Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-190/2012 ~ М-141/2012 от 30.01.2012

        Дело № 2-190/2012 год

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея Амурской области                              22 февраля 2012 года

    Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Быстрянцевой И.И.,

при секретаре Карнауховой И.Е.,

с участием помощника прокурора Зейского района Олиферова М.В.,

представителя ответчика – администрации Зейского района Амурской области ЧОН, представителей третьих лиц - Отдела образования администрации Зейского района КОА,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах несовершеннолетних Тунгалинской СОШ к Администрации Зейского района, МОУ Тунгалинская средняя общеобразовательная школа о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Зейского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов учащихся МОУ Тунгалинская СОШ с исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации Зейского района по устройству ограждения вокруг всей территории МОУ Тунгалинская СОШ, возложении на ответчиков обязанности в срок до 1 сентября 2012 года обеспечить возведение вокруг территории МОУ Тунгалинская СОШ соответствующего ограждения, в обоснование исковых требований указав, что прокуратурой Зейского района была проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического законодательства в дошкольных и общеобразовательных учреждениях Зейского района в части соблюдения указанными учреждениями профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и создания безопасных условий для движения детей вблизи образовательных учреждений.

В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.<Дата обезличена>-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

В ходе проведенной проверки было установлено, что в МОУ Тунгалинская СОШ <адрес> отсутствует ограждение по периметру территории школы, что свидетельствует о неудовлетворительном состоянии территории школы и нарушает право неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан, на безопасные условия пребывания в образовательных учреждениях, может привести к несчастному случаю, и в результате повлиять на жизнь, здоровье указанного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.

Не исполнение образовательным учреждениям требований действующего законодательства создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, поскольку отсутствие ограждения территории образовательного учреждения может способствовать самовольному выходу несовершеннолетних на проезжую часть.

С целью устранения указанных выше нарушений 16 августа 2011 г. главе администрации Зейского района было внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, которое было рассмотрено, но указанные нарушения законодательства не устранены.

Таким образом, бездействие администрации Зейского района по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в общеобразовательных учреждениях Зейского района, в части соблюдения профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и создания безопасных условий для движения детей вблизи образовательных учреждений, создает реальную угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, обучающихся в образовательном учреждении, поскольку нарушает право обучающихся несовершеннолетних на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса.

    Определением суда от 14 февраля 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены отдел образования администрации Зейского района и финансовое управление администрации Зейского района.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика – администрации Зейского района в судебном заседании с требованиями прокурора не согласна, пояснила, что по результатам проверки готовности школы к 2011/12 учебному году замечаний не было. Муниципальному общеобразовательному учреждению Тунгалинской средней общеобразовательной школе Министерством образования и науки Амурской области была выдана лицензия на право ведения образовательной деятельности от 14 сентября 2011 года. В соответствии с Уставом Муниципального общеобразовательного учреждения Тунгалинской СОШ является муниципальное образование Зейский район Амурской области. Уполномоченным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, является отдел образования администрации Зейского района. С целью приведения условий пребывания детей в соответствие с установленными требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, а также созданию безопасных условий пребывания в общеобразовательных учреждениях Зейского района отделом образования администрации Зейского района проведена оценка затрат на обеспечение безопасности общеобразовательных учреждений Зейского района, была принята долгосрочная муниципальная целевая программа «Безопасность образовательных учреждений Зейского района на 2010-2012 годы», утвержденная постановлением администрации Зейского района от 30.03.2010 № 154. Программа предусматривает материально-техническое обеспечение безопасности общеобразовательных учреждений, оснащение, монтаж, техническое обслуживание и ремонт оборудования, инженерных систем обеспечения безопасности, а также обустройство капитального ограждения территории общеобразовательных учреждений. Для приведения территории МОУ Тунгалинская СОШ в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 выполнены следующие виды работ: выведен сигнал на пульт ЕДДС (пожарной части), установлены системы видеонаблюдения, здание МОУ Тунгалинская СОШ оборудовано автономной пожарной сигнализацией (АПС) и системой звукового оповещения, огнезащитным составом пропитаны деревянные конструкции чердачных помещений, оборудован уголок безопасности, кабинеты по безопасности дорожного движения и пожарной безопасности, усилен пропускной режим в общеобразовательном учреждении. В 2011 году на капитальное ограждение территории общеобразовательных учреждений денежные средства в бюджете Зейского района не предусматривались, так как бюджет на 2011 год формировался в декабре 2010 года. Бюджет Зейского района является дефицитным, дотаций в 2011 году на капитальное ограждение территории общеобразовательных учреждений Зейского района из областного бюджета не выделялись. Таким образом, устройство ограждения территории общеобразовательных учреждений Зейского района запланировано на 2012 год. Таким образом, после выявления несоответствий нормам СанПиН администрацией Зейского района принимались активные действия по устранению выявленных несоответствий. На основании вышеизложенного считает требования прокурора не обоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Представитель ответчика МОУ Тунгалинская СОШ в судебное заседание не явился, согласно поступившего заявления просит дело рассмотреть в свое отсутствие, с исковыми требованиями согласна, поскольку ограждение территории МОУ Тунгалинская СОШ фактически отсутствует.

Представитель третьего лица – отдела образования администрации Зейского района не согласна с исковыми требования прокурора, поддержала доводы представителя администрации Зейского района.

Изучив материалы дела, суд находит необходимым требования прокурора удовлетворить по следующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Зейского района в целях надзора за выполнением общеобразовательными учреждениями требований законодательства об образовании, противодействии терроризму и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов была проведена соответствующая проверка Муниципального общеобразовательного учреждения Тунгалинская средняя общеобразовательная школа, которая показала, что имеет место нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно не соблюдение требований, предъявляемых к участкам образовательного учреждения.

Так, на территории школы отсутствует ограждение забором по всему периметру, предусмотренное СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. № 189, которые в силу п. 1.1. направлены на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях.

В соответствии с п. 3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.

В нарушение данного требования, как установлено, территория МОУ Тунгалинская СОШ ограждения не имеет.

Несоблюдение требований санитарного законодательства нарушает права несовершеннолетних учащихся МОУ Тунгалинская СОШ на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, может привести к несчастному случаю, способствует свободному доступу на территорию школы посторонних лиц, что, в том числе, не исключает совершение на территории школы террористических актов.

Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью возложена обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. При этом, образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32 Федерального закона № 3266-1).

В силу ст. 51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

В соответствии со ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно уставу Муниципального общеобразовательного учреждения Тунгалинская средняя общеобразовательная школа, МОУ Тунгалинская СОШ является муниципальным бюджетным учреждением, осуществляющим образовательный процесс, то есть реализующим несколько образовательных программ и обеспечивающим содержание и воспитание обучающихся (п.п. 1.4, 1.7).

Согласно п.п. 1.6., 13.1 Устава учредителем МОУ Тунгалинская СОШ является муниципальное образование Зейский район, уполномоченным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя Учреждения, является отдел образования администрации Зейского района Амурской области. Отдел образования администрации Зейского района является структурным подразделением администрации Зейского района. Отношения между уполномоченным органом и учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.2.1 Устава, учреждение, осуществляя обучение и воспитание, обеспечивает личности охрану здоровья и создание благоприятных условий для ее разностороннего развития

К компетенции МОУ Тунгалинская СОШ относится, в том числе, материально-техническое оснащение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствие с санитарными нормами и требованиями. При этом Учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса (п.п.11.2, 11.3 Устава).

Имущество Учреждения закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Земельный участок, необходимый для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании Свидетельства о государственной регистрации права (п.8.1 Устава).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, имеющейся в материалах дела, и подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 13 ноября 2003 года и от 01 июня 2009 года, школа №49, находящаяся по адресу п.Тунгала Зейского района Амурской области, а также земельный участок являются муниципальной собственностью, находятся в оперативном управлении и постоянном бессрочном пользовании МУО Тунгалинская СОШ.

В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.50 названного Федерального закона, имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время может находиться в собственности муниципальных районов.

Администрация Зейского района в соответствии со ст. ст. 22, 33 Устава Зейского района, в структуре органов местного самоуправления является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Зейского района, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.31 Закона РФ «Об образовании», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

На основании изложенных положений и норм содержание образовательного учреждения и прилегающей территории не относится к расходам на обеспечение непосредственно образовательного процесса, следовательно, бремя несения таких расходов лежит на органе местного самоуправления, в данном случае – Администрации Зейского района, обязанностью которого и является совершение вышеназванных действий.

В соответствии со ст. 18 Бюджетного кодекса РФ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

Обязанности муниципального образования предоставить муниципальному учреждению средства из местного бюджета являются расходными обязательствами и исполняются в пределах установленных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных решением о бюджете.

Однако, из материалов дела следует и не оспаривалось ответчиками, что администрацией Зейского района выделение из бюджета денежных средств для обеспечения возведения ограждений территорий общеобразовательного учреждения в целях приведения участка территории в соответствие с требованиями санитарных норм и правил, в 2010 г и в 2011 г не производилось.

Учитывая, что ограждение территории МОУ Тунгалинская СОШ в нарушение санитарных норм и правил до настоящего времени не установлено, условия для безопасного пребывания учащихся на территории школы не созданы, достаточные на то меры к исполнению обязанности по обеспечению обустройства прилегающей к образовательному учреждению территории администрацией Зейского района не приняты, финансирование из средств бюджета расходов, связанных с возведением ограждения, своевременно не осуществляется, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора Зейского района о признании бездействия администрации Зейского района по обеспечению устройства вокруг территории МОУ Тунгалинская СОШ ограждения незаконным.

Поскольку установлено, что требования п.3.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» не исполняются в связи с отсутствием финансирования органом местного самоуправления, сложившаяся ситуация создает возможность беспрепятственного доступа на территорию школы посторонних лиц и автотранспорта, нарушает права детей на здоровье и безопасность в результате незащищенности объекта образования, а также ослабляет антитеррористическую защищенность школы, суд полагает необходимым обязать ответчиков обеспечить ограждение территории МОУ Тунгалинская СОШ в соответствии с установленными требованиями. При этом, такая обязанность подлежит возложению на обоих ответчиков в целях обеспечения принятия каждым из них организационных мер к обустройству прилегающей к образовательному учреждению территории в рамках компетенции каждого.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд полагает необходимым возложить обязанность по возведению указанного ограждения на ответчиков в срок до начала следующего учебного года, то есть в срок до 01 сентября 2012 года.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░░ 2012 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, ░.░░░░░░░, 49, ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

2-190/2012 ~ М-141/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора в интересах несовершеннолетних Тунгалинской СОШ
Ответчики
Администрация Зейского района
МОУ Тунгалинская СОШ
Другие
Финансовое управление администрации Зейского района
Администрация Зейского района
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Быстрянцева Ирина Ивановна
Дело на сайте суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
30.01.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2012Передача материалов судье
01.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.02.2012Предварительное судебное заседание
22.02.2012Судебное заседание
10.09.2012Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее