РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ с. Красный ЯрКрасноярский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьиЗотовой Н.А., с участием помощника прокурора Красноярского района Астраханской области Корниенко Е.И., при секретареВласовой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Уталиева ФИО26 об оспаривании протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № избирательного участка № на выборах депутатов Совета муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, постановления № от ДД.ММ.ГГГГг. окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № <> «Об определении общих результатов выборов депутатов Совета муниципального образования «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № ДД.ММ.ГГГГ», результатов выборов депутатов Совета муниципального образования «<адрес>» по одномандатному избирательному округу №, повторном подсчете голосов,
УСТАНОВИЛ:
Уталиев Ш.П. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование требований указав, что ДД.ММ.ГГГГг. окружной избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу № <> было вынесено постановление об определении общих результатов выборов депутатов Совета МО «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № в соответствии с которым выборы депутатов Совета МО «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГг. признаны действительными, на должность депутата Совета МО «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № избран Сундетов А.А.. Полагает, что указанное постановление незаконно, не позволяет выявить действительную волю избирателей, поскольку ни он, ни иные кандидаты не были оповещены избирательной комиссией МО «<адрес>» о дате и времени проведения итогового заседания, на котором был составлен протокол о результатах выбора должностного лица, в связи с чем он, как кандидат, не смог реализовать свои права. Кроме того, ФИО4 не воспользовалась избирательным правом, так как в списках выдачи бюллетеней напротив ее фамилии стояли подписи посторонних лиц. Несмотря на неоднократные устные сообщения в избирательную комиссию МО «Кривобузанский сельсовет» были лишены права голосовать вне помещения ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8. Председателем участковой избирательной комиссии № Хламиной Е.В. были допущены грубейшие нарушения при сортировке бюллетеней, поскольку перед вскрытием переносных и стационарных ящиков столы для сортировки бюллетеней были отодвинуты от посадочных мест наблюдателей и присутствующих на расстояние, не позволяющее вести визуальный контроль за отметками в бюллетенях. Сортировка бюллетеней по кандидатам проводилась Хламиной Е.В. одной лично, без участия членов избирательной комиссии, без обозрения их членами избирательной комиссии, наблюдателями, бюллетени ею стопкой перекладывались по кандидатам, что полностью исключало ведение визуального контроля. Подсчет рассортированных бюллетеней проводился членами комиссии без перекладывания их по одному из одной части пачки в другую и обозрения наблюдателями и присутствующими. Подсчет избирательных бюллетеней по каждому кандидату проводился одновременно членами избирательной комиссии. С рассортированными и подсчитанными избирательными бюллетенями никому из избирателей не было предложено ознакомиться визуально. Просит признать протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № избирательного участка № на выборах депутатов Совета муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ недействительным, постановление № от ДД.ММ.ГГГГг. окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № <адрес> «Об определении общих результатов выборов депутатов Совета муниципального образования «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № ДД.ММ.ГГГГ» отменить, результаты выборов депутатов Совета МО «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № от ДД.ММ.ГГГГг. признать недействительными.
Заявитель Уталиев Ш.П. в судебном заседании заявленные требования увеличил в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просил также обязать избирательную комиссию муниципального образования «<адрес>» <адрес> провести повторный подсчет голосов избирателей по одномандатному избирательному округу № <> по выборам депутатов Совета муниципального образования «<адрес>» и составить по результатам повторного подсчета голосов повторные протоколы об итогах голосования по выборам депутатов Совета муниципального образования «<адрес>», внести соответствующие изменения во все сводные протоколы об итогах голосования по данному району.
Заявитель Уталиев Ш.П. и его представитель Истелеева А.Т. также пояснили, что при составлении реестра заявлений избирателей, поступивших в участковую избирательную комиссию избирательного участка № о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования допущены нарушения, поскольку документы не подписаны секретарем и председателем комиссии, заявлений на голосование вне помещения поступило от 36 избирателей, а акт о проведении голосования вне помещения для голосования и ведомость передачи избирательных бюллетеней при проведении голосования вне помещения составлены на 35 избирателей, просили требования удовлетворить в полном объеме.
Заинтересованное лицо Сундетов А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований в полном объеме, просил в удовлетворении отказать.
Председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка № Хламина Е.В. и ее представитель Кошмарев С.Ю., действующий по доверенности, в судебном заседании просили в удовлетворении требований отказать, представили отзыв, в соответствии с которым полагают, что доводы, изложенные заявителем в обоснование заявления, являются надуманными, не обоснованными и не доказанными, нарушений прав избирателей при проведении выборов со стороны комиссии допущено не было. Также указывают на пропуск заявителем срока для оспаривания протокола участковой избирательной комиссии № об итогах голосования на выборах депутатов Совета МО «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № <>, а отсутствие подписей секретаря и председателя комиссии в реестре заявлений для голосования вне помещения не является основанием для признания результатов выборов недействительными и отмене постановления по результатам выборов, поскольку существенно не могло сказаться на итогах голосования и определении действительной воли избирателей.
