица Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17.12.2020 г. юридическое лицо признано виновным в совершении указанного деяния.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судья полагает, что в действиях ООО «Соломенский лесозавод» правильно установлен состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения и вина ООО «Соломенский лесозавод» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.27 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, перечисленных выше.
Доказательства, уличающие заявителя в допущенном правонарушении, их относимость, допустимость и правовая непорочность, не вызывают сомнений и достаточны для категоричного вывода о виновности общества.
С учетом п. 6, 10 Правил, доводы жалобы о том, что проходные рубки и рубки прореживания не относятся к воспроизводству лесов, не основаны на законодательстве.
Довод жалобы о том, что указанный в постановлении объем рубок ухода за лесами является максимально допустимым и не исключает выполнение их в меньшем объеме не нашел своего подтверждения. По смыслу ст. ст. 19, 81-84 Лесного кодекса РФ уход за лесами является обязанностью арендатора. Из материалов дела следует, что Общество арендует указанный в постановлении лесной участок, находящийся в государственной собственности в целях лесозаготовки. В Проекте освоения лесов указаны ежегодный объем и площадь на которых должны производиться рубки ухода для достижения результатов, изложенных в ст. 9 Правил ухода. Общество, осуществляя заготовку древисины в соответствии с объемами, отраженными в расчетной лесосеке (таблица 6.2.1 Проекта освоения лесов) должно было спланировать включение объемов по рубкам ухода в общий объем заготовки и выполнить их в установленный проектом ежегодный календарный срок, то есть в ДД.ММ.ГГГГ Из Проекта освоения лесов не следует право арендатора самостоятельно определять ежегодный объем рубок ухода. Доказательств согласования с арендодателем иных условий договора аренды в части объема указанных лесовосстановительных мероприятий суду не представлено.
Процессуальных нарушений, которые бы повлияли на законность привлечения ООО «Соломенский лесозавод» к административной ответственности, не допущено.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Соломенский лесозавод» вынесено с соблюдением всех норм КоАП РФ, в установленные законом сроки. С учетом обстоятельств дела, отсутствия обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, по делу назначено наказание в пределах санкции статьи. Назначенное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемых постановления и решения не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия, начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 17 декабря 2020 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Соломенский лесозавод» оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья С.А. Михеева