Решение по делу № 33-7702/2019 от 24.04.2019

Судья Попов С.А. дело № 33-7702/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 мая 2019 г. г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Камышовой Т.В.,

судей Корниенко Г.Ф., Калинченко А.Б.

при секретаре Мусаелян З.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Егорлыкского района в интересах государства в лице ГУ УПФР в Егорлыкском районе Ростовской области к Рябухину Вадиму Николаевичу о взыскании неправомерно полученных сумм страховой пенсии по инвалидности и других выплат, третьи лица ГУ УПФР в г.Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области», по апелляционной жалобе Рябухина В.Н. на решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 11 февраля 2019г. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия

установила:

прокурор Егорлыкского района в интересах государства в лице ГУ УПФР в Егорлыкском районе Ростовской области обратился в суд с иском к Рябухину В.Н. о взыскании неправомерно полученных сумм страховой пенсии по инвалидности и других выплат, третьи лица ГУ УПФР в г.Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) и ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области». В обоснование требований указал, что Рябухин В.Н., не имея направления на медико-социальную экспертизу, фактически не пройдя медицинское освидетельствование, необоснованно получил справку об инвалидности и являлся в период с 25.03.2015г. по 31.12.2018г. получателем пенсии по инвалидности, а также единовременной выплаты, федеральной социальной доплаты (далее ФСД), ежемесячных денежных выплат (ЕДВ). Учитывая, что право на получение данной пенсии и выплат Рябухин В.Н. не имел, полученные суммы выплаты подлежат взысканию в доход Пенсионного фонда РФ. Просил суд взыскать с Рябухина В.Н. неправомерно полученные в виде страховой пенсии по инвалидности и других выплат средства в сумме 359288,67 руб.

Решением Егорлыкского районного суда Ростовской области от 11 февраля 2019г. иск прокурора Егорлыкского района удовлетворен. С Рябухина В.Н. в пользу государственного учреждения - УПФР в Егорлыкском районе Ростовской области взыскано 359288,67 руб. неправомерно полученных сумм страховой пенсии по инвалидности и выплат, а также в доход бюджета муниципального образования «Егорлыкский район» взыскана государственная пошлина 6792, 89 руб.

В апелляционной жалобе Рябухин В.Н. считает решение суда первой инстанции незаконным, необоснованным, просит решение отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований. Апеллянт указывает на то, что справку об установлении инвалидности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы бессрочно МСЭ-2014 №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ему выдали после проведения соответствующего освидетельствования Бюро №30 ФКУ «ГБ МСЭ» по РО Минтруда России. Основанием обращения с заявлением на свидетельствование для получения инвалидности послужило наличие травм, полученных им в результате ДТП, произошедшем ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Пенсионные выплаты он получал на законных основаниях, а то обстоятельство, что должностные лица уполномоченных органов, на которых возложены обязанности по проведению освидетельствования и выдачи справок об инвалидности ненадлежащим образом их исполняли, уничтожили акт освидетельствования, не свидетельствует о необоснованности установления инвалидности. Полученная справка об инвалидности и выписка из акта освидетельствования сомнений не вызвали, так как признаков подделки не имеют.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Ростовской областной прокуратуры Кустова М.Д. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчика Рябухина В.Н., представителей ГУ УПФР в Егорлыкском районе Ростовской области, ГУ УПФР в г.Новошахтинске Ростовской области (межрайонное), ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области», извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены решения суда.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015г., которым установлены следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (ст.6 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ).

В силу ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В силу положений ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995г. №181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).

Прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию) (п.2 ст.25 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ).

Физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (ч.1 ст.28 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ).

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).

В соответствии с ч.3 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400ФЗ в случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Таким образом, для взыскания с лица, причинившего Пенсионному фонду Российской Федерации ущерб, необходимо установление его вины в предоставлении недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных им для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии. Субъектами такой ответственности законодатель определил лиц, предоставляющих недостоверные сведения, содержащиеся в документах, представленных ими для установления и выплаты страховой (трудовой) пенсии.

Согласно п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой основании приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лицах (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 ГК РФ.

В соответствии с п.2 ст.1102 ГК РФ правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли, неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (п.3 ст.1109 ГК РФ).

Судом установлено и из материалов дела следует, что Рябухин В.Н., являясь жителем Егорлыкского района Ростовской области, 30.12.2014г. был снят с регистрационного учета в Егорлыкском районе Ростовской области и зарегистрирован по месту жительства в АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.

25.03.2015г. Рябухин В.Н. обратился в ГУ УПФР в г.Гуково с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, представив выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом МСЭ-2104 №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданную ФКУ «ГБ МСЭ по РО» ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. (л.д.15-17, пенсионное дело №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН).

На основании представленных Рябухиным В.Н. документов решением УПФР в г.Гуково от 27.03.2015г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Рябухину В.Н. назначена страховая пенсия по инвалидности в соответствии со ст.9 Федерального закона №400 ФЗ (л.д.18), а решением УПФР в г.Гуково от 27.03.2015г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ему назначена ежемесячная денежная выплата на основании п.1 ст. 28.1 Федерального закона №181-ФЗ как инвалиду ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы (л.д.19).

В связи со сменой места жительства (07.08.2015г. ответчик снялся с регистрационного учета в г.Гуково Ростовской области и вновь зарегистрировался по месту жительства в Егорлыкском районе Ростовской области) распоряжением УПФР в г.Гуково о снятии пенсионного дела с учета от 20.08.2015г. выплата пенсии УПФР г.Гуково была прекращена. Распоряжением УПФР в Егорлыкском районе Ростовской области от 02.09.2015г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН выплатное дело Рябухина В.Н. поставлено на учет в УПФР в Егорлыкском районе Ростовской области (л.д.21), назначенные пенсионным органом суммы выплачивались Рябухину В.Н. с 01.09.2015г. ГУ УПФР в Егорлыкском районе Ростовской области с учетом индексации.

Согласно справке серии МСЭ-2014 №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. и выписке из акта освидетельствования серия МСЭ-2014 №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выданным ФКУ «ГБ МСЭ по РО» - бюро №30 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Рябухину В.Н. впервые установлена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности – общее заболевание (л.д.8-9).

Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что в Единой автоматизированной вертикально интегрированной информационной системе (ЕАВИИАС), используемой при проведении МСЭ с 2014г., данных по освидетельствованию Рябухина В.Н. в ФКУ «ГБ МСЭ по РО» Минтруда России нет, на бумажных носителях медико-экспертная документация освидетельствования Рябухина В.Н. отсутствует, подтвердить факт установления группы инвалидности Рябухина В.Н. не представляется возможным, что подтверждено письмом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ от 23.12.2018г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН (л.д. 81). Из указанного письма также следует, что по данным МБУЗ «ЦГБ» г.Гуково от 05.12.2018г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН Рябухин В.Н. на медико-социальную экспертизу не направлялся.

В ЕАВИИАС имеются данные о выдаче справки серии МСЭ-2014 №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. другому лицу - ФИО8., которому при повторном освидетельствовании в бюро №30, установлена ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группа инвалидности с причиной «общее заболевание» бессрочно. Распоряжениями УПФР в Егорлыкском районе Ростовской области от 18.12.2018г. выплата Рябухину В.Н. пенсии, ФСД и ЕДВ приостановлена с 01.01.2019г. (л.д.22-24).

Решением УПФР в Егорлыкском районе Ростовской области от 10.01.2019г. №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН выплата Рябухину В.Н. пенсии, ФСД и ЕДВ прекращена с 01.02.2019г., о чем Рябухину В.Н. направлено уведомление от 10.01.2019г. (л.д.82).

Согласно сведениям, представленным Управлением Пенсионного фонда РФ в Егорлыкском районе, Рябухин В.Н. за период с 25.03.2015 г. по 31.12.2018г. получил пенсию по инвалидности, единовременную выплату, ЕДВ, ФСД в общей сумме 359288,67 руб.

Разрешая заявленные прокурором требования, руководствуясь вышеприведенными положениями пенсионного и гражданского законодательства, суд первой инстанции исходил из того, что обстоятельством, имеющим юридическое значение для правильного рассмотрения данного спора, является наличие недобросовестности получателя неосновательного обогащения, обязанность доказывания которого возложена на истца.

Суд пришел к выводу о доказанности недобросовестности Рябухина В.Н., который при оформлении пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты, зная, что он не проходил в установленном законом порядке медико-социальную экспертизу и не имел направления для ее прохождения, предоставил в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии от 25.03.2015г. выписку из акта освидетельствования МСЭ, содержащую недостоверные сведения. Поскольку спорные денежные средства выплачены пенсионным органом и получены Рябухиным В.Н. вследствие его недобросовестного поведения, суд пришел к выводу о том, что указанные выше денежные суммы получены Рябухиным В.Н. неосновательно и подлежат взысканию с него в пользу УПФР в Егорлыкском районе Ростовской области.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела и действующему пенсионному и гражданскому законодательству.

