Дело № 2-500/2017
Копия
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
6 апреля 2017 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Полянской Е.Н.
при секретаре Олиной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шуппе С.В. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об отмене акта медико- социальной экспертизы в части установления процента утраты профессиональной трудоспособности,
У С Т А Н О В И Л:
Шуппе С.В. обратился в суд с иском к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Минтруда России об отмене акта медико- социальной экспертизы в части установления процента утраты профессиональной трудоспособности, требования мотивировал тем, что 07.06.2014 получил производственную травму- наезд козлового крана на левую стопу. 22.03.2016 бюро №10 ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России ему была проведена экспертиза, по результатам которой были приняты решения о сохранении третьей группы инвалидности и снижении степени утраты профессиональной трудоспособности с ранее установленных 60% до 40%.
Не согласившись с указанным решением, истец обжаловал его в ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России. Рассмотрев обращение истца, ответчик оставил ранее вынесенное решение бюро №10 без изменения. С данным решением истец не согласен, поскольку при определении степени утраты профессиональной трудоспособности экспертами должно учитываться не только состояние здоровья потерпевшего, но и характер и условия его труда, предшествующего повреждению здоровья. 07.04.2016 истцом было выявлено, что в материалах, рассмотренных сотрудниками ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России при его освидетельствовании, отсутствует заключение органа государственной экспертизы условий труда о характере и об условиях труда пострадавшего. Таким образом, при проведении медико- социальной экспертизы экспертной комиссией учитывалось лишь состояние здоровья истца по имеющейся медицинской документации, что противоречит действующему законодательству и ухудшает положение истца. Уменьшение степени утраты профессиональной трудоспособности влечет уменьшение размера получаемых истцом ежемесячных страховых выплат.
Просит отменить акт освидетельствования №304.10.24/2016 от 22.03.2016 в части установления степени утраты профессиональной трудоспособности в размере 40%.
В судебное заседание истец Шуппе С.В. не явился, был извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил. Ходатайств не заявлял.
Представитель ответчика Сонич И.В., действующий на основании доверенности от 12.01.2017, настаивает на рассмотрении дела по существу. Исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, ссылаясь на ранее представленные письменные возражения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, ГУ Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Громов Д.В., действующий на основании доверенности от 01.01.2017, исковые требования считает необоснованными, пояснил, что изложенные в иске обстоятельства ничем не подтверждены, проведенная судебная медико-социальная экспертиза это подтвердила.
Принимая во внимание, что данных об уважительности причин неявки истца в судебное заседание в деле не имеется, в силу ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истца.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" установлено, что несчастный случай на производстве - событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть;
профессиональная трудоспособность - способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества;
степень утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
Согласно части 3 ст.1 названного Закона, степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы.
Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации во исполнение предписания данной нормы приняло Постановление от 16.10.2000 года N 789, которым утверждены Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила).
В силу пункта 12 Правил степень утраты профессиональной трудоспособности потерпевшего определяется с учетом полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего, исходя из оценки имеющихся у него профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.
В случае если у пострадавшего наступила полная утрата профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности 100 процентов (пункт 14 Правил).
В случае если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания может в обычных производственных условиях продолжать профессиональную деятельность с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы или если он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может в обычных производственных условиях выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 40 до 60 процентов. ( пункт 16 Правил).
Во исполнение предписаний пункта 2 приведенного Постановления Правительства РФ Постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 №56 утверждены Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Основным методологическим принципом экспертизы профессиональной трудоспособности пострадавшего является совокупный анализ следующих критериев: клинико-функциональных; характера профессиональной деятельности (квалификации, качества и объема труда, способности к его выполнению); категории и степени ограничений жизнедеятельности (пункт 2 Временных критериев).
При определении степени утраты профессиональной трудоспособности в рамках клинико-функционального критерия проводится совокупный анализ характера и тяжести травмы, профессионального заболевания; особенности течения патологического процесса, обусловленного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; характер (вид) нарушений функций организма; степень нарушений функций организма; клинический и реабилитационный прогноз; психофизиологические способности; клинико-трудовой прогноз (пункт 3 Временных критериев).
Пунктом 20 Временных критериев установлено, что 100 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях, когда в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания при значительно выраженных нарушениях функций организма у пострадавшего наступила полная утрата способности к профессиональной деятельности, в том числе в специально созданных производственных или иных условиях труда.
