Дело №2-772/2019 4 апреля 2019 года
в г.Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием истцов Симановой Н.А., Матвеевой Л.Н., Барсукова О.В., Заховалко Е.В., Кириковой В.Е., Таукчи Ж.,
представителей ответчиков Александрова А.В., Кусковой О.Ю.,
представителя третьего лица Матвеевой Л.Н.,
при секретаре Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Симановой Нины Алексеевны, Андреевой Натальи Сергеевны, Батенина Сергея Александровича, Батениной Анастасии Николаевны, Батениной Татьяны Алексеевны, Блохиной Натальи Михайловны, Великжаниной Елены Евгеньевны, Гайдовского Андрея Павловича, Григорьева Алексея Алексеевича, Гудошниковой Анны Валерьевны, Замятиной Надежды Леонидовны, Кайбуллаевой Гульчехры Таскуновны, Касаткиной Валентины Михайловны, Козимиренко Леонида Васильевича, Краснокутской Дарьи Дмитриевны, Кузина Андрея Павловича, Кузиной Елены Вячеславовны, Марцинкевич Галины Витальевны, Николаева Игоря Валентиновича, Николаевой Марии Евгеньевны, Овчинниковой Анжелы Павловны, Павловой Екатерины Александровны, Петровой Елены Викторовны, Писаревой Надежды Сергеевны, Раевской Марии Николаевны, Ринкус Натальи Яковлевны, Семеновой Марии Юрьевны, Симанова Евгения Петровича, Соломиной Ольги Алексеевны, Сорокиной Елены Алексеевны, Таукчи Жаннеты, Тимохина Михаила Владимировича, Тимохиной Анастасии Игоревны, Титарева Игоря Витальевича, Титаревой Елены Викторовны, Цветкова Александра Александровича, Шепелевой Наталии Владимировны, Яблонской Мальвины Рустамовны, Носова Юрия Николаевича, Матвеевой Людмилы Николаевны, Заховалко Елены Владимировны, Заховалко Алексея Александровича, Кириковой Виктории Евгеньевны, Приходченко Татьяны Григорьевны, Сизовой Лейлы Мейхошевны, Долбилиной Татьяны Михайловны, Долбилина Владислава Олеговича, Шепелева Виктора Валентиновича, Давыдова Сухбатилло Мирзалимовича, Силиной Ольги Леонидовны, Кожевниковой Юлии Анатольевны, Короленко Ирины Олеговны, Трифонова Сергея Александровича, Трифоновой Елены Павловны, Барсукова Олега Васильевича к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, комитету образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании права требовать надлежащих условий для обучения и воспитания учащихся ушакинской школы,
установил:
Симанова Н.А., Андреева Н.С., Батенин С.А., Батенина А.Н., Батенина Т.А., Блохина Н.М., Великжанина Е.Е., Гайдовский А.П., Григорьев А.А., Гудошникова А.В., Замятина Н.Л., Кайбуллаева Г.Т., Касаткина В.М., Козимиренко Л.В., Краснокутская Д.Д., Кузин А.П., Кузина Е.В., Марцинкевич Г.В., Николаев И.В., Николаева М.Е., Овчинникова А.П., Павлова Е.А., Петрова Е.В., Писарева Н.С., Раевская М.Н., Ринкус Н.Я., Семенова М.Ю., Симанов Е.П., Соломина О.А., Сорокина Е.А., Таукчи Ж., Тимохин М.В., Тимохина А.И., Титарев И.В., Титарева Е.В., Цветков А.А., Шепелева Н.В., Яблонская М.Р., Носов Ю.Н., Матвеева Л.Н., Заховалко Е.В., Заховалко А.А., Кирикова В.Е., Приходченко Т.Г., Сизова Л.М., Долбилина Т.М., Долбилин В.О., Шепелев В.В., Давыдов С.М., Силина О.Л., Кожевникова Ю.А., Короленко И.О., Трифонов С.А., Трифонова Е.П., Барсуков О.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, комитету образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании за родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся и за педагогами права требовать надлежащих условий для обучения и воспитания всех учащихся ушакинской школы, в том числе признать за родителями и педагогами право на волеизъявление (высказывание компетентного мнения) по вопросу о назначении директора школы и участие в утверждении программы развития школы.
