04 апреля 2012 года п. Саракташ
Саракташский районный суд Оренбургской области под председательством судьи Бажановой Г.А., при секретаре Байгильдиной А.И., с участием истца Ворониной Светланы Евгеньевны, представителей ответчика ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Саракташском районе Оренбургской области Кучеровой Галины Валерьевны, Бобылевой Натальи Александровны.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ворониной Светланы Евгеньевны к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Воронина С.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе (далее по тексту УПФ РФ в Саракташском районе) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии и признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, указав, что решением начальника Управления Пенсионного фонда в Саракташском районе № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 п.п.19 ст.27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа в педагогических учреждениях для детей дающего право на досрочную трудовую пенсию. Из представленных ею документов, подтверждающих право на досрочную трудовую пенсию по старости, данным решением не засчитан период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ в период работы в должности музыкального руководителя. Решение начальника Управления Пенсионного фонда в Саракташском районе считает незаконным, так как она приобрела право на льготное пенсионное обеспечение и для этого имеет необходимый льготный стаж работы более 25 лет. В ее льготный стаж не могут быть не засчитаны периоды ее нахождения в отпуске уходу за детьми. Просит суд:
1. Признать отказ начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости незаконным.
2. Признать за ней право на досрочное пенсионное обеспечение.
3. Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Саракташском районе включить период отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ год по ДД.ММ.ГГГГ год в период работы в должности музыкального руководителя.
4. Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Саракташском районе произвести расчет и выплату ей пенсии, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента ее обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Саракташском районе.
В судебном заседании истица Воронина С.Е. поддержала исковые требования и подтвердила изложенные в иске обстоятельства.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Саракташском районе К.Г.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, считает решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе от ДД.ММ.ГГГГ № законным.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Саракташском районе Бобылева Н.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признала, считает решения начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе от ДД.ММ.ГГГГ № законным и пояснила, что не засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как имел место отпуск по уходу за ребенком свыше 1,5 лет, пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, не предусматривает его зачет. Кроме того, согласно п.21 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996г. № 5 в специальный стаж включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992г. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.27 п.1 п.п. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года с последующими изменениями и дополнениями, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ года истица Воронина С.Е. обратилась в УПФ РФ в Саракташском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением начальника ГУ - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого двадцатипятилетнего стажа в педагогических учреждениях в государственных и муниципальных учреждениях для детей. По представленным Ворониной С.Е. документам ответчиком включены в специальный педагогический стаж периоды работы продолжительностью: <данные изъяты>.
В решении указано, что не засчитан период ухода за ребенком свыше <данные изъяты> лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ согласно п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516, и отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, так как согласно п.21 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996г. № 5 в специальный стаж включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 06.10.1992г, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543-1 «О вступлении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ».
Включение в специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, действующими правилами не предусмотрено, однако, как видно из материалов дела, истица находилась в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 года - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период, когда действовал КЗоТ РСФСР, согласно ст.167 которого периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком включались в специальный стаж, дающий право на пенсию на пенсию на льготных условиях, и постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющих малолетних детей» в п. 2 которого предусматривалось, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Воронина С.Е. в соответствии с действующим на момент периода отпуска по уходу за ребенком законодательством также имела право на зачет указанного периода в специальный стаж.
То обстоятельство, что на момент решения вопроса о праве истицы на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, вышедшими на пенсию раньше, не должно нарушать ее законно возникшее право.
Учитывая, что статьи 6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19, 55 ч.1 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, указанные оспариваемые истицей периоды отпуска по уходу за ребенком Ворониной С.Е. подлежат включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
Данная норма закона действовала до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР».
Что касается зачета в специальный трудовой стаж периода нахождения Ворониной С.Е. в отпуске по уходу за ребенком свыше полутора лет до 3лет - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то, как следует из материалов дела, отпуск по уходу за ребенком был предоставлен Ворониной С.Е. до 06.10.1992 и продолжился после указанной даты. В период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после изменения правового регулирования Воронина С.Е. не имела возможности прервать отпуск по уходу и приступить к исполнению трудовых обязанностей, в связи с чем период после ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в данном случае также подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
На основании изложенного, суд счел необходимым обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж истца период отпуска по уходу за ребенком свыше 1,5 лет до достижения ребенком возраста 3 лет (<данные изъяты>), и поскольку с учетом указанных периодов специальный трудовой стаж работы Ворониной С.Е. превышает на дату обращения в пенсионный орган - 25 лет, признать за ней право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года с даты обращения в ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. 6,15,17-19,55 Конституции Российской Федерации, ст.19,27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Ворониной Светланы Евгеньевны удовлетворить.
Решение начальника Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Ворониной Светлане Евгеньевне признать незаконным.
Признать за Ворониной Светланой Евгеньевной право на досрочное пенсионное обеспечение.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Саракташском районе Оренбургской области включить Ворониной Светлане Евгеньевне периоды отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>.) в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года, произвести расчет и выплату Ворониной Светлане Евгеньевне пенсионного обеспечения со дня обращения в ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Саракташском районе, с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Саракташский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Г.А. Бажанова
Решение составлено в окончательной форме 09.04.2012 года.
Судья Г.А. Бажанова