Дело №2а-164/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
поселок Пряжа 7 мая 2019 года
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием административного истца Зиновенковой Л.А.
заинтересованного лица Прибытковой М.А.,
представителя органа опеки и попечительства Администрации Пряжинского национального муниципального района Розенстанд А.Д.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Зиновенковой Л. А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей А., Р., С., к Администрации Чалнинского сельского поселения об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Зиновенкова Л.А. обратилась в суд с названным заявлением, указав, что постановлением администрации Чалнинского сельского поселения от 25 декабря 2015 года №133 многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, о чем свидетельствует письмо Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. Органом местного самоуправления решение о признании дома аварийным в установленном законом порядке не принималось. В результате чего постановлением администрации Пряжинского национального муниципального района от 25 декабря 2017 года №955 с учетом выводов экспертизы и заключения межведомственной комиссии указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. При этом постановление администрации Чалнинского сельского поселения от 25 декабря 2015 года №133 о признании дома непригодным для проживания отменено постановлением этого же органа от 22 марта 2018 года №24. Ссылаясь на то, что фактически жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу 25 декабря 2015 г., Зиновенкова Л.А., полагая, что были нарушены её жилищные права, просит отменить постановление администрации Чалнинского сельского поселения от 22 марта 2018 года №24. Также просит признать действительным (действующим) постановление Администрации Чалнинского сельского поселения от 25 декабря 2015 года №133.
Определением судьи от 28 марта 2019 г. к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: администрация Пряжинского национального муниципального района, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия.
Определением суда от 11 апреля 2019 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены собственники жилых помещений, расположенных в доме № по <адрес>, а также орган опеки и попечительства Администрации Пряжинского национального муниципального района.
В отзывах на иск административные ответчики, указав обстоятельства и основания принятых решений, полагали административный иск необоснованным.
В судебном заседании административный истец и заинтересованное лицо Прибыткова М.А. поддержали изложенную в административном иске позицию.
Представитель органа опеки и попечительства Администрации Пряжинского национального муниципального района Розенстанд А.Д. в судебном заседании полагала административный иск подлежащим удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе, с учетом положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации».
Суд, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав письменные материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
Административный истец Зиновенкова Л.А., а также трое её несовершеннолетних детей, являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 21-22, 94-95).
Пунктом 172 приложения №6 к постановлению Правительства Республики Карелия от 26 мая 2009 года №111-П жилой дом, в котором расположена указанная квартира, передан в муниципальную собственность Чалнинского сельского поселения.
Постановлением Администрации Чалнинского сельского поселения от 25 декабря 2015 года №133 жилые помещения, в том числе, расположенные по адресу: <адрес>, признаны непригодными для проживания.
Исходя из справки, выданной Администрацией Чалнинского сельского поселения 13 марта 2017 года, указанный многоквартирный дом по состоянию на 25.12.2015 признан непригодным для проживания.
Пунктами 146-150 приложения №5 к постановлению Правительства Республики Карелия от 28 декабря 2016 года №466-П 5 квартир, расположенных в указанном доме, переданы в муниципальную собственность Пряжинского национального муниципального района.
Постановлением Администрации Пряжинского национального муниципального района от 25 декабря 2017 года №955 многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 28 марта 2019 года №136-П утверждена Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы. В указанную программу были включены дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до 1 января 2017 года (приложение 1). Дом № по <адрес> в указанную программу включен не был.
Постановлением Администрации Чалнинского сельского поселения от 22 марта 2018 года №24 постановление №133 было отменено. Мотивов принятия такого решения в тексте постановления не содержится, соответствующих пояснений административным ответчиком не представлено.
Обязанность доказать указанное обстоятельство законом возложено на сторону административного ответчика (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме (часть 8 статьи 226 КАС РФ).
Обращаясь в суд с настоящим административным иском, Зиновенкова Л.А. оспаривает законность последнего акта органа местного самоуправления. Исходя из положений части 1 статьи 4 КАС РФ, суд полагает, что предметом судебной проверки по настоящему делу является законность постановления Администрации Чалнинского сельского поселения от 22 марта 2018 года №24 в части жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, поскольку только в этой части ненормативный акт органа местного самоуправления затрагивает права и законные интересы административного истца. Право же на обращение в суд в защиту иных лиц (интересы которых затрагиваются оспариваемым постановлением) у административного истца отсутствует.
С учетом бремени доказывания, установленного перечисленными положениями КАС РФ, суд полагает, что постановление №24 в проверяемой части не может быть признано законным, поскольку обратное административным ответчиком не доказано. Препятствий для предоставления доказательств в суд первой инстанции в судебном заседании не установлено.
Оценивая обоснованность административного иска в части признания действительным (действующим) постановления от 25 декабря 2015 года №133, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Из приведенных норм права, а также в соответствии с положениями пункта 2 статьи 3, статьи 9 КАС РФ, статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
В силу статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из пункта 2 Правил пользования жилыми помещениям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года №25, следует, что жилым помещением признается изолированное жилое помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан.
Согласно правовой позиции, содержащейся в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее – Положение, наименование в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47.
Как указано выше, постановлением №133 жилые помещения, расположенные в доме № по <адрес>, признаны непригодными для проживания.
Вместе с тем Положением не предусмотрена возможность признания всех жилых помещений в многоквартирном доме непригодными для проживания без признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 34 Положения).
Таким образом, непригодность всех жилых помещений в многоквартирном доме (как это признано постановлением №133) является следствием признания такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 2.2 Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 г. N 529, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся каменные дома с физическим износом свыше 70%, деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Из заключения по результатам технического обследования дома № по <адрес>, подготовленного ООО <данные изъяты>, следует, что процент физического износа дома на момент проведения обследования составляет 75%, что указывает на аварийное состояние. Рекомендовано признать дом аварийным и подлежащим сносу.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым считать указанный дом признанным аварийным и подлежащим сносу на основании постановления №133 с тем, чтобы решение суда не вызвало затруднений при его исполнении (пункт 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации) от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении»).
На основании пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения органа судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку оспариваемое решение нарушает права административного истца на возможное предоставление мер социальной поддержки как лицу, нуждающемся в жилых помещениях, законность принятого решения административным ответчиком не доказана, суд считает необходимым удовлетворить административный иск в полном объеме.
Установленный частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд административным истцом не пропущен, поскольку о нарушении своих прав и о том, кто является лицом, такие права нарушившим, Зиновенковой Л.А. стало известно из письма Администрации Пряжинского национального муниципального района от 29 января 2019 года (л.д. 34), административный иск поступил в суд 12 марта 2019 года.
Согласно статье 111 КАС РФ с административного ответчика – Администрации Чалнинского сельского поселения – в пользу административного истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Постановление Администрации Чалнинского сельского поселения от 22 марта 2018 года №24 «Об отмене постановлений №110 от 24.12.2014 г., №133 от 30.12.2015 г.» в части жилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, признать незаконным.
Считать жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признанным аварийным и подлежащим сносу на основании постановления Администрации Чалнинского сельского поселения от 25 декабря 2015 года №133 «О признании жилого помещения непригодным для проживания».
Взыскать с Администрации Чалнинского сельского поселения в пользу Зиновенковой Л. А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со ст. 177 КАС РФ мотивированное решение по делу составлено 13 мая 2019 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 13 июня 2019 года