Согласно пункту 25 Временных критериев, степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим с умеренными нарушениями функций организма устанавливается в зависимости от уровня снижения квалификации, объема производственной деятельности или категории тяжести труда:
60 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:
если пострадавший может выполнять работу по профессии, но со снижением квалификации на четыре тарификационных разряда;
если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на четыре тарификационных разряда;
если пострадавший может выполнять неквалифицированный физический труд со снижением разряда работ на четыре категории тяжести;
40 процентов утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в случаях:
если пострадавший может выполнять работу по профессии с уменьшением объема производственной деятельности;
если пострадавший может выполнять работу с использованием профессиональных знаний, умений и навыков, но со снижением квалификации на два тарификационных разряда;
Судом установлено, что 07.06.2014 при выполнении трудовых обязанностей в ООО «КПС» при эксплуатации козлового крана ККГЗ-25-32, установленного на «Претензионной площадке» ОАО «РК» на мастера участка выгрузки Шуппе С.В. был совершен наезд козловым краном, в результате чего истец получил травму.
07.07.2014 работодателем ООО «КПС» был составлен акт о несчастном случае на производстве, в котором указано: согласно медицинского заключения степень тяжести повреждения здоровья тяжелая, диагноз – <данные изъяты>
19.01.2015 Шуппе С.В. впервые обратился в бюро № 10 ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России с заявлением о проведении МСЭ с целью установления группы инвалидности, установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах, разработки и коррекции индивидуальной программы реабилитации инвалида и разработки и коррекции программы реабилитации пострадавшего.
22.01.2015 специалистами бюро № 10 была проведена медико-социальная экспертиза, принято решение, в соответствии с которым группа инвалидности и степень утраты профессиональной трудоспособности установлены не были ввиду раннего направления гражданина на МСЭ с нестойкими нарушениями статодинамической функции без проведения всего комплекса реабилитационных мероприятий. Указанное решение истцом было обжаловано в экспертный состав № 2 Главного бюро МСЭ.
28.01.2015 в связи с жалобой Шуппе С.В. проведена медико-социальная экспертиза в экспертном составе № 2 ГБ МСЭ, по результатам которой решение бюро № 10 от 22.01.2015 было подтверждено.
31.03.2015 в связи с обращением истца специалистами бюро № 10 ГБ МСЭ была проведена медико-социальная экспертиза, истцу признан инвалидом третей группы с причиной «трудовое увечье», ему установлена степень утраты профессиональной трудоспособности 60%.
15.03.2016 Шуппе С.В. обратился в бюро № 10 с заявлением о проведении МСЭ с целью установления группы инвалидности и установления степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах и направлением на МСЭ от 08.03.2016, выданным ООО «К».
22.03.2016 бюро №10 ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России ему была проведена экспертиза, по результатам которой были приняты решения о сохранении третьей группы инвалидности и снижении степени утраты профессиональной трудоспособности с ранее установленных 60% до 40%.
Не согласившись с указанным решением, истец обжаловал его в ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю» Минтруда России. Экспертным составом №2 Главного бюро проведена медико- социальная экспертиза, ответчик решение бюро № оставил без изменения..
Определением суда от 19.10.2016 по делу назначена судебная медико-социальная экспертиза, на разрешение которой поставлены следующие вопросы: какова степень выраженности стойких нарушений функций организма у Шуппе С.В. по состоянию на 23 марта 2016, какова степень утраты профессиональной трудоспособности у Шуппе С.В. по состоянию на 23 марта 2016 года.
Производство экспертизы поручено экспертам ФКУ «ГБ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно заключения очной судебной медико-социальной экспертизы от 27.02.2017, проведенной ФКУ «ГБ» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, эксперты пришли к выводу о том, что по состоянию на 23.03.2016 у Шуппе С.В. выявлены <данные изъяты>. Имеющиеся у Шуппе С.В. по состоянию на 23.03.2016 умеренные нарушения функций организма позволяют ему выполнять работу по профессии с уменьшением объема производственной деятельности, что дает основание для установления 40% утраты профессиональной трудоспособности.
Таким образом, заключением экспертизы подтверждена обоснованность выводов специалистов ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Минтруда России о наличии у Шуппе С.В. стойких умеренных нарушений статодинамических функций и установлении степени утраты профессиональной трудоспособности 40%.
Оснований не доверять вышеуказанному заключению у суда не имеется, поскольку заключение сделано предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения компетентными специалистами, по результатам освидетельствования истца, с учетом представленных документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных, выводы мотивированы, и обоснованность указанного заключения сомнений у суда не вызывает. Допустимых доказательств, опровергающих выводы указанной экспертизы, стороной истца не представлено и в ходе судебного разбирательства не добыто.
Таким образом, исходя из совокупности факторов, необходимых для установления степени утраты трудоспособности, обжалуемое решение медико- социальной экспертизы принято ответчиком в соответствии с нормативно- правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения.
В силу изложенного, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Шуппе С.В. отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шуппе С.В. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Красноярскому краю» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об отмене акта медико- социальной экспертизы в части установления процента утраты профессиональной трудоспособности- отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме с подачей жалобы через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий /подпись/ Е.Н. Полянская
Копия верна. Судья Е.Н. Полянская