Дело № 2-724/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шимановск 25 ноября 2016 года
Шимановский районный суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Рощенко С.В., при секретаре Шатуновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юсовой Т.Ф. к ГКУ Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Шимановску и Шимановскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по оплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> рублей,
УСТАНОВИЛ:
В Шимановский районный суд Амурской области с иском к ГКУ - Управление социальной защиты населения по г. Шимановск и Шимановскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации части расходов по оплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> рублей, обратилась Юсова Т.Ф..
Из искового заявления Юсовой Т.Ф. следует, что 25.01.2012 г. Правительством Амурской области в рамках реализации программы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2013-2015 годы», принято постановление № 26 «Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или потребления жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займа) гражданам, пострадавшим от действия (бездействия) застройщиков» (в редакции от 27.02.2014 № 108). Настоящее постановление вступило в силу с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01 января 2012 года. 12 января 2012 года с ней, Юсовой Татьяной Федоровной был заключен кредитный договор № с ОАО «Сбербанк России» на приобретение готового жилья, по которому она является заемщиком. В соответствии с указанным Постановлением Правительства Амурской области № 26 от 25.01.2012 года он обратился в ГКУ УСЗН по г. Шимановск и Шимановскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГг., о чем имеется в ГКУ АО УСЗН по г. Шимановск и Шимановскому району Решение № от ДД.ММ.ГГГГг. «О принятии расходов к компенсации» о предоставлении ей (Юсовой Татьяне Федоровне) компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГг.. Согласно п. 9 Положения о предоставлении социальных выплат в вид компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, получены гражданами на строительство или потребления жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займа) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков», утвержденного постановлением Правительства Амурской области № 26 от ДД.ММ.ГГГГ, выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН по г Шимановск и Шимановскому району в течение 5 рабочих дней путем перечисление денежных средств на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитное организации. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплаты по компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГг. произведены ГКУ УСЗН по г. Шимановск и Шимановскому району в полном объеме. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выплаты по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. не производились, в связи с чем образовалась задолженность по вышеуказанным выплатам за указанный период на сумму 123059,84 рублей. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 131, ст. 132 ГПК РФ просит обязать ГКУ АО УСЗН по г. Шимановску и Шимановскому району осуществить выплату компенсации части расходов по оплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, которая составляет <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание истец Юсова Т.Ф. не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом. От Юсовой Т.Ф. поступило в суд заявление с просьбой рассмотреть данное дело без ее участия, на исковых требованиях настаивает в полном объеме.
Представитель ответчика - ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Шимановск и Шимановскому району в судебное заседание не явился о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
От начальника ГКУ АО УСЗН по г. Шимановск и Шимановскому району ФИО1 поступили возражения на исковое заявление Юсовой Т.Ф., из которых следует, что Юсова Т.Ф. являлась получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья (далее - социальная выплата) в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. Впервые с заявлением она обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Социальная выплата Юсовой Т.Ф. была предоставлена управлением за период с января 2012 г. по апрель 2013 г. на общую сумму 26690,89 рублей. Предоставление социальной выплаты осуществлялось до ДД.ММ.ГГГГ в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.11.2011 № 617. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ, социальная выплата предоставляется в соответствии с подпрограммой «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23.09.2013 №446. Участником государственной программы является министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство). Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет. В указанных программах предусмотрен объем средств областного бюджета, выделенных на программные мероприятия. Предоставление мер социальной поддержки в рамках государственной программы Амурской области регулирует вопросы дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан и осуществляется в пределах выделенных объемов средств областного бюджета, предусмотренного на действующее мероприятие. Условия и порядок предоставления социальных выплат регламентируются Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 г. № 26 (далее - Положение № 26). Согласно п. 10 Положения № 26 выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству на текущий год. Согласно п. 9 Положения № 26 предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства путем их перечисления на банковский счет гражданина, открытый в банке или иной кредитной организации, указанный в заявлении. Согласно п. 4 Положения № 26 размер социальной выплаты за месяц определяется по формуле, предусмотренной подпунктом «а» п.4 Положения № 26, и не может превышать сумму уплаченных гражданином процентов по кредитному договору за месяц. Компенсации подлежат фактические расходы, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом. Положением не предусмотрены сроки предоставления социальных выплат гражданам. Это программное мероприятие, и выплаты производятся в пределах средств, предусмотренных программой на данное мероприятие. Согласно ст. 83 Бюджетного Кодекса РФ увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и доходных возможностей областного бюджета. В этом случае могут выделяться дополнительные средства для реализации программных мероприятий. В 2013 году министерство довело до ГКУ АО УСЗН по г. Шимановск и Шимановскому району средства на предоставление социальной выплаты в размере <данные изъяты> рублей, выплачено было <данные изъяты> рублей. Вместе с тем, в управление в 2013 г. обратились граждане с заявлениями о предоставлении социальных выплат на сумму 7 499 970,31 рублей. Таким образом, долг перед гражданами на ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> <данные изъяты> рублей. В 2014 году доведено средств на сумму <данные изъяты> рублей, выплачено <данные изъяты> рублей. В соответствии с п.8.1 Положения № предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в управление при условии соблюдения требований Положения №. В 2013 году и в январе 2014 года выплаты производились по заявлениям, поданным до ДД.ММ.ГГГГ. Юсовой Т.Ф. по всем документам, предоставленным в управление, выплаты произведены по апрель 2013 года, так как при обращении ДД.ММ.ГГГГ им были предоставлены документы за этот период. Следующее обращение поступило ДД.ММ.ГГГГ, были предоставлены документы за май-октябрь 2013 года. В соответствии с отчетом на ДД.ММ.ГГГГ задолженность перед получателями социальных выплат, предусмотренных Положением №, в том числе перед Юсовой Т.Ф. <данные изъяты> рублей, общая задолженность перед гражданами – 11110,98 рублей. Причина задолженности не в бездействии сотрудников управления, а в отсутствии необходимого финансирования. Начисления социальных выплат по заявлениям, поданным гражданами, делались своевременно. Заявки на финансирование по начисленным выплатам предоставлялись в министерство своевременно. Однако финансирование на социальные выплаты, предусмотренные Положением №, в необходимом объеме не осуществлялось. В связи с чем, граждане социальных выплат не получают. Считают, что управление приняло все необходимые меры в соответствии с действующим Положением №: документы от заявителей приняло, расчет суммы выплаты осуществило, заявку на финансирование сформировало и в министерство направило. Управление является казенным учреждением, доходов, помимо бюджетных средств не имеет, поэтому компенсировать гражданам, понесенные ими расходы в связи с уплатой процентов по ипотечным кредитам, без предоставления финансирования, управлению не представляется возможным. В связи с вышеизложенным, управление не усматривает нарушений действующего законодательства, так как причины непредставления социальных выплат из-за недостаточности средств областного бюджета, выделенных на данное мероприятие Подпрограммы, не зависят от работников управления. Поэтому управление возражает против заявленных требований и просит в их удовлетворении отказать, а также рассмотреть дело в отсутствии представителя ГКУ АО УСЗН по г. Шимановск и Шимановскому району.
Представители третьих лиц, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - правительства Амурской области, министерства социальной защиты Амурской области, министерства финансов Амурской области - в судебное заседание не явились, возражений по иску не представили.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «Сбербанк России» и Юсовой Татьяной Федоровной был заключен кредитный договор №, по условиям которого заемщику был предоставлен кредит в размере <данные изъяты> рублей для приобретения объекта недвижимости – квартиры с земельным участком, находящихся по адресам: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец Юсова Т.Ф. обратилась в ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Шимановску и Шимановскому району с заявлением о компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученными на строительство или приобретение жилья молодыми семьями по кредитному договору (договору займа) от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решением ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Шимановску и Шимановскому району от ДД.ММ.ГГГГ № расходы по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенному заявителем, приняты к компенсации.
Социальная выплата Юсовой Т.Ф. была предоставлена ответчиком за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> рублей.
С мая 2013 года выплаты заявителю прекратились.
Согласно справке ГКУ Амурской области - управление социальной защиты по г. Шимановску и Шимановскому району от ДД.ММ.ГГГГ № сумма задолженности по компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору перед истцом на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб.
Как следует из представленных материалов, отношения сторон по оказанию государственной поддержки путем компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту возникли в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617).
Постановлением Правительства Амурской области от 24.10.2013 года № 519 постановление Правительства области от 23.11.2011 года № 617 утратило силу с 01.01.2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 1 января 2014 года.
Постановлением Правительства Амурской области от 29.12.2014 N 784 "О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области" постановление Правительства Амурской области от 23 января 2012 г. №20 признано утратившим силу, вместе с тем установлено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном указанным постановлением Правительства Амурской области, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат, указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.
В соответствии с положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов утвержденным Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 г. N 20 (далее Положение), установлены условия и порядок предоставления социальных выплат.
Согласно п. 5 Положения размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц.
Компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом.
Исходя из пунктов 6 Положения, гражданин, претендующий на получение компенсации, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению.
ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации по форме согласно приложениям № 3, № 4 к настоящему Положению.
Согласно пунктам 8, 11 и 12 Положения в случае если вместе с заявлением представлены все документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" пункта 6 настоящего Положения, решение, указанное в абзаце первом настоящего пункта, принимается в течение 5 рабочих дней со дня регистрации заявления.
Предоставление социальной выплаты молодым семьям производится на основании решения о предоставлении социальной выплаты в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований настоящего Положения.
Предоставление социальной выплаты производится ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения области путем их перечисления на банковский счет члена молодой семьи, открытый в кредитной организации, указанный в заявлении.
Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.
В ходе судебного разбирательства установлено, не оспаривается участвующими в деле лицами и подтверждено справкой о сумме задолженности, что истец соответствует условиям действия государственной программы, и вправе рассчитывать на получение социальных выплат, предусмотренных Положением.
Из материалов дела также следует, что в период с мая 2013 года по октябрь 2015 года предусмотренная Положением социальная выплата, истцу не осуществлялась. При этом истец в установленные законодательством сроки подтверждал свое намерение и право на получение социальной выплаты, предоставляя необходимые документы.
Отсутствие выплаты денежных средств за указанный период обусловлено недостаточным финансированием программных мероприятий из бюджета Амурской области.
Принимая во внимание механизм реализации государственной поддержки в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, а также функции государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Шимановску и Шимановскому району, которые ограничены приемом заявления для участия в подпрограмме и перечислением денежных средств, поступивших в рамках доведенных лимитов бюджетного финансирования, суд не может признать, что нарушение прав заявителя допущено именно действиями (бездействием) управления социальной защиты. Управление не участвует в процессе формирования объема финансирования, распределяет полученные средства в пределах доведенного лимита.
Между тем, несмотря на указанное обстоятельство, суд полагает, что требование о возложении на управление (как уполномоченный орган) обязанности по выплате суммы задолженности в рамках оказания мер государственной поддержки подлежит удовлетворению.
Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ, устанавливает, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом (статья 1, часть 1; статья 7; статья 17, часть 1; статья 39, часть 1).
В силу приведенных конституционных положений и исходя из гуманистических начал социального государства, призванного, прежде всего, защищать права и свободы человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции РФ), законодатель обязан создать такую систему социальной защиты, которая позволяла бы наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивала бы благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности (статья 21, часть 1, Конституции РФ) условия для реализации своих прав теми, кто в силу возраста, состояния здоровья или по другим не зависящим от них причинам не может надлежащий уровень материального благосостояния.
Исходя из описания подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года» и «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», запланированные ими программные мероприятия направлены на поддержку и стимулирование граждан со средними и невысокими доходами.
Как отмечено в подпрограмме «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 года», высокая по сравнению с доходами граждан стоимость жилья и постоянный рост цен на него делают для многих жителей области неразрешимой задачу приобретения и строительства нового жилья. Проблемы жилищной политики имеют не только экономический, но и социальный характер, непосредственно затрагивают жизненные интересы всего населения и каждой семьи в отдельности. Существующие сегодня предложение жилья и предложение ипотечных кредитов не соответствуют спросу населения.
Таким образом, по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.
Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, в сфере социального регулирования должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (постановления от 16 декабря 1997 года № 20-П, от 24 мая 2001 года № 8-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 9-П, Определение от 4 декабря 2003 года № 415-О и др.).
Применения данного принципа к официально установленным между гражданином и государством (и не подвергшимся к этому моменту каким - либо изменениям) отношениям по поводу оказания социальной поддержки означает недопустимость произвольного отказа государства от ранее принятых на себя социальных обязательств, в том числе по мотиву недостаточности финансовых средств.
Иное означало бы произвольный отказ государства от принятых социальных обязательств в условиях, когда признанное право и связанные с этим ожидания гражданина должны уважаться.
С учетом указанных обстоятельств и в связи с признанием права гражданина нарушенным, суд считает необходимым исковые требования Юсовой Т.Ф. удовлетворить, обязать ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Шимановску и Шимановскому району осуществить выплату Юсовой Т.Ф. компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> за счет средств областного бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Юсовой Татьяны Федоровны удовлетворить.
Обязать ГКУ Амурской области - управление социальной защиты населения по г. Шимановску и Шимановскому району осуществить выплату Юсовой Татьяне Федоровне
компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в сумме <данные изъяты> копейки за счет средств областного бюджета.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через Шимановский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий:
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда апелляционным определением от 30 января 2017г. решение Шимановского районного суда Амурской области от 25 ноября 2016г. оставила без изменения, а апелляционную жалобу начальника ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Шимановску и Шимановскому району – без удовлетворения