Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-37/2020 (2-1638/2019;) ~ М-3764/2018 от 21.12.2018

Дело № 2-1638/2019

24RS0013-01-2018-004845-21

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Емельяново 31 июля 2020 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Адиканко Л.Г.

при секретаре Нихау Т.А.,

рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края к АО «Горные машины», Васнев А.И., Полозков Р.Г. о приостановлении деятельности, обязании провести рекультивацию земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обратилось в Емельяновский районный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ (т. 3 л.д. 151-156, т. 4 л.д. 1-9 т. 4), к Полозков Р.Г., Васнев А.И., АО «Горные машины», в котором просило прекратить деятельность ответчиков на земельных участках с кадастровыми номерами , , , со дня вступления решения суда в законную силу до завершения рекультивации данных земельных участков по планировке территории, выравниванию склона горы для строительства, снятию плодородного слоя почвы, добычи общераспространенных полезных ископаемых, складирования общераспространенных полезных ископаемых, отсыпки автомобильных, подъездных дорог, размещения строительных отходов; кроме того, просил обязать ответчиков в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу провести рекультивацию указанных земельных участков в соответствии с утвержденным проектом рекультивации, согласованным с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края уполномоченным органом местного самоуправления.

Требования иска мотивированы тем, что истец принял участие в выездной проверке, проводимой Красноярским природоохранным прокурором, на территорию Дрокинской горы Емельяновского района Красноярского края. В ходе проверки установлено, что на земельных участка с кадастровыми номерами , , , ведется деятельность по планировке и выравниванию склона горы для целей строительства; полученный объем общераспространенных полезных ископаемых (известняк и строительный камень) складирован на территории данных участков, а также частично и использован для отсыпки подъездной дороги; площадь планировки составляет <данные изъяты> кв.м. Согласно выпискам из ЕГРН, собственником земельного участка с кадастровым номером является Полозков Р.Г., собственником земельных участков и является Васнев А.И., собственником земельного участка является АО «Горные машины». Действиями ответчиков в отношении вышеуказанных земельных участков нанесен негативный вред, выразившийся в нарушении природных свойств участков, в том числе, природного ландшафта, что следует из заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель истца - ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, требования иска поддержала, на их удовлетворении настаивала, суду пояснила, что приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, достопримечательное место «Дрокинская гора» включено в Перечень выявленных объектов культурного наследия; приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы территории выявленного объекта культурного наследия «Дрокинская гора», и принадлежащие ответчикам земельные участки расположены в границах территории выявленного объекта культурного наследия. В силу Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране, осуществление деятельности, которая ведется ответчиками, на земельных участках, входящих в территорию выявленного объекта культурного наследия без предварительного согласования недопустимо.

Ответчик Васнев А.И. в судебном заседании требования иска не признал, суду пояснил, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: и , которые относятся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, в связи с чем им были начаты работы по планировке участка и строительству. На момент приобретения земельных участков каких-либо ограничений в их использовании не имелось; включение участков в границы территории выявленного объекта культурного наследия по Приказу от ДД.ММ.ГГГГ нарушает права собственника участков, поскольку ограничивает его права по использования земельными участками. На протяжении более года никакая деятельность на участке не ведется.

Ответчик Полозков Р.Г. и его представитель ФИО6 в судебном заседании требования иска не признали, пояснили, что после обращения Министерства с иском в суд, никакая деятельность на земельном участке не ведется, в связи с чем требования о прекращении деятельности на участке утратили смысл.

Представитель ответчика – АО «Горные машины» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.

Представитель администрации Емельяновского района ФИО7 полагала требования иска обоснованными, пояснила, что принадлежащие ответчикам земельные участки входят в территорию выявленного объекта культурного наследия.

Представители Службы государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края, Красноярской природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ, суд нашел возможным рассмотрение дела по существу в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав явившихся участников судебного разбирательства, заслушав эксперта и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе, обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Статьей 13 ЗК РФ установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель, в соответствии с абз. 2 которых под рекультивацией земель понимаются мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе, правообладателями земельных участков (абз. 3 названных Правил).

Согласно п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", рассматривая споры об ограничении, приостановлении либо прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, суд должен соблюдать баланс между потребностями общества в сохранении благоприятной окружающей среды и обеспечении экологической безопасности, с одной стороны, и решением социально-экономических задач, с другой. При этом суду следует принимать во внимание не только факторы, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей и организаций (например, применительно к деятельности градообразующих предприятий, теплоэлектроцентралей, очистных сооружений), но и соразмерность последствий прекращения (приостановления, ограничения) деятельности тому вреду окружающей среде, который может наступить как в результате продолжения данной деятельности, так и вследствие ее прекращения.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее по тексту – Федеральный закон № 73-ФЗ), земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона № 73-ФЗ, объектами историко-культурной экспертизы являются, в том числе, выявленные объекты культурного наследия в целях обоснования целесообразности включения данных объектов в реестр.

Статьей 16.1 названного Федерального закона установлено, что выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом до принятия решения о включении его в реестр либо об отказе во включении его в реестр.

Согласно ст. 36 Федерального закона N 73-ФЗ изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.

В силу ст. 47.2 Федерального закона № 73-ФЗ, требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.

В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия, не включающие требования к реставрации объекта культурного наследия.

Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Статьей 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:

1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;

3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;

4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;

5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;

6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):

под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;

под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;

под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;

7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;

8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

В случае, если содержание или использование объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия может привести к ухудшению состояния данного объекта культурного наследия и (или) предмета охраны данного объекта культурного наследия, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, устанавливаются следующие требования:

1) к видам хозяйственной деятельности с использованием объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия либо к видам хозяйственной деятельности, оказывающим воздействие на указанные объекты, в том числе ограничение хозяйственной деятельности;

2) к использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия при осуществлении хозяйственной деятельности, предусматривающие в том числе ограничение технических и иных параметров воздействия на объект культурного наследия;

3) к благоустройству в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой совместно с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края выездной проверки территории Дрокинской горы Емельяновского района Красноярского края было установлено, что на территории земельных участков с кадастровыми номерами , , , ведется планировка территории и выравнивание склона горы для строительства; полученный объем общераспространенных полезных ископаемых (известняк, строительный камень) складирован на территории участков, частично использован для отсыпки подъездной дороги; общая площадь планировки составляет <данные изъяты> кв.м. На территории земельного участка с кадастровым номером проводилась планировка территории для дальнейшего строительства, на участке размещены строительные отходы, площадь захламления строительными отходами составляет <данные изъяты> кв.м.

Выявленные проверкой обстоятельства зафиксированы актом от ДД.ММ.ГГГГ, к которому приложены фотоматериалы осмотренных земельных участков (л.д. 29-30, 31-36 т.1).

Из представленных в дело выписок из ЕГРН следует, что

земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Полозков Р.Г. (л.д. 48-49 т.1);

земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Васнев А.И. (л.д. 54-56 т.1);

земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Васнев А.И. (л.д. 57-59 т.1);

земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель – земли населенных пунктов, разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности АО «Горные машины (л.д. 178-184 т. 3).

Согласно представленного в дело заключения директора Института экологии и географии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет», Дрокинская гора – обособленный холм, возвышающийся над окружающим рельефом; северный и восточный склоны круто спускаются в долину р. Кача; имея высоту 385,4 м., является одним из наиболее возвышенных элементов рельефа обрамления левобережной части Красноярской лесостепной котловины. Дрокинская гора сложена осадочными породами, преимущественно песчаниками. Осуществляемые на земельных участках номером , , , мероприятия сопряжены с изменением существующего рельефа, ставшие причиной изменения компонентов природного ландшафта, приведшие к деградации и уничтожению природного ландшафта (л.д. 41-47 т. 1).

Определением от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу назначено проведение комплексной землеустроительной экспертизы, производство которой поручено АО «Красноярский ПромстройНиипроект» (л.д. 206-207 т. 2).

Согласно заключения экспертов АО «Красноярский ПромстройНИИпроект» от ДД.ММ.ГГГГ № З-30-193/19, в ходе осмотра земельного участка с кадастровым номером и участка с кадастровым номером установлено, что границы земельных участков на местности не выражены, межевые знаки отсутствуют, здания, строения отсутствуют, участки частично спланированы.

На земельном участке имеется хозяйственное строение, данный участок имеет единое ограждение с участком ; в границах участка проведены земляные работы по выравниванию.

По заключению экспертов, границы хозяйственной деятельности на земельных участках , и четко выражены на местности в виде спланированной площадки (подъезд) скальным грунтом и крутого откоса обнаженной скальной (коренной) породы; спланированная площадка каждого из участков из скального грунта и крутой откос обнаженной скальной породы захватывает части смежных земельных участков; спланированная площадка участка заходит также на часть земель неразграниченной собственности.

Зафиксированная на указанных земельных участках с кадастровыми номерами , , хозяйственная деятельность в виде выполненной вертикальной планировки местности представляет собой комплекс земляных работ, включающий срезку, перемещение и разравнивание коренных скальных пород; на момент проведения осмотра хозяйственная деятельность на участках не велась.

На земельном участке имеется незавершенный строительством объект, данный участок спланирован и представляет собой две ровные площадки, расположенные на разных высотах. Спланированная площадка участка из скального грунта и крутой откос обнаженной скальной породы образует границу территории единого землепользования с участком с кадастровым номером захватывает части смежных земельных участков.

Согласно заключения, на крутом откосе обнаженной скальной породы наблюдается ее осыпь, которая с течением времени, под воздействием ветровой и водной эрозии может прогрессировать.

По результатам визуального осмотра, инструментальной съемки и анализа цифровой модели местности эксперты пришли к выводу о том, что необходимым условием дальнейшего использования спорных земельных участков является проведение комплекса инженерных изысканий, которые позволят выявить особенности геологического строения местности, опасные явления и специфические грунты; необходима разработка проектной документации на строительство планируемых зданий и сооружений, учитывающая все природные условия, безопасные условия строительства, а также планировочные решения по благоустройству нарушенной территории.

По заключению экспертов, состояние рельефа в границах территории выявленной хозяйственной деятельности свидетельствует о необходимости выполнения комплекса работ по рекультивации и благоустройству оголенной коренной породы; конкретный перечень работ по рекультивации и благоустройству необходимо определить при разработке проекта рекультивации нарушенных земель (л.д. 1- 56 т. 3).

Уточнением к заключению от ДД.ММ.ГГГГ № З-30-193/19 по результатом судебной комплексной землеустроительной экспертизы АО «Красноярский Промстрой НИИпроект» сообщил, что спорные земельные участки, принадлежащие ответчикам Полозков Р.Г., Васнев А.И., АО «Горные машины» находятся в границах территории выявленного объекта культурного наследия «Дрокинская гора» (л.д. 202-230 т.2).

Согласно приказа Службы государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края ДД.ММ.ГГГГ , достопримечательное место «Дрокинская гора» включено в Перечень выявленных объектов культурного наследия (вид объекта – достопримечательное место, общая видовая принадлежность объекта – памятник истории).

Приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждены границы территории выявленного объекта культурного наследия «Дрокинская гора», ДД.ММ.ГГГГ, Красноярский край, Емельяновский район, гора Дрокинская, северные и восточные отроги от урочища Мысы до урочища Малый Тустуй по обеим берегам реки Кача в координатном значении характерных точек углов поворота Х и Y, системы координат МСК-167 (л.д. 208-230 т. 3).

Опрошенная в судебном заседании эксперт ФИО8, предупрежденная судом об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы заключения и уточнений к заключению поддержала, пояснила, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет в определенных границах, и при сопоставлении границ участков с границами территории выявленного объекта культурного наследия «Дрокинская гора» установлено, что участки ответчиков полностью находятся на территории данного выявленного объекта культурного наследия. Данное обстоятельство указывает на особый режим использования участков ответчиками. Эксперт также пояснила, что на всех осмотренных в ходе экспертизы спорных участках велась деятельность по выравниванию склона горы для последующего строительства.

Заключение экспертизы и выводы экспертов, содержащиеся в заключении и уточнении к нему, ответчиками, по сути, не оспорены.

Оснований не доверять заключению экспертизы и уточнений к нему, подготовленным экспертами АО «Красноярский ПромстройНИИпроект», у суда не имеется, так как заключение в полной мере отвечает требованиям ст. 86 ГПК РФ, содержит подробное описание произведенных исследований, а сделанные в результате этих исследований выводы основываются на объективных данных. Эксперты имеют специальное образование, соответствующую квалификацию, были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.

Заключение экспертизы и уточнение к нему представляется суду обоснованным и правильным; обстоятельств, вызывающих сомнения в обоснованности заключения или наличия противоречий в нем, судом не установлено.

Выводы экспертов, содержащиеся в заключении, какими-либо доказательствами ответчиком не опровергнуты.

На основании изложенного суд приходит к выводу о достоверности сведений, указанных в экспертном заключении.

Исходя из заключения и пояснений эксперта о том, что на спорных земельных участках ответчиками осуществлена деятельность по планировке и разработке участков в виде комплекса земляных работ, включающего срезку, перемещение и разравнивание коренных скальных пород, суд приходит к выводу о том, что такими работами, безусловно, изменяется облик выявленного объекта культурного наследия «Дрокинская гора».

Частью 1 ст. 36 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" установлено, что проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

Нормами указанной статьи на лицо, осуществляющее строительные работы, возложена обязанность принятия мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ.

В силу ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.

В случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта лицо, осуществляющее строительство, должно приостановить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, известить об обнаружении такого объекта органы, предусмотренные законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия (ч.8 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).

По убеждению суда, проведение ответчиками работ в отношении почвенно-плодородного слоя на принадлежащих им земельных участках без согласования с органом охраны объектов культурного наследия, является нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия, а именно ст. 28, 30 и 31 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.

Исходя из пояснений ответчиков, представленных в дело экспертного заключения и пояснений эксперта о том, что на спорных земельных участках ответчиками осуществлена деятельность по планировке и разработке участков в виде комплекса земляных работ, включающего срезку, перемещение и разравнивание коренных скальных пород, суд приходит к выводу о том, что такими работами, вследствие которых уничтожается почвенный и растительный покров местности, безусловно, изменяется облик выявленного объекта культурного наследия «Дрокинская гора», в связи с чем осуществление такой деятельности на участках должно быть приостановлено до момента проведения рекультивации земельных участков.

По убеждению суда, доводы ответчиков о том, что в настоящее время ими не осуществляется хозяйственная деятельность на земельных участках, не являются основанием к отказу в иске, поскольку целью требований истца о приостановлении деятельности ответчиков на земельных участках в границах территории выявленного объекта культурного наследия является предупреждение совершения таких действий.

Не являющимися основанием к отказу в иске являются и доводы ответчиков Васнев А.И. Полозков Р.Г. о том, что принадлежащие им земельные участки относятся к категории земель земли населенных пунктов, разрешенным видом их использования является индивидуальное жилищное строительство, и им были выданы разрешения на строительство, которые до настоящего времени не признаны незаконными и не отменены. Вышеприведенными нормами Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлены особые условия использования отдельных территорий, в том числе, земель в границах выявленных объектов культурного наследия. Ведение деятельности на таких участках возможно по согласованию с компетентными органами, осуществляющими контроль в отношении объектов, находящихся под особой защитой государства.

Из представленного в дело заключения ООО «Экологические Проекты» следует, что согласно сведениям Публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером , собственником которого является Полозков Р.Г., расположен вне зон особых условий использования территории, в том числе, зон особо ценных земель; согласно Генерального плана МО Солонцовский сельсовет участок расположен в зоне индивидуальной жилой застройки (л.д. 182-184 т. 1).

Указанное заключение дано ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, не отражает существующего в настоящий момент статуса территории, на котором расположен участок , установленного Приказом Службы государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым достопримечательное место «Дрокинская гора» включено в Перечень выявленных объектов культурного наследия.

Представленный ответчиками в дело Акт № 084Э-2018 государственной историко-культурной экспертизы земельного участка общей площадью 0,2307 га, подлежащего воздействию хозяйственных работ по объекту «Поклонный Крест на Дрокинской горе в Емельяновском районе Красноярского края, подготовленный экспертом ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, содержит сведения о том, что по архивным данным объекты археологического наследия, включенные в реестр и выявленные объекты культурного наследия на Дрокинской сопке не значатся; по результатом анализа геологических изысканий можно прийти к выводу о бесперспективности возможности нахождения на данной территории объектов культурного наследия и их признаков; ближайшие объекты археологического наследия стоянки «Дрокино-1» и «Дрокино-2» расположены в 1,2 км. северо-западнее границ земельного участка проектируемого объекта строительства.

Указанное заключение государственной историко-культурной экспертизы, содержащее выводы об отсутствии на Дрокинской горе объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, сделаны, исходя из факта включения таких объектов в Реестр или в Перечень объектов. На момент проведения экспертизы (ДД.ММ.ГГГГ) объект исследования действительно не был признан выявленным объектом культурного наследия: Приказ Службы государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края о включении в Перечень выявленных объектов культурного наследия объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, достопримечательное место "Дрокинская гора" издан ДД.ММ.ГГГГ, то есть, значительно позже подготовки Акта 084-Э-2018.

Исходя из акта, само достопримечательное место "Дрокинская гора" на предмет историко-культурной ценности при проведении экспертизы, по результатам которой составлен данный акт, не оценивалось.

Оценивая представленные в дело доказательства в совокупности с нормами правового регулирования спорных правоотношений, суд находит требования истца основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края удовлетворить.

Приостановить деятельность Полозков Р.Г. на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, до завершения рекультивации на данном земельном участке.

Приостановить деятельность Васнев А.И. на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> и на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, до завершения рекультивации на данных земельных участках.

Приостановить деятельность АО «Горные машины» на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, до завершения рекультивации на данном земельном участке.

Обязать Полозков Р.Г. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектом рекультивации, согласованном с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и уполномоченным органом местного самоуправления.

Обязать Васнев А.И. в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с проектом рекультивации, согласованном с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и уполномоченным органом местного самоуправления.

Обязать АО «Горные машины» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести рекультивацию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с проектом рекультивации, согласованном с Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края и уполномоченным органом местного самоуправления.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко

2-37/2020 (2-1638/2019;) ~ М-3764/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края
Ответчики
Васнев Андрей Иванович
АО "Горные машины"
Полозков Роман Геннадьевич
Другие
Служба государственной охраны объепктов культурного наследия красноярского края
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Адиканко Лариса Геннадьевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
21.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.12.2018Передача материалов судье
26.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.01.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.01.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.02.2019Предварительное судебное заседание
18.06.2019Судебное заседание
08.08.2019Судебное заседание
30.12.2019Производство по делу возобновлено
30.01.2020Судебное заседание
21.02.2020Судебное заседание
20.03.2020Судебное заседание
25.06.2020Судебное заседание
31.07.2020Судебное заседание
11.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее