Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3/2016 (2-529/2015;) ~ М-522/2015 от 06.10.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Камышла 19 января 2016 года

Судья Клявлинского районного суда Самарской области Сагирова Р.Р., при секретаре судебного заседания Сытдиковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3/2016 по иску Галиуллина Р.А. к администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области о признании ненормативного правового акта незаконным и признании нуждаемости в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Галиуллин Р.А. обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области о признании ненормативного правового акта незаконным, об обязании признать нуждаемость в улучшении жилищных условий и принятии на учет для предоставления жилого помещения, указывая на то, что в марте 2013 года он обратился в администрацию сельского поселения Камышла м.р. Камышлинский Самарской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 02 апреля 2013 года заседание жилищной комиссии при администрации сельского поселения Камышла признало его нуждаемость в улучшении жилищных условий, что подтверждается выпиской из протокола от 02.04.2013г. 06 октября 2014 года им было подано заявление о включении его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», были собраны и поданы все необходимые документы в администрацию сельского поселения Камышла м.р. Камышлинский, протоколом заседания жилищной комиссии при администрации сельского поселения Камышла от 06 октября 2014 года было принято решение о подтверждении его нуждаемости в улучшении жилищных условий. Данный факт, подтверждается письмом администрации м.р. Камышлинский Самарской области от 02.03.2015г. за № 207, в котором указано, что его заявление от 06.10.2014г. принято и он включен в список участников мероприятий – получателей социальных выплат на 2015год. Но, 06 июля 2015 г., после запроса об определении его статуса в программе ««Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», ему была выдана выписка из Постановления администрации сельского поселения Камышла м.р. Камышлинский Самарской области № 27 от 29.05. 2015 года «Об отказе в признании нуждаемости в улучшении жилищных условий», в связи с превышением учетной нормы жилой площади на одного члена семьи. Все это время он был уверен, что идет процесс по формированию Списка, а его даже не уведомили об исключении из этого Списка, несмотря на то, что Решение было принято уже в мае 2015 года. Согласно п. 12 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий федеральной целевой программы ««Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в случае исключения из предварительного списка органы местного самоуправления должны направить заявителю уведомление в письменном виде с указанием причины исключения из предварительного списка и вернуть документы в течение 5 календарных дней со дня принятия решения об исключении. С вышеуказанным решением администрации сельского поселения Камышла м.р. Камышлинский Самарской области он не согласен, считает его незаконным. 30 ноября 2012 года он зарегистрировал брак с Г.Р.С., (*дата*) г.р., с указанного времени они проживают с ней одной семьей. После регистрации брака они проживали в квартире его родителей по адресу: (*адрес*). Его супруга была прописана по месту жительства своих родителей по адресу: (*адрес*). С 01 июня 2015г. по настоящее время он и его супруга зарегистрированы и проживают в жилом доме по адресу: (*адрес*), собственником которого является его отец. В указанном доме также зарегистрирована и проживает его бабушка - Г.Н.М., (*дата*) г.р., инвалид первой группы. В настоящее время бабушка упала и сломала тазобедренную кость, поэтому они с супругой вынужденно переехали к ней. За бабушкой необходим постоянный посторонний уход, проведение обязательных медицинских процедур. В связи с указанными обстоятельствами они были вынуждены переехать в дом к своей бабушке по адресу: (*адрес*). В настоящее время они: он, его супруга и бабушка проживают в доме общей площадью 32,4 кв.м. Таким образом, на одного члена семьи приходится 32,4 : 3 =10,8 кв.м., что меньше установленной учетной нормы, которая составляет 12 кв.м. на одного человека. Он и его семья не имеет имущества на праве собственности. Он и его семья не имеет прав на принадлежащее родителям жилым помещениям, родители не являются членами его семьи. После создания своей семьи они с его супругой ведут свое общее, и раздельное от родителей хозяйство. Они вынуждены проживать и иметь регистрацию по месту жительства своих родителей, т.к. не имеют своего жилья. Согласно п. 4 ст. 60 СК РФ дети не имеют права собственности на имущество родителей. Он сам является работником социальной сферы, а именно работает сторожем в судебном участке № 136 Клявлинского судебного района Самарской области, планирует и в дальнейшем проживать в сельской местности, построить свой дом. Приказом Министерства Сельского хозяйства и продовольствия Самарской области № 159-П от 20.05.2014г. утверждена программа, целью которой является государственная поддержка решения жилищной проблемы граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники, денежные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и т.д. В соответствие с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В соответствии с п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Постановлением в сельском поселении Камышла установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м общей площади на одного человека. В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав относится признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления и присуждения к исполнению обязанности в натуре. Указанные способы защиты гражданских прав по своей природе могут быть реализованы лишь в судебном порядке посредством официального подтверждения судом наличия или отсутствия у заявителя спорного права.

В судебном заседании истец Галиуллин Р.А. поддержал заявленные им исковые требования в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, просил суд признать постановление администрации сельского поселения Камышла м.р. Камышлинский Самарской области № 27 от 29.05. 2015 года «Об отказе в признании нуждаемости в улучшении жилищных условий» незаконным. Обязать администрацию сельского поселения Камышла м.р. Камышлинский Самарской области признать его нуждаемость в улучшении жилищных условий и принять его на учет для предоставления жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной.

Представитель истца – Шайдуллина Г.А. в судебном заседании поддержала исковые требования истца в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, просил суд признать постановление администрации сельского поселения Камышла м.р. Камышлинский Самарской области № 27 от 29.05. 2015 года «Об отказе в признании нуждаемости в улучшении жилищных условий» незаконным. Обязать администрацию сельского поселения Камышла м.р. Камышлинский Самарской области признать его нуждаемость в улучшении жилищных условий и принять его на учет для предоставления жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной.

Представитель ответчика Хисамутдинова Э.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Представитель третьего лица - администрации муниципального района Камышлинский Самарской области Павлов А.М. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении иска, по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Суд, выслушав объяснения сторон, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 1 ст. 1 Гражданского кодекса РФ определяет, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Часть 2 ст. 1 ГК РФ устанавливает, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Исходя из положений ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники, денежные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений и т.д.

В соответствие со ст.2,ст.11,ст.31,ст.49,ст.50,ст.51,ст.52,ст.54,ст.56 ЖК РФ, ст.2,7,18,40 Конституции РФ,-

-права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти, местного самоуправления; в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства; каждый имеет право на жилище; органы государственной власти, местного самоуправления создают гражданам условия для осуществления права на жилище; малоимущим и иным указанным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных, иных жилфондов,

- гражданами, нуждающимися в жилых помещениях (предоставляемых по договорам социального найма) по решению органов местного самоуправления признаются (с постановкой на соответствующий учет, по заявлениям граждан), в том числе:1).не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2).являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения,- обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления (минимального размера площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении),

- отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении допускается в случаях: непредставления документов (предусмотренных ст.52 ЖК РФ, Примерным перечнем документов, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ от №); представления документов не подтверждающих соответствующее право; не истечения 5 летнего срока с момента преднамеренного ухудшения гражданином свих жилищных условий,
- к членам семьи собственника жилого помещения относятся совместно проживающие с ним в его жилом помещении супруг, родители, дети, при этом др. родственники и иные нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительном случае - иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи; по общему правилу, в случае прекращения семейных отношений этих лиц с собственником жилья (в том числе, - без прекращения совместного проживания с ним), право пользования помещением за бывшим членом семьи не сохраняется (прекращается, утрачивается). Под совместным проживанием совершеннолетних взрослых самостоятельных детей с родителями-собственниками жилья, применительно к данным жилищно-имущественным правоотношениям, применительно к понятию наличия членства детей, (а также иных родственников, нетрудоспособных иждивенцев, иных лиц) в семье родителей, следует понимать: их совместное проживание в объективном смысле (совместное использование одной жилплощади) и совместное проживание в субъективном смысле (осознания, желания группы лиц - семейного единства, взаимозаботы, того, что они живут именно одной семьей. В отношении иных родственников, нетрудоспособных иждивенцев в качестве дополнительных объективных и субъективных критериев (условий) членства в семье необходимы - ведение общего хозяйства, т.е. общие доходы, - расходы, вселение как членов семьи с осознанием всеми лицами данных условий; для состояния в семье иных лиц (к ним можно отнести - в том числе свойственников, зятьев, невесток и просто посторонних лиц) помимо всех выше перечисленных условий, кроме того необходимо признание членами семьи в судебном порядке. Для субъективного и объективного критерия наличия членства в семье в отношении всех допустимых категорий лиц должны быть исключены какие-либо дефекты воли и волеизъявления у совершеннолетних граждан на членство в семье, в том числе - осознания вынужденности совместного проживания в одном жилом помещении и фактическая вынужденность по разным причинам проживания, совместного использования лицами с собственником одного жилого помещения. При отсутствии (хотя бы одного) какого-либо из вышеперечисленных условий, критериев для членства в семье, отсутствуют основания считать и признавать лиц членами семьи.