Ответчиком не представлено доказательств прохождения им в установленном порядке в 2015г. медико-социальной экспертизы, а также медицинских документов, которые могли бы подтвердить наличие заболевания у ответчика, являющееся основанием для установления ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы инвалидности без срока переосвидетельствования, отсутствует в материалах дела и индивидуальная программа реабилитации инвалида, что свидетельствует о незаконном получении Рябухиным В.Н. справки МСЭ, без проведения освидетельствования. Доказательств, опровергающих данные обстоятельства, Рябухиным В.Н. не представлено.

Доводы, изложенные ответчиком в апелляционной жалобе, относительно вины должностных лиц уполномоченных органов, на которых возложены обязанности по проведению освидетельствования и выдаче справок об инвалидности, судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные, исходя из следующего.

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24.11.1995г. №181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995г. №181ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995г. №181ФЗ инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 3 ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995г. №181ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных свидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 2 ст.7 Федерального закона от 24.11.1995г. №181ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» утверждены Правила признания лица инвалидом (далее - Правила). В силу п. п. 2, 5 - 7 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с п.5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (пункт 34 Правил).

Гражданину, признанному инвалидом, согласно пункту 36 Правил, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Данными Правилами также регламентирован порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год (п.9 Правил).

В соответствии с п.13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: - не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению; - не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу, в соответствии с п.17 настоящих Правил, содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

В разделе III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу. Как следует из пп.15-16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

В направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или реабилитационных мероприятий.

Приказом Минтруда России от 29.01.2014г. №59-н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы.

В соответствии с п.31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме №088/у-06, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007г. №77 или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006г. №874 (направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).

Исходя из вышеуказанного следует, что для оказания гражданину государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы с целью установления группы инвалидности необходима совокупность следующих обстоятельств: длительное лечение (до 4-х месяцев) гражданина в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы; проведение необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий; период временной нетрудоспособности; направление на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения; либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Согласно п.8 Классификаций и критериев, утв. Приказом Минтруда России от 17.12.2015г. №1024н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п.11 Классификаций и критериев).

В этой связи, признание гражданина инвалидом II группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.

Из вышеприведенных законоположений следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учетом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными Правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.

Учитывая, что на момент перечисления ответчику денежных средств (в период с 23.03.2015г. по 31.12.2018г.), факт прохождения освидетельствования Рябухина В.Н. в 2015 году, а также документирование справкой МСЭ №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. не нашли своего подтверждения, денежные средства за указанный период перечислены ответчику без законных на то оснований, в связи с чем подлежат возврату.

Принимая во внимание, что неосновательное получение ответчиком справки МСЭ об установлении инвалидности ИНФОРМАЦИЯ ОБЕЗЛИЧЕНА группы бессрочно, а также недобросовестность в его действиях установлены в ходе рассмотрения дела, суд первой инстанции пришел к законному и обоснованному выводу о взыскании с последнего незаконно полученной страховой пенсии по инвалидности и выплат за период с 25.03.2015г. по 31.12.2018г. в общей сумме 359288,67 руб.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии в действиях ответчика недобросовестности судебной коллегией отклоняются, поскольку опровергаются материалами дела. Судом первой инстанции данным обстоятельствам дана надлежащая правовая оценка и достоверно установлено, что Рябухин В.Н. направление на медико-социальную экспертизу не получал, медико-экспертные документы в службе МСЭ отсутствуют, поскольку не представлялись, индивидуальная программа реабилитации инвалида истцом не представлена. Какими-либо относимыми и допустимыми доказательствами в нарушение положений ст.ст. 56, 59, 60 ГПК РФ данные выводы не опровергаются, утверждение ответчика об обратном противоречит материалам дела.

Факт прохождения ответчиком медико-социальной экспертизы в настоящее время не имеет правового значения, так как спорным является период с 23.03.2015г. по 31.12.2018г.

Доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Егорлыкского районного суда Ростовской области от 11 февраля 2019г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Рябухина В.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13.05.2019г.

33-7702/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
УПФ РФ в Егорлыкском районе
Прокурор Егорлыкского райна
Ответчики
Рябухин В.Н.
Рябухин Вадим Николаевич
Суд
Ростовский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.ros.sudrf.ru
07.05.2019Судебное заседание
23.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2020Передано в экспедицию
07.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее