Дело № 2-645/2013 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 февраля 2013 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Калинкиной И.В.,
при секретаре Курцевич И.А.,
с участием помощника Канского межрайонного прокурора Сапинской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска о признании незаконным бездействия по непринятию мер по паспортизации автомобильных дорог местного значения муниципального образования г. Канск и обязании проведения паспортизации дорожного полотна,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска о признании незаконным бездействия по непринятию мер по паспортизации автомобильных дорог местного значения муниципального образования г. Канск и обязании проведения паспортизации дорожного полотна, мотивируя свои требования тем, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании автомобильных дорог, пролегающих по <адрес>, Московскому тракту на территории г. Канска. Проверкой установлено, что данные дороги находятся в границах МО г. Канск и являются дорогами местного значения. Администрацией МО г. Канска, являющейся владельцем автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенного пункта МО г. Канск, работа по получению технического паспорта на автомобильные дороги, расположенные по <адрес>, Московскому тракту на территории г. Канска, необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения, по каждой из таких дорог не ведется, технические паспорта на указанные автодороги отсутствуют. Администрация г. Канска бездействует, фактически самоустранилась от исполнения требований федерального законодательства, обязывающего орган местного самоуправления провести техническую паспортизацию дорог местного значения, что нарушает интересы граждан и права неопределенного круга лиц – участников дорожного движения на безопасность дорожного движения. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, наличие которого необходимо для осуществления полномочий органами местного самоуправления обеспечения безопасности дорожного движения. Автомобильные дороги, пролегающие по <адрес>, Московскому тракту на территории г. Канска, являются дорогами общего пользования, расположенными в границах г. Канска. Получение паспорта на данные автомобильные дороги необходимо для установления протяженности и ширины дорог, количества полос, наличия перекрестков, светофоров, остановок, мест парковки. Канский межрайонный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации г. Канска по непринятию мер по паспортизации автомобильных дорог, пролегающих по <адрес>, Московскому тракту на территории г. Канска; обязать администрацию г. Канска в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию дорожного полотна по <адрес>, Московскому тракту на территории г. Канска.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора ФИО2 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание представитель ответчика администрации г. Канска не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
В судебное заседание представитель третьего лица МУП текущего содержания и санитарной очистки не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
Суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителей ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, при согласии других участников процесса, согласно ст. 167 ГПК РФ.
Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявление обосновано и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
В соответствии с п. 2, 3 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией;
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пп. 4 п. 15 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 160 от ДД.ММ.ГГГГ, в прочие работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования входит паспортизация автомобильных дорог.
Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Как установлено в судебном заседании, Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также исполнения требований законодательства о безопасности дорожного движения при эксплуатации и содержании автомобильных дорог, пролегающих по <адрес>, Московскому тракту на территории г. Канска. Проверкой установлено, что данные дороги находятся в границах МО г. Канск и являются дорогами местного значения. Автодороги, пролегающие по <адрес>, Московскому тракту на территории г. Канска, относятся к муниципальной собственности г. Канска, что подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности г. Канска (л.д. 20). Администрацией МО г. Канска работа по получению технического паспорта на данные автомобильные дороги, необходимого для обеспечения безопасности дорожного движения, по каждой из таких дорог не ведется, технические паспорта на указанные автодороги отсутствуют.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. 27, ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В данном случае заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц – населения муниципального образования г. Канска в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, для предупреждения причинения вреда.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Канского межрайонного прокурора обоснованными, так как необходимость проведения паспортизации автомобильных дорог обусловлена обеспечением безопасности дорожного движения, что затрагивает интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования город Канск, обязанность произвести паспортизацию автомобильных дорог возложена на орган местного самоуправления - администрацию г. Канска, поскольку спорные дороги расположены в границах городского округа. Однако ответчик не выполняет возложенные на него обязанности, факт его бездействия полностью нашел подтверждение в судебном заседании.
Поскольку деятельность органа местного самоуправления в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа обеспечивает нормальную жизнедеятельность городского населения, неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области дорожной деятельности влечет нарушение конституционных прав граждан, суд полагает необходимым удовлетворить требования Канского межрайонного прокурора.
Срок, в который прокурор просил суд обязать ответчика произвести определенные действия – шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, представляется суду разумным и обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска о признании незаконным бездействия по непринятию мер по паспортизации автомобильных дорог местного значения муниципального образования г. Канск и обязании проведения паспортизации дорожного полотна – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Канска по непринятию мер по паспортизации автомобильных дорог, пролегающих по <адрес>, Московскому тракту на территории г. Канска.
Обязать администрацию г. Канска в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию автомобильных дорог по <адрес>, Московскому тракту на территории г. Канска.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента вынесения.
Судья И.В. Калинкин