Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
13 января 2011 года. Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Быковой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г.Екатеринбурга, действующего в интересах Ахматова А.С. к администрации г.Екатеринбурга, Министерству строительства и архитектуры Свердловской области, об обязывании приобретения жилого помещения и предоставлении его на условиях социального найма,
у с т а н о в и л:
Прокурор Ленинского района г.Екатеринбурга, по основаниям ст. 45 ГПК РФ выступающий в защиту интересов Ахматова А.С., обратился в суд к указанным ответчикам об обязывании Министерства строительства и архитектуры Свердловской области, как главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям в черте МО г.Екатеринбурга в целях передачи его в муниципальную собственность и обязывании администрации г.Екатеринбурга предоставить его истцу, как ребенку-сироте, на условиях договора социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты>
В обоснование своего иска прокурор указал, что истец Ахматов А.С. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как решением Ленинского райсуда г.Екатеринбурга от 24.01.2022 г. отец ребенка лишен родительских прав, а мать Ахматова А.С. скончалась 14.09.2002 года. Распоряжением Главы администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от 04.11.2004 г. Ахматов А.С. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке. По состоянию на 21.10.2010 г. номер очереди Ахматова А.С. – <данные изъяты>, однако на момент обращения с иском в суд жилое помещение Ахматову А.С. не предоставлено, другого жилья на праве собственности или по договору социального найма он не имеет. В соответствии со ст.57 ЖК РФ и ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилое помещение истцу должно предоставляться без очереди после достижения им 18 лет. В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 13.11.2009г. с 01.01.2010г. функция главного распорядителя средств областного бюджета по обеспечению жильем сирот возложена на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области. Поэтому данное Министерство должно приобрести для истца жилое помещение и передать его администрации г.Екатеринбурга для последующего предоставления Ахматову А.С. на условиях социального найма.
В судебное заседание не явился прокурор, о рассмотрении дела извещен в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.
В судебном заседании истец Ахматов А.С. исковые требования по заявленным прокурором фактическим и правовым основаниям поддержал, дополнительно пояснив, что он относится к категории лиц, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, однако до настоящего времени администрация г.Екатеринбурга жильем истца не обеспечила. Других жилых помещений на праве собственности или на условиях социального найма Ахматов А.С. не имеет.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Екатеринбурга пояснила, что при возложении обязанности на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области приобрести для истца жилое помещение, они не будут возражать против передачи его в последствии истцу на условиях социального найма.
Представитель ответчика Министерства строительства и архитектуры Свердловской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве в суд просил рассмотреть настоящее дело в его отсутствие, по существу иска указал, что ответчик является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями. Списки детей-сирот, нуждающихся в жилье должны формироваться органами местного самоуправления муниципальных образований и направляться в Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства, который затем направляет в органы местного самоуправления адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади. После этого органы местного самоуправления в течение 15 дней обязаны предоставить в Фонд предложения по распределению жилых помещений с предварительным согласованием органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения. Таким образом, если истец состоит на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающегося в жилье, то он будет обеспечен таким жильем в установленном порядке.
Представитель привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица администрации Ленинского г.Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещался судом надлежащим образом и в срок, о причинах своей неявки суд не уведомил, не ходатайствовал об отложении слушания дела.
С учетом таких обстоятельств и мнения явившихся в судебное заседание сторон суд считает возможным рассмотреть данное дело при установленной явке.
Заслушав пояснения истца Ахматова А.С., возражения представителя администрации г.Екатеринбурга, изучив материалы дела и также оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет исковые требования прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.8 Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с последующими изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, федеральное законодательство, прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях договора социального найма.
Судом установлено, что истец Ахматов А.С., 1990 года рождения, являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку на основании решения Ленинского райсуда г.Екатеринбурга от 24.01.2002г. отец истца Ахматов С.К. лишен родительских прав, мать – Ахматова О.С. скончалась 14.09.2002 года. Постановлением Главы администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от 08.07.2003 года Ахматов А.С. определен в учреждение государственного воспитания на полное государственное обеспечение. Как следует из справки МОУ Детский дом-школа № 153, Ахматов А.С. находился в данном воспитательном учреждении с 2004 года.
По сведениям, представленным из администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, Ахматов А.С. распоряжением Главы администрации Ленинского района г.Екатеринбурга от 04.11.2004 г. поставлен на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договорам социального найма. Очередь Ахматова А.С. по состоянию на октябрь 2010 года – 43.
На момент рассмотрения дела Ахматов А.С. зарегистрирован по адресу <адрес>. 28 февраля 2002 года в данном жилом помещении произошел пожар, однако после этого родителям истца жилое помещение не предоставлялось.
Отсутствие у истца какого либо жилья на условиях договора социального найма не оспаривается представителем администрации г.Екатеринбурга, а отсутствие у него жилья на праве собственности подтверждается письменным ответом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области и ЕМУП БТИ г.Екатеринбурга.
Все вышеназванные доказательства ответчиками не оспорены, отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду признать наличие у истца права на получение жилого помещения во внеочередном порядке как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области №646-ПП от 20.04.2010г., утвердившим Порядком обеспечения в 2010 году жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, за счет средств областного бюджета, уполномоченным органом по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц за счет средств областного бюджета указано Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.
Согласно п.п.8,9 указанного Порядка, жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской социального использования и после распределения их детям –сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.
Учитывая, что Постановлением Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. определена конкретная денежная сумма, подлежащая расходованию на обеспечение жильем детей-сирот, и учитывая, что истец имеет право на получение жилья во внеочередном порядке, суд считает необходимым возложить на Министерство строительства и архитектуры Свердловской области обязанность передать благоустроенное жилое помещение в виде квартиры в собственность МО г.Екатеринбург для последующего предоставления указанного жилья Ахматову А.С. на условиях договора социального найма.
С учетом этого обязанность по предоставлению жилого помещения и заключению договора социального найма суд возлагает на администрацию г.Екатеринбурга, поскольку согласно Постановлению Правительства Свердловской области от 20.04.2010г. именно орган местного самоуправления заключает договор социального найма с гражданином.
Определяя размер жилого помещения, подлежащего предоставлению истцу на условиях социального найма, суд принимает во внимание положения ч.5,6 ст.57 ЖК РФ, Постановление Главы г.Екатеринбурга №824 от 31.08.2005г. «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «Город Екатеринбург», в связи с чем обязывает администрацию г.Екатеринбурга предоставить истцу благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты> расположенное в пределах г.Екатеринбурга и отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Основания, по которым истцу должно быть предоставлено жилое помещение в большем размере, как это заявлено прокурором <данные изъяты> во-первых, истцом на названы, а во-вторых, таковых оснований не усматривает и суд, так как истец Ахматов А.С. не предоставил суду каких-либо доказательств о наличии у него права на получение жилого помещения в большем размере, нежели это установлено ЖК РФ. Поэтому в удовлетворении требований о предоставлении жилого помещения именно указанной площади суд отказывает.
Иных требований, равно как и иных оснований по заявленному требованию, на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования <адрес>, действующего в интересах Ахматова А.С., удовлетворить частично.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Свердловской области за счет средств субъекта Российской Федерации – Свердловской области – передать в собственность МО «Город Екатеринбург» благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>., соответствующее санитарным и техническим требованиям для предоставления Ахматова А.С..
Обязать администрацию г. Екатеринбурга предоставить Ахматова А.С. на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры общей площадью не менее <данные изъяты>, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в пределах г.Екатеринбурга.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: (Лимонова Л.Ф.)