Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1620/2014 ~ М-1271/2014 от 26.03.2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 апреля 2014 года г. Свободный

Судья Свободненского городского суда Амурской области Гордельянова Н.В.,

При секретаре судебного заседания Князевой Е.О.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Щ, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего С к Правительству Амурской области о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи

у с т а н о в и л:

Щ, действующая за себя и в интересах несовершеннолетнего С, обратилась в суд с иском к администрации г. Свободного Амурской области о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи.

В обоснование заявленных требований истец указал, что согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» и ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации – наводнения. 05 августа 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера (паводка), выхода из берегов рек Зея и Амур, на территории г. Свободного дом и земельный участок, расположенные по адресу: г. Свободный -- затоплены. В результате наводнения испорчено принадлежащее имущество, пострадал дом, в котором проживал истец. Принимая во внимание факт проживания в данном доме, она обратилась в администрацию г. Свободного Амурской области с заявлением о включении в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для получения за счет средств областного бюджета единовременной материальной помощи. Однако единовременная материальная помощь до сих пор не получена. Истец полагает, что имеет право на получение единовременной материальной помощи, поскольку проживает в пострадавшем от ЧС доме.

В судебном заседании истец Щ на заявленных исковых требованиях настаивает и просит их удовлетворить.

Представитель администрации г. Свободного Амурской области Г, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения исковых требований.

Правительство Амурской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило.

Третье лицо Министерство финансов Амурской области, надлежащим образом извещенное о месте и времени судебного заседания, своего представителя не направило. Согласно письменному отзыву Министерство финансов возражает против удовлетворения заявленных исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 № 123-р на территории Амурской области введен режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Факт чрезвычайной ситуации природного характера – наводнения на территории г. Свободного Амурской области по состоянию на момент вынесения решения суда является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ не нуждается в доказывании.

Согласно пунктов 2, 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 № 750 «О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделяются органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Срок обращения в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации составляет один месяц с даты возникновения чрезвычайной ситуации.

Таким образом, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области, имеют право на выплату единовременной материальной помощи (из расчета до 10 тыс. рублей на человека, но не более 50 тыс. рублей на семью) и оказание финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полиостью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека) за счет средств резервного фонда Правительства РФ только в случае неполучения аналогичных мер поддержки из резервного фонда Правительства Амурской области. При этом должен быть соблюден предусмотренный порядок произведения выплат.

Из анализа вышеприведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что выплата единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства РФ осуществляется гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации в случае недостаточности бюджетных средств, предусмотренных в бюджете Амурской области для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Т.е. гражданин, пострадавший в результате ЧС и имеющий право на единовременную материальную выплату имеет право получить соответствующую выплату только из одного бюджета соответствующего уровня, но не из двух (бюджета субъекта РФ и федерального бюджета) бюджетов одновременно.

В целях реализации указанных норм и в соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - Правила), постановлением Правительства Амурской области от 26.05.2009 № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области (далее - Порядок).

Расходование средств резервного фонда Правительства области осуществляется в соответствии со статьей 81 Бюджетного кодекса РФ на основании решения Правительства области, принятого в установленном им порядке. При принятии данного решения Правительство области самостоятельно определяет целесообразность производимых расходов и объемы средств выделяемых из резервного фонда на финансирование непредвиденных расходов.

При этом предусмотренные в Порядке положения, определяющие размеры выплат гражданам на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи за утраченное имущество сами по себе не устанавливают публичных нормативных обязательств Амурской области перед физическими лицами.

Установление обязательных к исполнению за счет средств областного бюджета публичных обязательств перед физическими лицами осуществляется в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ (в частности ст. ст. 65, 74.1, 85 БК РФ).

Согласно статье 74.1 БК РФ бюджетные ассигнования на исполнение публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду таких обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.

В Законе об областном бюджете самостоятельные расходы по предоставлению гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи не предусмотрены. Нормативный правовой акт области, устанавливающий соответствующие права граждан, а также механизм их реализации не принят.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статья 83 БК РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета.

Источники дополнительных поступлений в областной бюджет отсутствуют, при этом существует потребность в реализации иных мероприятий, не связанных с чрезвычайной ситуацией, потребность в финансировании которых превышает размеры бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете.

Кроме этого, в соответствии Порядком средства резервного фонда Правительства области расходуются не только на выплату гражданам единовременной материальной и финансовой помощи, но и на иные непредвиденные расходы, включая расходы на ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 3 Порядка, основанием для выделения средств из резервного фонда Правительства области является распоряжение Правительства области.

Тем самым принятие решение о выделение любых ассигнований из резервного фонда Правительства области является исключительным полномочием Правительства области, которое принимает решение не только о целесообразности производимых расходов, но и их размере.

Кроме этого, размер резервных фондов исполнительных органов государственной власти устанавливается законами о бюджетах и не может превышать 3 процента утвержденного указанными законами общего объема расходов (часть 3 статьи 81 БК РФ). В текущем году размер резервного фонда Правительства области достиг данного предельного соотношения с общим объемом расходов областного бюджета, при этом предусмотренные бюджетные ассигнования резервного фонда исчерпаны практически в полном объеме.

Исходя из положений БК РФ во взаимосвязи с Порядком, обязательная двойная выплата гражданам из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ действующим законодательством не предусмотрена.

Согласно материалов дела и пояснений истицы в судебном заседании, она получила единовременную материальную помощь за счет средств резервного фонда Правительства РФ, поэтому исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Щ, действующей за себя и в интересах несовершеннолетнего С к Правительству Амурской области о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение одного месяца.

Судья Свободненского городского суда Н.В. Гордельянова

2-1620/2014 ~ М-1271/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Щербань Данил Александрович
Щербань Антонина Даниловна
Ответчики
Правительство Амурской области
Суд
Свободненский городской суд Амурской области
Судья
Гордельянова Н.В.
Дело на странице суда
svobodnenskgs--amr.sudrf.ru
26.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2014Передача материалов судье
28.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.04.2014Предварительное судебное заседание
04.04.2014Судебное заседание
09.04.2014Судебное заседание
09.04.2014Судебное заседание
09.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее