Дело № 2- 212/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Жуковой Л.Н.,
при секретаре Родионовой Е.В.,
с участием прокурора - Ватутина П.В.
представителей (Госорган5).о.<адрес> – Лисицкой Е.В., (Госорган4) г.о.<адрес> – Шкляевой О.А., (Госорган1).<адрес> – Димитренко Ю.В., действующих по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к (Госорган5) <адрес> и (Госорган1) <адрес> об обязании исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и проведении ремонта автомобильной дороги,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к (Госорган5).<адрес> и (Госорган1) <адрес> об обязании исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и проведении ремонта дорожного покрытия на <адрес> при въезде на парковку торгового центра (Наименование1), расположенного по адресу <адрес>. В обоснование иска указал, что согласно ФЗ « О безопасности дорожного движения» от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии со ст. 3 ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. На основании ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом г.о.<адрес> к полномочиям (Госорган5)<адрес> относится дорожная деятельность по содержанию, ремонту автомобильных дорог и улиц на территории <адрес>, которая должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии с Положением об (Госорган1), последняя организует в пределах, установленных правовыми актами (Госорган5)<адрес>, текущее содержание улиц и автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории района. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597 -93 « Автомобильные дороги улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, согласно которому покрытие проезжей части населенного пункта не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств в разрешенной правилами дорожного движения скоростью. (ДД.ММ.ГГГГ) в ходе совместного обследования прокуратуры района с государственным инспектором отдела (Госорган2) по <адрес> и главным специалистом отдела ЖКХ (Госорган1) проведена проверка состояния асфальтового покрытия автомобильной дороги у дома <адрес>, в результате которой выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93. При въезде на парковку торгового центра « Виктория» имеются повреждения дорожного покрытия в виде 4-х выбоин размерами : 2.15 м. х 1.0 м. глубиной 15 см., 2.7 м. х 2.3 м. глубиной 20 см., 2.6 м. х 2.4 м. глубиной 10 см., 2.04 м. х 2.3 м. глубиной 15 см. По данному факту в прокуратуру района неоднократно поступали обращения граждан. В виду неисполнения ответчиками обязанностей по надлежащему содержанию автомобильных дорог, создана реальная угроза безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества населения города. В связи с чем прокурор района и обратился с настоящим иском в суд и просит обязать ответчиков привести автомобильную дорогу в у дома <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93.
Впоследствии Прокурор требования уточнил, просит обязать ответчиков привести автомобильную дорогу у дома <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ, заасфальтировать 4 выбоины, расположенные при въезде на территорию парковки торгового центра (Наименование1) ( л.д. 16)
Определением суда от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены (Госорган4) г.о.<адрес> и (ФИО)13 ( л.д. 58-59)
В судебном заседании прокурор Ватутин П.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель (Госорган5) <адрес> против иска возражала, суду пояснила, что въезд на парковку это не автомобильная дорога, (Госорган5) не является надлежащим ответчиком по делу, ремонт этого участка дороги должен произвести собственник земельного участка, на котором располагается торговый центр (Наименование1)» - (ФИО)13, по делу представлены письменные возражения ( л.д. 36-37)
Представитель (Госорган4) против иска возражала.
Представитель (Госорган1) против иска возражал, суду пояснил, что в полномочия (Госорган1) не входит ремонт муниципальных дорог, собственных средств на организацию ремонта автомобильных дорог (Госорган1) не имеет.
Третье лицо Нищенко Е.В. в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что дорожное покрытие автомобильной дороги по <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, имеет многочисленные выбоины, затрудняющие движение транспортных средств, данное обстоятельство явилось поводом для обращения граждан в Прокуратуру <адрес> о принятии мер прокурорского реагирования по данному факту ( л.д. 7, 8, 9, 10)
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. ФЗ « О прокуратуре РФ», прокурор <адрес> и обратился с настоящим иском в суд.
Заявленные требования обоснованы тем, что в нарушении ФЗ « О безопасности дорожного движения», « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава городского округа <адрес>, ответчиками не исполняются обязанности по ремонту и содержанию муниципальных дорог, вследствие чего создаются препятствия для движения транспортных средств, и реальная угроза жизни, здоровью и имуществу граждан.
Возражения представителя (Госорган5).<адрес> сводятся по существу к одному обстоятельству, что указанная часть автомобильной дороги не относится к муниципальной собственности и в обязанности (Госорган5) не входит осуществление деятельности по ее ремонту и содержанию.
С данным доводом суд согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно п. 1 приложения № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) « О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов <адрес> и <адрес> и муниципальную собственность» к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов.
В соответствии со ст. 2 и п.п.5 п. 1 ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)- ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы местного значения такие, как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Исходя из классификации автомобильных дорог, установленных ст. 5 ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) –ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения и частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Статьей 6 названного ФЗ предусмотрено, что Автомобильные дороги в границах городского округа могут находится в муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц. К собственности последних относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках.
Статьей 3 ФЗ (№) даны следующие понятия :
- Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на нем или под ним конструктивные элементы ( дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация ( исполнительно – распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ.
Ремонт автомобильной дороги – это комплекс работ по восстановлению транспортно –эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, в понятие содержание автомобильной дороги входит комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, спорный участок автомобильной дороги напротив дома <адрес> относится к объектам муниципальной собственности, поскольку, будучи автомобильной дорогой, является инженерным сооружением, расположенным в границах городского округа, находящейся в ведении муниципального образования <адрес>.
Данный вывод суда подтверждается представленными в материалы дела : актом проверки от (ДД.ММ.ГГГГ) ( л.д.10), фототаблицей ( л.д. 76, 77, 78), схемой расположения жилого дома (№) относительно автомобильной дороги ( л.д. 72), на этом участке автомобильной дороги имеются искусственные дорожные сооружения в виде рельсовых путей, проложенных для движения рельсовых транспортных средств – трамваев. Именно на участке прохождения рельсовых путей имеется повреждение асфальтового покрытия в виде выбоин, об устранении которых и заявлены настоящие требования.
Ссылка представителя (Госорган5) на то, что этот участок автомобильной дороги не относится к объектам муниципальной собственности, а следовательно в полномочия органа местного самоуправления не входит обязанность по его ремонту и содержанию, опровергается материалами дела. Довод представителя о том, что обязанность по ремонту этого участка дороги должна возлагаться на собственника здания <адрес> и земельного участка, на котором оно расположено то есть на (ФИО)13, суд находит несостоятельным.
Как следует из Распоряжения Главы Городского <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)-р « О ремонте проезжей части улиц городского округа <адрес> в перечень объектов, подлежащих текущему ( ямочному ) ремонту по статье « Содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городского округа в рамках благоустройства» включена и <адрес> ( л.д.
Суду не представлено доказательств, что спорный участок дороги является собственностью (ФИО)13 или передан ему в аренду для использования в хозяйственной деятельности. Земельный участок для целей строительства автомобильной дороги (ФИО)13 также не выделялся.
Как следует из Постановления Главы г.о.<адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (ФИО)13 предоставлен земельный участок для проектирования и строительства объекта незавершенного строительства ( магазина) и дополнительных земельных участков под дебаркадеры, входы в подвал и вестибюльную группу главного фасада по <адрес>, которым утверждены границы земельного участка общей площадью 1181 кв.м., фактически занимаемый объектом незавершенного строительства (магазином) в аренду сроком на 5 лет ( л.д. 48) К постановлению приложена схема отвода земельного участка ( л.д. 49-50) Из указанной схемы не следует, что (ФИО)13 передавался в аренду участок автомобильной дороги по <адрес>
Пунктом 8.3 указанного Постановления (ФИО)13 обязывался заключить с (Госорган5) <адрес> договор об условиях строительства, предусматривающие последующее благоустройство прилегающей территории ( л.д. 72)
По окончании строительства (ФИО)13 исполнены обязательства по благоустройству прилегающей территории, что подтверждается представленными по делу документами : справкой (Госорган3) от (ДД.ММ.ГГГГ) о принятии выполненного благоустройства к сдаваемому в эксплуатацию объекта : строительство магазина по <адрес> ( л.д. 80), кроме того (ФИО)13 были перечислены денежные средства на развитие объектов городской инженерной инфраструктуры по договору об условиях строительства супермаркета по <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) ( л.д. 73)
В настоящее время (ФИО)13 является собственником земельного участка площадью 1409 кв.м. с разрешенным использованием : магазин ( супермаркет, организация дебаркадера, входа в подвал и вестибюльной группы главного фасада по адресу <адрес> ( л.д. 74, 75, 79, 51, 52-55).
Данное обстоятельство не означает, что он обязан все последующее время нести обязанности по ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования, находящейся в ведении муниципального образования <адрес>.
Учитывая факт недоказанности (Госорган5)<адрес> принадлежности спорной дороги иному лицу, суд приходит к выводу о допущенном ответчиком бездействии по содержанию и ремонту спорного участка автомобильной дороги общего пользования и возложении именно на (Госорган5) обязанности совершить действия по устранению допущенных нарушений прав неограниченного круга лиц, пользователей автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями статей 16, 54 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статей 6, 13, 15, 27 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) –ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определены : вопросы местного значения, к которым относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, общие требования к использованию автомобильных дорог, согласно которым осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, и к их полномочиям относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Статьей 12 ФЗ от 10.12. 1995 г. № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 18 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ …» ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
Статья 34 названного ФЗ устанавливает, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат
На капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно – эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Согласно ст. 14 Устава г.о.<адрес>, утвержденного постановлением Воронежской городской думы от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) к компетенции городского округа <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
(Госорган5) <адрес> является исполнительным органом местного самоуправления городского округа <адрес>, к полномочиям которого относятся : осуществление функций заказчика на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры, создаваемых за счет собственных средств или на основе долевого участия, благоустройство магистральных дорог и улиц общегородского значения ( ст. ст. 12, 44 и 47 Устава г.о. <адрес>)
Материалами дела подтверждается ( актами обследования поврежденного участка дороги, пояснениями инспектора отделения дорожной инспекции и организации дорожного движения (Госорган2) по <адрес>, пояснениями прокурора (ФИО1), лично выезжавшего на спорный участок дороги и представившего суду фотографии спорного участка дороги ), что указанный участок автомобильной дороги нуждается в ремонте в целях обеспечения безопасности дорожного движения, ненадлежащее состояние автодороги существенно затрудняет движение транспортных средств, асфальтовое покрытие спорного участка дороги не соответствует требованиям ГОСТ ( л.д. 10, 56, 76-78).
ГОСТ Р 50597-93 « Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения закреплены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п., которые не должны превышать по длине 15 см., ширине – 60 см., глубине – 5 см.
Как усматривается из акта проверки состояния асфальтового покрытия на спорном участке автомобильной дороги при въезде на парковку у дома <адрес>, где располагается торговый центр (Наименование1) имеются повреждения дорожного покрытия в виде 4-х выбоин размерами : 2.15 м. х 1.0 м. глубиной 15 см., 2.7 м. х 2.3 м. глубиной 20 см., 2.6 м. х 2.4 м. глубиной 10 см., 2.04 м. х 2.3 м. глубиной 15 см., то есть имеется множественное повреждение асфальтового покрытия с размерами, значительно превышающими предельно допустимые нормы.
Таким образом, факты и обстоятельства, на которых основаны требования Прокурора нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, спорный участок автомобильной дороги находится в ведении органов местного самоуправления, и следовательно на исполнительный орган местного самоуправления – (Госорган5) <адрес> возлагается обязанность по исполнению требований законодательства РФ по ремонту и содержанию муниципальных дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Именно за счет данного ответчика подлежат удовлетворению заявленные исковые требования.
В удовлетворении иска к (Госорган1) <адрес> следует отказать, поскольку согласно ст. 45 Устава г.о.<адрес> и Положения об (Госорган1)<адрес> является структурным подразделением (Госорган5)<адрес>, и в соответствии с п. 3.3.7 Положения организует в пределах установленных правовыми актами (Госорган5)<адрес>, текущее содержание улиц и автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории района, ликвидацию несанкционированных свалок. В полномочия (Госорган1) не входят обязанности по ремонту муниципальных дорог. Как указывалось выше нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размер ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления, а не (Госорган1), которая не имеет собственных средств на осуществление данной деятельности.
В (Госорган5)<адрес> имеется самостоятельной структурное подразделение, в полномочия которого входит организация строительства, содержания, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и инженерных сооружений местного значения в границах г.о.<адрес> – это (Госорган4).<адрес>. В соответствии с решением <адрес> городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) Департамент разрабатывает текущие и перспективные планы по благоустройству территории городского округа <адрес>, по капитальному ремонту, текущему содержанию объектов дорожного хозяйства и муниципальных объектов благоустройства, готовит проектную оценку бюджетных ассигнований на их реализацию. Осуществляет мониторинг состояния улично- дорожной сети, муниципальных объектов благоустройства, осуществляет контроль в пределах своей компетенции за своевременным и качественным строительством, реконструкцией и ремонтом автомобильных дорог местного значения, текущим обслуживанием и ремонтом объектов инженерных сооружений, муниципальных объектов благоустройства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать (Госорган5) <адрес> произвести ремонт участка автомобильной дороги по <адрес> - проезд к территории парковки торгового центра (Наименование1), восстановив асфальтовое покрытие автомобильной дороги в местах выбоин, расположенных в районе трамвайных путей в соответствии с требованиями ГОСТ до (ДД.ММ.ГГГГ)
В удовлетворении иска к (Госорган1) <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.
Судья Жукова Л.Н.
Мотивированное решение
Изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)
Дело № 2- 212/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ДД.ММ.ГГГГ) Коминтерновский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Жуковой Л.Н.,
при секретаре Родионовой Е.В.,
с участием прокурора - Ватутина П.В.
представителей (Госорган5).о.<адрес> – Лисицкой Е.В., (Госорган4) г.о.<адрес> – Шкляевой О.А., (Госорган1).<адрес> – Димитренко Ю.В., действующих по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к (Госорган5) <адрес> и (Госорган1) <адрес> об обязании исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и проведении ремонта автомобильной дороги,-
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес>, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к (Госорган5).<адрес> и (Госорган1) <адрес> об обязании исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и проведении ремонта дорожного покрытия на <адрес> при въезде на парковку торгового центра (Наименование1), расположенного по адресу <адрес>. В обоснование иска указал, что согласно ФЗ « О безопасности дорожного движения» от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. В соответствии со ст. 3 ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. На основании ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Уставом г.о.<адрес> к полномочиям (Госорган5)<адрес> относится дорожная деятельность по содержанию, ремонту автомобильных дорог и улиц на территории <адрес>, которая должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. В соответствии с Положением об (Госорган1), последняя организует в пределах, установленных правовыми актами (Госорган5)<адрес>, текущее содержание улиц и автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории района. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597 -93 « Автомобильные дороги улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, согласно которому покрытие проезжей части населенного пункта не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств в разрешенной правилами дорожного движения скоростью. (ДД.ММ.ГГГГ) в ходе совместного обследования прокуратуры района с государственным инспектором отдела (Госорган2) по <адрес> и главным специалистом отдела ЖКХ (Госорган1) проведена проверка состояния асфальтового покрытия автомобильной дороги у дома <адрес>, в результате которой выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93. При въезде на парковку торгового центра « Виктория» имеются повреждения дорожного покрытия в виде 4-х выбоин размерами : 2.15 м. х 1.0 м. глубиной 15 см., 2.7 м. х 2.3 м. глубиной 20 см., 2.6 м. х 2.4 м. глубиной 10 см., 2.04 м. х 2.3 м. глубиной 15 см. По данному факту в прокуратуру района неоднократно поступали обращения граждан. В виду неисполнения ответчиками обязанностей по надлежащему содержанию автомобильных дорог, создана реальная угроза безопасности дорожного движения, сохранению жизни, здоровья и имущества населения города. В связи с чем прокурор района и обратился с настоящим иском в суд и просит обязать ответчиков привести автомобильную дорогу в у дома <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-93.
Впоследствии Прокурор требования уточнил, просит обязать ответчиков привести автомобильную дорогу у дома <адрес> в соответствии с требованиями ГОСТ, заасфальтировать 4 выбоины, расположенные при въезде на территорию парковки торгового центра (Наименование1) ( л.д. 16)
Определением суда от (ДД.ММ.ГГГГ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены (Госорган4) г.о.<адрес> и (ФИО)13 ( л.д. 58-59)
В судебном заседании прокурор Ватутин П.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель (Госорган5) <адрес> против иска возражала, суду пояснила, что въезд на парковку это не автомобильная дорога, (Госорган5) не является надлежащим ответчиком по делу, ремонт этого участка дороги должен произвести собственник земельного участка, на котором располагается торговый центр (Наименование1)» - (ФИО)13, по делу представлены письменные возражения ( л.д. 36-37)
Представитель (Госорган4) против иска возражала.
Представитель (Госорган1) против иска возражал, суду пояснил, что в полномочия (Госорган1) не входит ремонт муниципальных дорог, собственных средств на организацию ремонта автомобильных дорог (Госорган1) не имеет.
Третье лицо Нищенко Е.В. в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав участников процесса, изучив представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что дорожное покрытие автомобильной дороги по <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, имеет многочисленные выбоины, затрудняющие движение транспортных средств, данное обстоятельство явилось поводом для обращения граждан в Прокуратуру <адрес> о принятии мер прокурорского реагирования по данному факту ( л.д. 7, 8, 9, 10)
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ и ст. ФЗ « О прокуратуре РФ», прокурор <адрес> и обратился с настоящим иском в суд.
Заявленные требования обоснованы тем, что в нарушении ФЗ « О безопасности дорожного движения», « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ», « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Устава городского округа <адрес>, ответчиками не исполняются обязанности по ремонту и содержанию муниципальных дорог, вследствие чего создаются препятствия для движения транспортных средств, и реальная угроза жизни, здоровью и имуществу граждан.
Возражения представителя (Госорган5).<адрес> сводятся по существу к одному обстоятельству, что указанная часть автомобильной дороги не относится к муниципальной собственности и в обязанности (Госорган5) не входит осуществление деятельности по ее ремонту и содержанию.
С данным доводом суд согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно п. 1 приложения № 3 к постановлению Верховного Совета РФ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) « О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов <адрес> и <адрес> и муниципальную собственность» к муниципальной собственности отнесены объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта, внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского Совета народных депутатов.
В соответствии со ст. 2 и п.п.5 п. 1 ст. 14 ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)- ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относятся вопросы местного значения такие, как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Исходя из классификации автомобильных дорог, установленных ст. 5 ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) –ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения и частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
Статьей 6 названного ФЗ предусмотрено, что Автомобильные дороги в границах городского округа могут находится в муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц. К собственности последних относятся автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках.
Статьей 3 ФЗ (№) даны следующие понятия :
- Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельный участок в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на нем или под ним конструктивные элементы ( дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Дорожной деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Владельцами автомобильных дорог являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация ( исполнительно – распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством РФ.
Ремонт автомобильной дороги – это комплекс работ по восстановлению транспортно –эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, в понятие содержание автомобильной дороги входит комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, спорный участок автомобильной дороги напротив дома <адрес> относится к объектам муниципальной собственности, поскольку, будучи автомобильной дорогой, является инженерным сооружением, расположенным в границах городского округа, находящейся в ведении муниципального образования <адрес>.
Данный вывод суда подтверждается представленными в материалы дела : актом проверки от (ДД.ММ.ГГГГ) ( л.д.10), фототаблицей ( л.д. 76, 77, 78), схемой расположения жилого дома (№) относительно автомобильной дороги ( л.д. 72), на этом участке автомобильной дороги имеются искусственные дорожные сооружения в виде рельсовых путей, проложенных для движения рельсовых транспортных средств – трамваев. Именно на участке прохождения рельсовых путей имеется повреждение асфальтового покрытия в виде выбоин, об устранении которых и заявлены настоящие требования.
Ссылка представителя (Госорган5) на то, что этот участок автомобильной дороги не относится к объектам муниципальной собственности, а следовательно в полномочия органа местного самоуправления не входит обязанность по его ремонту и содержанию, опровергается материалами дела. Довод представителя о том, что обязанность по ремонту этого участка дороги должна возлагаться на собственника здания <адрес> и земельного участка, на котором оно расположено то есть на (ФИО)13, суд находит несостоятельным.
Как следует из Распоряжения Главы Городского <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№)-р « О ремонте проезжей части улиц городского округа <адрес> в перечень объектов, подлежащих текущему ( ямочному ) ремонту по статье « Содержание автомобильных дорог и инженерных сооружений на них в границах городского округа в рамках благоустройства» включена и <адрес> ( л.д.
Суду не представлено доказательств, что спорный участок дороги является собственностью (ФИО)13 или передан ему в аренду для использования в хозяйственной деятельности. Земельный участок для целей строительства автомобильной дороги (ФИО)13 также не выделялся.
Как следует из Постановления Главы г.о.<адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) (ФИО)13 предоставлен земельный участок для проектирования и строительства объекта незавершенного строительства ( магазина) и дополнительных земельных участков под дебаркадеры, входы в подвал и вестибюльную группу главного фасада по <адрес>, которым утверждены границы земельного участка общей площадью 1181 кв.м., фактически занимаемый объектом незавершенного строительства (магазином) в аренду сроком на 5 лет ( л.д. 48) К постановлению приложена схема отвода земельного участка ( л.д. 49-50) Из указанной схемы не следует, что (ФИО)13 передавался в аренду участок автомобильной дороги по <адрес>
Пунктом 8.3 указанного Постановления (ФИО)13 обязывался заключить с (Госорган5) <адрес> договор об условиях строительства, предусматривающие последующее благоустройство прилегающей территории ( л.д. 72)
По окончании строительства (ФИО)13 исполнены обязательства по благоустройству прилегающей территории, что подтверждается представленными по делу документами : справкой (Госорган3) от (ДД.ММ.ГГГГ) о принятии выполненного благоустройства к сдаваемому в эксплуатацию объекта : строительство магазина по <адрес> ( л.д. 80), кроме того (ФИО)13 были перечислены денежные средства на развитие объектов городской инженерной инфраструктуры по договору об условиях строительства супермаркета по <адрес> от (ДД.ММ.ГГГГ) ( л.д. 73)
В настоящее время (ФИО)13 является собственником земельного участка площадью 1409 кв.м. с разрешенным использованием : магазин ( супермаркет, организация дебаркадера, входа в подвал и вестибюльной группы главного фасада по адресу <адрес> ( л.д. 74, 75, 79, 51, 52-55).
Данное обстоятельство не означает, что он обязан все последующее время нести обязанности по ремонту и содержанию автомобильной дороги общего пользования, находящейся в ведении муниципального образования <адрес>.
Учитывая факт недоказанности (Госорган5)<адрес> принадлежности спорной дороги иному лицу, суд приходит к выводу о допущенном ответчиком бездействии по содержанию и ремонту спорного участка автомобильной дороги общего пользования и возложении именно на (Госорган5) обязанности совершить действия по устранению допущенных нарушений прав неограниченного круга лиц, пользователей автомобильной дороги местного значения.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положениями статей 16, 54 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», статей 6, 13, 15, 27 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) –ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» определены : вопросы местного значения, к которым относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, общие требования к использованию автомобильных дорог, согласно которым осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, и к их полномочиям относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Статьей 12 ФЗ от 10.12. 1995 г. № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 18 ФЗ от (ДД.ММ.ГГГГ) № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ …» ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами.
Статья 34 названного ФЗ устанавливает, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат
На капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно – эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Согласно ст. 14 Устава г.о.<адрес>, утвержденного постановлением Воронежской городской думы от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) к компетенции городского округа <адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
(Госорган5) <адрес> является исполнительным органом местного самоуправления городского округа <адрес>, к полномочиям которого относятся : осуществление функций заказчика на строительство и ремонт объектов социальной и производственной инфраструктуры, создаваемых за счет собственных средств или на основе долевого участия, благоустройство магистральных дорог и улиц общегородского значения ( ст. ст. 12, 44 и 47 Устава г.о. <адрес>)
Материалами дела подтверждается ( актами обследования поврежденного участка дороги, пояснениями инспектора отделения дорожной инспекции и организации дорожного движения (Госорган2) по <адрес>, пояснениями прокурора (ФИО1), лично выезжавшего на спорный участок дороги и представившего суду фотографии спорного участка дороги ), что указанный участок автомобильной дороги нуждается в ремонте в целях обеспечения безопасности дорожного движения, ненадлежащее состояние автодороги существенно затрудняет движение транспортных средств, асфальтовое покрытие спорного участка дороги не соответствует требованиям ГОСТ ( л.д. 10, 56, 76-78).
ГОСТ Р 50597-93 « Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения закреплены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т. п., которые не должны превышать по длине 15 см., ширине – 60 см., глубине – 5 см.
Как усматривается из акта проверки состояния асфальтового покрытия на спорном участке автомобильной дороги при въезде на парковку у дома <адрес>, где располагается торговый центр (Наименование1) имеются повреждения дорожного покрытия в виде 4-х выбоин размерами : 2.15 м. х 1.0 м. глубиной 15 см., 2.7 м. х 2.3 м. глубиной 20 см., 2.6 м. х 2.4 м. глубиной 10 см., 2.04 м. х 2.3 м. глубиной 15 см., то есть имеется множественное повреждение асфальтового покрытия с размерами, значительно превышающими предельно допустимые нормы.
Таким образом, факты и обстоятельства, на которых основаны требования Прокурора нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, спорный участок автомобильной дороги находится в ведении органов местного самоуправления, и следовательно на исполнительный орган местного самоуправления – (Госорган5) <адрес> возлагается обязанность по исполнению требований законодательства РФ по ремонту и содержанию муниципальных дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Именно за счет данного ответчика подлежат удовлетворению заявленные исковые требования.
В удовлетворении иска к (Госорган1) <адрес> следует отказать, поскольку согласно ст. 45 Устава г.о.<адрес> и Положения об (Госорган1)<адрес> является структурным подразделением (Госорган5)<адрес>, и в соответствии с п. 3.3.7 Положения организует в пределах установленных правовыми актами (Госорган5)<адрес>, текущее содержание улиц и автомобильных дорог местного значения, расположенных на территории района, ликвидацию несанкционированных свалок. В полномочия (Госорган1) не входят обязанности по ремонту муниципальных дорог. Как указывалось выше нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размер ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления, а не (Госорган1), которая не имеет собственных средств на осуществление данной деятельности.
В (Госорган5)<адрес> имеется самостоятельной структурное подразделение, в полномочия которого входит организация строительства, содержания, реконструкции и ремонта автомобильных дорог и инженерных сооружений местного значения в границах г.о.<адрес> – это (Госорган4).<адрес>. В соответствии с решением <адрес> городской Думы от (ДД.ММ.ГГГГ) (№) Департамент разрабатывает текущие и перспективные планы по благоустройству территории городского округа <адрес>, по капитальному ремонту, текущему содержанию объектов дорожного хозяйства и муниципальных объектов благоустройства, готовит проектную оценку бюджетных ассигнований на их реализацию. Осуществляет мониторинг состояния улично- дорожной сети, муниципальных объектов благоустройства, осуществляет контроль в пределах своей компетенции за своевременным и качественным строительством, реконструкцией и ремонтом автомобильных дорог местного значения, текущим обслуживанием и ремонтом объектов инженерных сооружений, муниципальных объектов благоустройства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 67, 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать (Госорган5) <адрес> произвести ремонт участка автомобильной дороги по <адрес> - проезд к территории парковки торгового центра (Наименование1), восстановив асфальтовое покрытие автомобильной дороги в местах выбоин, расположенных в районе трамвайных путей в соответствии с требованиями ГОСТ до (ДД.ММ.ГГГГ)
В удовлетворении иска к (Госорган1) <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме через Коминтерновский районный суд <адрес>.
Судья Жукова Л.Н.
Мотивированное решение
Изготовлено (ДД.ММ.ГГГГ)