Судья Занин С.С. Дело 33-836/2020
(№2-4/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2020 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Старцевой С.А., Сивашовой А.В.,
при секретаре Гороховой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агафоновам Ю.Л. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Свердловского районного суда Орловской области от 23 января 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения представителя ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) – Захаркина И.В., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на апелляционную жалобу истца Агафонова Ю.Л. и его представителя Дворяновой Л.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Агафонов Ю.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту ГУ УПФ РФ в Свердловской районе Орловской области (межрайонное)) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии.
В исковом заявлении указал, что 09.10.2018 он обратился в ГУ УПФ РФ в Свердловском районе обратился в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости, в чем ему было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа. В стаж его работы не были включены периоды: с 01.01.1992 по 31.05.1993 в качестве мастера в Малоархангельском ремонтно-строительном участке; с 21.06.1995 по 10.12.2001 в качестве мастера по строительству на Малоархангельском машиностроительном заводе филиала АО «Погрузчик»; с 10.09.2002 по 31.08.2002 в качестве мастера ремонтно- строительных работ ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 01.09.2002 по 15.04.2012 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 23.04.2012 по 28.04.2012 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 11.05.2012 по 31.03.2013 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой», так как данные должности не поименованы в Списке №2 производств, работ, профессий и должностей, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
По изложенным основаниям, полагая, что отказ ответчика не обоснован и нарушает его пенсионные права, с учетом уточнений просил суд, обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 01.01.1992 по 31.05.1993 в качестве мастера в Малоархангельском ремонтно-строительном участке; с 21.06.1995 по 10.12.2001 в качестве мастера по строительству на Малоархангельском машиностроительном заводе филиала АО «Погрузчик»; с 10.12.2001 по 31.08.2002 в качестве мастера ремонтно - строительных работ ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 01.09.2002 по 15.04.2012, с 23.04.2012 по 28.04.2012 и с 11.05.2012 по 31.03.2013 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой».
Решением Свердловского районного суда Орловской области от 23.01.2020 постановлено:
«Исковые требования Агафоновам Ю.Л. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии, удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, Агафонова Юрия Леонидовича 03 июля 1965 года рождения, периоды работы с 01.01.1992 г. по 31.05.1993 г. в качестве мастера в Малоархангельском ремонтно-строительном участке; с 10.12.2001 г. по 31.08.2002 г. в качестве мастера ремонтно-строительных работ ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 01.09.2002 г. по 15.04.2012 г. в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 23.04.2012 г. по 28.04.2012 г. в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 11.05.2012 г. по 31.03.2013 г. в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой».
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Агафонову Юрию Леонидовичу, 03 июля 1965 года рождения, пенсию по старости с 09 октября 2018 года».
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Указывает, что спорные периоды не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так как данные должности не поименованы в списке №2 производств, работ, профессий и должностей, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования льготный характер работ должен быть подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. В индивидуальных сведениях код особых условий труда отсутствует, дополнительные страховые взносы по дополнительному тарифу не уплачивались. При изложенных обстоятельствах правовые основания для назначения Агафонову Ю.Л. пенсии с 09.10.2018 отсутствуют.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены в статье 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Закон о страховых пенсиях).
В силу ст. 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного закона, согласно которой одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», досрочная страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не менее 30 (с учетом переходного положения, предусмотренного статьей 35 данного Закона) ранее достижения возраста, установленного статей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В силу подпункта «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Согласно Списку № 2 от 26.01.1991 № 10 право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, занятые: раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», б) руководители и специалисты - код 2900006-23419 - Мастера строительных и монтажных работ (в ред. Постановления Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 № 591) 22900006-24441 - Производители работ (в ред. Постановления Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 № 591).
Списком № 2 от 22.08.1956 №1173 в разделе XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» предусмотрены: б) Инженерно-технические работники. Мастера (десятники) и прорабы.
В соответствии с Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными Постановлением Министерства труда РФ от 10.11.1992 № 30, в перечне должностей руководителей были предусмотрены производитель работ (прораб), включая старшего, с аналогичными должностными обязанностями и требованиями к квалификации.
В общероссийской классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367, предусмотрена только должность прораб строительства, должность старшего прораба не поименована.
Должностные обязанности производителя работ (прораба) включены в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.
Согласно дополнению к Общеотраслевому квалификационному справочнику (Постановление Госстроя СССР от 03.07.1987 № 131 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций») для определения задач, стоящими перед различными руководителями основная задача «производителя работ» - это осуществление руководства производственно-хозяйственной деятельностью участка. При этом основная задача «старшего производителя работ» аналогична основной задаче, поставленной перед «производителем работ» - осуществление руководства производственно-хозяйственной деятельностью участка.
Таким образом, учитывая, что вопрос о распределении должностных обязанностей распределение должностных обязанностей решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов, из приведенных норм следует, что применение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» в виде исключения может устанавливаться и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 9 октября 2018 г. Агафонов Ю.Л., <дата> года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
21 декабря 2018 г. ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) истцу отказано в назначении досрочной пенсии.
Из ответа пенсионного органа №ЛЯ-10-А-16 от 08.04.2019 следует, что в специальный стаж были засчитаны периоды работы: с 01.08.1989 по 31.12.1991 в должности мастера Малоархангельского РСУ; с 01.06.1993 по 15.10.1993 в должности прораба Малоархангельского РСУ, а также период службы в армии. Специальный трудовой стаж Агафонова Ю.Л. составляет 4 года 10 месяцев 8 дней. Истец также имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на основании ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждено как материалами дела, так и представителем ответчика в суде апелляционной инстанции.
Отказывая во включении спорных периодов работы истца, ответчик мотивировал это тем, что в Списке № 2 производств, работ, профессий и должностей, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, не поименованы должности мастера и старшего прораба.
Так, не были включены в стаж на соответствующих видах работ периоды его работы: с 01.01.1992 по 31.05.1993 в качестве мастера в Малоархангельском ремонтно-строительном участке; с 21.06.1995 по 10.12.2001 в качестве мастера по строительству на Малоархангельском машиностроительном заводе филиала АО «Погрузчик»; с 10.12.2001 по 31.08.2002 в качестве мастера ремонтно-строительных работ ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 01.09.2002 по 15.04.2012 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 23.04.2012 по 28.04.2012 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 11.05.2012 по 31.03.2013 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно - строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой».
Проверяя доводы истца о наличии правовых оснований для включения оспариваемых периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с работой в тяжелых условиях, и возражения ответчика по данному вопросу, судом установлено, что все вышеуказанные периоды работы истца подтверждены записями в его трудовой книжке.
При этом период работы с 01.08.1989 по 31.12.1991 в должности мастера Малоархангельском РСУ включен в специальный стаж, поскольку работодатель при подаче сведений в пенсионный фонд данный период указал, как работы с тяжелыми условиями, в то время как работа в той же должности в период с 01.01.1992 по 31.05.1993 не была зачтена в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как работодатель указал данный период, как обычные условия труда.
Судом также установлено, что ДООО «Малоархангельское РСП» ОАО «Орелгражданстрой» является правопреемником ДЗАО «Малоархангельское РСП» ОАО «Орелгражданстрой», которое в свою очередь является правопреемником Малоархангельского РСП филиала ОАО «Орелгражданстрой», а, соответственно, и Малоархангельского РСУ.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.01.2020 №1039965-20-1522451 основным видом деятельности ДООО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой» является производство штукатурных работ, дополнительными видами деятельности: строительство жилых и нежилых зданий, работы столярные и плотничные. На момент рассмотрения спора судом указанная организация ликвидирована.
Как следует из акта о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ застрахованного лица Агафонова Ю.Л. от 8 ноября 2018 г. № 1, составленного специалистом-экспертом отдела НПВП, ОППЗЛ и СВ УАФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) Никитиной С.А. по результатам проверки ДООО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой» за период 2001 - 2013 гг., для проверки предоставлены следующие документы: коллективный договор ДООО от 15.01.2009, лицензии, разрешающие осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений за различные периоды с 22.12.2000 по 20.03.2013, Свидетельства о внесении записи в ГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе от 02.11.1999, от 11.07.2006, штатное расписание на 01.01.2009, табели учета использования рабочего времени за период 2002, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 годы, книги приказов за 1994-2002, 2012-2012 годы, лицевые счета, должностные инструкции.
В результате проверки установлено, сто согласно коллективному договору одной из задач предприятия является выполнение строительных, монтажных и ремонтных работ. Предприятию предоставлены лицензии на осуществление следующих видов деятельности: возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, работы по защите конструкций и оборудования, земляные работы, кровельные работы, отделочные работы. Штатным расписанием на 01.01.2009 (на другие периоды штатное расписание отсутствует) предусмотрена профессия старшего прораба. Для проверки представлены должностные инструкции старшего прораба и прораба. Должностная инструкция прораба разработана и утверждена на основании трудового договора со старшим прорабом Агафоновым Ю.Л. В книге приказов имеются следующие приказы: приказ № 41 от 10.12.2001 о приеме на работу Агафонова Ю.Л. на должность мастера ремонтно-строительных работ с 10.12.2001; приказ № 59 от 07.10.2002 о переводе мастера Агафонова Ю.Л. старшим прорабом с 01.09.2002; приказ № 1-К от 28.04.2012 об увольнении старшего прораба Агафонова Ю.Л.; приказ № 2-К от 11.05.2012 о приеме Агафонова Ю.Л. на должность старшего прораба с 11.05.2012; приказ № 18-К от 01.08.2013 об увольнении старшего прораба Агафонова Ю.Л. В табелях учета рабочего времени значится Агафонов Ю.Л. «ст. прораб», в лицевых счетах на заработную плату значится Агафонов Ю.Л., наименование должности не указано. Других документов не сохранилось.
Вышеприведенные документы были представлены и исследованы судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно справки ДООО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» Агафонов Ю.Л. за период работы в Малоархангельском РСУ с 01.08.1989 по 15.10.1993 получал заработную плату при отсутствии в лицевых счетах указания на занимаемую Агафоновым Ю.Л. должность, в связи с чем, принимая во внимание, что период работы истца в той же должности мастера с 01.08.1989 по 31.12.1991 в течение полного рабочего дня, включен ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, что не оспаривалось представителем ответчика как в суде первой, так и апелляционной инстанции, что указанный период имел место до постановки гражданина на персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, данные о стаже работы имеются в надлежаще оформленной трудовой книжке в отсутствие доказательств что у Агафонова Ю.Л, изменились условия труда в данный период, районный суд обоснованно включил данный период работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение по старости.
Из справки ДООО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой» № 7 от 14.09.2018 следует, что за период с 2009 года по 2012 год под руководством Агафонова Ю.Л. проводился капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Малоархангельске: №№ 28,38,40,56 по ул. Калинина, №№ 8,9,16,49 по ул. Советской, № 71 по ул. К. Маркса, № 60 по ул. К. Либкнехта, № 78 по ул. Ленина, №№ 1, 39 по пер. Красноармейскому.
Материалами дела также подтверждено, что Агафонов Ю.Л. выполнял ремонтные работы здания сельского клуба в д. Хомутово Первомайского с/п, здания администрации г. Малоархангельска, помещения отдела ЗАГС, что следует из копий актов приемки выполненных работ за 2008-2009 годы, где Агафонов Ю.Л. указан как старший прораб Малоархангельского РСП.
Грамотами администрации Малоархангельского района Агафонов Ю.Л. в связи с профессиональным праздником – Днем строителя неоднократно награждался за наибольший вклад в социально-экономическое развитие района и за достигнутые успехи в капитальном и текущем ремонте объектов жизнеобеспечения района.
Как следует из объяснений истца, в спорный период работы «старшим прорабом» он выполнял функции прораба, других прорабов в ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой» не было.
Таким образом, из представленных в материалы дела письменных доказательств, в том числе штатного расписания, табелей учета рабочего времени, книги приказов, акта о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ застрахованного лица Агафонова Ю.Л. от 8 ноября 2018 г. № 1, актов выполненных работ, справки ДООО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой» № 7 от 14.09.2018, трудовой книжки истца, которые полностью согласуются с показаниями допрошенных судом первой инстанции свидетелей ФИО11, ФИО12, ФИО13, из которых следует, что в период работы истца мастером с 1992 по 1993 год строился трехэтажный многоквартирный дом, истец был мастером на объекте и вел строительство в течение полного рабочего дня, руководил строительными бригадами, в период работы старшим прорабом под его руководством каменщиками, плотниками, слесарями производился капитальный ремонт жилого фонда, котельных, ремонты пищеблока, поликлиники, клубов, всех объектов социальной структуры, следует, что в спорные периоды работы истца с 01.09.2002 по 15.04.2012, с 23.04.2012 по 28.04.2012; с 11.05.2012 по 31.03.2013 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой» в течение полного рабочего дня им фактически исполнялись обязанности прораба, с 10.12.2001 по 31.08.2002 - мастера ремонтно-строительных работ ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой».
Поэтому суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно обязал ответчика включить указанные период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, удовлетворив исковые требования в указанной части.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на день обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом периодов работы в должности старшего прораба с 01.09.2002 по 15.04.2012, с 23.04.2012 по 28.04.2012; с 11.05.2012 по 31.03.2013 и с 10.12.2001 по 31.08.2002 в ДЗАО Малоархангельское РСП ОАО «Орелгражданстрой», с 01.01.1992 по 31.05.1993 в качестве мастера в Малоархангельском РСУ, составил не менее требуемых 12 лет 6 месяцев, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на основании ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд обоснованно обязал ГУ – УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Агафонову Ю.Л. пенсию по старости с 09.10.2018.
В остальной части решение суда не оспаривается по доводам апелляционной жалобы, поэтому не подлежит проверке в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж истца, требуемый для назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием документального подтверждения характера работы истца, отсутствием должности «старший прораб» в Списке № 2, фактически направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов суда об установленных ими обстоятельствах, с которыми судебная коллегия согласна по основаниям, изложенным в апелляционном определении.
Не может повлечь отмену решения суда и довод апелляционной жалобы о том, что за спорные периоды работы истца индивидуальных сведениях код особых условий труда отсутствует, дополнительные страховые взносы по дополнительному тарифу не уплачивались, поскольку в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом судебная коллегия также учитывает, что в соответствии со ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются только с 1 января 2013 года.
Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является и довод жалобы ответчика о том, что пенсия истцу подлежит назначению с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30
«О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона
№ 173-ФЗ).
Поскольку истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 09.10.2018, в то время как у него уже возникло право на досрочную пенсию с учетом включенных судом периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и наличии у него права на снижение пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на основании статьи 34 вышеприведенного Закона РФ от № 1244-1 от 15 мая 1991 г., вопреки доводам апелляционной жалобы, суд правомерно возложил на ответчика обязанность назначить и производить истцу выплату пенсии с момента обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с 09.10.2018.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено и таковые не приведены в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда Орловской области от 23 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Занин С.С. Дело 33-836/2020
(№2-4/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 мая 2020 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Старцевой С.А., Сивашовой А.В.,
при секретаре Гороховой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агафоновам Ю.Л. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Свердловского районного суда Орловской области от 23 января 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения представителя ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) – Захаркина И.В., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на апелляционную жалобу истца Агафонова Ю.Л. и его представителя Дворяновой Л.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Агафонов Ю.Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) (далее по тексту ГУ УПФ РФ в Свердловской районе Орловской области (межрайонное)) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии.
В исковом заявлении указал, что 09.10.2018 он обратился в ГУ УПФ РФ в Свердловском районе обратился в Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости, в чем ему было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа. В стаж его работы не были включены периоды: с 01.01.1992 по 31.05.1993 в качестве мастера в Малоархангельском ремонтно-строительном участке; с 21.06.1995 по 10.12.2001 в качестве мастера по строительству на Малоархангельском машиностроительном заводе филиала АО «Погрузчик»; с 10.09.2002 по 31.08.2002 в качестве мастера ремонтно- строительных работ ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 01.09.2002 по 15.04.2012 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 23.04.2012 по 28.04.2012 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 11.05.2012 по 31.03.2013 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой», так как данные должности не поименованы в Списке №2 производств, работ, профессий и должностей, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
По изложенным основаниям, полагая, что отказ ответчика не обоснован и нарушает его пенсионные права, с учетом уточнений просил суд, обязать ответчика включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды работы: с 01.01.1992 по 31.05.1993 в качестве мастера в Малоархангельском ремонтно-строительном участке; с 21.06.1995 по 10.12.2001 в качестве мастера по строительству на Малоархангельском машиностроительном заводе филиала АО «Погрузчик»; с 10.12.2001 по 31.08.2002 в качестве мастера ремонтно - строительных работ ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 01.09.2002 по 15.04.2012, с 23.04.2012 по 28.04.2012 и с 11.05.2012 по 31.03.2013 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой».
Решением Свердловского районного суда Орловской области от 23.01.2020 постановлено:
«Исковые требования Агафоновам Ю.Л. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении пенсии, удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, Агафонова Юрия Леонидовича 03 июля 1965 года рождения, периоды работы с 01.01.1992 г. по 31.05.1993 г. в качестве мастера в Малоархангельском ремонтно-строительном участке; с 10.12.2001 г. по 31.08.2002 г. в качестве мастера ремонтно-строительных работ ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 01.09.2002 г. по 15.04.2012 г. в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 23.04.2012 г. по 28.04.2012 г. в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 11.05.2012 г. по 31.03.2013 г. в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой».
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Агафонову Юрию Леонидовичу, 03 июля 1965 года рождения, пенсию по старости с 09 октября 2018 года».
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Указывает, что спорные периоды не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, так как данные должности не поименованы в списке №2 производств, работ, профессий и должностей, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования льготный характер работ должен быть подтвержден сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. В индивидуальных сведениях код особых условий труда отсутствует, дополнительные страховые взносы по дополнительному тарифу не уплачивались. При изложенных обстоятельствах правовые основания для назначения Агафонову Ю.Л. пенсии с 09.10.2018 отсутствуют.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены в статье 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Закон о страховых пенсиях).
В силу ст. 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 указанного закона, согласно которой одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», досрочная страховая пенсия по старости назначается при наличии величины ИПК не менее 30 (с учетом переходного положения, предусмотренного статьей 35 данного Закона) ранее достижения возраста, установленного статей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», мужчинам по достижении 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Такие периоды могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как следует из содержания пункта 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. № 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Исходя из приведенных нормативных положений, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о работе с тяжелыми условиями труда). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В силу подпункта «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992.
Согласно Списку № 2 от 26.01.1991 № 10 право на льготное пенсионное обеспечение имеют лица, занятые: раздел XXVII «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», б) руководители и специалисты - код 2900006-23419 - Мастера строительных и монтажных работ (в ред. Постановления Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 № 591) 22900006-24441 - Производители работ (в ред. Постановления Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 № 591).
Списком № 2 от 22.08.1956 №1173 в разделе XXIX «Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений, шахт, рудников и коммуникаций» предусмотрены: б) Инженерно-технические работники. Мастера (десятники) и прорабы.
В соответствии с Тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым должностям служащих, утвержденными Постановлением Министерства труда РФ от 10.11.1992 № 30, в перечне должностей руководителей были предусмотрены производитель работ (прораб), включая старшего, с аналогичными должностными обязанностями и требованиями к квалификации.
В общероссийской классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367, предусмотрена только должность прораб строительства, должность старшего прораба не поименована.
Должностные обязанности производителя работ (прораба) включены в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37.
Согласно дополнению к Общеотраслевому квалификационному справочнику (Постановление Госстроя СССР от 03.07.1987 № 131 «Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководителей, специалистов и служащих строительных организаций») для определения задач, стоящими перед различными руководителями основная задача «производителя работ» - это осуществление руководства производственно-хозяйственной деятельностью участка. При этом основная задача «старшего производителя работ» аналогична основной задаче, поставленной перед «производителем работ» - осуществление руководства производственно-хозяйственной деятельностью участка.
Таким образом, учитывая, что вопрос о распределении должностных обязанностей распределение должностных обязанностей решается на основании внутренних организационно-распорядительных документов, из приведенных норм следует, что применение должностного наименования «старший» возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» в виде исключения может устанавливаться и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 9 октября 2018 г. Агафонов Ю.Л., <дата> года рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
21 декабря 2018 г. ГУ УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) истцу отказано в назначении досрочной пенсии.
Из ответа пенсионного органа №ЛЯ-10-А-16 от 08.04.2019 следует, что в специальный стаж были засчитаны периоды работы: с 01.08.1989 по 31.12.1991 в должности мастера Малоархангельского РСУ; с 01.06.1993 по 15.10.1993 в должности прораба Малоархангельского РСУ, а также период службы в армии. Специальный трудовой стаж Агафонова Ю.Л. составляет 4 года 10 месяцев 8 дней. Истец также имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на основании ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», что подтверждено как материалами дела, так и представителем ответчика в суде апелляционной инстанции.
Отказывая во включении спорных периодов работы истца, ответчик мотивировал это тем, что в Списке № 2 производств, работ, профессий и должностей, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, не поименованы должности мастера и старшего прораба.
Так, не были включены в стаж на соответствующих видах работ периоды его работы: с 01.01.1992 по 31.05.1993 в качестве мастера в Малоархангельском ремонтно-строительном участке; с 21.06.1995 по 10.12.2001 в качестве мастера по строительству на Малоархангельском машиностроительном заводе филиала АО «Погрузчик»; с 10.12.2001 по 31.08.2002 в качестве мастера ремонтно-строительных работ ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 01.09.2002 по 15.04.2012 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 23.04.2012 по 28.04.2012 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой»; с 11.05.2012 по 31.03.2013 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно - строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой».
Проверяя доводы истца о наличии правовых оснований для включения оспариваемых периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с работой в тяжелых условиях, и возражения ответчика по данному вопросу, судом установлено, что все вышеуказанные периоды работы истца подтверждены записями в его трудовой книжке.
При этом период работы с 01.08.1989 по 31.12.1991 в должности мастера Малоархангельском РСУ включен в специальный стаж, поскольку работодатель при подаче сведений в пенсионный фонд данный период указал, как работы с тяжелыми условиями, в то время как работа в той же должности в период с 01.01.1992 по 31.05.1993 не была зачтена в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, так как работодатель указал данный период, как обычные условия труда.
Судом также установлено, что ДООО «Малоархангельское РСП» ОАО «Орелгражданстрой» является правопреемником ДЗАО «Малоархангельское РСП» ОАО «Орелгражданстрой», которое в свою очередь является правопреемником Малоархангельского РСП филиала ОАО «Орелгражданстрой», а, соответственно, и Малоархангельского РСУ.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 13.01.2020 №1039965-20-1522451 основным видом деятельности ДООО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой» является производство штукатурных работ, дополнительными видами деятельности: строительство жилых и нежилых зданий, работы столярные и плотничные. На момент рассмотрения спора судом указанная организация ликвидирована.
Как следует из акта о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ застрахованного лица Агафонова Ю.Л. от 8 ноября 2018 г. № 1, составленного специалистом-экспертом отдела НПВП, ОППЗЛ и СВ УАФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) Никитиной С.А. по результатам проверки ДООО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой» за период 2001 - 2013 гг., для проверки предоставлены следующие документы: коллективный договор ДООО от 15.01.2009, лицензии, разрешающие осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений за различные периоды с 22.12.2000 по 20.03.2013, Свидетельства о внесении записи в ГРЮЛ, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе от 02.11.1999, от 11.07.2006, штатное расписание на 01.01.2009, табели учета использования рабочего времени за период 2002, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 годы, книги приказов за 1994-2002, 2012-2012 годы, лицевые счета, должностные инструкции.
В результате проверки установлено, сто согласно коллективному договору одной из задач предприятия является выполнение строительных, монтажных и ремонтных работ. Предприятию предоставлены лицензии на осуществление следующих видов деятельности: возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, работы по защите конструкций и оборудования, земляные работы, кровельные работы, отделочные работы. Штатным расписанием на 01.01.2009 (на другие периоды штатное расписание отсутствует) предусмотрена профессия старшего прораба. Для проверки представлены должностные инструкции старшего прораба и прораба. Должностная инструкция прораба разработана и утверждена на основании трудового договора со старшим прорабом Агафоновым Ю.Л. В книге приказов имеются следующие приказы: приказ № 41 от 10.12.2001 о приеме на работу Агафонова Ю.Л. на должность мастера ремонтно-строительных работ с 10.12.2001; приказ № 59 от 07.10.2002 о переводе мастера Агафонова Ю.Л. старшим прорабом с 01.09.2002; приказ № 1-К от 28.04.2012 об увольнении старшего прораба Агафонова Ю.Л.; приказ № 2-К от 11.05.2012 о приеме Агафонова Ю.Л. на должность старшего прораба с 11.05.2012; приказ № 18-К от 01.08.2013 об увольнении старшего прораба Агафонова Ю.Л. В табелях учета рабочего времени значится Агафонов Ю.Л. «ст. прораб», в лицевых счетах на заработную плату значится Агафонов Ю.Л., наименование должности не указано. Других документов не сохранилось.
Вышеприведенные документы были представлены и исследованы судами первой и апелляционной инстанций.
Согласно справки ДООО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» Агафонов Ю.Л. за период работы в Малоархангельском РСУ с 01.08.1989 по 15.10.1993 получал заработную плату при отсутствии в лицевых счетах указания на занимаемую Агафоновым Ю.Л. должность, в связи с чем, принимая во внимание, что период работы истца в той же должности мастера с 01.08.1989 по 31.12.1991 в течение полного рабочего дня, включен ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, что не оспаривалось представителем ответчика как в суде первой, так и апелляционной инстанции, что указанный период имел место до постановки гражданина на персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, данные о стаже работы имеются в надлежаще оформленной трудовой книжке в отсутствие доказательств что у Агафонова Ю.Л, изменились условия труда в данный период, районный суд обоснованно включил данный период работы истца в стаж, дающий право на досрочное назначение по старости.
Из справки ДООО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой» № 7 от 14.09.2018 следует, что за период с 2009 года по 2012 год под руководством Агафонова Ю.Л. проводился капитальный ремонт многоквартирных домов в г. Малоархангельске: №№ 28,38,40,56 по ул. Калинина, №№ 8,9,16,49 по ул. Советской, № 71 по ул. К. Маркса, № 60 по ул. К. Либкнехта, № 78 по ул. Ленина, №№ 1, 39 по пер. Красноармейскому.
Материалами дела также подтверждено, что Агафонов Ю.Л. выполнял ремонтные работы здания сельского клуба в д. Хомутово Первомайского с/п, здания администрации г. Малоархангельска, помещения отдела ЗАГС, что следует из копий актов приемки выполненных работ за 2008-2009 годы, где Агафонов Ю.Л. указан как старший прораб Малоархангельского РСП.
Грамотами администрации Малоархангельского района Агафонов Ю.Л. в связи с профессиональным праздником – Днем строителя неоднократно награждался за наибольший вклад в социально-экономическое развитие района и за достигнутые успехи в капитальном и текущем ремонте объектов жизнеобеспечения района.
Как следует из объяснений истца, в спорный период работы «старшим прорабом» он выполнял функции прораба, других прорабов в ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой» не было.
Таким образом, из представленных в материалы дела письменных доказательств, в том числе штатного расписания, табелей учета рабочего времени, книги приказов, акта о результатах документальной проверки достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже на соответствующих видах работ застрахованного лица Агафонова Ю.Л. от 8 ноября 2018 г. № 1, актов выполненных работ, справки ДООО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой» № 7 от 14.09.2018, трудовой книжки истца, которые полностью согласуются с показаниями допрошенных судом первой инстанции свидетелей ФИО11, ФИО12, ФИО13, из которых следует, что в период работы истца мастером с 1992 по 1993 год строился трехэтажный многоквартирный дом, истец был мастером на объекте и вел строительство в течение полного рабочего дня, руководил строительными бригадами, в период работы старшим прорабом под его руководством каменщиками, плотниками, слесарями производился капитальный ремонт жилого фонда, котельных, ремонты пищеблока, поликлиники, клубов, всех объектов социальной структуры, следует, что в спорные периоды работы истца с 01.09.2002 по 15.04.2012, с 23.04.2012 по 28.04.2012; с 11.05.2012 по 31.03.2013 в качестве старшего прораба ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой» в течение полного рабочего дня им фактически исполнялись обязанности прораба, с 10.12.2001 по 31.08.2002 - мастера ремонтно-строительных работ ДЗАО «Малоархангельское ремонтно-строительное предприятие» ОАО «Орелгражданстрой».
Поэтому суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно обязал ответчика включить указанные период работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, удовлетворив исковые требования в указанной части.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на день обращения истца к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости согласно п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом периодов работы в должности старшего прораба с 01.09.2002 по 15.04.2012, с 23.04.2012 по 28.04.2012; с 11.05.2012 по 31.03.2013 и с 10.12.2001 по 31.08.2002 в ДЗАО Малоархангельское РСП ОАО «Орелгражданстрой», с 01.01.1992 по 31.05.1993 в качестве мастера в Малоархангельском РСУ, составил не менее требуемых 12 лет 6 месяцев, что истец имеет право на снижение пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на основании ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд обоснованно обязал ГУ – УПФ РФ в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) назначить Агафонову Ю.Л. пенсию по старости с 09.10.2018.
В остальной части решение суда не оспаривается по доводам апелляционной жалобы, поэтому не подлежит проверке в апелляционном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж истца, требуемый для назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием документального подтверждения характера работы истца, отсутствием должности «старший прораб» в Списке № 2, фактически направлены на переоценку доказательств по делу и оспаривание правильности выводов суда об установленных ими обстоятельствах, с которыми судебная коллегия согласна по основаниям, изложенным в апелляционном определении.
Не может повлечь отмену решения суда и довод апелляционной жалобы о том, что за спорные периоды работы истца индивидуальных сведениях код особых условий труда отсутствует, дополнительные страховые взносы по дополнительному тарифу не уплачивались, поскольку в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом судебная коллегия также учитывает, что в соответствии со ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются только с 1 января 2013 года.
Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является и довод жалобы ответчика о том, что пенсия истцу подлежит назначению с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30
«О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо иметь в виду, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона
№ 173-ФЗ).
Поскольку истец обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 09.10.2018, в то время как у него уже возникло право на досрочную пенсию с учетом включенных судом периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и наличии у него права на снижение пенсионного возраста на 3 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом на основании статьи 34 вышеприведенного Закона РФ от № 1244-1 от 15 мая 1991 г., вопреки доводам апелляционной жалобы, суд правомерно возложил на ответчика обязанность назначить и производить истцу выплату пенсии с момента обращения с заявлением в пенсионный орган, т.е. с 09.10.2018.
При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено и таковые не приведены в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского районного суда Орловской области от 23 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи