Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Сызрань 24 июня 2016 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Сорокина О.А.
при секретаре Бирюковой И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2388/2016 по исковому заявлению Администрации г.о. Сызрань к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области о признании права собственности на бесхозяйное имущество,
у с т а н о в и л:
Администрация г.о. Сызрань обратилась в суд с вышеуказанным заявлением и просит признать право собственности за муниципальным образованием городской округ Сызрань на объект недвижимого имущества – защитная дамба, площадью 5 178,8 кв.м., расположенной по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, г. Сызрань, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (ул. Урицкого, 2).
В обоснование своих требований Администрация г.о. Сызрань указала на то, что 19.10.2011 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учет следующего бесхозяйного имущества: защитная дамба, адрес (местоположение): Самарская область, г.о. Сызрань, г. Сызрань, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (ул. Урицкого, 2). Согласно кадастрового паспорта сооружений, площадь защитной дамбы составляет 5 178,8 кв.м. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Сведений о том, что защитная дамба входила в состав имущества предприятий, не имеется. Следовательно, сооружение – защитная дамба, в силу закона относится к муниципальной собственности. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 17-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением. В соответствии с Классификацией работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства городов, рабочих, курортных поселков и райсельцентров РСФСР», утвержденной Приказом Государственного комитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству от 24.05.1991 № 10, к сооружениям внешнего благоустройства городов, рабочих поселков и районных сельских центров, являющихся объектами муниципальной собственности, в частности, относятся: объекты инженерной защиты городов: береговые сооружения и укрепления, набережные, защитные дамбы, противооползневые и противообвальные сооружения, дренажные устройства.
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Сызрань в лице Андреевой Н.П. требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.
Ответчик представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, в своем ходатайстве просит рассмотреть дело без участия представителя, удовлетворение заявленных требований оставили на усмотрение суда, в зависимости от предоставленных доказательств.
Третье лицо представитель Министерства имущественных отношений Самарской области в письменном отзыве просит суд рассмотреть дело без участия представителя, возражений относительно предъявленных требований не представил.
Третье лицо представитель ТУ Росимущества в Самарской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, возражений против иска не представил.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, проверив дело, полагает заявление обоснованным и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности…
Судом установлено, что 19.10.2011 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о принятии на учет следующего бесхозяйного имущества: защитная дамба, адрес (местоположение): Самарская область, г.о. Сызрань, г. Сызрань, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (ул. Урицкого, 2).
Согласно кадастрового паспорта сооружений, площадь защитной дамбы составляет 5 178,8 кв.м.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 17-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением.
В соответствии с Классификацией работ по ремонту и содержанию объектов внешнего благоустройства городов, рабочих, курортных поселков и райсельцентров РСФСР», утвержденной Приказом Государственного комитета РСФСР по жилищно-коммунальному хозяйству от 24.05.1991 № 10, к сооружениям внешнего благоустройства городов, рабочих поселков и районных сельских центров, являющихся объектами муниципальной собственности, в частности, относятся: объекты инженерной защиты городов: береговые сооружения и укрепления, набережные, защитные дамбы, противооползневые и противообвальные сооружения, дренажные устройства.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах)
Согласно п. 1 Приложения № 3 объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, отнесены к муниципальному имуществу.
Сведений о том, что защитная дамба входила в состав имущества предприятий, не имеется. Следовательно, сооружение – защитная дамба, в силу закона относится к муниципальной собственности.
По сообщением ТУ Росимущества в Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и КИО Администрации г.о. Сызрань объект недвижимого имущества – защитная дамба, площадью 5 178,8 кв.м., расположенной по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, г. Сызрань, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (ул. Урицкого, 2), в реестрах федерального, областного и муниципального имущества не значатся. Право собственности кого-либо на него Управлением Росреестра по Самарской области зарегистрировано не было.
В настоящее время установленный законом годичный срок со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет истек, в связи с чем Администрация г.о. Сызрань, являющаяся органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, обратилась в суд с настоящим заявлением.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 19.10.2011, кадастровым паспортом здания, сооружения, техническим паспортом защитной дамбы.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым заявление Администрации г.о. Сызрань удовлетворить, признать право собственности за муниципальным образованием городской округ Сызрань на объект недвижимого имущества – защитная дамба, площадью 5 178,8 кв.м., расположенной по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, г. Сызрань, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (ул. Урицкого, 2), поскольку в судебном заседании установлено, что собственник указанного выше недвижимого имущества отсутствует, в установленном законом порядке оно было принято на учет как бесхозяйное недвижимое имущество, заявитель обратился в суд с указанными выше требованиями по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а потому имеются все предусмотренные законом основания для удовлетворения искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление Администрации городского округа Сызрань о признании права собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.
Признать право собственности за муниципальным образованием городской округ Сызрань на объект недвижимого имущества – защитная дамба, площадью 5 178,8 кв.м., расположенной по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, г. Сызрань, вдоль реки Сызранка и огибающая производственную площадку ОАО «136 МОЗ» (ул. Урицкого, 2).
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда.
Судья: Сорокина О.А.