Председатель избирательной комиссии муниципального образования «<адрес>» <адрес> Дусмухамедова Н.К. о времени и месте судебного разбирательства извещена в порядке статей 113, 115 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении требований отказать, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно статьи 32Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
В соответствии со статьей 3 Закона Астраханской области № 9/2009-ОЗ от 02 марта 2009 г. «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.
Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определены принципы проведения в Российской Федерациивыборов, референдума, а также закреплены основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации.
Статьей 23 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальныевыборыпроводятся в целяхизбрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Муниципальныевыборыназначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальныевыборыназначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
В судебном заседании установлено, решением Совета муниципального образования «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов Совета муниципального образования «<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ.
Кандидатами в депутаты Совета муниципального образования «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № окружной избирательной комиссией по одномандатному округу № <> было зарегистрировано 2 кандидата – Уталиев Ш.П., выдвинутый в порядке самовыдвижения (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ) и Сундетов А.А., выдвинутый избирательным объединением <> (постановление № от ДД.ММ.ГГГГ).
Постановлением председателя Территориальной избирательной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ Хламина Е.В. назначена председателем участковой избирательной комиссии №
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГг. «Об определении общих результатов выборов депутатов Совета муниципального образования «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № ДД.ММ.ГГГГ» окружной избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу № <> определены результаты выборов депутатовСовета МО «<адрес>» по одномандатному избирательному округу №, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГг.: выборы депутатов Совета МО «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № признаны действительными, на должность депутата Совета МО «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № избран Сундетов А.А., за которого проголосовало 550 избирателей (58,70%), за Уталиева Ш.П. – 362 избирателей (38,63%).
Пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частями 1.2, 1.4 и 2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:
а) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Отмена судом решения комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (выявить действительную волю избирателей), влечет признание соответствующей комиссией этих итогов голосования недействительными.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г.).
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными (часть 6 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г.).
Аналогичные нормы содержатся в статье 97 Закона Астраханской области № 9/2009-ОЗ от 02 марта 2009 г. «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области».
Таким образом, в качестве правовых оснований для отмены итогов голосования, результатов выборов Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает не любое нарушение законодательно установленных требований к проведению выборов, а лишь только нарушение, которое не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Доводы, изложенные заявителем Уталиевым Ш.П. в заявлении и в судебном заседании судом проверялись и отвергаются как не состоятельные, не нашедшие своего подтверждения, поскольку при проведении выборов депутатов Совета МО «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № <> нарушений, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей, не установлено.
Так, в силу части 1 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и части 1 статьи 28 Закона Астраханской области № 9/2009-ОЗ от 02 марта 2009 г. «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой избирательной комиссией работы со списками избирателей, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, осуществляется работа с указанными избирательными документами.
Указанная норма закона не обязывает извещение каждого лица, обладающего правом присутствия на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой избирательной комиссией работы со списками избирателей, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования, обязанность комиссии по оповещению об итоговом заседании для составления протокола о результатах выборов должностного лица была исполнена путем размещения информации на стенде объявлений. Кроме того, неучастие Уталиева Ш.П. в заседании комиссии не является обстоятельством, не позволяющим выявить действительную волю избирателей.
В соответствии с частями 2, 3 и 5 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума. При регистрации устного обращения в реестре, предусмотренном в пункте 2 настоящей статьи, указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, участника референдума, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. Заявления (устные обращения), указанные в пункте 4 настоящей статьи, могут быть поданы в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель, участник референдума либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО24 пояснил, что именно им передавался председателю участковой избирательной комиссии Хламиной Е.В. лист бумаги с фамилиями граждан, желающих проголосовать вне помещения, без указания их полных данных (имени и отчества, места жительства), при этом, ему разъяснялась необходимость данной информации для идентификации заявленных избирателей, однако им меры приняты не были, полные данные ни председателю комиссии Хламиной Е.В., ни секретарю комиссии сообщены не были.
Таким образом, довод заявителя о нарушении прав избирателей ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 со стороны участковой избирательной комиссии в судебном заседании установлено не было.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4 также пояснила, что ее право избирать нарушено не было, она реализовала его первый раз и в полном объеме, проголосовав досрочно по выборам в органы местного самоуправления и в день голосования за <адрес>.
В соответствии с пунктами 1, 12 и 14 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Члены участковой комиссии сортируют бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по голосам, поданным по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), одновременно отделяют бюллетени неустановленной формы и недействительные бюллетени. При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя, участника референдума и представляют бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
Довод заявителя, изложенный в заявлении о нарушении порядка подсчета голосов избирателей и составления протоколов об итогах голосования участковой избирательной комиссией, предусмотренного статьей 82 Закона Астраханской области № 9/2009-ОЗ от 02 марта 2009 г. «О выборах в органы местного самоуправления в Астраханской области» проверялся в судебном заседании путем допроса свидетелей ФИО24, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, нарушений, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, судом не установлено, каждому члену комиссии, наблюдателю было видно, за кого отдан голос избирателя, каждый присутствующий имел возможность визуального контроля за всеми действиями председателя участковой избирательной комиссии и ее членов.
