Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Болховский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Фроловой Е.В.,
при секретаре Ветровой Н.С.,
с участием помощника прокурора <адрес> Остриковой М.В.,
истца Некрасовой С.В.,
представителя ответчика администрации <адрес> по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ Масловой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Болховского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах Некрасовой С.В., к администрации <адрес> о понуждению к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действующий в интересах Некрасовой С.В., обратился в суд с иском к администрации <адрес> о понуждению к совершению действий.
В обосновании заявленного требования указав, что прокуратурой района по обращению Некрасовой С.В. проведена проверка по факту нарушения её жилищных прав. Установлено, что матерью Некрасовой С.В., согласно свидетельству о рождении 11-МС № является ФИО1, отцом - ФИО2. Некрасова С.В. имеет социальный статус «лицо из числа детей оставшихся без попечения родителей», так как ДД.ММ.ГГГГ от неё отказались родители (отец- ФИО2, мать-ФИО1), что подтверждается выпиской из истории развития Некрасовой С.В. от ДД.ММ.ГГГГ Харовского детского дома ребенка. В период с 1970 по 1990 годы Некрасова С.В. находилась в различных специальных учреждениях на полном государственном обеспечении. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает в БСУ СО ОО «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов». Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Некрасова С.В. признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес>. Согласно сведениям, предоставленным Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, у Некрасовой С.В. отсутствует право на объекты недвижимости на территории Российской Федерации. Согласно сведениям, предоставленным БУ ОО «МР БТИ» (Болховское отделение) у Некрасовой С.В. отсутствует право на объекты недвижимости на территории <адрес>. Вместе с тем, жилое помещение до настоящего времени Некрасовой С.В. не предоставлено.
Прокурор просил обязать администрацию <адрес> предоставить Некрасовой С.В.,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в <адрес> на состав семьи один человек, по норме предоставления в соответствии с положениями ч.3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № - ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа».
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Острикова М.В. исковые требования поддержала в полном объеме,ссылаясь на доводы, указанные в заявлении.
Истица Некрасова С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив суду, что просит предоставить ей жилье, так как хочет жить полноценной жизнью.
Представитель администрации <адрес> по доверенности Маслова Т.Н. в судебном заседании пояснила, что не возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, так как Некрасова С.В. признана нуждающимся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Третьи лица представитель Департамента социальной защиты, опеки и попечительства, труда и занятости <адрес>, представитель Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства <адрес>в судебное заседание не явились, представили в суд ходатайства, в которых просят рассмотреть дело в отсутствие их представителей (л.д.78-79,86).
Представитель третьего лица Департамента финансов <адрес>
в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен должным образом, причины неявки неизвестны.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся третьих лиц.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены данным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичная норма содержится в ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» (далее - <адрес> №-ОЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
В силу ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Согласно ч. 1 ст. <адрес> №-ОЗ гражданам, перечисленным в ч. 1 ст. 1 данного закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 3, ст. <адрес> №-ОЗ решение о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, принятое с соблюдением требований настоящего Закона, является основанием заключения соответствующего договора найма специализированного жилого помещения в срок, установленный данным решением.
По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров.
Расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу ст. <адрес> №- ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов <адрес> на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон не связывает осуществление права на внеочередное предоставление жилого помещения с какими-либо обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 2.1. Положения о порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда <адрес> детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного решением <адрес> Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № -рс, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми актами <адрес>.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющимися сиротами и лишенные попечительства родителей, по достижении возраста 18-ти лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.
В судебном заседании установлено, что Некрасова С.В.,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из свидетельства о рождении 11-МС № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Некрасова С.В.,, родилась ДД.ММ.ГГГГ, отец - ФИО2, мать - ФИО1 (л.д.10).
Из выписки из истории развития Харовского детского дома ребенка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что отец ФИО2 и мать ФИО1, отказались от Некрасовой С.В.(л.д.37-38).
Из справки № БУСО <адрес> «Кадниковский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» усматривается, что Некрасова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании путевки <адрес> отдела социального обеспечения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.23).
Из справки № БСУ СО <адрес> «Болховский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками» следует, что Некрасова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения находилась на полном государственном обеспечении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д.28).
Из справки № БСУ ОО <адрес> « Богдановский дом-интернат для престарелых и инвалидов» усматривается, что Некрасова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживала в доме интернате в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).
Из справки БСУ ОО <адрес> «Болховский дом-интернат для престарелых и инвалидов» следует, что Некрасова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживает в доме интернате с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.26).
Из справки МСЭ-2014 № усматривается, что Некрасова С.В.,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы с детства (л.д.25).
Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида Некрасовой С.В. выданного ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России Бюро медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, возможно самообслуживание и ведение самостоятельного образа жизни с регулярной помощью других лиц (л.д.40-51).
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, Некрасова С.В., признана нуждающейся в обеспечении жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда <адрес> как лицо, которое относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигла возраста 23 лет и включена в список (л.д.52-53)
Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений, представленного Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, следует, что Некрасова С.В.,, ДД.ММ.ГГГГ года рождения не является собственником жилых помещений (л.д. 30).
Изложенные обстоятельства, по мнению суда, свидетельствуют о том, что истец Некрасова С.В. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на обеспечение её благоустроенным жилым помещением в <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения.
Право на предоставление жилого помещения истцом Некрасовой С.В.до настоящего времени не реализовано, в связи с чем, суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований прокурором <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст.ст. 1, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.,, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ №-░░ «░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░