Решение по делу № 2-981/2020 ~ М-1547/2020 от 26.05.2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск                                                                     26 июня 2020г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Моисеенко Я.Ю. с участием истца Спиридонова А.Б. и его представителя Церклевича П.В., представителей ответчиков Ануфриевой А.Н., Вороновой Г.И. и         Качанова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело "номер обезличен" по иску Спиридонова А.Б. к администрации Костинского муниципального образования, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» о признании права на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате стихийного бедствия,

У С Т А Н О В И Л:

Спиридонов А.Б. обратился в суд с иском к администрации Костинского муниципального образования и Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» (ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району») о признании права на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате стихийного бедствия, указав, что на основании договора купли-продажи от 16.12.1994г. является собственником жилого дома "номер обезличен" общей площадью <данные изъяты> на ул. Лесной в п. Костино Нижнеудинского района. В июне 2019г. в период наводнения жилой дом находился в зоне затопления, и наводнением ему были причинены повреждения, делающие дом не пригодным для проживания и подлежащим сносу, в то время как администрация Костинского муниципального образования выдала ему справку, согласно которой дом в зоне затопления не находился. Межведомственная комиссия обследование дома не проводила, акта не составляла, технического заключения не выдала. Просит суд обязать администрацию Костинского муниципального образования включить вышеназванный жилой дом в список домов, находившихся в зоне затопления, и в список домов, признанных не пригодными для проживания; признать за ним право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации вышеуказанного жилого дома; обязать Областное государственное казённое учреждение «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» принять решение о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, а министерство социального развития, опеки и попечительства - выдать свидетельство, удостоверяющее его право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения.

В судебном заседании вместе со своим представителем      Церклевичем П.В. настаивал на удовлетворении иска, пояснил, что в течение трёх лет до наводнения не жил в вышеуказанном жилом помещении, однако в состояние, не пригодное для проживания, жилой дом пришёл в результате наводнения в июне 2019г.

Представители ответчика администрации Костинского муниципального образования Ануфриева А.Н. и Воронова Г.И. заявили о непризнании иска ответчиком, пояснили, что спорное помещение более пятнадцати лет является заброшенным разобранным строением, в течение длительного времени в нём никто не жил. Просят суд отказать в удовлетворении иска.

Представитель соответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Качанов С.А. также заявил о непризнании иска соответчиком и полностью поддержал изложенные Ануфриевой А.Н. и Вороновой Г.И. доводы. Просил отказать в удовлетворении иска ввиду его необоснованности.

Представитель соответчика министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татуев Е.А. в письменном заявлении указал на непризнание иска и просил отказать в его удовлетворении ввиду необоснованности исковых требований.

Поскольку неявка представителя соответчика не препятствует рассмотрению дела, в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав истца Спиридонова А.Б. и его представителя        Церклевича П.В., представителей ответчиков Ануфриеву А.Н.,          Воронову Г.И. и Качанова С.А., исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Положениями ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Согласно п.6 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

В силу положений ст.12 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относятся, в том числе, и полномочия по определению оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания, а в соответствии с ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального Конституционного закона от 30.05.2001г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причинённый материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014г. №110 утверждён Порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Указом Губернатора Иркутской области №134-уг от 27.06.2019г. «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13-00 час. 27.06.2019г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.

Постановлением     администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26.06.2019г. №934 был введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.

Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006г. №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее Положение), в силу п.2 которого действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции.

Глава IV Положения регулирует порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 33 Положения предусмотрены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания; п.36 Положения предусматривает перечень оснований для признания жилых помещений непригодными для проживания; п.38 Положения указывает, что непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, получивших повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно и техническое состояние этих домов и строительных конструкций характеризуется снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при которых существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования. Указанные многоквартирные дома признаются аварийными и подлежащими сносу, а п.47 предусмотрены решения, одно из которых может принять межведомственная комиссия по результатам своей работы.

Согласно п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесённым к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признаёт жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признаёт многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В силу п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает приём и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта РФ о результатах проведённых в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим или не соответствующим установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; составление акта обследования помещения в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения.

В соответствии с п.46 Положения в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Пунктом 47 Положения определено, что по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения не пригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с п.49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издаёт распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством РФ установлен порядок принятия решения о признании помещения не пригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений не пригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде.

Своё право собственности на жилой дом <адрес обезличен> истец подтвердил договором купли-продажи от 16.12.1994г., из которого усматривается, что Спиридонов А.Б. купил у Корневой Е.М. вышеназванный жилой дом общей площадью <данные изъяты>, расположенный на земельном участке площадью 14 соток; выпиской из ЕГРН от 20.02.2020г. о государственной регистрации права собственности на данный <адрес обезличен>.02.2020г. на основании вышеназванного договора купли-продажи.

В судебном заседании представитель ответчика глава администрации Костинского муниципального образования Воронова Г.И. пояснила, что дом "номер обезличен" является заброшенным с 2003г., в данном доме никто не проживал, а семья истца жила в <адрес обезличен>, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги за 2002-2006г.г., л/с 205, а также на <адрес обезличен>, что подтверждается выпискам из похозяйственных книг за 2007-2011г.г., л/с 354; за 2012-2016г.г., л/с 344; за 2017-2020г.г., л/с 343 и справкой главы Костинского муниципального образования Вороновой Г.И. от 19.06.2020г.

Вышеназванные обстоятельства подтверждаются и справкой начальника Нижнеудинского участка Тулунского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» Стасюк О.А. о том, что с 01.01.2003г. по 26.02.2020г. потребление электроэнергии в доме <адрес обезличен> отсутствует, а также фототаблицей, из которой усматривается, что в доме отсутствуют окна и двери, полы, печь, отдельные оконные проёмы забиты досками.

Справками главы Костинского муниципального образования    Вороновой Г.И. от 04.02.2020г. №61 и от 19.06.2020г. №183 подтверждается, что спорный дом является брошенным более пятнадцати лет, а истец и его семья жили на <адрес обезличен> период наводнения в июне 2019г. и там же живут в период разрешения спора.

Истец в судебном заседании не оспаривал доводов представителей ответчиков о том, что несколько лет фактически не жил в спорном доме, однако настаивал на своих доводах о том, что до наводнения дом нуждался в мелком ремонте, а в состояние аварийности и непригодности для проживания он был приведён наводнением.

Представители ответчика Ануфриева А.Н. и Воронова Г.И. заявили, что спорное строение находилось в зоне затопления, однако ввиду того, что за много лет до наводнения находилось в заброшенном, разрушенном и не пригодном для проживания состоянии, он не был включён в перечень домов, повреждённых наводнением.

Из инженерно-технического заключения ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД» от 17.02.2020г., изготовленного на основании договора с истцом от 10.02.2020г., усматривается, что здание было повреждено водой, уровень которой доходил на высоту до 1м., наряду с длительной эксплуатацией здания его состояние аварийное, в том числе фундаменты, грунты основания, стены, перегородки, перекрытия, крыша и кровля, инженерные коммуникации, в связи с чем дальнейшая эксплуатация здания недопустима. Для обеспечения соответствия здания требованиям механической безопасности необходима его полная реконструкция.

При этом вопреки доводам Спиридонова А.Б. и его представителя Церклевича П.В. данным заключением не подтверждается прямая причинно-следственная связь между воздействием наводнения и наступлением аварийного состояния спорного дома.

Согласно справкам специалиста Костинского муниципального образования Лесюк Т.В. от 31.01.2020г. и главы Костинского муниципального образования Вороновой Г.И. от 19.06.2020г. "номер обезличен" спорный дом в зоне затопления не значится.

В силу п.44 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. №47 и п.п.11, подп.1-5 п.16, 17, 20, 22, 23 положения о предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём, утверждённого постановлением правительства Иркутской области от 17.07.2019г. №556-пп, процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в указанном Положении требованиям, а также порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, установлен положением о предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём, носят заявительный характер.

Вопреки оспариваемым представителями ответчика Ануфриевой А.Н. и Вороновой Г.И. утверждениям истца о неоднократном обращении с заявлением об обследовании дома, его доводам о том, что ему было отказано с выдачей справки о том, что спорный дом в зоне затопления не находился, доказательств его обращения в межведомственную комиссию с заявлением об обследовании спорного дома он суду не представил, а справка о том, что дом не находился в зоне затопления не является достаточным и достоверным доказательством его обращения в межведомственную комиссию с заявлением об обследовании спорного дома, о составлении межведомственной комиссией соответствующего заключения о состоянии дома.

Не является таким доказательством и доверенность, выданная истцом 17.01.2020г. супруге Спиридоновой О.И., в том числе, на право от его имени обращаться в компетентные органы с заявлениями, связанными с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, а также необходимыми для получения свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Вопреки положениям п.47 Положения от 28.01.2006г. №47 истец не представил доказательств обращения в межведомственную комиссию также после получения инженерно-технического заключения ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД» от 17.02.2020г., изготовленного на основании договора с истцом от 10.02.2020г., с целью принятия решения о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения не пригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Иных доказательств, опровергающих доводы представителей ответчиков о многолетней заброшенности дома и связанным с этим его аварийным состоянием задолго до наводнения, имевшего место в июне 2019г., а также доказательств, подтверждающих наличие прямой причинно-следственной связи между указанными истцом дефектами, делающими дом аварийным, подлежащим сносу, и нахождением дома в зоне чрезвычайной ситуации, суду не представлено. При установленных обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Спиридонова А.Б. к администрации Костинского муниципального образования, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» о возложении обязанности по включению жилого дома "номер обезличен", расположенного на                 <адрес обезличен>, в список домов, находившихся в зоне затопления и в список домов, признанных не пригодными для проживания; о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого дома "номер обезличен", расположенного на <адрес обезличен>; о возложении обязанности по принятию решения о выдаче, а также по выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03.07.2020г.

Председательствующий судья Китюх В.В.

2-981/2020 ~ М-1547/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федорова Наталья Анатольевна
Ответчики
Юрченко Эдуард Васильевич
Другие
Молодёжева Елена Юрьевна, ответчика по дов. от 11.08.2020 на 1 год
Арцивенко Евгения Витальевна, истца по дов. от 15.05.2020 на 1 год
Барайщук Наталья Ильинична, истца по дов. от 15.05.2020 на 1 год
Суд
Нижнеудинский городской суд Иркутской области
Судья
Китюх Валентина Владимировна
Дело на странице суда
nizhneudinsky--irk.sudrf.ru
26.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.05.2020Передача материалов судье
01.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2020Судебное заседание
13.08.2020Судебное заседание
18.08.2020Судебное заседание
16.09.2020Судебное заседание
23.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2021Дело оформлено
05.04.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее