Дело № 12-167/2020
Р Е Ш Е Н И Е
г. Елизово Камчатского края 30 ноября 2020 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Маслов Р.Ю., при секретаре судебного заседания Рекуновой Н.В., помощнике судьи Никитиной О.В., защитника Богаевой Е.В., рассмотрев жалобу защитника Беляк Ж.А. на постановление заместителя руководителя Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края – заместителя главного государственного лесного инспектора Камчатского края Епишкова А.М. от 20 августа 2020 года по делу №, которым публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» (Далее – ПАО «Камчатскэнерго») привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
вышеуказанным постановлением ПАО «Камчатскэнерго» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) к административному штрафу в размере 50 000 рублей.
ПАО «Камчатскэнерго» признано виновным в том, что по состоянию на 3 июля 2020 года в период пожароопасного сезона в квартале 126 выдел 14 Елизовского участкового лесничества (часть 2) не обеспечило освобождение просеки охранной зоны линии электропередачи ВЛ – 110 кВ Л-126 «Елизово-Развилка» от опоры № до опоры № на площади 7,2 га от горючих материалов – порубочных остатков и поваленных деревьев.
Не согласившись с указанным решением, защитник Беляк Ж.А. обратилась с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что ПАО «Камчатскэнерго» не является субъектом вменяемого административного правонарушения в связи с тем, что работы по расширению просеки и уборке образовавшихся порубочных остатков в районе указанных опор были возложены согласно договору подряда от 14.06.2019 на <данные изъяты> Таким образом, ПАО «Камчатскэнерго» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах. Также при рассмотрении дела в обжалуемом постановлении указанным доводам защитника об отсутствии состава административного правонарушения оценка не была дана и отсутствует по этому вопросу отдельное определение об отказе в удовлетворении ходатайства о прекращении производства по делу.
В судебном заседании защитник Богаева Е.В. дополнительно обратила внимание на то, что на составление акта осмотра выявленного правонарушения, представителя юридического лица не вызывали. Приложенные к материалам дела фотографии места правонарушения не содержат достоверных сведений о времени съёмки и применяемой техники для фотографирования. ПАО «Камчатскэнерго» выполнило все зависящие от него действия, в том числе претензионного характера, для понуждения подрядчика ООО «Петрострой+» выполнить обязательства по уборке порубочных остатков. Кроме этого, для устранения выявленных недостатков было привлечено другое юридическое лицо по договору подряда от 29 мая 2020 года.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление Епишков А.М., был опрошен в качестве свидетеля по делу и пояснил, что ПАО «Камчатскэнерго» приступило к уборке порубочных остатков только после составления протокола об административном правонарушении. Защитник юридического лица признал вину, и поэтому было назначено наказание в минимальном размере санкции. Нарушение было выявлено в процессе патрулирования. Съёмка производилась на фотоаппарат, который выдаётся в пользовании лесным инспекторам.
Разрешая доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
На основании п. 34 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно п. 35 вышеуказанного постановления при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Как следует из материалов дела, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, государственным лесным инспектором ФИО7 во время патрулирования по территории Государственного лесного фонда на охранной зоне воздушной линии электропередачи, находящейся в пользовании ПАО «Камчатскэнерго», выявлено, что места рубок не очищены от порубочных остатков и поваленных деревьев.
Выявленное правонарушение было зафиксировано 3 июля 2020 года путём фотографирования, с последующим составлением протокола об административном правонарушении 10 июля 2020 года.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
На основании ч. 2 ст. 28.1 КоАП РФ указанные в части 1 настоящей статьи материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 53.2 Лесного кодекса Российской Федерации мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя организацию патрулирования лесов.
Таким образом, из материалов дела следует, что оно было возбуждено путём составления протокола об административном правонарушении должностным лицом, непосредственно обнаружившим правонарушение. При составлении протокола присутствовал защитник ПАО «Камчатскэнерго». К протоколу помимо фотографий были приложены письма ПАО «Камчатскэнерго», из которых следовала обязанность юридического лица убрать порубочные остатки после чистки и расширения просек ВЛ-110/220 в пределах охранных зон ВЛ в срок до наступления пожаро-опасного сезона 2020 года. (л.д. 1-12)
Материалы дела также содержат сведения об эксплуатации высоковольтных линий в месте обнаружения административного правонарушения именно ПАО «Камчатскэнерго». (л.д. 14-39)
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств была достаточной для признания вины ПАО «Камчатскэнерго» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ.
Протокол осмотра места административного правонарушения или акт осмотра до возбуждения дела об административном правонарушении не составлялся, в связи с этим у должностного лица, выявившего нарушение правил пожарной безопасности, отсутствовала обязанность вызывать для составления указанных документов представителя ПАО «Камчатскэнерго». Нарушение было выявлено также не в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, то есть не в результате проверки деятельности юридического лица.
Согласно ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации.
С учётом того, что государственным лесным инспектором ФИО7 осуществлялось патрулирование территории Государственного лесного фонда, избранная им форма фиксации сведений необходимых для последующего правильного разрешения дела не противоречит требованиям КоАП РФ.
Принимая во внимание другие доказательства по делу, основания сомневаться в достоверности приобщённых к делу фотографий не имеется.
В ходе последующего разбирательства по делу ПАО «Камчатскэнерго» была предоставлена возможность приобщить к делу свои доказательства и обратиться с ходатайством о прекращении производства по делу.
Материалы дела, в том числе и обжалуемое постановление не содержат принятого решения по ходатайству юридического лица. Вместе с тем, данное обстоятельство не свидетельствует о необходимости отмены постановления.
Разрешая доводы защитника об отсутствии вины ПАО «Камчатскэнерго» в совершении вменяемого правонарушения в связи с заключением договоров подряда, предусматривающих обязанность подрядчиков убрать порубочные остатки, необходимо учитывать, что всю ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, связанной с эксплуатацией линий электропередачи несёт их владелец, в данном случае ПАО «Камчатскэнерго». Поэтому в период исполнения договоров подряда на ПАО «Камчатскэнерго» возлагается обязанность контролировать исполнение подрядчиком условий договора и принимать все разумные меры для устранения выявленных недостатков.
Как следует из предъявленных защитником материалов, порубочные остатки были убраны спустя значительный период времени после их обнаружения. Ведение с подрядчиком, не исполнившим условия договора, претензионной работы, не устраняет обязанность при эксплуатации линий электропередачи в пределах охранной зоны обеспечить соблюдение требований правил пожарной безопасности.
Постановление о привлечении к административной ответственности ПАО «Камчатскэнерго» вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Наказание назначено в минимальном размере санкции, предусматривающей ответственность.
Другие основания для отмены или изменения постановления отсутствуют и не указаны в жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Агентства лесного хозяйства и охраны животного мира Камчатского края – заместителя главного государственного лесного инспектора Камчатского края Епишкова А.М. от 20 августа 2020 года по делу №, которым публичное акционерное общество энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Беляк ЖА. без удовлетворения.
Судья
Елизовского районного суда Р.Ю. Маслов