Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 11 декабря 2017 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Софроновой И.А.,
при секретаре ФИО10,
с участием истца ФИО9, представителя истца ТАА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Бакрушевой Людмилы Андреевны, Турьянского Бориса Васильевича, Масленниковой Татьяны Борисовны к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок о признании незаконными отказов в утверждении схем расположения земельных участков и возложении обязанности по совершению определенных действий
установил:Истцы обратились в суд с исками к Государственному комитету Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 №-П наименование Комитета изменено на Министерство имущественных и земельных отношений, запись в ЕГРЮЛ от 08.11.2017) о признании незаконными отказов в утверждении схем расположения земельных участков и возложении обязанности по совершению определенных действий.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются собственниками земельных участков, расположенных в СОТ «Таежник»: Бакрушева Л.А. в отношении земельного участка площадью 1 500 кв.м., кадастровый №, Турьянский Б.В. в отношении земельного участка площадью 1 500 кв.м., кадастровый №, Масленникова Т.Б. в отношении земельного участка площадью 1 500 кв.м., кадастровый №. Право собственности зарегистрировано в ЕГРН.
13 апреля 2017 года между истцами заключено соглашение № об образовании новых земельных участков путем перераспределения принадлежащих им на праве собственности земельных участков. В мае 2017 года истцы обратились к ответчику с заявлениями о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к заявлениям истцы приложили схемы расположения земельных участков для утверждения. В июне 2017 года ими получены отказы в утверждении схем расположения земельных участков на основании пп. 11 п. 9 ст. 39.29, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 5,6 ст. 11.9 ЗК РФ, п. 38 ст. 1 ФЗ от 23.06.2014 № 171-ФЗ. В августе 2017 года истицы повторно обратились с заявлениями к ответчику и вновь получили отказ в утверждении схем по аналогичным основаниям. Истцы считают данные отказы незаконными, поскольку ответчиком не указаны сведения о наличии зарегистрированных ограничений и обременений земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и путем перераспределения которых предстоит образование новых земельных участков. Истцы полагают, что соглашение между ними способствует более рациональному использованию земельных участков и не нарушает требований земельного законодательства. Также не согласны с тем, что в качестве отказа для утверждения схем ответчик указывает на невозможность предоставления земельного участка для ведения садоводства из земель сельскохозяйственного назначения в связи с признанием утратившей силу ст. 81 ЗК РФ. С учетом уточнения требований в судебном заседании истица Бакрушева Л.А. просит признать незаконным отказ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1500 кв.м., образованного из части земельного участка с кадастровым номером 10:04:0024601:13 и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м. в границах характерных точек с координатами:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
Х |
Y | |
1 |
645793.13 |
1350699.74 |
2 |
645792.67 |
1350701.95 |
3 |
645790.04 |
1350714.88 |
4 |
645762.78 |
1350702.72 |
5 |
645759.64 |
1350709.79 |
6 |
645730.58 |
1350697.91 |
7 |
645723.79 |
1350695.07 |
8 |
645723.85 |
1350670.92 |
9 |
645753.09 |
1350680.05 |
10 |
645770.05 |
1350688.03 |
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в срок не более 30 дней со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения, направить Бакрушевой Людмиле Андреевнеподписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 10:04:0024601:13 и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено.
Истица Масленникова Т.Б. просит признать незаконным отказ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1500 кв.м., образованного из части земельного участка с кадастровым номером 10:04:0024601:12 и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м. в границах характерных точек с координатами:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
Х |
Y | |
1 |
645803.48 |
1350648.92 |
2 |
645793.12 |
1350699.74 |
3 |
645770.05 |
1350688.03 |
4 |
645775.18 |
1350663.35 |
5 |
645758.15 |
1350655.76 |
6 |
645756.10 |
1350654.85 |
7 |
645756.22 |
1350644.18 |
8 |
645785.60 |
1350645.91 |
9 |
645790.97 |
1350646.56 |
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в срок не более 30 дней со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения, направить Масленниковой Татьяне Борисовнеподписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 10:04:0024601:12 и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено.
Истец Турьянский Б.В. просит признать незаконным отказ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1500 кв.м., образованного из части земельного участка с кадастровым номером 10:04:0024601:14 и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м. в границах характерных точек с координатами:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
Х |
Y | |
1 |
645775.18 |
1350663.35 |
2 |
645770.05 |
1350688.03 |
3 |
645753.09 |
1350680.05 |
4 |
645723.85 |
1350670.92 |
5 |
645723.92 |
1350642.11 |
6 |
645736.94 |
1350643.05 |
7 |
645756.22 |
1350644.18 |
8 |
645756.10 |
1350654.85 |
9 |
645758.15 |
1350655.76 |
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в срок не более 30 дней со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения, направить Турьянскому Борису Васильевичу подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 10:04:0024601:14 и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено.
Определением о подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия, Администрация Костомукшского городского округа.
В предварительном судебном заседании 22 ноября 2017 года гражданские дела по искам Бакрушевой Л.А., Масленниковой Т.Б., Турьянского Б.В. объединены в одно производство.
Истицы Бакрушева Л.А., Масленникова Т.Б. о месте и времени рассмотрения дела извещены, в судебное заседание не явились.
Истец Турьянский Б.В., представитель истцов ТАА исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в возражениях на отзыв Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия на исковое заявление.
Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещен, в отзыве на исковое заявление указывает, что мотивами для отказа истцам в утверждении схем расположения земельных участков явилось то, что Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 81 Земельного кодекса РФ, которая предусматривала предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, утратила силу с 01 марта 2015 года. Статьей 39.18 ЗК РФ регламентированы особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления хозяйством его деятельности. Вместе с тем, указанная статья устанавливает порядок предоставления земельных участков без проведения торгов гражданам для садоводства, тогда как истцы обращались в Комитет с заявлениями о заключении соглашения о перераспределении земельного участка с видом разрешенного использования «для ведения садоводства». Полагает, что истцами не представлено доказательств нарушения их прав Комитетом при вынесении отказов об утверждении схем расположения земельных участков.
Третьи лица о месте и времени рассмотрения дела извещены, в отзыве на исковые заявления ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Карелия указывает о невозможности дать письменные мотивированные пояснения, поскольку государственный кадастровый учет недвижимости не был осуществлен, Администрация КГО в отзыве указала, что считает отказы ответчика законными, а требования истцом не подлежащими удовлетворению.
Заслушав объяснения истца Турьянского Б.В., представителя истцов ТАА, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации Костомукшского городского округа № от 30 июля 2008 года из состава землепользования садово-огороднического товарищества «Таежник» изъят земельный участок площадью 1 500 кв.м. (земли сельскохозяйственного назначения) и передан безвозмездно в частную собственность Бакрушевой Л.А. для ведения садоводства.
Право собственности Бахрушевой Л.А. на земельный участок кадастровый № зарегистрировано 04.05.2009, что подтверждается копией свидетельства о госрегистрации <адрес>.
Постановлением Администрации Костомукшского городского округа № от 30 июля 2008 года из состава землепользования садово-огороднического товарищества «Таежник» изъят земельный участок площадью 1 500 кв.м. (земли сельскохозяйственного назначения) и передан безвозмездно в частную собственность Масленниковой Т.Б. для ведения садоводства.
Право собственности Масленниковой Т.Б. на земельный участок кадастровый № зарегистрировано 04.05.2009, что подтверждается копией свидетельства о госрегистрации <адрес>.
Постановлением Администрации Костомукшского городского округа № от 22 июля 2008 года из состава землепользования садово-огороднического товарищества «Таежник» изъят земельный участок площадью 1 500 кв.м. (земли сельскохозяйственного назначения) и передан безвозмездно в частную собственность Турьянскому Б.В. для ведения садоводства.
Право собственности Турьянского Б.В. на земельный участок кадастровый № зарегистрировано 04.05.2009, что подтверждается копией свидетельства о госрегистрации <адрес>.
С 01 января 2016 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и расположенными на территории Республики Карелия, возложены на Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (наименование Комитета изменено на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия).
13 апреля 2017 года между истцами заключено соглашение № с целью образования новых земельных участков путем перераспределения принадлежащих им на праве собственности земельных участков. В результате заключения соглашения истцами образованы три земельных участка площадью 1500 кв.м. каждый.
Ответчиком письмами от 09.06.2017 №№.4-21, 10974/12.4-21, от 14.06.2017 №.4-21 истцам отказано в утверждении схем расположения земельных участков.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Приказом Минэкономразвития России от 30.09.2015 № 709 «О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года № 540» в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 (далее - Классификатор), внесены изменения, в связи с чем с 03.11.2015 Классификатор предусматривает, в том числе, такие виды разрешенного использования, как:
код 1.5 - «Садоводство» (осуществление хозяйственной деятельности, в том числе на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур); указанный вид разрешенного использования связан с промышленным садоводством;
код 13.2 - «Ведение садоводства» (осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры; размещение хозяйственных строений и сооружений); указанный вид разрешенного использования связан с деятельностью в рамках Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
Понятия садовых, огородных и дачных земельных участков, приведенные в ст. 1 Закона № 66-ФЗ, являются универсальными и применяются независимо от того, расположен ли соответствующий земельный участок в границах садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан либо он предоставлен гражданину, не являющемуся членом какого-либо объединения, например, в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
При этом существующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства индивидуально и, следовательно, граждане вправе подавать заявления о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном ЗК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 23.06.2015 № 1295-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бокаревой Тамары Петровны, Фроловой Риммы Хафизовны и Юсуповой Ирины Иннокентьевны на нарушение их конституционных прав рядом положений Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, федеральных законов «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» указывает, что согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2), условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).
В развитие приведенных конституционных положений Земельный кодекс Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства закрепляет принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1). Это предполагает закрепление требования об учете целевого назначения земель сельскохозяйственного назначения с установлением особенностей их использования (статьи 77, 78 и 79). Аналогичное по смыслу положение содержится в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (подпункт 1 пункта 3 статьи 1). Тем самым правовой режим земель формируется с учетом их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Данное регулирование не означает, что граждане при соблюдении установленного порядка лишены возможности использовать для ведения садоводства и огородничества земельные участки, в том числе из состава земель сельскохозяйственного назначения. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для указанных целей предусмотрен Земельным кодексом Российской Федерации (статьи 11.4, 27, 39.3, 78 и др.), а также положениями Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», который регулирует земельные отношения, возникающие в связи с созданием и деятельностью садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений».
Как следует из постановлений Администрации Костомукшского городского округа о предоставлении истцам в частную собственность земельный участков от 22.07.2008 и от 30.07.2008 земельные участки переданы в собственность истцам в соответствии со ст. ст. 11, 15, п. 7 ст. 27, п. 2 ст. 28, ст. 29, п. 1 ст. 78, п. 2 ст. 81 Земельного кодекса РФ, Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», право собственности истцов на земельные участки зарегистрировано в установленном законом порядке.
На основании изложенного, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил
Исковые требования Бакрушевой Людмилы Андреевны, Турьянского Бориса Васильевича, Масленниковой Татьяны Борисовны удовлетворить.
Признать незаконным отказ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1500 кв.м., образованного из части земельного участка с кадастровым номером 10:04:0024601:13 и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, выраженный в письме от 09 июня 2017 года №.4-21.
Признать незаконным отказ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1500 кв.м., образованного из части земельного участка с кадастровым номером 10:04:0024601:12 и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, выраженный в письме от 09 июня 2017 года №.4-21.
Признать незаконным отказ Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1500 кв.м., образованного из части земельного участка с кадастровым номером 10:04:0024601:14 и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено, выраженный в письме от 14.06.2017 №.4-21.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м. в границах характерных точек с координатами:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
Х |
Y | |
1 |
645793.13 |
1350699.74 |
2 |
645792.67 |
1350701.95 |
3 |
645790.04 |
1350714.88 |
4 |
645762.78 |
1350702.72 |
5 |
645759.64 |
1350709.79 |
6 |
645730.58 |
1350697.91 |
7 |
645723.79 |
1350695.07 |
8 |
645723.85 |
1350670.92 |
9 |
645753.09 |
1350680.05 |
10 |
645770.05 |
1350688.03 |
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в срок не более 30 дней со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения, направить Бакрушевой Людмиле Андреевнеподписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 10:04:0024601:13 и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м. в границах характерных точек с координатами:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
Х |
Y | |
1 |
645803.48 |
1350648.92 |
2 |
645793.12 |
1350699.74 |
3 |
645770.05 |
1350688.03 |
4 |
645775.18 |
1350663.35 |
5 |
645758.15 |
1350655.76 |
6 |
645756.10 |
1350654.85 |
7 |
645756.22 |
1350644.18 |
8 |
645785.60 |
1350645.91 |
9 |
645790.97 |
1350646.56 |
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в срок не более 30 дней со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения, направить Масленниковой Татьяне Борисовнеподписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 10:04:0024601:12 и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 1500 кв.м. в границах характерных точек с координатами:
Обозначение характерных точек границ |
Координаты, м | |
Х |
Y | |
1 |
645775.18 |
1350663.35 |
2 |
645770.05 |
1350688.03 |
3 |
645753.09 |
1350680.05 |
4 |
645723.85 |
1350670.92 |
5 |
645723.92 |
1350642.11 |
6 |
645736.94 |
1350643.05 |
7 |
645756.22 |
1350644.18 |
8 |
645756.10 |
1350654.85 |
9 |
645758.15 |
1350655.76 |
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в срок не более 30 дней со дня получения кадастрового паспорта земельного участка, образуемого в результате перераспределения, направить Турьянскому Борису Васильевичу подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 10:04:0024601:14 и земельного участка, право государственной собственности на который не разграничено.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Костомукшский городской суд.
Судья Софронова И.А.
Мотивировочная часть решения изготовлена 15 декабря 2017 года.