В обоснование административного иска указали, что они являются педагогами и родителями (законными представителями) учащихся муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2». Созданные ответчиками искусственные препятствия для назначения Симановой Н.А. на должность руководителя МКОУ «Ушакинская ООШ №2» влекут также нарушения прав на образовательную деятельность или на образование и связанные с этими правами интересов, как административных истцов, так и других лиц. Исполняя обязанности директора школы со 2 декабря 2015 года, Симанова Н.А. разработала и реализовывала в школе программу развития, принципиально отличающуюся от программ развития других школ качественно иным, более высоким уровнем развития классического образования и традиционной культуры. Своим руководством Симанова Н.А. не только реанимировала материальную базу школы, но и успешно развивала творческие направления образования, проявляя в вопросах развития множественность подходов и необходимую требовательность. В результате высокопрофессионального руководства школой, осуществляемого Симановой Н.А., были достигнуты, в частности, следующие качественные улучшения: дети и родители стали тяготеть к школе, оставаться в школе для дополнительных занятий и детского творчества; существенно повысилась эффективность усвоения знаний и школьная успеваемость; существенно снизился процент так называемых «проблемных» детей, детей с так называемой «задержкой психического развития» (ЗПР); более того, многие из детей, ранее имевшие диагноз ЗПР, стали занимать призовые места на районных и областных образовательных конкурсах; существенно повысилась образовательная репутация, школа стала заполняться детьми из близлежащих микрорайонов. С декабря 2017 года ответчики стали чинить в отношении Симановой Н.А. административные препятствия: периодически устраивать проверки с надуманными основаниями, а затем дважды – 16 января 2018 года и 20 апреля 2018 года безосновательно отстраняли Симанову Н.А. от должности директора школы. В апреле 2018 года ответчики фактически лишили Симанову Н.А. возможности использовать результаты конкурса, в котором она приняла участие, на замещение вакантной должности директора школы.
Действиями ответчиков нарушены права несовершеннолетних учащихся на надлежащее образование, нарушение прав педагогов на осуществление профессиональной образовательной деятельности, права родителей (законных представителей) учащихся на установленный п.10 ч.1 ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принцип государственной политики и правового регулирования в сфере образования – демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями. Родители учащихся усматривают в данном случае нарушения прав своих детей, выразившиеся в остановке спорными действиями и решениями ответчиков развивающих педагогических программ и мероприятий, проводимых Симановой Н.А. во время нахождения её на должности руководителя школы (л.д.16-24 т.1).
Исковое заявление было названо истцами административным исковым заявлением. Исходя из содержащих в нем требований, оно было принято к производству суда как исковое заявление и на основании него было возбуждено гражданское дело (л.д.1-4 т.1).
Определениями от 16 декабря 2018 года возвращено исковое заявление Симановой Н.А. к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, комитету образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области в части требований о признании незаконным решения, оформленного протоколом заседания конкурсной комиссии администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 03.04.2018 №3, о том, что представленные кандидатом Симановой Н.А. документы признаны не соответствующими требованиям, содержащимся в условиях проведения конкурса на замещение вакантной должности руководителя МКОУ «Ушакинская ООШ №2»; обязании предоставить Симановой Н.А. результаты конкурса от 03.04.2018 на замещение вакантной должности руководителя МКОУ «Ушакинская ООШ №2»; признать право Симановой Н.А. на замещение вакантной должности руководителя (директора) МКОУ «Ушакинская ООШ №2» по итогу конкурса от 03.04.2018; обязании назначить Симанову Н.А. на вакантную должность руководителя (директора) указанной школы и заключить с ней трудовой договор; а всем остальным истцам отказано в принятии искового заявления в той же части (л.д.7-14 т.1).
В судебном заседании Барсуков О.В. поддержал исковые требования, пояснил, что в апреле 2018 года Симанова Н.А. представила программу развития «Школа творческого успеха», но её не допустили к конкурсу и программу не реализовывали. Симанову начали преследовать вместе с программой развития, которую она представила. Истцы считают, что по закону программа развития должна быть утверждена в разумные сроки, то есть не позднее мая 2018 года. Истцы просят, чтобы за ними было признано право на развитие и право этим развитием управлять. Именно развитие предусмотрено Законом об образовании. До апреля 2018 года эту программу реализовывала Симанова Н.А., и никто истцам не мешал. Управляющий совет и другие коллегиальные органы школы приняли новую программу, 26 марта 2019 года эта программа вручена ответчикам. Законом права общественности на управление образованием предусмотрены, но они нарушаются и не соблюдаются ответчиками. Они отказываются отвечать родителям на вопросы о программе развития и отказываются об этом отвечать журналистам.
Симанова Н.А. поддержала требования, пояснила, что программа развития была представлена ещё в 2016 году. Программа была согласована председателем комитета образования, не была возвращена обратно, на данный момент этот документ не могут найти. Работали по этой программе до марта 2018 года, потому что в марте совместно была разработана новая, срок предыдущей программы заканчивался. В связи с тем, что отсутствует порядок утверждения программы развития на уровне комитета образования, администрации, они не могут определить сроки. На муниципальном уровне должен быть разработан порядок, регламент утверждения программы развития. В марте 2018 года она представила новую программу развития на конкурс. Это была программа, которая была обсуждена на педсовете коллегиально. В мае получила отказ на участие в конкурсе. С этого времени программа развития отсутствует, отсутствуют надлежащие условия, как для коллектива, так и для учащихся. 25 января исполняющим обязанности директора назначена Матвеева Л.Н. Изучив ситуацию в школе, понимая, что необходима программа развития учреждения, Матвеева собрала коллектив, родительскую общественность, ученический совет. В отсутствии муниципального порядка, они не знают, как дальше действовать, поэтому самостоятельно предоставили программу в комитет образования и администрацию.
Матвеева Л.Н. поддержала требования, пояснила, что работники, родители и дети имеют право на достойные условия. За период с 20 апреля 2018 года по 25 января 2019 года был проведен ряд проверок, которые показали несоответствие условий. Учредитель актом о снятии с Симановой полномочий руководителя ухудшил условия. Ответчики ввергли учебное учреждение в такое положение, что бюджетная смета на нынешний год профинансирована на 70%. Они собрались, составили протокол о том, что рекомендуют Симанову Н.А. на должность директора; направили в администрацию. Рассчитывали, что их протоколы и обращения будут рассмотрены на заседании конкурсной комиссии. В предоставленном протоколе этот вопрос даже не рассматривался. Считает это игнорированием мнения общественности. Обращались во все инстанции. Обращения спускались на муниципальный уровень, ответы муниципального уровня содержали недостоверные сведения.
Кирикова В.Е. поддержала требования, пояснила, что она работает в школе 19 лет, при нескольких директорах, и есть с чем сравнить. При Симановой Н.А. стали подниматься вверх, поэтому они желают, чтобы Нина Алексеевна была директором. Есть протокол управляющего совета, были родительские собрания, педагогический совет собирался. Решили рекомендовать Симанову Н.А. на должность директора. Протокол направили в комитет образования. Ответ не поступил. Их требования не учитываются. С апреля 2018 года до июля обязанности директора исполняла Михайлова Н.И., после неё - Малова З.В., с конца января – Матвеева. В школе три года нет директора. С апреля 2018 года нет программы развития. Малова не пыталась сделать программу свою, на все их вопросы не могла им ответить. Программой развития предусматривается участие в конкурсах, фестивалях, поездки различные.
Заховалко Е.В. поддержала требования, пояснила, что 29 ноября 2018 года на общешкольном родительском собрании с приглашением уполномоченного по правам человека в Ленинградской области было высказано мнение педагогов и родителей о том, что они хотят видеть директором школы Симанову Н.А. На этом собрании присутствовал и глава администрации. Это мнение учтено не было.
Таукчи Ж. поддержала требования, пояснила, что она как представитель родителей просит требования удовлетворить. Они хотели бы, чтобы директор был тот, который живет с ними рядом, а не приезжий из Тосно или Любани.
Андреева Н.С., Батенин С.А., Блохина Н.М., Гудошникова А.В., Кайбуллаева Г.Т., Николаева М.Е., Ринкус Н.Я., Симанов Е.П., Титарев И.В., Титарева Е.В., Носов Ю.Н., Приходченко Т.Г., Короленко И.О. извещены о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились (л.д.168, 172-183 т.1).
Извещения о времени и месте судебного разбирательства были направлены Батениной А.Н., Батениной Т.А., Великжаниной Е.Е., Гайдовскому А.П., Григорьеву А.А., Замятиной Н.Л., Касаткиной В.М., Козимиренко Л.В., Краснокутской Д.Д., Кузину А.П., Кузиной Е.В., Марцинкевич Г.В., Николаеву И.В., Овчинниковой А.П., Павловой Е.А., Петровой Е.В., Писаревой Н.С., Раевской М.Н., Семеновой М.Ю., Соломиной О.А., Сорокиной Е.А., Тимохину М.В., Тимохиной А.И., Цветкову А.А., Шепелевой Н.В., Яблонской М.Р., Заховалко А.А., Сизовой Л.М., Долбилиной Т.М., Долбилину В.О., Шепелеву В.В., Давыдову С.М., Силиной О.Л., Кожевниковой Ю.А., Трифонову С.А., Трифоновой Е.П., третьему лицу – уполномоченному по правам человека в Ленинградской области по адресам, указанным в исковом заявлении, возвратились в суд за сроком хранения (л.д.185-218 т.1).
Представитель всех истцов Барсуков О.В. поддержал требования, пояснил, что в исковом требовании они претендуют на право на волеизъявление и участие в утверждении программы развития школы. Администрация не сообщает, почему она противодействует утверждению программы. Дело в том, что программа развития, которую реализовывала Симанова, а сейчас это делает Матвеева, предусматривает принципиальный отказ от термина «образовательная услуга». Образовательная услуга им не нужна, нужна образовательная деятельность, нужно развитие детей. Программа является локальным нормативным актом в соответствии с уставом школы. Ответчики не хотят эту программу развития никоим образом поддерживать, более того, они препятствуют реализации утвержденных ими программ. К апрелю 2018 года Симанова Н.А. создала программу развития, представила. Вместо того, чтобы эту программу утвердить и исполнять, Нину Алексеевну убрали и поставили другого человека, который не интересуется школой. После того, как отстранили Симанову Н.А., в школу пришел заместитель главы администрации, из кабинета директора вынес охапку документов. Об этом есть видеозапись и показания свидетелей. Следующий раз Наумов пришёл в школу в прошлое судебное заседание, пытался проникнуть в кабинет директора и оттуда взять документы. Ему нужны были личные дела. В школе было собрание, организованное администрацией с уполномоченным по правам человека. Родители у главы администрации и уполномоченного просили возможность развиваться и утвердить программу развития. В ответ на это представитель администрации не отвечал ничего. Сейчас написали новую программу. Эта программа согласована и с управляющим советом, и с педагогическим советом, и с собранием работников. В эту программу ввели пункт, что претендовать на должность директора школы может только то лицо, которое участвует в каких-то коллегиальных органах. В представленных ответчиками протоколах не отражено, что есть мнение коллектива о том, что нужен такой-то директор и такая-то программа; и что это мнение игнорируется по таким-то причинам.
Представитель третьего лица МКОУ «Ушакинская ООШ №2» Матвеева Л.Н. требования истцов поддержала.
Представитель ответчика Александров А.В. требования истцов не признал, пояснил, что согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон №273-ФЗ) государственная полтика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на определённых принципах, в том числе, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями. Данный принцип реализуется в установленных п.17 ч.1 ст.34, п.7 ч.3 ст.44, п.9 ч.3 ст.47 Федерального закона №273-ФЗ правах педагогического работника, обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации. Праву на надлежащие условия для обучения и воспитания учащихся корреспондирует установленная ч.6 ст.28 Федерального закона №273-ФЗ обязанность образовательной организации, заключающаяся в следующем: обеспечение реализации в полном объёме образовательных программ; соответствия качества подготовки обучающихся установленным требованиям; соответствия применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся; создание безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдение прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Часть 1 статьи 34 Федерального закона №273-ФЗ, устанавливая конкретные права обучающихся, в целом предусматривает право учащихся на надлежащие условия для обучения и воспитания. Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации признает и гарантирует права педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями, а также право таких лиц на надлежащие условия для обучения и воспитания учащихся.
Согласно п.2.4 Устава МКОУ «Ушакинская ООШ №2» основными задачами деятельности данного учреждения является создание и обеспечение надлежащих условий для обучения и воспитания учащихся. В соответствии с п.5.5 Устава в целях участия в управлении образовательной организацией в учреждении может формироваться управляющий совет. Из пунктов 5.8.1, 5.8.3 и 5.10 Устава следует, что управляющий совет состоит из следующих категорий участников образовательных отношений: представители родителей (законных представителей) обучающихся; работники учреждения; обучающиеся, достигшие возраста 14 лет. К компетенции управляющего совета относятся вопросы, определяющие основные направления деятельности и развития учреждения. В целях учёта мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся, советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы; действуют профессиональные союзы работников образовательной организации.
Локальными нормативными актами МКОУ «Ушакинская ООШ №2» регламентирована деятельность управляющего совета и родительского комитета данного учреждения. Согласно п.1.3 и 2.1 Положения об управляющем совете, утвержденного приказом МКОУ «Ушакинская ООШ №2» от 01.09.2012 №21/5-ОД, в состав управляющего совета входят представители работников учреждения, родителей (законных представителей), представители обучающихся 10-11 классов. Основными задачами совета, в числе прочих, являются определение основных направлений развития учреждения и особенностей его образовательной программы.
Касательно требования истцов о признании права на участие в утверждении программы развития школы необходимо учитывать, что именно это право декларируется и гарантируется. Так, в соответствии с п.3.1 Положения к компетенции управляющего совета относится, в том числе, утверждение программы развития учреждения. При этом в силу п.9.1.2 Положения об управляющем совете в данном совете может быть создана учебная (педагогическая) комиссия, целью деятельности которой является организация работы по подготовке программы развития школы на очередной период. Из подп.«а» п.2 Положения о родительском комитете МКОУ «Ушакинская ООШ №2», утвержденного приказом МКОУ «Ушакинская ООШ №2» от 02.09.2015 №35/6-ОД, следует, что цели и задачи родительского комитета направлены на обеспечение демократического характера управления образовательным учреждением (л.д.160 т.1).
Право на управление образовательной организацией реализуется в органах учреждения, непосредственно в работе управляющего совета, родительского комитета, на котором участники высказываются, делают какие-то предложения. Они не лишены возможности направлять учредителю свои предложения. Полагает, что на сегодня это право не только признано, но и удачно реализуется. В части назначения директора – вопрос индивидуальный. Учредитель не обязан буквально руководствоваться пожеланиями. Есть установленная законом процедура назначения директора. Симанова представила свой личный проект программы, как кандидат. В положении об управляющем совете прописано право на волеизъявление. Совет действует, это право может реализовать.
Представитель ответчика комитета образования администрации МО Тосненский район Ленинградской области Кускова О.Ю. требования истцов не признала, пояснила, что последним директором школы в 2015 году была Павлова Юлия. После этого была назначена исполняющей обязанности директора Симанова Н.А., исполняла обязанности до 20 апреля 2018 года. Затем исполняющей обязанности была назначена Михайлова Н.И. Летом была назначена исполняющей обязанности Малова З.В. Сейчас назначена Матвеева Л.Н. При назначении на должность учредитель должен учитывать квалификацию лица, претендующего на должность, должно быть высшее образование и прохождение обязательной аттестации. Последний раз конкурс был объявлен в ноябре. Матвеевой Л.Н. и Симановой Н.А. в допуске к конкурсу было отказано по причине отсутствия положительной пройденной аттестации и отсутствия образования. Других претендентов не было, поэтому директора нет. Программа развития разрабатывается самостоятельно образовательной организацией и направляется учредителю для согласования. Симановой Н.А. была представлена программа, но ей было отказано в участии в конкурсе, поэтому её программа не была утверждена. Программу обсуждают либо на управляющем совете, либо на общем собрании. Только после этого, согласованная коллегиальным органом, утвержденная приказом директора программа направляется учредителю для согласования. В комитет образования такая программа не поступала. За эти полтора года в комитет образования поступали обращения с просьбой назначить директором школы Симанову, на них были даны ответы.
Выслушав объяснения истцов и их представителя, объяснения представителей ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.
В соответствии со статьёй 26 Федерального закона от 21 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" 2. Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
3. Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.
4. В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.
5. Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации:1) создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы), советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся или иные органы (далее - советы обучающихся, советы родителей);
2) действуют профессиональные союзы обучающихся и (или) работников образовательной организации (далее - представительные органы обучающихся, представительные органы работников).
Согласно статье 28 этого закона 1. Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
2. Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.
3. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:
7) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Статьёй 51 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что руководитель образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации:
1) избирается общим собранием, конференцией работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации;
2) назначается учредителем образовательной организации;
2. Кандидаты на должность руководителя образовательной организации должны иметь высшее образование и соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, по соответствующим должностям руководителей образовательных организаций и (или) профессиональным стандартам.
4. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей, указанных в пунктах 3 и 4 части 1 настоящей статьи) проходят обязательную аттестацию.
Из Положения о комитете образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области (далее – Комитет образования), утвержденного решением совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 15.12.2015 №68, следует, что Комитет образования организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); осуществляет управление подведомственными организациями; осуществляет подготовку проведения администрацией муниципального образования Тосненский район Ленинградской области аттестации кандидатов на руководящую должность организаций всех типов и видов, подведомственных Комитету образования; разрабатывает и участвует в реализации муниципальных программ по развитию образования, осуществляет контроль за их выполнением подведомственными организациями в пределах своей компетенции; согласует программу развития подведомственных образовательных организаций (пункты 2.1.1; 2.1.7; 2.1.9; 2.1.10, 2.1.31 – л.д.32-35 т.1). От имени администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области Комитет образования проводит аттестацию руководителей образовательных организаций всех типов и видов, подведомственных комитету образования; назначает руководителя подведомственной муниципальной казённой и бюджетной организации и прекращает его полномочия в соответствии с установленным администрацией муниципального образования порядком; заключает и прекращает трудовой договор с руководителем подведомственной муниципальной казённой и бюджетной организации; утверждает устав подведомственной муниципальной казённой и бюджетной организации, а также вносимые в него изменения (пункт 2.1.38 – л.д.35 т.1).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказом комитета образования от 16.02.2016 №74 утверждена новая редакция устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2», согласно пункту 1.4 которого функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования Тосненский район Ленинградской области осуществляет администрация этого муниципального образования. От имени администрации района функции и полномочия осуществляет Комитет образования (л.д.124-125 т.1). Учреждение обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ленинградской области и настоящим Уставом (п.3.1). Содержание образования в учреждении определяется образовательными программами начального общего и основного общего образования, дополнительными общеразвивающими программами, утверждаемыми и реализуемыми учреждением самостоятельно (п.3.6 – л.д.128-129 т.1).
Раздел 5 Устава определяет структуру и компетенцию органов управления учреждения, порядок их формирования и сроки полномочий. Управление учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности (п.5.1). Единоличным исполнительным органом учреждения является руководитель учреждения – директор. Кандидаты на должность директора проходят аттестацию и конкурсный отбор в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Директор назначается на должность и освобождается с должности Комитетом образования (п.5.2 – л.д.133 т.1). Директор, в частности, обеспечивает разработку, принятие, утверждение и контроль за реализацией программ развития, образовательных программ учреждения, календарных учебных графиков, локальных нормативных актов по организации образовательного процесса (п.5.4 – л.д.134 т.1). В учреждении действуют следующие коллегиальные органы управления: общее собрание работников, педагогический совет. В учреждении также может формироваться управляющий совет (п.5.5 в редакции приказа Комитета образования от 28.09.2018 №344/18– л.д.141 т.1).
Управляющий совет состоит из следующих категорий участников образовательных отношений: представители родителей (законных представителей) обучающихся; работники учреждения (в том числе директор учреждения); обучающиеся, достигшие возраста 14 лет, осваивающие образовательные программы основного общего образования; представитель учредителя; кооптированные члены (п.5.8.1 – л.д.136 т.1).
К компетенции управляющего совета относятся вопросы, определяющие основные направления деятельности и развития учреждения (п.5.8.3). Решения управляющего совета оформляются протоколом и являются рекомендательными для всех участников образовательного процесса учреждения. Решения, утвержденные распорядительным актом учреждения, являются обязательными для выполнения (п.5.8.5).
В целях учёта мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и педагогических работников в образовательной организации создаются советы обучающихся или иные органы (далее – советы обучающихся, советы родителей); действуют профессиональные союзы работников образовательной организации (далее представительные органы обучающихся, представительные органы работников) – п.5.10 – л.д.136 т.1.
Предусмотренный пунктом 10 части 1 статьи 3 Федерального закона N 273-ФЗ принцип государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования – демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями, нашёл отражение в разделе 5 Устава (л.д.18-19).
Судом установлено, что приказом директора муниципального общеобразовательного учреждения «Ушакинская средняя общеобразовательная школа №2» от 17.01.2011 №01/2-ОД утверждена программа развития образования муниципального общеобразовательного учреждения «Ушакинская средняя общеобразовательная школа №2» на 2011-2015 годы в рамках реализации целей и задач долгосрочной целевой программы «Приоритетные направления развития системы образования муниципального образования Тосненский район Ленинградской области на 2011-2015 годы». Составителями данной программы были: Павлова Ю.М. – директор школы, Михайлова Н.И. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Антрошенко Л.Н. – заместитель директора по воспитательной работе, Заховалко Е.В. – заместитель директора по безопасности (л.д.223-225 т.1).
Приказом МКОУ «Ушакинская ООШ №2» от 01.09.2012 №21/5-ОД утверждено Положение об управляющем совете. Основными задачами этого совета являются: определение основных направлений развития учреждения и особенностей его образовательной программы; содействие в повышении эффективности финансово-хозяйственной деятельности учреждения; содействие в создании оптимальных условий организации образовательного процесса; содействие во внедрении эффективных форм контроля за соблюдением здоровых и безопасных условий обучения и воспитания в учреждении (раздел 2). К компетенции управляющего совета, в частности, относится вопрос об утверждении программы развития учреждения (п.3.1 – л.д.143 т.1).
Приказом МКОУ «Ушакинская ООШ №2» от 02.09.2015 №35/6-ОД утверждено Положение о родительском комитете МКОУ «Ушакинская ООШ №2» (л.д.147-148 т.1).
Постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 26.04.2016 №606-па утверждено Положение о порядке аттестации лиц, претендующих на должность руководителя муниципальной образовательной организации (л.д.40-43 т.1).
Постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 04.05.2016 №642-па утверждено Положение об организации и проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципальной образовательной организации. Данное положение предусматривает, что кандидаты предоставляют организатору конкурса программу развития образовательной организации, примерная структура проекта которой отражена в приложении 2 к Постановлению администрации (л.д.44-48 т.1).
Постановлением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 02.11.2018 №2641-па Комитет образования уполномочен на организацию и проведение конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального общеобразовательного учреждения; утверждено новое Положение об организации и проведении конкурса на замещение вакантной должности руководителя муниципального общеобразовательного учреждения; предыдущее Положение признано утратившим силу (л.д.49-52 т.1).
Распоряжением администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 01.12.2015 №430 лс со 2 декабря 2015 года временное исполнение обязанностей директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2» возложено на Симанову Нину Алексеевну, учителя информатики того же учреждения (л.д.61 т.1). Комитет образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области уведомлением от 10.01.2018 №1 в соответствии с ч.4 ст.60.2 ТК Российской Федерации сообщил Симановой Н.А. о прекращении исполнения обязанностей директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2» с 16 января 2018 года (л.д.62 т.1). Приказом комитета образования от 16.01.2018 №4к отменен его приказ от 10.01.2018 №2к «О прекращении исполнения обязанностей директора Симановой Н.А.» (л.д.63 т.1). И.о.председателя Комитета образования Симановой Н.А. направлено уведомление от 17.04.2018 №2 о прекращении исполнения обязанностей директора вышеуказанного учреждения образования 20.04.2018 (л.д.65 т.1).
22 февраля 2018 года общим собранием работников МКОУ «Ушакинская ООШ №2» кандидатура Симановой Н.А. рекомендована на должность директора данного образовательного учреждения (л.д.64 т.1).
30 марта 2018 года конкурсной комиссией приняты документы и заявление Симановой Н.А. с просьбой допустить её к участию в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2». Симанова Н.А. предоставила программу развития образовательной организации (л.д.66 т.1).
Решением конкурсной комиссии от 03.04.2018 Симанова Н.А. не была допущена к участию в конкурсе на замещение вакантной должности руководителя муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2» как не соответствующая квалификационным требованиям, в связи с отсутствием высшего образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление»; «Менеджмент», «Управление персоналом» или дополнительного профессионального образования в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики; не соответствием её должности директора данной школы согласно протоколу №1 от 31.07.2017 заседания аттестационной комиссии администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области по аттестации лиц, претендующих на должность руководителя муниципального образовательного учреждения (л.д.150-151 т.1).
На заседании управляющего совета 30 мая 2018 года состоялись перевыборы его состава, председателем совета избрали Симанову Н.А., утвердили план работы совета; решили провести проверку организации питания в образовательном учреждении; согласовать списки льготной категории учащихся, обеспеченных горячим питанием; оказать помощь в подготовке и проведении дня учителя и юбилея школы (протокол 7 – л.д.242 т.1).
Из протокола №2 заседания управляющего совета МКОУ «Ушакинская ООШ №2» от 19 ноября 2018 года следует, что на этом заседании рассматривались вопросы замены педагогов по математике и географии на квалифицированных специалистов; отсутствия учебников в некоторых классах по разным предметам; организации дополнительного образования детей и экскурсий; подвоза учащихся школьным автобусом (л.д.149, 243 т.1).
На заседании управляющего совета 23 января 2019 года утвержден новый состав управляющего совета, его кооптированными членами стали Барсуков О.В. и Носов Ю.Н., приняты решения о рекомендации Комитету образования объявить конкурс на замещение вакантной должности руководителя до 28.01.2019; о применении дисциплинарного взыскания к заведующему хозяйством, об истребовании у и.о.директора Маловой З.В. отчета о реализации бюджетной сметы (л.д.244 т.1).
Комитет образования объявил конкурс на замещение вакантных должностей руководителей двух муниципальных казенных общеобразовательных учреждений, в том числе Ушакинская основная общеобразовательная школа №2, о чем разместил информационное сообщение. Приём документов от кандидатов осуществлялся Комитетом образования с 16.11.2018 по 10.12.2018. 25.12.2018 – очный этап конкурса с участием кандидатов, допущенных к конкурсу. Результаты конкурса вносятся в протокол конкурсной комиссии и с 26.12.2018 по 28.12.2018 передаются организатору конкурса для издания им приказа о признании кандидата победителем конкурса (л.д.60 т.1).
Согласно протоколу №1 заседания конкурсной комиссии от 12.12.2018 Симанова Н.А. не была допущена к участию в конкурсе в связи с отсутствием квалификации к должности «Руководитель», требования к которой установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» и обязательной аттестации (л.д.3-5 т.2). Комитетом образования издан приказ от 14.12.2018 №493/18 аналогичного содержания (л.д.6-7 т.2).
Такое же решение принято конкурсной комиссией в отношении кандидата на замещение вакантной должности руководителя Ушакинской основной общеобразовательной школы №2 Матвеевой Л.Н. (протокол №2 от 20.12.2018 – л.д.10-11 т.2).
29 ноября 2018 года состоялась встреча родителей МКОУ «Ушакинская ООШ №2» с представителями администрации Тосненского района с участием уполномоченного по правам человека в Ленинградской области Шабанова С., на которой большинство родителей и педагогов высказались, что видят надлежащим руководителем школы Симанову Н.А. (л.д.69-70 т.1).
Приказом Комитета образования от 24.01.2019 №32к с 25 января 2019 года временное исполнение обязанностей директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2» возложено на Матвееву Людмилу Николаевну, заместителя директора по воспитательной работе того же учреждения (л.д.219 т.1).
Часть 1 статьи 56 ГПК Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, устанавливая общие правила распределения бремени доказывания в гражданском процессе, направлена на реализацию принципа состязательности и равноправия сторон при осуществлении правосудия, выступает процессуальной гарантией правильного рассмотрения и разрешения подведомственных судам общей юрисдикции дел.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением истцы, которыми являются педагоги муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Ушакинская основная общеобразовательная школа №2» и родители (законные представители) обучающихся в данной школе, – не доказали те обстоятельства, которые являются основанием иска: а именно лишение их возможности участвовать в управлении данной образовательной организацией, в разработке программы развития образовательной организации, высказывания мнения о назначении руководителя данной образовательной организации.
Напротив, в ходе судебного разбирательства добыты доказательства того, что в Ушакинской школе №2 образован управляющий совет, который действует, принимает решения в рамках своей компетенции. В соответствии с Уставом директор школы назначается на должность и освобождается с должности Комитетом образования. Кандидаты на должность директора проходят аттестацию и конкурсный отбор в порядке, утверждаемом нормативным правовым актом органа местного самоуправления. Такой порядок был утвержден. Конкурс на замещение вакантной должности директора проводился в 2018 году дважды. 22 февраля 2018 года общим собранием работников МКОУ «Ушакинская ООШ №2» кандидатура Симановой Н.А. рекомендована на должность директора данного образовательного учреждения. Таким образом, педагоги школы высказали свое компетентное мнение о своём руководителе. Данное мнение учредителем не было учтено по объективным причинам, поскольку Симанова Н.А. не прошла обязательную аттестацию, предусмотренную частью 4 статьи 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Кроме того, по мнению конкурсной комиссии, она не соответствовала квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, к должности руководителя муниципальной образовательной организации. Несогласие Симановой Н.А. с решением конкурсной комиссии было предметом отдельного судебного разбирательства, решение по которому не вступило в законную силу. Доводы о несогласии с решением конкурсной комиссии не могут быть предметом повторного рассмотрения в настоящем деле.
Как кандидат на вакантную должность директора Симанова Н.А. представила в конкурсную комиссию программу развития образовательной организации. Ввиду недопуска Симановой Н.А. к конкурсу эта программа учредителем не рассматривалась. Истцы не представили суду доказательств того, что МКОУ «Ушакинская ООШ №2» до дня подачи искового заявления разработало программу развития образовательной организации и представило её на согласование в Комитет образования. Объяснение истцов в этой части противоречивы. Симанова Н.А. говорит о программе развития, которая действовала с 2015 по 2018 год, но была утрачена. Вывод искового заявления о том, что действия и решения ответчиков привели к остановке развивающих педагогических программ и мероприятий, проводимых Симановой Н.А. во время нахождения её на должности руководителя школы, не соответствует действительности; поскольку разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации относится к компетенции образовательной организации. Симанова Н.А. как председатель управляющего совета имела возможность представить управляющему совету программу развития школы, настоять на её утверждении директором школы и направить учредителю. По утверждению истцов, только в конце марта 2019 года образовательная организация разработала новую программу и представила её на согласование в Комитет образования.
Подводя итог, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований и предоставлении истцам защиты в виде признания за родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся и за педагогами права требовать надлежащих условий для обучения и воспитания всех учащихся ушакинской школы, поскольку названные лица участвуют в управлении школой, высказали своё мнение по вопросу о назначении директора школы; ответчики же не совершили никаких действий и не приняли никаких решений, которые бы ограничили бы это право. Ненадлежащие условия для обучения и воспитания учащихся ушакинской школы, исходя из содержания искового заявления, заключаются в остановке развивающих педагогических программ и мероприятий, проводимых Симановой Н.А. во время нахождения её на должности руководителя школы. Вопросы материального обеспечения образовательной деятельности, обеспеченности школы педагогическими кадрами и т.п., реализация которых приводит к созданию надлежащих условий для обучения и воспитания обучающихся, не указаны в исковом заявлении, и не могли быть предметом судебного разбирательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
Симановой Нине Алексеевне, Андреевой Наталье Сергеевне, Батенину Сергею Александровичу, Батениной Анастасии Николаевне, Батениной Татьяне Алексеевне, Блохиной Наталье Михайловне, Великжаниной Елене Евгеньевне, Гайдовскому Андрею Павловичу, Григорьеву Алексею Алексеевичу, Гудошниковой Анне Валерьевне, Замятиной Надежде Леонидовне, Кайбуллаевой Гульчехре Таскуновне, Касаткиной Валентине Михайловне, Козимиренко Леониду Васильевичу, Краснокутской Дарье Дмитриевне, Кузину Андрею Павловичу, Кузиной Елене Вячеславовне, Марцинкевич Галине Витальевне, Николаеву Игорю Валентиновичу, Николаевой Марии Евгеньевне, Овчинниковой Анжеле Павловне, Павловой Екатерине Александровне, Петровой Елене Викторовне, Писаревой Надежде Сергеевне, Раевской Марии Николаевне, Ринкус Наталье Яковлевне, Семеновой Марии Юрьевне, Симанову Евгению Петровичу, Соломиной Ольге Алексеевне, Сорокиной Елене Алексеевне, Таукчи Жаннете, Тимохину Михаилу Владимировичу, Тимохиной Анастасии Игоревне, Титареву Игорю Витальевичу, Титаревой Елене Викторовне, Цветкову Александру Александровичу, Шепелевой Наталии Владимировне, Яблонской Мальвине Рустамовне, Носову Юрию Николаевичу, Матвеевой Людмиле Николаевне, Заховалко Елене Владимировне, Заховалко Алексею Александровичу, Кириковой Виктории Евгеньевне, Приходченко Татьяне Григорьевне, Сизовой Лейле Мейхошевне, Долбилиной Татьяне Михайловне, Долбилину Владиславу Олеговичу, Шепелеву Виктору Валентиновичу, Давыдову Сухбатилло Мирзалимовичу, Силиной Ольге Леонидовне, Кожевниковой Юлии Анатольевне, Короленко Ирине Олеговне, Трифонову Сергею Александровичу, Трифоновой Елене Павловне, Барсукову Олегу Васильевичу отказать полностью в удовлетворении иска к администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области, комитету образования администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области о признании за родителями (законными представителями) несовершеннолетних учащихся и за педагогами права требовать надлежащих условий для обучения и воспитания всех учащихся ушакинской школы, в том числе признать за родителями и педагогами право на волеизъявление (высказывание компетентного мнения) по вопросу о назначении директора школы и участие в утверждении программы развития школы.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (9 апреля 2019 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: подпись