Суд учитывает, также, что правовые понятия «совместное проживание как членов одной семьи» и «совместное проживание, в смысле - одновременного использования жилого помещения – не являются идентичными, поскольку первое (несмотря на не указание об этом прямо в законе, тем не менее, по смыслу предполагает помимо одновременного использования жилого помещения несколькими лицами - совместное ведение общего хозяйства, взаимозабота, содержание, наличие аналогичного одного субъективного осознания несколькими лицами – о совместном, обьединенном (не только жилплощадью, но и на единой материально-экономической и в определенной степени духовно-психологической основе) проживании их в некоей социальной общности, группе - семье, представляющей собой сложный комплекс естественно-биологических, психологических, духовных, материальных связей.

По смыслу закона членами одной семьи (семьей) могут считаться (быть признаны) - лица из категории, предусмотренных ст.31,ст.69 ЖК РФ, которые совместно проживают в одном жилом помещении именно одной семьей, т.е. в первичной ячейке общества, социуме, объединенном кровным родством, свойством, супружескими связями, основанном на более-менее единой экономической базе, с элементами в определенной степени духовного единства (осознания себя как членов одной семьи). При этом, отнесение кого-либо к членам определенной семьи входит в компетенцию самих граждан, и именно на основе мнения, с согласия граждан,- они могут считаться, оцениваться, признаваться – как члены одной семьи. Признание определенных граждан, лиц членами одной семьи при не оспаривании заинтересованными лицами (в том числе - органами власти) соответствующего статуса лиц, в том числе - в отношении лиц, не являющихся детьми, родителями, супругами - других родственников, нетрудоспособных иждивенцев (по ст.31,69 ЖК РФ),- должно осуществляться на основании заявлений собственников(нанимателей) жилья и непосредственно самих этих лиц (потенциальных членов семьи), поданных в органы власти, -по решению органов местного самоуправления. При оспаривании заинтересованными лицами статуса членов семьи собственников (нанимателей) жилья, а также в отношении всех остальных лиц (и при не оспаривании статуса) признание-непризнание такого статуса лиц должно осуществляться в порядке искового судопроизводства по решению суда. По смыслу Закона, в том числе, его буквальному смыслу - не исключается возможность совместного проживания в одном жилом помещении, принадлежащем на праве собственности гражданину - нескольких семей, т.е. не всегда совместно проживающие в том числе с родителями, - дети, супруг, являются членами одной семьи; закон допускает и предполагает, возможность того, что семейные отношения между данной категорией близких родственников, супругов, могут быть прекращены, или не существовать вообще, что не исключает даже прекращение права пользования жильем бывшим членом семьи - близким родственником, супругом; или просто проживание в одной квартире нескольких семей (ст.31ч.4,ст.51ч.1п.4 ЖК РФ). Кроме того, общеизвестным является то, что в связи с серьезной жилищной проблемой в РФ, отсутствием у значительной части граждан, населения вообще любого жилья, - распространенным является именно одновременное проживание совместно с собственниками, нанимателями в одном жилом помещении (квартире, жилом доме и пр.)- нескольких семей на основе договорных отношений найма, поднайма, пользования жильем, с предоставлением прописки в жилом помещении, либо предоставление (продажа) прописки, без пользования жильем. Безусловно, и без всяких сомнений, такое «совместное проживание» в жилом помещении не предполагает членство этих лиц, семей - в семье собственника жилья, не лишает их права состоять на жилищном учете. В связи с отсутствием в действующем гражданском, семейном ином законодательстве строго определенного (четкого, незыблемого) понятия семьи (ст.1 СК РФ), исходя из имеющихся в жилищном, семейном законодательстве норм регулирующих правоотношений членства в семье, под членами семьи (семьей) следует понимать определенную совокупность (общность, группу людей, по общему правилу родственников, основанную на браке, родстве, свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующую естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода.

В силу ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

В соответствии с п. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Постановлением Собрания представителей Камышлинского района № 28 от 12.10.20052г. установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 N 616 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" утвержден Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года".

При проверке правильности оформления документов, представленных заявителем, и достоверности содержащихся в них сведений органы местного самоуправления проверяют в том числе факт постановки заявителя (члена его семьи) на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, отсутствие оснований для снятия заявителя (члена его семьи) с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий на момент подачи заявления о предоставлении социальной выплаты, а также факт предоставления заявителю (члену его семьи) социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности.

Ответственность за предоставление недостоверной информации в орган местного самоуправления несёт заявитель в соответствии с действующим законодательством.

Судом установлено, что истец марте 2013 года обратился в администрацию сельского поселения Камышла м.р. Камышлинский Самарской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. 02 апреля 2013 года заседание жилищной комиссии при администрации сельского поселения Камышла признало его нуждаемость в улучшении жилищных условий, что подтверждается выпиской из протокола от 02.04.2013г. 06 октября 2014 года им было подано заявление о включении его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», были собраны и поданы все необходимые документы в администрацию сельского поселения Камышла м.р. Камышлинский, протоколом заседания жилищной комиссии при администрации сельского поселения Камышла от 06 октября 2014 года было принято решение о подтверждении его нуждаемости в улучшении жилищных условий. Данный факт, подтверждается письмом администрации м.р. Камышлинский Самарской области от 02.03.2015г. за № 207, в котором указано, что его заявление от 06.10.2014г. принято и он включен в список участников мероприятий – получателей социальных выплат на 2015год. Но, 06 июля 2015 г., после запроса об определении его статуса в программе ««Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», истцу была выдана выписка из Постановления администрации сельского поселения Камышла м.р. Камышлинский Самарской области № 27 от 29.05. 2015 года «Об отказе в признании нуждаемости в улучшении жилищных условий», в связи с превышением учетной нормы жилой площади на одного члена семьи.

Судом также установлено, что истец, его ребенок и супруга не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма, а также не обладают правом собственности на жилые помещения, что подтверждается справками ГУП СО «Центр технической инвентаризации» Клявлинский филиал, выписками и уведомлениями росреестра.

Таким образом, с момента заключения брака семья истца вынуждена проживать в жилых помещениях, не принадлежащих им на праве собственности, то есть в жилом помещении, принадлежащем родителям истца. В собственности истец, его ребенок и супруга жилых помещений не имеют.

С учетом изложенного суд считает отказ администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области в принятии истца на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснованным.

Суд считает, что истец, как совершеннолетний, взрослый, имеющий своего ребенка, находящийся в браке, имеющий свои доходы – образовал свою отдельную, индивидуальную семью.

С учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. В соответствие со ст.31 ЖК РФ,- иные родственники, иные лица являются членами семьи собственника жилья, если вселены собственником как члены семьи, с документальным подтверждением на основании заявлений, а иные лица (невестка, зять, свекр, свекровь, тесть, теща) как члены семьи, в том числе, еще признаны в судебном порядке, иначе указанные лица не являются членами семьи собственника жилья. Однако бесспорно, эти лица (ребенок, супруг истца) являются только членами семьи истца, то есть истец в любом случае входит в состав своей семьи: с мужем, сыном. Но следуя логике ответчика, если гипотетически предположить, что истец является членом семьи родителей и он же одновременно является членом своей семьи - ребенка, супруга (безусловно не входящих в семью родителей),- надо сделать вывод, что истец одновременно является, живет, входит в состав двух семей - родителей и своей, что не вполне удовлетворяет требованиям здравого смысла. Вышеизложенное так же дает основания считать суду, что истец с ребенком, супругой – является отдельной семьей, подлежат отдельному жилищному учету от родителей (которые являются также отдельной семьей). Суд учитывает, что родители не обязаны «вечно» предоставлять, обеспечивать жилой площадью и (или) пропиской своих взрослых, самостоятельных, состоявшихся как собственно-семейных граждан,- детей, имеющих своих мужей, жен, своих детей (внуков), что также указывает, что такие совершеннолетние дети вправе самостоятельно состоять на жилищном учете и при определенных условиях реализовать права на получение в собственность или по социальному найму жилья за счет государства.

При удовлетворении иска, в пользу истца, как обстоятельства свидетельствующие о наличии у истца самостоятельной семьи, об отсутствии факта совместного проживания истца с родителями именно как членов одной семьи, свидетельствуют обстоятельства - вынужденного (то есть не вполне по своей воле и волеизъявлению) проживание истца - взрослого человека со своим ребенком, супругой на жилплощади родителей, поскольку возможность использования (прописки) другого жилого помещения истцом отсутствует; общеизвестным, общепризнанным фактом является желание взрослых людей (мужчин, женщин)- образование своих новых, отдельных, самостоятельных семей с детьми, на независимой экономической основе, в том числе - на базе своего отдельного (от других лиц, в том числе - от родителей) жилого помещения. Как следует из обстоятельств дела, подтверждено доказательствами, истец в связи с отсутствием своего жилья, лишен была возможности зарегистрироваться по иному жилому помещению (месту жительства) в соответствие с требованиями законодательства обязывающего всех граждан РФ быть прописанными по определенному месту жительства, пребывания (в противном случае, граждане считаются нарушающими требования административного законодательства, и привлекаются к административной ответственности. Другими словами, исходя из вышеизложенного, сами по себе - проживание истца с родителями, прописка на их жилплощади,- не свидетельствуют о совместном проживании их как членов одной семьи, с учетом крайне низкого уровня жизни в государстве, прекращение им пользования жилым помещением, прописки в жилом помещении родителей,- поставило бы его в нелегальное положение.

При вынесении данного решения, у суда имеются достаточные основания полагать, что отказ в постановке истца на учет как нуждающегося в жилом помещении, произведено органом местного самоуправления, в том числе для занижения фактических показателей – количества лиц (семей) нуждающихся в улучшении жилищных условий, что фактически влечет искажение реальных масштабов жилищной проблемы, необеспеченности граждан жилыми помещениями, а также для, так называемой, «экономии» финансовых средств, выделяемых из бюджетов разных уровней, для предоставления нуждающимся гражданам жилых помещений. Принятие непосредственно органом местного самоуправления такого решения влечет неправомерное (ст.14 ЖК РФ) снятие с себя обязанностей и обязательств – по обеспечению граждан жилыми помещениями. По мнению суда, негативный характер и последствия оспариваемого постановления администрации сельского поселения заключаются также в нарушении принципа справедливости, поскольку этим решением молодые семьи, при их крайне низкой зарплате, доходах; работа, вклад которых, участие в общественно-полезном труде является одной из наиболее значимых, жизненно важной для общества и государства,- лишаются прав не только на участие в реализуемых сейчас федеральных целевых программах, но и лишаются права вообще состоять на жилищном учете на получение жилья, в ближайшей исследуемой перспективе (т.е. в определенном смысле молодые люди лишаются права на будущее).

Исследовав вышеперечисленные доказательства, суд пришел к выводам о недоказанности представителем ответчика обстоятельств наличия у органа местного самоуправления - администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области законных оснований для отказа в постановке истца на учете, как лица, нуждающегося в жилом помещении, а следовательно, незаконности принятия органом местного самоуправления администрацией сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области решения об отказе в постановке лица на соответствующем учете; доказанности истцом обратного, наличия оснований постановки истца на соответствующий учет и необходимости защиты нарушенных прав истца с обязательством ответчика в постановке истца на жилищном учете, при опровержении стороной истца соответствующих утверждений представителя ответчика, доказанности истцом – обстоятельств наличия у него оснований для признания его семью в установленном законом порядке нуждающимся в жилом помещении; обстоятельств незаконной не постановки ответчиком администрацией сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области с учетом наличия у него таких полномочий по закону – истца на учете как нуждающейся в жилом помещении.

Суд считает не опровергнутыми ответчиком утверждения истца, об образовании истцом на момент обращения за постановкой на жилищный учет и до настоящего времени – отдельной независимой, самостоятельной семьи и не вхождение истца в семью собственника жилья, то есть родителей истца, не ведение с последними общего хозяйства, вынужденное временного договорное безвозмездное пользование чужим жилым помещением, пользование пропиской истца в жилом доме родителей- не принадлежащим истцу жилым помещением, из-за стечения тяжелой (неблагоприятной) жизненной ситуации, что объективно подтверждено показаниями свидетелей, об отсутствии у него своего жилища. Делая соответствующий вывод, суд учитывает возраст истца, полную самостоятельность и независимость в социально-экономическом плане от собственника жилья.

У суда отсутствуют основания не доверять указанным пояснениям и показаниям истца, свидетелей, из которых следует, что истец и его супруг в указанный период не ведет общее хозяйство с собственником жилья (родителями), не считает себя членом семьи собственника жилья, не является членом семьи собственника жилья, существует (самостоятельно) как отдельная семья со своим составом, на свои доходы.
По мнению суда, согласно смысла жилищного законодательства, определение конкретного состава той или иной семьи по лицам, относится к волеизъявлению, полномочиям самих граждан-собственников жилья, с учетом мнения проживающих с ними др. лиц, которые сами решают, вселяются ли иные лица как члены семьи собственника жилья или как пользователи, наниматели жилого помещения, с последующим похозяйственным учетом статуса лиц. При этом, органы местного самоуправления не вправе по собственному усмотрению, без учета мнения собственника жилья, вселенных, проживающих с ним лиц, выяснения фактических обстоятельств о характере проживания, решать вопросы о наличии-отсутствии соответствующего статуса у конкретных граждан. Суд считает, что истец, как взрослый человек, имеющий свои доходы, образовала свою отдельную, индивидуальную семью с вхождением в ее состав ребенка и супругу.

Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд, умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий со стороны истца не усматривает.

По мнению суда, обязанного в силу ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценивать все представленные сторонами доказательства в совокупности, из представленных истцом доказательств следует, что истец собственного жилья не имеет, не является в настоящее время и не являлся на день обращения в администрацию сельского поселения Камышла членом семьи собственника. Следовательно, по смыслу закона, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку сведений о наличии каких - либо жилых помещений, принадлежащих на праве собственности и ином праве пользования истец не имеет и в материалы дела сторонами не представлено.

Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, ответчиком, в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не представлено. Изложенное, свидетельствует о незаконности действий ответчика, отказавшего истцу в признании нуждающимся в улучшении жилищных условий. Суд считает отказ администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области незаконным и лишает законных прав истца на состояние на жилищном учете, поскольку он основан на неверном толковании норм действующего законодательства и противоречит установленным по делу обстоятельствам.

Таким образом, истец, не являющийся нанимателем какого-либо жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, имеющий право пользования жилым помещением, которое ему не принадлежит на праве собственности и членом семьи собственника фактически не является, в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Сведений о том, что в собственности или по договору найма у истца или у супруги находится какое-либо жилое помещение в судебном заседании не добыто.

Следовательно, в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации, для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому суд считает подлежащими удовлетворению заявленные истцом требования в полном объеме, поэтому суд считает, что следует признать семью истца нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании установлено, что истец предоставил сведения, что фактически своего жилья на праве собственности не имеет, также как и члены его семьи, что подтверждаются выписками из ЕГРП, в приватизации не участвовали.

На основании изложенного, суд считает, что истцу неправомерно отказано в постановке на учёт нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Принимая во внимание, вышеизложенные обстоятельства суд считает, что у администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области не имелось законных оснований считать истца имеющим право пользования жилым помещением, принадлежащим его родителям, также доводы стороны ответчика о фактическом проживании истца в жилом помещении родителей судом не приняты во внимание, признаются несостоятельными, опровергаются материалами дела и обстоятельствами, установленными в суде.

Суд, признав действия органа местного самоуправления незаконным, обязывает администрацию сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области устранить допущенные нарушения.

Суд считает, что следует обязать администрацию сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области признать нуждающимся в получении жилья истца и принять на учёт нуждающихся в получении жилья.

В соответствии со ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, поскольку истец не просил взыскать расходы по оплате государственной пошлины с ответчика, суд приходит к выводу, что расходы с ответчика не подлежат взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Галиуллина Р.А. к администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области о признании ненормативного правового акта незаконным и признании нуждаемости в улучшении жилищных условий удовлетворить в полном объеме.

Признать постановление администрации сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области № 27 от 29.05. 2015 года «Об отказе в признании нуждаемости в улучшении жилищных условий» незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Камышла муниципального района Камышлинский Самарской области признать нуждаемость в улучшении жилищных условий и принять Галиуллина Р.А. на учет для предоставления жилого помещения в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Клявлинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2016 года.

Судья (подпись) Сагирова Р.Р.

2-3/2016 (2-529/2015;) ~ М-522/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Галиуллин Р.А.
Ответчики
Администрация сельского поселения Камышла м.р. Камышлинский Самарской области
Другие
Кашапов Д.Х.
Шакирова Г.З.
Администрация муниципального района Камышлинский Самарской области
Шайдуллина Г.А.
Суд
Клявлинский районный суд Самарской области
Судья
Сагирова Р.Р.
Дело на странице суда
klivliansky.sam.sudrf.ru
06.10.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2015Передача материалов судье
09.10.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.10.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.11.2015Предварительное судебное заседание
26.11.2015Судебное заседание
15.12.2015Судебное заседание
19.01.2016Судебное заседание
24.01.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.01.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2016Дело оформлено
18.03.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее