Дело №2-1220/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 31 марта 2017 года гражданское дело по заявлению Ю к администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании незаконными отказов Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, обязании устранить нарушения,
Установил:
Ю обратилась в суд с требованиями к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее по тексту – Комитет по управлению муниципальным имуществом, Комитет) о признании незаконными отказов (исх. .... от <...> г.., .... от <...> г..) в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья»,обязании принять её (истицу) с составом семьи: супругом – Д и несовершеннолетней дочерью В, <...> г..р., на указанный учет.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация МОГО «Ухта».
В проведенных по делу судебных заседаниях истица и 3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Д (супруг истицы) настаивали на удовлетворении иска, доводы иска поддержали, полагают оспариваемые отказы Комитета незаконными; считают, что их семья имеет право на получение вышеуказанной социальной выплаты по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», поскольку самостоятельно улучшить свои жилищные условия они (истица и её супруг) не могут в силу своего материального положения; при этом факт отчуждения в марте 2016 года Д принадлежащей ему на праве собственности 1\5 доли жилого помещения, расположенного по адресу: ...., не может рассматриваться как намеренное ухудшение жилищных условий молодой семьи с целью приобретения права состоять на учете на получение вышеуказанных социальных выплат, поскольку Д с семьей постоянно проживает в ...., здесь трудоустроен, и использовать по назначению (для проживания) свою долю в вышеуказанном жилом помещении в .... он не может; намерений выехать на постоянное место жительство в .... семья истицы не имеет; в связи с указанными обстоятельствами Д в марте 2016 года подарил принадлежащую ему 1\5 долю в указанном жилом помещении в .... своей матери Т Таким образом, как полагает истица и её супруг, доля в этом жилом помещении не должна учитываться при расчете уровня их обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи; фактически они могут проживать только в принадлежащем истице жилом помещении в ...., общей площадью 30,1 кв.м. При таком подходе уровень обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи не превышает учетную норму, установленную в МОГО «Ухта» (30,1 : 3 = 10,03 кв.м).
В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Ю, действующая по доверенности, заявленные требования не признала, поддерживает отказы Комитета (исх. .... от <...> г.., .... от <...> г..), законность которых оспаривает заявитель. Представитель Комитета считает, что при расчете уровня обеспеченности молодой семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи должна учитываться площадь принадлежащего истице жилого помещения, расположенного по адресу: ...., (30,1 кв.м) и площадь 1\5 доли (11,08 кв.м) в жилом помещении по адресу: ...., отчуждение которой произвел супруг истицы - Д в марте 2016 года, т.к. данные действия 3-го лица являются намеренным ухудшением жилищных условий с целью приобретения семьей права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья. При таком подходе уровень обеспеченности истицы и членов её семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составит: (30,1 кв.м + 11,08 кв.м) : 3 = 13,73кв.м, что превышает учетную норму (11 кв.м), установленную решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23.
Представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности М в заявлении просит рассмотреть дело в свое отсутствие, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, исковые требования не признает, по существу иска поддерживает позицию Комитета.
Суд, исходя из положений ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения участвующих в деле лиц, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика – администрации МОГО «Ухта».
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Порядок предоставления социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми урегулирован Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон №30-РЗ). В статье 1 Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми (в ред. Законов РК от 03.04.2006 N 26-РЗ, от 11.03.2008 N 12-РЗ). В числе таких категорий указаны молодые семьи (пп. "и" введен Законом РК от 03.04.2006 N 26-РЗ).
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», введенной Законом Республики Коми от 03.04.2006 N 26-РЗ, на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств (пункт 1 в ред. Закона РК от 11.03.2008 N 12-РЗ).
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 2 Закона №30-РЗ, имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2 в ред. Закона РК от 26.12.2014 N 176-РЗ).
В соответствии с Решением Совета муниципального образования городского округа «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма» учетная норма общей площади жилого помещения для постановки малоимущих граждан на учет на получение жилого помещения по договору социального найма в администрации МОГО «Ухта» составляет 11,0 кв.м на каждого члена семьи.
Принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган в порядке, установленном ст. 2 Закона №30-РЗ.
Основания для отказа в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья перечислены в пункте 13 статьи 2 Закона РК №30-РЗ, в том числе, уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья (подпункт 4 в ред. Законов Республики Коми от 11.03.2008 N 12-РЗ, от 23.12.2008 N 150-РЗ, от 13.12.2010 N 143-РЗ).
Согласно п. 14 ст. 2 Закона РК №30-РЗ при ухудшении жилищных условий с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья граждане, в отношении которых уполномоченным органом было принято решение об отказе в принятии на учет, вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с запросом о принятии на учет не ранее чем через пять лет со дня вынесения уполномоченным органом указанного решения (в ред. Законов РК от 11.03.2008 N 12-РЗ, от 11.05.2010 N 41-РЗ, от 05.10.2011 N 108-РЗ).
На основании п. 2 ч. 13 ст. 2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» уполномоченный орган также принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
Как следует из материалов дела, <...> г.Ю, <...> г. года рождения, впервые обратилась в уполномоченный орган - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии её и членов её семьи (супруга – Д и несовершеннолетнего ребенка - В, <...> г..р.) на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от <...> г. (с последующими изменениями и дополнениями), (расписка в принятии Комитетом документов от <...> г..).
Уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от <...> г.. .... Ю отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья». Отказ мотивирован отсутствием у молодой семьи нуждаемости в улучшении жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья. При этом в отказе указано, что на момент подачи документов общая площадь принадлежащего истице жилого помещения по адресу: г. .... (30,1 кв.м) и 1\5 доли в жилом помещении по адресу: .... (11,08 кв.м), принадлежавшей на тот момент супругу истицы Д, в совокупности составили значение 41,18 кв.м, соответственно уровень обеспеченности истицы и членов её семьи (всего 3 человека) общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составил: (30,1 кв.м + 11,08 кв.м) : 3 = 13,73 кв.м, что превышает учетную норму (11 кв.м), установленную решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23.
<...> г..Ю, <...> г. года рождения, повторно обратилась в уполномоченный орган - Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии её и членов её семьи (супруга – Д и несовершеннолетнего ребенка - В, <...> г..р.) на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья» в соответствии с Законом Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» от 05.04.2005 (с последующими изменениями и дополнениями), (расписка в принятии Комитетом документов от <...> г..).
Уведомлением Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от <...> г.. .... Ю отказано в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья». Отказ мотивирован намеренным ухудшением членом семьи заявителя – Д жилищных условий с целью приобретения права состоять на учете на получение указанной социальной выплаты (пп. 4 п. 13. ст. 2 Закона Республики Коми № З0-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья»). Вывод о намеренном ухудшении жилищных условий сделан Комитетом, исходя из представленных сведений о том, что по договору дарения от <...> г.. супруг истицы – Д передал принадлежавшую ему 1\5 долю (11,08 кв.м) в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ...., в собственность своей матери Т, что повлияло на уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена молодой семьи; на данный момент 5-летний срок с момента отчуждения этой доли истцом не истек, соответственно принятие заявителя на учет невозможно.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Ю, <...> г..р., и Д, <...> г..р., проживают совместно, одной семьей, состоят в зарегистрированном браке <...> г.. (свидетельство о заключении брака .... от <...> г.. выдано территориальным отделом ЗАГС г. .... Управления ЗАГС Республики Коми), имеют от брака ребенка – В, <...> г.р.
Семья истицы проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общей площадью 30,1 кв.м, зарегистрированном на праве собственности за истицей (запись регистрации .... от <...> г. выписка из ЕГРН и копии правоустанавливающих документов на квартиру в материалах дела имеются). Основание государственной регистрации права собственности: договор купли-продажи квартиры от <...> г.. Ю, Д и их ребенок постоянно проживают в г. .... Республики Коми, истица и её супруг здесь трудоустроены.
По данным регистрационного учета граждан, в жилом помещении по адресу: .... зарегистрированы по месту жительства следующие лица: Ю (истица) – с <...> г.., её супруг Д – с <...> г.., и их несовершеннолетняя дочь В - с <...> г.. (справка МАУ «МФЦ» от <...> г.. в материалах дела представлена). Иные лица зарегистрированными не значатся.
Из материалов дела также следует, что супруг истицы Д ранее (до <...> г.) был зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общей площадью 55,4 кв.м, 1\5 доля (11,08 кв.м) в котором принадлежала ему на праве собственности (выписка из ЕГРП от <...> г.. в деле представлена); <...> г.. Д снят с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрирован с этой даты в .... РК по адресу места жительства своей супруги и ребенка: ..... По договору дарения от <...> г.. Д передал принадлежащую ему 1\5 долю в жилом помещении, расположенном по адресу: .... своей матери Т (копия договора с отметкой Управления Росреестра по .... от <...> г.. в материалах дела представлена). <...> г.. произведена государственная регистрация прекращения права собственности Д на указанное имущество (1\5 долю квартиры).
Уведомлениями Ухтинского отдела Управления Росреестра по ...., содержащими сведения по всем субъектам Российской Федерации за период с 01.11.1999г. по настоящее время, а также уведомлениями Ухтинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- Федеральное БТИ» по РК, содержащими сведения до 01.11.1999г., подтверждается, что иных жилых помещений (или долей в них) (кроме вышеуказанных) в собственности истицы, её супруга и их ребенка не имеется и ранее не имелось; нанимателями каких-либо жилых помещений данные лица не являются.
Таким образом, уровень обеспеченности Ю и членов её семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи составит: (30,1 + 11,08) : 3 = 13,73 кв.м, что превышает учетную норму (11 кв.м), установленную решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23.
Такой расчет ответчиков с включением в него площади всех указанных жилых помещений (или соответствующих долей в них), суд находит обоснованным, а доводы истицы и 3-го лица подлежащими отклонению.
Так, отчуждение Д в марте 2016 года принадлежавшей ему 1\5 доли в праве собственности на жилое помещение в .... было его волеизъявлением. Доказательств вынужденного характера совершения указанных действий истицей и 3-м лицом суду не представлено. Предпринимая указанные действия, Д мог понимать, что он ухудшает свои жилищные условия и это может привести его и его семью к состоянию, требующему участия со стороны государственных органов в улучшении жилищных условий его семьи, учитывая, что прав на иное жилье он (Д) не имел. Исходя из положений пп. 4 п. 13 ст. 2, п. 14 ст. 2 Закона Республики Коми №30-РЗ, действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. С учетом того, что с момента отчуждения супругом истицы доли в жилом помещении (<...> г..) и до момента принятия Комитетом решения об отказе в постановке молодой семьи на учет (<...> г..) не прошло 5 лет, принятие истицы с составом семьи на указанный учет невозможно. Доводы о том, что Д подарил долю в указанном жилом помещении своей матери, а также о том, что истица и её супруг не намеревались переезжать на постоянное место жительства в ...., не имеют правового значения для разрешения спора и не опровергают вывод о том, что указанные действия 3-го лица (Д) привели к созданию у молодой семьи нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В связи с вышеизложенным требования истца удовлетворению не подлежат, оснований для признания незаконными отказов Комитета исх. .... от <...> г.., .... от <...> г.., обязании устранить нарушения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:В удовлетворении требований Ю к администрации муниципального образования городского округа «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании незаконными отказов Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (исх. .... от <...> г.., .... от <...> г..) в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «Молодая семья», обязании устранить нарушения путем принятия истицы – Ю с составом семьи: супругом – Д, ребенком – В, <...> г.., на указанный учет, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с <...> г..
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон