Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3971/2021 ~ М-3582/2021 от 22.09.2021

Дело № 2-3971/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2021 года судЦентрального района городаВоронежа, в составе:

председательствующего судьи: Шевелевой Е.В.,

при секретаре: Новиковой С.С.,

с участием представителя истца, представителя ответчика, представителя 3-его лица,

в отсутствие истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуПестовой Юлии Юрьевны к Государственному учреждению - отделение пенсионного фонда РФ по Воронежской области о включении в страховой и специальный стаж периодов работы, признании права на назначение досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 04.09.2019, взыскании расходов по оплате госпошлины,

у с т а н о в и л:

04.09.2019г. Пестова Юлия Юрьевна ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением Управления от 05.12.2019г. Пестовой Ю.Ю. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей из-за отсутствия необходимого специального стажа - 25 лет.

В частности истцу не были включены в страховой и специальный стаж период работы в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан:с 01.01.1991 по 19.12.1998 в должности воспитателя; в детском саду № <адрес> района Республики Узбекистан:с 06.01.1999г. по 03.05.1999 в должности воспитателя;в Детском доме г. <адрес> Республики Узбекистан:с 04.05.1999г. по 01.09.2000г.в должности воспитателя, по тем основаниям, что согласно информации о досрочных пенсиях в Республике Узбекистан, поступившей из Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 15.02.2017г. № M3/30-01-32-137 воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях для детей - сирот, оставшихся безпопечения родителей, правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются (Списки производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающей право на пенсию на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.05.1994г. №250). Истцом не представлены соответствующие доказательства льготного стажа.

Также истцу в специальный стаж не включен период учебы с 01.09.1984г. по 02.03.1987г. (2 года 6 месяцев 2 дня) в <данные изъяты>, так как не выполняется условие п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397- на дату обращения за пенсией отсутствует не менее 2/3 требуемого стажа, который приходиться на работы, предусмотренные Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397.

Считая отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, истец обратилась в суд с указанным иском,в котором с учетом уточнений проситобязать ответчика включить в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона РоссийскойФедерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:с 01.01.1991г. по 19.12.1998г. в должности воспитателя в детском саду № <адрес> района Республики Узбекистан,с 06.01.1999г. по 03.05.1999г. в должности воспитателя в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан,с 04.05.1999г. по 01.09.2000г. в должности воспитателя в детском доме г. <адрес> Республики Узбекистан.Обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400- ФЗ «О страховых пенсиях» период учебы с 01.09.1984г. по 02.03.1987г. в <данные изъяты>.Признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400- ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.09.2019г.Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.09.2019г.Взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Морозова Г.А.поддержала исковые требования, просила суд их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.

Истец - Пестова Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом,представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика –Мельникова М.В. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела.

Представитель 3-его лица - Департамента труда и занятости населения Воронежской областиБоева А.И. в судебном заседании, считала требования обоснованными иподлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 не ранее сроков, указанных в приложении 7 к указанному Федеральному закону.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. №665. при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.;

Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лег в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лег в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1067 «Обутверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно;

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностейи учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.

Кроме того, при исчислении специального стажа применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516.

Согласно приложенным к материалам дела документам, включая решение об отказе в установлении пенсии, приложения к решению, к/трудовой книжки, справок,судом установлено, что Пестова Юлия Юрьевна работала в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан: с 01.01.1991 по 19.12.1998 в должности воспитателя; в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан: с 06.01.1999г. по 03.05.1999 в должности воспитателя; в Детском доме <адрес> Республики Узбекистан: с 04.05.1999г. по 01.09.2000г. в должности воспитателя.Данные периоды не были включены в страховой и специальный стаж по тем основаниям, что согласно информации о досрочных пенсиях в Республике Узбекистан, поступившей из Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 15.02.2017г. № M3/30-01-32-137 воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, правом на досрочное пенсионное обеспечениене пользуются (Списки производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающей право на пенсию на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.05.1994г. №250). Истцом не представлены соответствующие доказательства льготного стажа.

Суд находит отказ во включении в специальный и страховой стаж указанных периодов необоснованным, по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают(п. 1 ст. 6).

Таким образом, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а также норме пункта 1 статьи 6 Соглашения о назначении пенсий гражданам государств-участников Соглашения по месту их жительства (Консультативное заключение Экономического Суда СНГ от 29 ноября 2012 года №01-1/4- 12).

Между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан было заключено Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г.

Как следует из письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994г. пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан.Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно п. 1 ст. 6 данного соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

В соответствии с пунктом 1 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994г. №1 - 369 - 18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992г.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004г. №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.

Согласно пункту 2 Приложения №1 указанных Рекомендаций к числу международных договором относится, в том числе Соглашение от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины). Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся (пункт 2 Рекомендаций).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004г. №99р для определения права на пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003г. №203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, пенсия должна назначаться по нормам Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В настоящее время Пестова Юлия Юрьевна является гражданином РФ, ей выдан паспорт ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Кроме того, согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что трудовая книжка установленного образца является основнымдокументом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974г. №162, действующей в оспариваемые периоды моей работы, при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на предприятии, заверялись подписью руководителя или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров. Аналогичные требования к ведению трудовых книжек предусмотрены и ныне действующими Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003г. №225.

Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). В связи с чем, следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Согласно данному акту при рассмотрении вопроса о праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, следует последовательно применять: до 01.01.1992г. - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение..., утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397; до 01.11.1999г. - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463; с 01.11.1999г. до 12.11.2002г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1067; после 12.11.2002г. - Список... и Правила..., утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.

Указанными Списками предусмотрена должность «воспитатель» и учреждения «детский сад» и «детский дом».

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010г. №761н предусмотрено, что воспитатель (включая старшего) осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях, иных учреждениях и организациях; содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания; осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий; создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника;способствует развитию общения обучающихся, воспитанников; помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими); осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

Работа истца в спорные периоды в указанных должностях, подтверждается приложенными к материалам дела - копией трудовой книжки, справками работодателя которыми подтверждается осуществление педагогической деятельности: от 09.07.2012г. №14 полный рабочий день на полную ставку работы воспитателем в д/с <адрес> района; от 09.07.2012г. №58 и от 30.07.2019 г. полный рабочий день на полную ставку работы воспитательницей в детском саду № <адрес> района; от 10.07.2012г. №11 полный рабочий день на полную ставку работы воспитателем в детском доме . <адрес>.

Следует отметить, что довод ответчика относительно того, что оспариваемые периоды работы невозможно включить в страховой и специальный стаж ввиду отсутствия подтверждения компетентного органа Республики Узбекистан без основательный, поскольку ни нормами Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», ни Соглашением «О гарантиях прав граждан государств-республик СНГ в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992г. не предусмотрено обязательное переподтверждение периодов работы, отраженных в трудовой книжке и справках работодателя.

Согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В данном случае трудовая деятельность истца протекала в период до 1 сентября 2000 г., в связи с чемспорные периоды засчитываются в специальный стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени. При этом отсутствие ответа на запрос Пенсионного фонда с Республики Узбекистан не должно ущемлять права истца во включении спорных периодов в специальный стаж, связанный с осуществлением педагогической деятельности.

Учитывая изложенное, указанные спорные периоды подлежат включению как в страховой так и специальный стаж истца.

В период с 01.09.1984 по 02.03.1987 истец обучалась в <данные изъяты>, данный период не был включен в специальный стаж, так как не выполняется условие п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397- на дату обращения за пенсией отсутствует не менее 2/3 требуемого стажа, который приходиться на работы, предусмотренные Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397.

В данном случае до 1 октября 1993г. действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»).

Согласно пункту 2 указанного Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Также следует отметить, что в силу ст. 173 ТК РФ, отпуска в связи с обучением являются дополнительными отпусками с сохранением заработной платы, подлежат зачету в льготный стаж согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Из представленных суду справок и трудовой книжки следует, что период обучения с 01.09.1984г. по 02.03.1987г. предшествовал периоду работы педагогической деятельности с 15.11.1982г. по 04.01.1984г. в должности воспитателя в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан, учтенный ответчиком в бесспорном порядке. За периодом обучения следовал учтенный период работы с 13.04.1987г. по 31.12.1990г. в должности воспитателя в детском саду № <адрес> района Республики Узбекистан.

На основании изложенного, следует признать, что спорный период с 01.09.1984 по 02.03.1987 также подлежит включению в специальный стаж.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истец основывал свои исковые требования, нашли своё подтверждение в ходе судебного заседания. Доводы ответчика являются безосновательными и опровергаются исследованными в ходе судебного заседания документами.

Согласно ст. 22 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста, в том числе осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к названному Федеральному закону и не ранее возраста, указанного в приложении, то есть не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее.

При этом согласно части 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 03.10.2018г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» и которые в период с 1 января 2019 годапо 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

С заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости к ответчику истец обратилась 04.09.2019г.

С учетом включенных в страховой и специальный стаж спорных периодов работы и учебы продолжительность специального стажа на 04.09.2019г. у истца составит более 25 лет. Таким образом, на 04.09.2019 уПестовой Ю. Ю. возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В данном случае истец при подаче иска был освобожден от оплаты госпошлины согласно пп.5 п.2 ст.333.36 НК РФ. Пошлина истцом не оплачивалась.

Учитывая изложенное требование истца в части взыскания расходов по оплате госпошлины в размере 300 руб. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда РФ по Воронежской области включить Пестовой Юлии Юрьевне в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:с 01.01.1991г. по 19.12.1998г. в должности воспитателя в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан,с 06.01.1999г. по 03.05.1999г. в должности воспитателя в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан,с 04.05.1999г. по 01.09.2000г. в должности воспитателя в детском доме . <адрес> Республики Узбекистан.

Обязать Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда РФ по Воронежской области включить Пестовой Юлии Юрьевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период учебы с 01.09.1984г. по 02.03.1987г. в <данные изъяты>

ПризнатьзаПестовой Юлией Юрьевнойправо на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.09.2019г.

Обязать Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда РФ по Воронежской области назначить и выплачивать Пестовой Юлии Юрьевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.09.2019г.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Е.В. Шевелева

Решение в окончательной форме изготовлено 15.11.2021.

Дело № 2-3971/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 ноября 2021 года судЦентрального района городаВоронежа, в составе:

председательствующего судьи: Шевелевой Е.В.,

при секретаре: Новиковой С.С.,

с участием представителя истца, представителя ответчика, представителя 3-его лица,

в отсутствие истца,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуПестовой Юлии Юрьевны к Государственному учреждению - отделение пенсионного фонда РФ по Воронежской области о включении в страховой и специальный стаж периодов работы, признании права на назначение досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости с 04.09.2019, взыскании расходов по оплате госпошлины,

у с т а н о в и л:

04.09.2019г. Пестова Юлия Юрьевна ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением Управления от 05.12.2019г. Пестовой Ю.Ю. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей из-за отсутствия необходимого специального стажа - 25 лет.

В частности истцу не были включены в страховой и специальный стаж период работы в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан:с 01.01.1991 по 19.12.1998 в должности воспитателя; в детском саду № <адрес> района Республики Узбекистан:с 06.01.1999г. по 03.05.1999 в должности воспитателя;в Детском доме г. <адрес> Республики Узбекистан:с 04.05.1999г. по 01.09.2000г.в должности воспитателя, по тем основаниям, что согласно информации о досрочных пенсиях в Республике Узбекистан, поступившей из Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 15.02.2017г. № M3/30-01-32-137 воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях для детей - сирот, оставшихся безпопечения родителей, правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуются (Списки производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающей право на пенсию на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.05.1994г. №250). Истцом не представлены соответствующие доказательства льготного стажа.

Также истцу в специальный стаж не включен период учебы с 01.09.1984г. по 02.03.1987г. (2 года 6 месяцев 2 дня) в <данные изъяты>, так как не выполняется условие п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397- на дату обращения за пенсией отсутствует не менее 2/3 требуемого стажа, который приходиться на работы, предусмотренные Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397.

Считая отказ в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, истец обратилась в суд с указанным иском,в котором с учетом уточнений проситобязать ответчика включить в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона РоссийскойФедерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:с 01.01.1991г. по 19.12.1998г. в должности воспитателя в детском саду № <адрес> района Республики Узбекистан,с 06.01.1999г. по 03.05.1999г. в должности воспитателя в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан,с 04.05.1999г. по 01.09.2000г. в должности воспитателя в детском доме г. <адрес> Республики Узбекистан.Обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400- ФЗ «О страховых пенсиях» период учебы с 01.09.1984г. по 02.03.1987г. в <данные изъяты>.Признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400- ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.09.2019г.Обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.09.2019г.Взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Морозова Г.А.поддержала исковые требования, просила суд их удовлетворить по вышеизложенным основаниям.

Истец - Пестова Ю.Ю. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом,представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика –Мельникова М.В. в судебном заседании с иском не согласилась, считала его не подлежащим удовлетворению, представила письменные возражения приобщенные к материалам дела.

Представитель 3-его лица - Департамента труда и занятости населения Воронежской областиБоева А.И. в судебном заседании, считала требования обоснованными иподлежащими удовлетворению.

Суд, выслушав мнение участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 не ранее сроков, указанных в приложении 7 к указанному Федеральному закону.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. №665. при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии со статьей 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяются:

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992г.;

Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992г. по 31 октября 1999г. включительно;

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лег в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лег в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1067 «Обутверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999г. по 31 декабря 2001г. включительно;

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. N781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностейи учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.

Кроме того, при исчислении специального стажа применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001г. №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002г. №516.

Согласно приложенным к материалам дела документам, включая решение об отказе в установлении пенсии, приложения к решению, к/трудовой книжки, справок,судом установлено, что Пестова Юлия Юрьевна работала в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан: с 01.01.1991 по 19.12.1998 в должности воспитателя; в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан: с 06.01.1999г. по 03.05.1999 в должности воспитателя; в Детском доме <адрес> Республики Узбекистан: с 04.05.1999г. по 01.09.2000г. в должности воспитателя.Данные периоды не были включены в страховой и специальный стаж по тем основаниям, что согласно информации о досрочных пенсиях в Республике Узбекистан, поступившей из Исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан от 15.02.2017г. № M3/30-01-32-137 воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях и в образовательных учреждениях для детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, правом на досрочное пенсионное обеспечениене пользуются (Списки производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающей право на пенсию на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 12.05.1994г. №250). Истцом не представлены соответствующие доказательства льготного стажа.

Суд находит отказ во включении в специальный и страховой стаж указанных периодов необоснованным, по следующим основаниям.

Пенсионное обеспечение граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают(п. 1 ст. 6).

Таким образом, пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а также норме пункта 1 статьи 6 Соглашения о назначении пенсий гражданам государств-участников Соглашения по месту их жительства (Консультативное заключение Экономического Суда СНГ от 29 ноября 2012 года №01-1/4- 12).

Между Российской Федерацией и Республикой Узбекистан было заключено Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г.

Как следует из письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994г. пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992г. (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан.Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением.

В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13.03.1992г. для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Согласно п. 1 ст. 6 данного соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

В соответствии с пунктом 1 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31.01.1994г. №1 - 369 - 18 при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13.03.1992г., а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13.03.1992г.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004г. №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.

Согласно пункту 2 Приложения №1 указанных Рекомендаций к числу международных договором относится, в том числе Соглашение от 13.03.1992г. «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины). Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся (пункт 2 Рекомендаций).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

Согласно пункту 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004г. №99р для определения права на пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств-участников Соглашения от 13.03.1992г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992г., приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003г. №203-16). Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, пенсия должна назначаться по нормам Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В настоящее время Пестова Юлия Юрьевна является гражданином РФ, ей выдан паспорт ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014г. №1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Кроме того, согласно статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что трудовая книжка установленного образца является основнымдокументом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 4.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974г. №162, действующей в оспариваемые периоды моей работы, при увольнении рабочего или служащего все записи о работе, награждениях и поощрениях, внесенные в трудовую книжку за время работы на предприятии, заверялись подписью руководителя или специально уполномоченного им лица и печатью предприятия или печатью отдела кадров. Аналогичные требования к ведению трудовых книжек предусмотрены и ныне действующими Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003г. №225.

Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности). В связи с чем, следует руководствоваться Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение». Согласно данному акту при рассмотрении вопроса о праве на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, следует последовательно применять: до 01.01.1992г. - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, Положение..., утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397; до 01.11.1999г. - Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №463; с 01.11.1999г. до 12.11.2002г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1067; после 12.11.2002г. - Список... и Правила..., утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781.

Указанными Списками предусмотрена должность «воспитатель» и учреждения «детский сад» и «детский дом».

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденному Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26.08.2010г. №761н предусмотрено, что воспитатель (включая старшего) осуществляет деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях и их структурных подразделениях, иных учреждениях и организациях; содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания; осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту их познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий; создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника;способствует развитию общения обучающихся, воспитанников; помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими); осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям.

Работа истца в спорные периоды в указанных должностях, подтверждается приложенными к материалам дела - копией трудовой книжки, справками работодателя которыми подтверждается осуществление педагогической деятельности: от 09.07.2012г. №14 полный рабочий день на полную ставку работы воспитателем в д/с <адрес> района; от 09.07.2012г. №58 и от 30.07.2019 г. полный рабочий день на полную ставку работы воспитательницей в детском саду № <адрес> района; от 10.07.2012г. №11 полный рабочий день на полную ставку работы воспитателем в детском доме . <адрес>.

Следует отметить, что довод ответчика относительно того, что оспариваемые периоды работы невозможно включить в страховой и специальный стаж ввиду отсутствия подтверждения компетентного органа Республики Узбекистан без основательный, поскольку ни нормами Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», ни Соглашением «О гарантиях прав граждан государств-республик СНГ в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992г. не предусмотрено обязательное переподтверждение периодов работы, отраженных в трудовой книжке и справках работодателя.

Согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В данном случае трудовая деятельность истца протекала в период до 1 сентября 2000 г., в связи с чемспорные периоды засчитываются в специальный стаж независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени. При этом отсутствие ответа на запрос Пенсионного фонда с Республики Узбекистан не должно ущемлять права истца во включении спорных периодов в специальный стаж, связанный с осуществлением педагогической деятельности.

Учитывая изложенное, указанные спорные периоды подлежат включению как в страховой так и специальный стаж истца.

В период с 01.09.1984 по 02.03.1987 истец обучалась в <данные изъяты>, данный период не был включен в специальный стаж, так как не выполняется условие п. 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397- на дату обращения за пенсией отсутствует не менее 2/3 требуемого стажа, который приходиться на работы, предусмотренные Перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397.

В данном случае до 1 октября 1993г. действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»).

Согласно пункту 2 указанного Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Также следует отметить, что в силу ст. 173 ТК РФ, отпуска в связи с обучением являются дополнительными отпусками с сохранением заработной платы, подлежат зачету в льготный стаж согласно п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Из представленных суду справок и трудовой книжки следует, что период обучения с 01.09.1984г. по 02.03.1987г. предшествовал периоду работы педагогической деятельности с 15.11.1982г. по 04.01.1984г. в должности воспитателя в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан, учтенный ответчиком в бесспорном порядке. За периодом обучения следовал учтенный период работы с 13.04.1987г. по 31.12.1990г. в должности воспитателя в детском саду № <адрес> района Республики Узбекистан.

На основании изложенного, следует признать, что спорный период с 01.09.1984 по 02.03.1987 также подлежит включению в специальный стаж.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд приходит к выводу, что те обстоятельства, на которых истец основывал свои исковые требования, нашли своё подтверждение в ходе судебного заседания. Доводы ответчика являются безосновательными и опровергаются исследованными в ходе судебного заседания документами.

Согласно ст. 22 Федерального Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста, в том числе осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к названному Федеральному закону и не ранее возраста, указанного в приложении, то есть не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее.

При этом согласно части 3 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 03.10.2018г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховыхпенсиях» и которые в период с 1 января 2019 годапо 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

С заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости к ответчику истец обратилась 04.09.2019г.

С учетом включенных в страховой и специальный стаж спорных периодов работы и учебы продолжительность специального стажа на 04.09.2019г. у истца составит более 25 лет. Таким образом, на 04.09.2019 уПестовой Ю. Ю. возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В данном случае истец при подаче иска был освобожден от оплаты госпошлины согласно пп.5 п.2 ст.333.36 НК РФ. Пошлина истцом не оплачивалась.

Учитывая изложенное требование истца в части взыскания расходов по оплате госпошлины в размере 300 руб. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда РФ по Воронежской области включить Пестовой Юлии Юрьевне в страховой и специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы:с 01.01.1991г. по 19.12.1998г. в должности воспитателя в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан,с 06.01.1999г. по 03.05.1999г. в должности воспитателя в детском саду <адрес> района Республики Узбекистан,с 04.05.1999г. по 01.09.2000г. в должности воспитателя в детском доме . <адрес> Республики Узбекистан.

Обязать Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда РФ по Воронежской области включить Пестовой Юлии Юрьевне в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» период учебы с 01.09.1984г. по 02.03.1987г. в <данные изъяты>

ПризнатьзаПестовой Юлией Юрьевнойправо на досрочное назначение страховой пенсии по старости, как за лицом, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.09.2019г.

Обязать Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда РФ по Воронежской области назначить и выплачивать Пестовой Юлии Юрьевне досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 04.09.2019г.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Е.В. Шевелева

Решение в окончательной форме изготовлено 15.11.2021.

1версия для печати

2-3971/2021 ~ М-3582/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пестова Юлия Юрьевна
Ответчики
УПФР в г. Воронеже
Другие
Департамент труда и занятости Воронежской
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шевелева Екатерина Владимировна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
22.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2021Передача материалов судье
27.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.10.2021Предварительное судебное заседание
14.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.10.2021Предварительное судебное заседание
14.10.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
08.11.2021Предварительное судебное заседание
08.11.2021Судебное заседание
15.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
01.02.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
14.03.2022Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее