Дело №12-338/14
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
16 июля 2014 года п.Емельяново
Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Сарайчикова И.В., рассмотрев жалобу ЗАО «Племенной завод Элита» на постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № от 11.03.2014г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.42 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № от 11.03.2014г. ЗАО «Племенной завод Элита» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.42 КоАП РФ, и подвергнут штрафу в размере 300 000 рублей.
Директор ЗАО «Племенной завод Элита» обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что ЗАО «Племенной завод Элита» признано виновным в нарушении ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения в водопроводов питьевого назначения», все указанные нормы содержат требования, связанные с деятельностью по обеспечению питьевой водой. Заявитель не является организацией, выполняющей поставку питьевой воды в <адрес>, распространение указанных норм обусловлено ссылкой на договоры с Хулап Н.Г. и Дрек В.Л., но предметом договоров являются поставка не питьевой воды. Организацией, выполняющей обеспечение питьевой водой <адрес> является МУПЕР «Коммунальщик», ЗАО «Племенной завод Элита» не является организацией, выполняющей холодное питьевое водоснабжение, в связи с чем, в его действиях отсутствует состав данного административного правонарушения. В постановлении указано, что нарушения установлены при получении экспертного заключения, по данному делу экспертиза не назначалась и не проводилась. О дате и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ЗАО «Племенной завод Элита» не было извещено надлежащим образом. Просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Впоследствии жалоба была дополнена тем, что производство по делу возбуждено административным органом с нарушениями, в протоколе указано, что нарушения обнаружены 12.12.2013г., определение о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено 04.12.2013г., до проведения осмотра водопровода заявителя, административное расследование назначено до момента выявления правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении является немотивированным, содержит только пересказ экспертного заключения. Экспертиза по делу не проводилась, сведения получены от третьего лица – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>», в деле имеется протокол осмотра от 04.12.2013г., в котором наличие нарушений не указано. Заявления Дерк В.Л. и Хулап Н.Г. не являются доказательствами по делу, т.к. оформление данной информации КоАП РФ предусматривает в виде свидетельских показаний. В постановлении по делу об административном правонарушении неправильно указаны ОГРН, дата присвоения ОГРН, не принадлежащие ЗАО «Племенной завод Элита», также неверно указано отчество юридического лица, в связи с чем, определенно не следует, какое юридическое лицо привлечено к административной ответственности. Также неверно применена норма ч.2 ст.8.42 КоАП РФ, т.к. она устанавливает ответственность за использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными нормами и правилами. Определенные ограничения установлены СанПиН 2.1.4.1110-02 в виде запретов использовать указанные зоны определенными способами. Нарушения, указанные в постановлении относятся к организации, обустройству таких зон и охватываются диспозицией ст.6.3 КоАП РФ. Водопровод заявителя изначально не был предназначен для питьевого водоснабжения, зарегистрирован в качестве объекта недвижимости, как водоснабжение центральной усадьбы племзавода Элита, предназначался для производственного водоснабжения сельскохозяйственного назначения. Водопровод заявителя не проходит по территории поселка, в связи с чем, он не мог осуществлять поставку воды гражданам, проживающим в <адрес>. Договоры с гражданами на поставку не питьевой воды заключены заявителем ошибочно и на момент проверки были расторгнуты, в 2013 году плата по ним не взималась.
В судебном заседании представитель ЗАО «Племенной завод Элита» Винокуров Э.В. (доверенность от 07.02.2014г.) жалобу поддержал по основаниям, в ней изложенным.
ФИО1 по <адрес> ФИО6 (доверенность №.) в судебном заседании с доводами жалобы не согласился, суду пояснил, что проверка ЗАО «Племенной завод Элита» была проведена на основании заявления МУПЕР «Коммунальщик» от 08.11.2013г. о том, что качество поставляемой холодной воды не соответствует требованиям санитарных норм и правил, а также отсутствует санитарная зона источника питьевого водоснабжения. На основании данного заявления было возбуждено дело об административном правонарушении и назначено проведение административного расследования, по результатам которого был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.42 КоАП РФ, и ЗАО «Племенной завод Элита» было привлечено к административной ответственности. С доводами жалобы не согласен. Согласно ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в понятие водоснабжения входит не только питьевая вода.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и административный материал, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, придя к выводу о том, что постановление вынесено законно и обоснованно, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья выносит решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
Частью 2 ст.8.42 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за использование зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В силу ч.1, ч.2 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Как установлено в судебном заседании, постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю № от 11.03.2014г. ЗАО «Племенной завод Элита» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.42 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 300 000 рублей. Согласно указанному постановлению, ЗАО «Племенной завод Элита», имеет лицензию на право пользования недрами № КРР 00559 ВЭ от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия до 01.09.2017г., лицензионное соглашение между Краспоярскгеолеомом и ЗАО «Племенной завод «Элита» об условиях недропользования при добыче пресных подземных вод в Емельяновском районе Красноярского края, лицензия ЗАО «Племенной завод Элита» предоставлена для добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения. ЗАО «Племенной завод Элита» оказывает услуги населению, организациям по предоставлению холодной воды. Согласно представленных договоров с гражданами Дерк В.Л., Хулап Н.Г., проживающих в <адрес>, ЗАО «Племенной завод Элита» поставляет населению воду непитьевую, которую ЗАО «Племенной завод Элита» подает через централизованные сети питьевого водоснабжения <адрес>. В договорах отсутствует информация о том, как население должно использовать предоставленную ЗАО «Племенной завод Элита» непитьевую воду. Согласно представленным заявлениям от граждан Дерк В.Л., Хулап Н.Г., получаемая от ЗАО «Племенной завод Элита» вода используется ими для хозяйственно-бытовых и питьевых нужд. 04.12.2013г. в 14.00 часов специалистом ФИО1 была проведена проверка водозаборных сооружений ЗАО «Племенной завод Элита» <адрес>. 12.12.2013г. в 15.00 часов, при получении экспертного заключения № от 12.12.2013г., выполненного врачом по коммунальной гигиене Пермяковой С.П., утвержденного заместителем главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» ФИО8, установлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. ЗАО «Племенной завод Элита», эксплуатирующее водозаборные сооружения, подающее холодную воду в централизованные системы водоснабжения <адрес>, использует 1 пояс зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, не соблюдает требования, предъявляемые к режиму и эксплуатации поясов зоны санитарной охраны, а именно: размеры границ первого пояса ЗСО водозаборных сооружений, эксплуатируемых ЗАО «Племенной завод Элита» менее 30 м., что является нарушением п. 2.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; граница первого пояса водозаборных сооружений ЗАО «Племенной завод Элита» от стен запасных (накопительных) емкостей (за исключением насосной станции 2-го подъема) менее 30 м., граница первого пояса ЗСО от насосной станции № водозабора ЗАО «Племенной завод Элита» менее установленных 15 м., что является нарушением п.2.4.2 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; территория первого пояса ЗСО источников и водопроводных сооружений ЗАО «Племенной завод Элита» не спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, дорожки к скважинам не имеют твердого покрытия, территории первых поясов ЗСО водопроводных сооружений ЗАО «Племенной завод Элита» не обеспечены охраной, что является нарушением п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Выявленные нарушения санитарного законодательства: СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ от 30.03.1999г., что представляет угрозу возникновения и распространения массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний среди людей.
Проверка проведена по заявлению МУП <адрес> «Коммунальщик» от 08.11.2013г.
Установленные ФИО1 Роспотребназора обстоятельства на момент проведения проверки, то есть 04.12.2013г., подтверждаются материалами административного дела: протоколом осмотра скважин и сооружений ЗАО «Племенной завод Элита» от 04.12.2013г.; экспертным заключением № от 12.12.2013г., протоколом по делу об административном правонарушении от 17.01.2014г.
14.08.1997г. ЗАО «Племенной завод Элита» (ранее Сельскохозяйственное акционерное общество закрытого типа племзавод «Элита») выдана лицензия № № на право пользования недрами, со сроком действия до 01.09.2017г.. Согласно лицензионному соглашению ЗАО «Племенной завод Элита» предоставлена лицензия для добычи пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения. Согласно п.3.3, п.3.4 лицензионного соглашения ЗАО «Племенной завод Элита» обязано проводить контроль за качеством подземных вод, соблюдать требования зон санитарной охраны, зона санитарной охраны 1 пояса должна быть ограждена.
18.04.2010г. между ЗАО «Племенной завод Элита» (поставщик) и МУПЕР «Коммунальщик» (абонент) заключен договор отпуска (поставки) холодной (непитьевой) воды из системы водопровода поставщика. Договор заключен в целях организации исполнения абонентом муниципального заказа органа местного самоуправления <адрес> для обеспечения населения услугами холодного водоснабжения (п.1.2).
Согласно имеющимся копиям договоров от 01.01.2012г. между ЗАО «Племенной завод Элита» (поставщик) и Дерк В.Л. был заключен договор на поставку холодной (непитьевой) воды из системы водопровода поставщика, аналогичный договор заключен с ФИО2 Согласно заявлениям указанных лиц, воду, получаемую от ЗАО «Племенной завод «Элита», они используют для хозяйственно-бытовых целей, для питья, приготовления пищи, стирки и т.п.
Оценивая в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства по делу, являющиеся допустимыми, достоверными и достаточными, суд приходит к выводу, что в судебном заседании полностью нашло свое подтверждение совершение ЗАО «Племенной завод Элита» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.42 КоАП РФ.
Доводы жалобы суд признает несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно п.1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. СО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой.
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О водоснабжении и водоотведении», водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В силу ч.1, ст.2 ст.43 Водного Кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Таким образом, требования СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» распространяют свое действие на все источники водоснабжения, а не только питьевого.
В лицензионном соглашении к лицензии о добыче пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения также установлена обязанность ЗАО «Племенной завод Элита» проводить контроль за качеством подземных вод и соблюдать требования зон санитарной охраны.
Из договора от 18.04.2010г. между ЗАО «Племенной завод Элита» (поставщик) и МУПЕР «Коммунальщик» отпуска (поставки) холодной (непитьевой) воды из системы водопровода поставщика, следует, что договор заключен в целях организации исполнения абонентом муниципального заказа органа местного самоуправления <адрес> для обеспечения населения услугами холодного водоснабжения.
Тариф на холодную воду установлен Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от 29.10.2012г. №115-т «Об установлении тарифа на холодную воду за ЗАО «Племенной завод Элита» <адрес>», в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в котором указано, что осуществляется холодное водоснабжение, вода отпускается в том числе, МУПЕР «Коммунальщик».
Также факт осуществления холодного водоснабжения лицам, проживающим в <адрес>, подтверждают вышеуказанные договоры с жителями <адрес>, квитанциями о внесении оплаты за водоснабжение по указанным договорам в ЗАО «Племенной завод Элита», заявлений указанных лиц о том, что поставляемая вода используется как для хозяйственно-бытовых, так и питьевых целей.
В силу п.2 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в данном случае таким поводом явилось заявление МУПЕР «Коммунальщик», в котором содержались данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. В рамках административного расследования экспертиза была проведена, что подтверждает экспертное заключение от 12.12.2013г. По результатам административного расследования был установлен факт административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.42 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении. О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении 11.03.2014г. в 15.00 часов ЗАО «Племенной завод Элита» было уведомлено, что подтверждает определение об отложении рассмотрении дела от 11.02.2014г. и почтовое уведомление о вручении данного определении сотруднику ЗАО «Племенной завод Элита» 21.02.2014г.. Постановление по делу об административном правонарушении соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Процессуальные нарушения при производстве по делу об административном правонарушении допущены не были. Действия ЗАО «Племенной завод Элита» правильно квалифицированы по ч.2 ст.8.42 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу, что постановление заместителя руководителя ФИО1 по <адрес> № от 11.03.2014г. о признании ЗАО «Племенной завод Элита» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.42 КоАП РФ, является законным и обоснованным, наказание в виде штрафа в размере 300 000 рублей, вынесено в пределах, установленных законом, как с учетом характера совершенного административного правонарушения, так и имущественного положения юридического лица. Оснований для отмены либо изменения постановления не имеется, в связи с чем, жалоба ЗАО «Племенной завод Элита» удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю №. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.42 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Племенной завод Элита» – оставить без изменения, жалобу ЗАО «Племенной завод Элита» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд Красноярского края в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья И.В. Сарайчикова