Доводы заявителя и его представителя о наличии иных нарушений при проведении выборов депутатов Совета МО «<адрес>» по одномандатному избирательному округу № <> ДД.ММ.ГГГГ, являющихся основанием для отмены постановления об определении общих результатов выборов, признании протокола об итогах голосования и выборов депутатов Совета муниципального образования «<адрес>» недействительными, изложенные в судебном заседании, сводятся к несогласию с результатами выборов.
Так, в силу части 2 статьи 66 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» участковая комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования.
В день голосования непосредственно перед наступлением времени голосования председатель участковой комиссии предъявляет к осмотру членам участковой комиссии, присутствующим лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, пустые ящики для голосования (соответствующие отсеки технического средства подсчета голосов - при его использовании), которые вслед за этим опечатываются печатью участковой комиссии (пломбируются) (часть 3 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г.).
Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей (часть 2 статьи 66 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г.).
Члены участковой комиссии, выезжающие по заявлениям (устным обращениям), получают бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений) (но не менее двух бюллетеней) (часть 9 статьи 66 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г.).
По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия составляет акт, в котором указываются количество бюллетеней, выданных членам участковой комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей, участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям, участникам референдума и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями, участниками референдума) бюллетеней, а также сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования (часть 17 статьи 66 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г.).
В судебном заседании установлено, что голосование вне помещения производилось в два переносных ящика, пустые переносные ящики предъявлялись и опечатывались, в соответствии с актами, до начала голосования вне помещения в присутствие членов избирательной комиссии и наблюдателей. До окончания подсчета голосов целостность пломб и печатей на переносных ящиках нарушена не была.
Противоречия в количестве избирателей, проголосовавших вне помещения, также устранены в судебном заседании. В соответствие с реестром заявлений (устных сообщений) избирателей, поступивших в участковую избирательную комиссию избирательного участка № о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, 36 граждан изъявили желание проголосовать вне помещения. Вместе с тем, в соответствии с ведомостью передачи избирательных бюллетеней членам участковой избирательной комиссии для выдачи их избирателям при проведении голосования вне помещения для голосования и актом о проведении голосования вне помещения для голосования, число заявлений избирателей - 35, число бюллетеней, полученных членами комиссии – 40, число бюллетеней, выданных избирателям – 35, число возвращенных бюллетеней – 5. Гражданин ФИО19, проживающий по адресу <адрес>, о желании участвовать в выборах и проголосовать которого заявила в участковую избирательную комиссию его мама ФИО20, не принял участие в голосовании вне помещения, поскольку на момент выезда членов комиссии по его месту жительства, избиратель отсутствовал. Указанное обстоятельство в судебном заседании подтвердила его мама ФИО20, допрошенная в качестве свидетеля, а также свидетель ФИО21, выезжавший по месту жительства последнего, подтверждается указанное обстоятельство и списками избирателей, где напротив фамилии избирателя ФИО19, проживающего по адресу: <адрес>, отметки о голосовании вне помещения либо о выдачи ему бюллетеня для голосования отсутствуют.
В соответствии с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № избирательного участка № по выборам депутатов Совета муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, сведений о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) не имеется.
Остальные доводы заявителя суд находит необоснованными, несостоятельными, направленными на переоценку собранных по делу доказательств.
При таком положении, оценивая приведенные заявителем и его представителем суждения относительно допущенных по его мнению нарушений, суд приходит к выводу о том, что нарушений, которые могли бы быть признаны существенными, не позволяющими выявить действительную волю избирателей, и являлись бы основанием для признания итогов голосования недействительными, отмене постановления об определении общих результатов выборов депутатов Совета муниципального образования «<адрес>», признания результатов выборов депутатов недействительными, а соответственно необходимости повторного подсчета голосов избирателей и составления повторных протоколов, в соответствии со статьей 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не имеется, а потому основания для удовлетворения требований Уталиева Ш.П. отсутствуют.
В удовлетворении требования в части признания протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № избирательного участка № по выборам депутатов Совета муниципального образования «<адрес>» надлежит также отказать и в связи с пропуском срока обращения в суд, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 78 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов. Указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.
Оспариваемый заявителем Уталиевым Ш.П. протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № избирательного участка № на выборах депутатов Совета муниципального образования «<адрес>» подписан ДД.ММ.ГГГГ, соответственно последним днем обжалования является ДД.ММ.ГГГГ, в то время как заявление Уталиева Ш.П. согласно штампа поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ.
Данная позиция суда по существу заявленных требований согласуется с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 15 января 2002 г. и 11 июня 2002 г., согласно которой отмена итогов голосования, результатов выборов должна быть связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░26 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № <> «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░.░░.░░░░», ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.