Судья Дорохина И.В. Дело № 33-21338/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,
судей Мариуца О.Г., Цуркан Л.С.,
при секретаре Крохиной И.Н.,
с участием помощника Московского областного прокурора Ганцевой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 июля 2017 года апелляционное представление Ногинского городского прокурора на решение Ногинского городского суда Московской области от 6 февраля 2017 года по делу по иску Ногинского городского прокурора в интересах Кораблина А.С. к ГБУЗ МО «НЦРБ», Министерству здравоохранения <данные изъяты> о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств в счет стоимости расходов на приобретенные лекарственные средства,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца – прокурора,
УСТАНОВИЛА:
Ногинский городской прокурор, действуя в интересах Кораблина А. С., обратился в суд с иском к ГБУЗ МО «НЦРБ», Министерству здравоохранения Московской области о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств в счет стоимости расходов на приобретенные лекарственные средства.
Свои требования мотивировал тем, что Ногинской городской прокуратурой была проведена проверка по заявлению инвалида <данные изъяты> Кораблина А.С. о ненадлежащем обеспечении льготными лекарственными препаратами, которые приобретались им за счет собственных денежных средств. Кораблин А.С. является инвалидом <данные изъяты> бессрочно и наблюдается у врачей-специалистов поликлиники <данные изъяты> ГБУЗ МО «НЦРБ» с диагнозом: <данные изъяты>
По результатам медицинского осмотра и медицинским показаниям Кораблину А.С. выписываются бесплатные рецепты по международному непатентованному наименованию (МНН) на следующие лекарственные препараты: «беродуал», «вентолин», «лозап», «сиднофарм», «профлосин», «сальбутамол», «атровент», «фокусин», «спирива».
ГБУЗ МО «НЦРБ» ежемесячно формируются плановые заявки на лекарственные средства и изделия медицинского назначения.
Из плановых заявок ГБУЗ МО «НЦРБ» за.2014 год усматривается, что вышеперечисленные лекарственные препараты не заказывались с января по май 2014 года, с июня по декабрь 2014 года заявки делались лишь на сальбутамол. Из плановых заявок ГБУЗ МО «НЦРБ» за 2015 год усматривается, что вышеперечисленные лекарственные препараты не заказывались с января по декабрь 2015 года, заявки делались лишь на «сальбутамол». Следовательно, в аптечные организации жизненно важные для Кораблина А.С. льготные лекарственные препараты не поступали, и последний вынужден был нести расходы на их приобретение.
Просил признать незаконным бездействие ГБУЗ МО «НЦРБ», выразившееся в неисполнении обязанностей по заказу лекарственных препаратов - «беродуал», «вентолин», «лозап», «сиднофарм», «профлосин», «атровент», «фокусин», «спирива» в ежемесячных плановых заявках за 2014-2015 г.г.; взыскать с Министерства здравоохранения Московской области в пользу Кораблина А.С. в счет стоимости расходов на приобретение лекарственных препаратов - «беродуал», «вентолин», «лозап», «сиднофарм», «профлосин», «атровент», «фокусин», «спирива» сумму в размере 20612 руб. 25 коп.
Истец Кораблин А.С. требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ГБУЗ МО «НЦРБ» исковые требования не признал.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Московской области в судебное заседание не явился, извещен. Направил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 6 февраля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном представлении, доводы которого поддержал в заседании апелляционной инстанции, прокурор просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Представители ответчиков ГБУЗ МО «НЦРБ», Министерства здравоохранения Московской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены.
Проверив материалы дела, выслушав истца - прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, исходя из изученных материалов дела, не имеется.
Согласно ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.
Судом при рассмотрении дела было установлено, что Кораблин А.С., <данные изъяты> года рождения, является инвалидом <данные изъяты> бессрочно.
Наблюдается у врачей-специалистов поликлиники <данные изъяты> ГБУЗ МО «НЦРБ» с диагнозом: хронический обструктивный бронхит, эмфизема легких, диффузный пневмосклероз, стенокардия напряжения, гипертоническая болезнь 2 стадии, аденома предстательной железы 1 стадии.
По результатам медицинского осмотра и медицинским показаниям Кораблину А.С. выписываются бесплатные рецепты по международному непатентованному наименованию (МНН) на следующие лекарственные препараты: «беродуал», «вентолин», «лозап», «сиднофарм», «профлосин», «сальбутамол», «атровент», «фокусин», «спирива».
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что доказательств ненадлежащего обеспечения лекарственными препаратами истцом не представлено, лекарственный препарат «Сиднофарм» (МНН - Молсидомин) в Перечни лекарственных средств не включен, в связи с чем, обеспечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, указанным лекарственным препаратом в рамках предоставления набора социальных услуг за счет средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, исходя из следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со ст.ст. 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Полномочия Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенции из федерального бюджета, зачисляемых на счета бюджетов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с последующими изменениями) полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в части лекарственного обеспечения переданы для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, общий объем которых определяется на основании методики, утвержденной Правительством Российской Федерации, исходя из численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги в виде лекарственного обеспечения, а также норматива финансовых затрат на одного гражданина в месяц.
Закупка лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, осуществлялась Министерством в 2014 году и 2015 году в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), исходя из имеющейся потребности, в рамках выделенных финансовых средств в установленные законодательством сроки.Поставки лекарственных препаратов в аптечные организации в 2014 году осуществлялись в соответствии с заявками органов управления здравоохранения муниципальных образований Московской области в пределах выделенных объемов финансирования и количества препаратов, закупленных по государственным контрактам.
Органы управления здравоохранением муниципальных образований Московской области (главные врачи ЦГБ/ЦРБ) в 2014 году ежемесячно формировали и предоставляли плановую заявку муниципального образования на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов, в том числе с Перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.09.2006 № 665, на основании сложившейся потребности и с учетом остатков лекарственных средств, имеющихся в аптечных организациях.
Заявки на лекарственные препараты, утвержденные Министерством, направляются в фармацевтические организации для осуществления поставки лекарственных препаратов в аптечные организации.
Поставки лекарственных препаратов в аптечные организации осуществлялись по плановым и дополнительным заявкам (индивидуальным) органов управления здравоохранения муниципальных образований в рамках заключенных по итогам аукционов государственных контрактов и в соответствии с графиком поставок.
Управления координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций Министерства здравоохранения Московской области в 2015 году ежемесячно формируют и предоставляют плановую заявку на лекарственные средства и изделия медицинского назначения в соответствии с Перечнем лекарственных препаратов, в том числе с Перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2014 г. № 2782-р, на основании сложившейся потребности и с учетом остатков лекарственных средств, имеющихся в аптечных организациях.
Заявки на лекарственные препараты, утвержденные Министерством, направлялись и направляются в фармацевтические организации для осуществления поставки лекарственных препаратов в аптечные организации.
Министерство в 2014 и 2015 годах осуществляло закупки лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию (далее - МНИ) на основании Федерального закона № 44-ФЗ. В соответствии с конкретным торговым наименованием закупки лекарственных препаратов производятся только в отдельных случаях и только при наличии индивидуальной непереносимости пациента, подтвержденной решением медицинской комиссии.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» основанием предоставления необходимых лекарственных препаратов является оформленный в установленном порядке лечащим врачом рецепт.
Выписка и назначение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 20.12.2012 № 1175н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».
Курс лечения и предоставление пациенту рецептов для обеспечения необходимыми лекарственными препаратами относится исключительно к компетенции лечащего врача.
Согласно данным Единой региональной информационной системы Московской области, в которой отражены все выписанные лечащим врачом рецепты, Кораблин А.С. в 2014 и 2015 годах был своевременно обеспечен по всем оформленным в установленном порядке ему рецептам.
Указанные обстоятельства подтверждаются содержащимися в медицинской карте истца рецептами врача.
При сравнительном анализе рецептов, содержащихся в медицинской карте Кораблина А.С., усматривается, что он обеспечен лекарственными средствами в соответствии с рецептами.
Иных рецептов на бесплатное получение лекарственных препаратов, указанных в иске, в 2014 и 2015 годах Кораблину А.С. не выписывалось.
Таким образом, самостоятельное приобретение лекарственных препаратов в 2014 и 2015 годах не является основанием для взыскания денежных средств, затраченных Кораблиным А.С., на их приобретение.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2013 № 355-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2014 год», в 2014 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственный препарат, выданным врачом (фельдшером), лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов, составляла 671 рубль.
В 2014 году Кораблин А.С., согласно ЕРИС был обеспечен лекарственными препаратами на общую сумму 23 838 руб., то есть сверх нормы, установленной действующим законодательством, за счет средств федерального бюджета и бюджета Московской области.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 № 400-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2015 год», в 2015 году норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам на лекарственный препарат, выданным врачом (фельдшером), лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов, составляла 707 рублей.
В 2015 году Кораблин А.С. был обеспечен лекарственными препаратами на общую сумму 11 035 руб. 72 коп., то есть сверх нормы, установленной действующим законом Кораблин А.С. обеспечен по всем оформленным в соответствующем порядке рецептам лечащего врача в 2014 г. и 2015 г.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Каких-либо доказательств ненадлежащего обеспечения лекарственными препаратами истцом не предоставлено.
Самостоятельное приобретение Кораблиным А.С. лекарственных препаратов без назначения лечащего врача и оформленных в утвержденном порядке рецептов не влечет за собой обязанность Министерства по обеспечению Кораблина А.С. лекарственными препаратами «беродуал», «вентолин», «лозап», «сиднофарм», «профлосин», «атровент», «фокусин», «спирива».
Разделом 7.3 Регламента на ГБУЗ МО «НЦРБ» возложена обязанность только по определению потребности в лекарственных препаратах, на основании данных предоставленных лечащими врачами, и передачи данных о потребности в орган управления здравоохранением. Плановая потребность ГБУЗ МО «НЦРБ» на 2014 г. была передана в орган управления здравоохранением Ногинского муниципального района 17.08.2013, а на 2015 год - 18.06.2014 г. Обязанность по формированию плановых заявок на лекарственные препараты и передачи их в Министерство здравоохранения Московской области возложена на орган управления здравоохранением.
Назначенные Кораблину А. С. лекарственные препараты были включены в список потребности ГБУЗ МО «НЦРБ» в лекарственных препаратах.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что со стороны ответчиков нарушений закона и прав истца допущено не было.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Кораблина А.С. у суда не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ногинского городского суда Московской области от 6 февраля 2017 года оставить решение суда без изменения, апелляционное представление Ногинского городского прокурора – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи