Дело 2-40/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2015 года с. Большие Березники
Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в лице судьи Колчиной Л.А.,
при секретаре судебного заседания Смолановой О.А.,
с участием в деле:
истца - Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов», в лице его представителя директора А.А.П., заведующей отделением - К.Т.Н., действующей по доверенности от 19 марта 2015 года,
ответчика - Мартьянова О. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Мартьянову О.Н. о взыскании задолженности за стационарное обслуживание,
установил:
ГБСУ СОССЗН РМ «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» обратилось в суд с иском к Мартьянову О.Н. о взыскании задолженности за стационарное обслуживание за период с 1 июня 2014 года по 31 декабря 2014 года в сумме 50093 рубля 61 копейка.
В обоснование исковых требований истец указал, что Мартьянов О.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид II группы, с 13 июля 2006 года проживает в ГБСУ СОССЗН РМ «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов». За время проживания в доме – интернате Мартьянов О.Н. не оплачивает стационарное обслуживание. Плата за стационарное обслуживание предусмотрена пунктами 81, 88-89 Порядка социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, утвержденном Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004 года N 479, и производится ежемесячно, не более 75 процентов получаемой гражданином трудовой или социальной пенсии. В связи с чем, между домом - интернат и Мартьяновым О.Н. был заключен договор № 176 от 13 июля 2006 года, по которому плата за стационарное обслуживание составляет 75% от назначенной пенсии. По мере повышения пенсии составлялись дополнительные соглашения к договору, в которых плата за стационарное обслуживание была соответственно изменена. 02 февраля 2013 года ответчик написал заявление об отказе от оплаты за стационарное обслуживание в размере 75% от пенсии. По его заявлению отчисления от пенсии в период с сентября 2013 года по январь 2014 года, производились в размере 10% от пенсии, с февраля 2014 года в размере 1% от пенсии. Размер пенсии Мартьянова О.Н. с апреля 2014 года составляет 10376 рублей 86 копеек ежемесячно. Размер ежемесячной платы за стационарное социальное обслуживание составляет 7260 рублей 00 копеек. По заявлению Мартьянова О.Н. отчисления от пенсии в период с июня 2014 года по декабрь 2014 года производились в размере 1% от пенсии - 103 рубля 77 копеек ежемесячно. Согласно расчету, за указанный период за ответчиком образовался долг за стационарное обслуживание в размере 50093 рубля 61 копейка. Истец просит взыскать с ответчика задолженность за стационарное обслуживание за период с 1 июня 2014 года по 31 декабря 2014 года в сумме 50093 рубля 61 копейка.
Представители истца: директор А.А.П., заведующая отделением - К.Т.Н. на судебных заседаниях исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям указанным в иске. Дополнительно А.А.П. пояснил, что между домом - интернат и Мартьяновым О.Н. заключен договор № 176 от 13 июля 2006 года о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, согласно которому размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание составляет 75 % от назначенной пенсии. 28 июня 2010 года с Мартьяновым О.Н. был заключен договор №88 о стационарном социальном обслуживании, размер оплаты составил 4181 рубль 19 копеек, что также составляет 75 % от пенсии. В связи с увеличением размера пенсии суммы оплаты за стационарное обслуживание были пересмотрены и изменены, о чем Мартьянов О.Н. был уведомлен. Все изменения были оформлены дополнительными соглашениями к договору. Дополнительные соглашения к договорам от 01 апреля 2013 года и 01 апреля 2014 года Мартьянов О.Н. подписать отказался.
Ответчик Мартьянов О.Н. исковые требования не признал. Пояснил суду, что он находится на полном государственном обеспечении и не обязан платить за стационарное обслуживание более той суммы, которую он отчисляет о пенсии. Услуги, которые ему оказывает дом – интернат предоставляются ненадлежащего качества, не в полном объеме. Кроме того, считает, что администрация дома – интерната использует денежные средства, получаемые от оплаты стационарного обслуживания не по целевому назначению.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Порядок предоставления бесплатного социального обслуживания определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» предусмотрены формы социального обслуживания, одной из которых является стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования).
В соответствии со статьей 24 данного Закона порядок оплаты стационарного социального обслуживания в государственных учреждениях социального обслуживания устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 декабря 2004г. №479 утвержден Порядок социального обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и семей с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации.
Пунктом 82 Порядка установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов должна производиться ежемесячно в размере 7260 рублей, но не может превышать 75 процентов получаемой гражданином трудовой или социальной пенсии.
Согласно пункту 85 Порядка размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем, сложившегося в республике уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и индексируется исходя из прогнозируемого уровня инфляции, определяемого законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год и на плановый период, в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Мордовия.
Пунктами 86, 87, 88 и 89 Порядка предусмотрено следующее: сумма платы за стационарное обслуживание определяется договором на стационарное обслуживание (далее - договор) и подлежит пересмотру при изменении размера платы, указанной в пункте 82 настоящего Порядка, и размера пенсий, установленных гражданам пожилого возраста и инвалидам. Изменения договора оформляются дополнительным соглашением к договору.
Средства, поступающие от оплаты за стационарное обслуживание, зачисляются на счета стационарных учреждений в порядке, определенном договором, и расходуются на обеспечение жизнедеятельности (создание наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение реабилитационных мероприятий медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организация отдыха и досуга) граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях.
Договор заключается с гражданами пожилого возраста и инвалидами (далее - граждане), поступающими в стационарное учреждение и проживающими в стационарном учреждении, или с их законными представителями в письменной форме.
Граждане, поступающие в стационарные учреждения (законные представители), предварительно уведомляются о необходимости заключения договора в учреждениях социальной защиты.
В соответствии с пунктом 93 Порядка, на основании заключенных договоров граждане могут подать личные письменные заявления о перечислении стационарному учреждению платы за стационарное обслуживание в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Согласно пункту первому статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В силу пункта второго статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что Мартьянов О.Н. в связи с достижением возраста 18-ти лет и на основании личного заявления от 30.06.2006 года переведен для дальнейшего проживания в Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (л.д.7,8).
Согласно справке Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеберезниковском муниципальном районе Республики Мордовия от 10 февраля 2015 года №31314/15 Мартьянову О.Н. установлены: государственная социальная пенсия на основании пункта 1 статьи 11 Федерального закона №166 – ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» с 23 июня 2006 года и ежемесячная денежная выплата на основании пункта 1 статьи 28.1 Федерального закона №181- ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 27.06.2006 года. Размер пенсии за период с 01.06.2014 года по 01.12.2014 года составил 10376 рублей 86 копеек ежемесячно (л.д.32).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года №473 социальные услуги предоставляются в стационарных условиях учреждениями социального обслуживания на условиях полной оплаты одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам, размер пенсии которых превышает на 150% прожиточный минимум, установленный для данного региона.
Величина прожиточного минимума для пенсионеров за II квартал 2014 года составила 5478 рублей (Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 июля 2014 года №328); за III квартал - 5575 рублей (Постановление Правительства Республики Мордовия от 2о октября 2014 года №508); за IV квартал -5775 рублей (Постановление Правительства Республики Мордовия от 19 января 2015 года №32).
Таким образом, пенсия Мартьянова О.Н. за период с 1 июня 2014 года по 31 декабря 2014 года превышает более чем на 150% прожиточный минимум, установленный для Республики Мордовия за данный период.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 4.2. Устава Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» ежемесячная плата за стационарное обслуживание граждан не может превышать 75% от получаемой гражданином трудовой пенсии.
13 июля 2006 года между Государственным бюджетным стационарным учреждением социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и Мартьяновым О.Н. заключен договор № 176 о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, пунктом 2.1 которого предусмотрен размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание составляет 75 процентов от назначенной гражданину пенсии (л.д.59-60).
Пунктом 2.2 договора установлено, что заказчик обязуется ежемесячно вносить плату в размере, предусмотренном пунктом 2.1 настоящего Договора, путем безналичного перечисления на счет учреждения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение на основании личного заявления заказчика или наличными в кассу учреждения.
Согласно договору №88 о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 28 июня 2010 года размер ежемесячной платы за стационарное социальное обслуживание составляет 4181 рубль 19 копеек (л.д.5-6).
Дополнительным соглашением №1 к договору о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 01 февраля 2013 года размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание Мартьянова О.Н. составил 5440 рублей 07 копеек. Од подписи дополнительного соглашения к договору Мартьянов О.Н. отказался (л.д.29).
Дополнительным соглашением №1 к договору о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 01 апреля 2013 года размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание Мартьянова О.Н. составил 6646 рублей 16 копеек. Од подписи дополнительного соглашения к договору Мартьянов О.Н. отказался (л.д.30).
Дополнительным соглашением №1 к договору о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов от 01 апреля 2014 года размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание Мартьянова О.Н. составил 7260 рублей. Од подписи дополнительного соглашения к договору Мартьянов О.Н. отказался (л.д.31).
Фиксированная плата за стационарное обслуживание в вышеуказанных размерах, не нарушает права ответчика, поскольку по условиям заключенного договора указанный размер не превышает 75% его пенсии.
Всего за период с июня 2014 года по декабрь 2014 года Мартьяновым О.Н. внесена плата за стационарное социальное обслуживание в сумме 726 рублей 39 копеек (л.д.33).
Согласно расчету по оплате за стационарное обслуживание за период с июня 2014 года по декабрь 2014 года, предоставленного истцом, задолженность Мартьянова О.Н. составила 50093 рубля 61 копейка (50820 рублей - 726 рублей 39 копеек) (л.д.33).
В судебном заседании установлено, что за вышеуказанный период Мартьянов О.Н. производил оплату дому – интернату за стационарное обслуживание не в полном объеме. В свою очередь, Мартьянов О.Н. обязан оплачивать социальные услуги, предоставляемые в связи с пребыванием в интернате, однако свои обязанности исполняет не полностью.
На основании изложенного, суд считает исковые требования ГБСУ СОССЗН РМ «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о взыскании с Мартьянова О.Н. задолженности за стационарное обслуживание в сумме 50093 рубля 61 копейка подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы ответчика, о том, что социальные услуги ГБСУ СОССЗН РМ «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» оказываются не в полном объеме, плохого качества, а также довод ответчика о нецелевом расходовании денежных средств ничем не подтверждены, ввиду чего признаются несостоятельными.
В соответствии со статьей 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного кодекса.
Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Исходя из смысла статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, инвалиды 1 группы не освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, если по делу они являются – ответчиками.
В связи с тем, что исковые требования были удовлетворены в полном объеме, на основании статьи 98 ГПК Российской Федерации истцу подлежит возмещению уплаченная им государственная пошлина в размере 1702 рубля 81 копейка.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» к Мартьянову О.Н. о взыскании задолженности за стационарное обслуживание за период с 01 июня 2014 года по 31 декабря 2014 года в размере 50093 рубля 61 копейка удовлетворить.
Взыскать с Мартьянова О.Н. в пользу Государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения Республики Мордовия «Большеберезниковский дом-интернат для престарелых и инвалидов» задолженность за стационарное обслуживание за период с 01 июня 2014 года по 31 декабря 2014 года в сумме 50093 (пятьдесят тысяч девяносто три) рубля 61 копейку и государственную пошлину в размере 1702 (одна тысяча семьсот два) рубля 81 копейка.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Большеберезниковский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Большеберезниковского
Районного суда республики Мордовия Л.А. Колчина