РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2012 г.
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Розум Н.А.,
при секретаре Ельковой О.Н.,
с участием представителя истицы, Жарковой Е.В.,
представителя ответчика, Жукова Д.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Савиной Т.В. к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о предоставлении меры социальной поддержки,
установила:
Савина Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Рязанской области о признании права на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем.
Требования мотивировала тем, что являясь членом семьи (женой) умершего ДД.ММ.ГГГГ инвалида Великой Отечественной войны, она имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Полагает, что имеет право на предоставление ей жилья, поскольку на каждого зарегистрированного и проживающего в принадлежащей ей квартире приходится менее учетной нормы жилой площади, установленной в г. Рязани..
В апреле 2012 года Министерство социальной защиты населения Рязанской области своим решением отказало ей в предоставлении мер социальной защиты по обеспечению жилым помещением по тем основаниям, что она намеренно ухудшила свои жилищные условия, зарегистрировав в своей квартире в феврале 2012 г. своих внучку и правнучку.
Истица просит признать отказ незаконным и обязать ответчика предоставить ей меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
В судебное заседание истица не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истицы требования поддержала по тем же основаниям.
Представитель ответчика иск не признал, по тем основаниям, что истица намеренно ухудшила свои жилищные условия, после чего не прошло 5-ти лет.
Представитель третьего лица, министерства регионального развития, в судебное заседание не явился о дне и времени слушания извещен.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу п.4 ст.21 Федерального закона РФ от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (в ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено: в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу пункта 1, пункта 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 18 настоящего Федерального закона. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, категорий граждан, в том числе, инвалидов и участников Великой Отечественной войны.
Постановлением Правительства РФ от 15.10.2005 N 614 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Распоряжением Правительства Рязанской области от 23.12.2005 N 464-р (ред. от 23.03.2009), в целях реализации вышеуказанного постановления Правительства РФ, Министерство социальной защиты населения Рязанской области определено уполномоченным органом по использованию средств федерального бюджета, направленных на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Законом Рязанской области от 02.03.2010 N 12-ОЗ «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области» утвержден Порядок обеспечения жильем граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно статье 2 названного Закона формой предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, указанных в подпунктах 2,3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах», является предоставление им жилых помещений в собственность.
В силу подпункта 1 пункта 1 названного Порядка, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
В силу п.п. 2 п. 1 этого же порядка нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются также граждане являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Учет заявлений граждан о предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется Министерством социальной защиты населения Рязанской области, путем формирования сводного списка граждан исходя из даты и времени обращения (пункт 8 Порядка). Министерство рассматривает полный комплект документов, представленный гражданином, и направляет ему уведомление о предоставлении либо об отказе в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Судом установлено, Савина Т.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является женой умершего ДД.ММ.ГГГГ инвалида Великой Отечественной войны <данные изъяты>, что не оспаривается ответчиком, подтверждается материалами дела.
В апреле 2012 г. истица в установленном порядке обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки по обеспечению жильем. Решением от 10.05.2012 ответчиком отказано в предоставлении истице указанной социальной поддержки.
Истица с 2002 г. является собственником однокомнатной квартиры общей площадью 30,2 кв. м. по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
В данной квартире истица зарегистрирована и проживает совместно со своими сыном - <данные изъяты> Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., внучкой -Жарковой Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и правнучкой - <данные изъяты> А.А.. ДД.ММ.ГГГГ г.р. Сын зарегистрирован в указанном жилом помещении одновременно с истицей ДД.ММ.ГГГГ, внучка и правнучка – ДД.ММ.ГГГГ.
Бесспорно установлено также, у правнучки <данные изъяты> А.А на праве собственности имеется 1/3 доля квартиры по адресу <адрес>
Вместе с тем с учетом данной доли, на каждого члена семьи истицы, проживающей с ней в принадлежащей ей квартире приходится менее установленной в размере 12 кв. м решением Рязанского городского Совета от 25.08.2005 N 357-III учетной нормы площади жилого помещения в г. Рязани общей площади на одного человека.
Факт вселения истицей своих внучки и правнучки и их совместного проживания с истицей и ее сыном (дядей Жарковой Е.В.) подтвержден в судебном заседании показаниями свидетеля <данные изъяты> Ю.В., пояснившей, что Жаркова Е.В. не просто проживает совместно с бабушкой, а осуществляет за ней уход.
Доводы ответчика о том, что истица умышленно ухудшила свое жилищное положение суд считает несостоятельным по следующим основаниям.
Как разъяснено Конституционным Судом РФ (определение от 19.04.2007 № 258-О-О), по смыслу ст. 53 ЖК РФ и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Бесспорно установлено, истица является инвалидом <данные изъяты> и нуждается в постоянном постороннем уходе. Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается, подтверждается справками МСЭ.
Совместно проживающий с ней сын, <данные изъяты> Д.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., кроме того, что является лицом противоположного пола (осуществление постоянного ухода со стороны которого может сопровождаться определенным затруднениями), он <данные изъяты> и в силу данного обстоятельства не может осуществлять постоянный уход за истицей. Именно необходимостью осуществления постоянного ухода вызвано совместное проживание истицы с внучкой. Данное обстоятельство подтверждается как показаниями того же свидетеля (в достоверности которых у суда нет оснований сомневаться, поскольку она никоим образом не заинтересована в исходе данного дела), так и справкой ГБУ РО «Областной клинический наркологический диспансер» согласно которой <данные изъяты> Д.А с 1982 года состоит на учете с диагнозом <данные изъяты>.
Вселение и регистрация малолетней внучки истицы, <данные изъяты> А.А., вызвано теми обстоятельствами, что ее мать, Жаркова Е.В., иного места жительства не имеет; совместным собственником квартиры, 1/3 доля которой принадлежит девочке, является ее отец, лишенный родительских прав в отношении дочери и совместное проживание ребенка с которым невозможно. В данном случае в силу закона (п. 2 ст. 20 ГК РФ) местом жительства малолетней <данные изъяты> А.А. является место жительства ее матери Жарковой Е.В.
Указанные обстоятельства подтверждаются решением Московского районного суда г. Рязани от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением администрации г. Рязани № от ДД.ММ.ГГГГ об изменении фамилии ребенка.
Таким образом действия истицы по вселению и регистрации в принадлежащую ей квартиру своей внучки, осуществляющей уход за ней и ее малолетнего ребенка, не могут расцениваться, как умышленное ухудшение жилищных условий. Истица является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на каждого члена ее семьи приходится менее установленной учетной нормы площади жилого помещения общей площади на одного человека, следовательно ответчик необоснованно отказал ей в предоставлении мер социальной поддержки, установленных п.4 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах». За истицей должно быть признано право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решила:
Признать незаконным отказ Министерства социальной защиты населения Рязанской области в предоставлении Савиной Т.В. мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
Признать за Савиной Т.В. право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года «О ветеранах».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, а именно с 25 октября 2012 г. через Железнодорожный районный суд г. Рязани.
Судья: