Материал №9а-440/2021 УИД №13RS0023-01-2021-002375-46
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июня 2021 года г. Саранск
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Ионова О.Н.
рассмотрев административное исковое заявление Щулепова С. А. к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Щулепов С.А. обратился в Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия с административным иском к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, в котором просит суд постановление временно исполняющего обязанности руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия Махаева Д.А. о признании его виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП Российской Федерации и назначении административного штрафа в размере 20000 рублей отменить, производство по делу прекратить в виду малозначительности совершенного административного правонарушения в соответствии со статьей 2.9 КоАП Российской Федерации.
Административное исковое заявление не может быть принято к производству суда по следующим основаниям.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС Российской Федерации) регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (часть 1 статьи 1).
В части 2 статьи 1 КАС Российской Федерации определено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций.
Изложенное свидетельствует о том, что административные споры обусловлены отношениями власти и подчинения. К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
При этом, согласно части 5 статьи 1 КАС Российской Федерации, положения этого Кодекса не распространяются на производство по делам об административных правонарушениях.
Производство по делам об административных правонарушениях, в том числе обжалование вынесенных по этим делам постановлений осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП Российской Федерации, что прямо следует из положений статьи 1.1. КоАП Российской Федерации.
Из административного иска следует, что Щулепов С.А. просит отменить постановление о назначении в отношении него административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП Российской Федерации.
Оснований считать данный спор административным не имеется, возникшие между сторонами правоотношения не подлежат проверке в порядке, предусмотренном КАС Российской Федерации.
Таким образом, избранная форма обращения в суд путем подачи административного иска не сможет обеспечить защиту прав и законных интересов лица, указывающего о таковом нарушении, в том числе проверку всех юридически значимых обстоятельств по делу.
Судебная защита данных требований осуществляется в ином судебном порядке, а именно в порядке главы 30 КоАП Российской Федерации, поскольку касается защиты прав лица, в отношении которого возбуждено и велось дело об административном правонарушении.
Следовательно, заявленные Щулеповым С.А. требования, подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КоАП Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части первой статьи 128 КАС Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в принятии административного иска по тем основаниям, что административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в порядке производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 128 КАС Российской Федерации судья в определении об отказе в принятии административного искового заявления решает вопрос о возврате государственной пошлины лицу, предъявившему административное исковое заявление, если государственная пошлина была уплачена.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае: возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами.
Следовательно, государственная пошлина, уплаченная при подаче административногоискового заявленияпо чек-ордеру от 27.05.2021 в размере 300 руб., подлежит возврату Щулепову С.А.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 128 КАС Российской Федерации, судья
определил:
в принятии административного искового заявления Щулепова С. А. к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении, отказать.
Разъяснить административному истцу, что на основании части третьей статьи 128 КАС Российской Федерации отказ в принятии административного искового заявления препятствует повторному обращению в суд с таким административным исковым заявлением.
Вернуть Щулепову С. А. уплаченную на основании чека-ордера от 27.05.2021 государственную пошлину в размере 300 рублей.
На определение может быть подана частная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия в течение пятнадцати дней со дня вынесения определения с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Саранска.
Судья О.Н.Ионова