Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2097/2015 ~ М-1906/2015 от 06.08.2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2015 г. г. Самара

Красноглинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Нуянзиной С.В., при секретаре Мартышиной О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2097/2015 по иску Молодкиной НИ к Министерству имущественных отношений Самарской области, Департаменту управления имуществом г.о. Самара, Администрации г.о. Самара о признании права собственности на земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Молодкина Н.И. обратилась в суд с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности на земельный участок, указав в заявлении, что Молодкина Н.И. является собственником жилого дома по адресу : <адрес> право на который зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> о чем сделана запись регистрации и выдано свидетельство серии 63- AM от <дата>. Данное право у нее возникло на основании Договора дарения удостоверенного председателем исполкома Прибрежного поселкового Совета Красношинского района г. Куйбышева КВС <дата> по реестру . С <дата> года пытается оформить право собственности на земельный участок под домом. Она проживала в доме по указанному адресу и пользуется земельным участком всю свою жизнь. Данный земельный участок был предоставлен семье в <дата> году, в <дата> году был построен дом. В <дата> году ЛНМ подарила жилой дом площадью 43.3 кв м расположенный на земельном участке 2307.9 кв м (по адресу: с <адрес>) своей дочери Л (Молодкиной) НИ. Согласно инвентарному делу <дата>, <дата> площадь земельного участка -2307.9 кв м, платились налоги. Молодкина НИ обратилась к Министерству имущественных отношений по Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка площадью 2308 кв м в собственность и в Департамент управления имущества г.о. Самара с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории и получила отказы, в которых вышеупомянутые организации ссылаются на решение Думы городского округа Самара от 21.12.2006 года № 374 «О нормах предоставления земельных участков на территории городского округа Самара», согласно которому максимальный размер земельного участка предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства составляет 1500 кв.м. Истец просит суд признать за ней право собственности на земельный участок площадью 2308.00 кв. М, расположенного по адресу: <адрес> категория - земли населенных пунктов, разрешенное использование - занимаемый отдельно стоящим жилым домом с приусадебным участком.

В судебном заседании представитель истца Молодкиной Н.И. – Палухина М.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, дала пояснения аналогичные вышеуказанным. Кроме того пояснила суду, что с момента приобретения дома границы занимаемого земельного участка не изменялись.

Представитель ответчика – Администрации г.о. Самара, действующая на основании доверенности Комарова Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на невозможность предоставления истцам земельного участка, превышающего по площади норму предоставления участков для индивидуального жилищного строительства, которая установлена Решением Думы г.о. Самара от 21.12.2006 г. № 374 в размере 1500 кв.м.

Представитель ответчика – Министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Департаменту управления имуществом городского округа Самара судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил. Представил отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области» судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил. Представил отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица – Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства не просил, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю, каждому гарантируется защита его прав и свобод.

В силу пункта 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Из пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса следует, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации.

С указанными законоположениями согласуется статья 29 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливающая, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Единственным предусмотренным законодательством основанием возникновения права собственности граждан и юридических лиц (пункт 1 статьи 8 Гражданского кодекса) на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, являются сделки по предоставлению земельных участков в собственность граждан и юридических лиц, заключенные с уполномоченными органами публичной власти.

Как прямо указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.2000 г. №133-0, Конституция Российской Федерации исходит из того, что земля является особого рода товаром, недвижимостью, а значит, в регулировании земельных отношений должны гармонично взаимодействовать нормы земельного и гражданского законодательства.

В силу положений статей 128, 130 Гражданского кодекса, к объектам гражданских прав (в том числе - права собственности) относятся земельные участки как объекты недвижимости.

Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10/22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» следует, что при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Так, пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений редакции) предусмотрено, что граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Закон СССР от 06 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР" введен в действие с 01 июля 1990 г. (пункт 1 Постановления Верховного Совета СССР от 06 марта 1990 г. N 1306-1).

В соответствии с ч. 7 ст. 36 Земельного Кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент возникновения спора) границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с п. 9.1 ст. 3 Закона РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

В соответствии со ст. 6 Закона Самарской области от 29.12.2014 № 134-ГД (ред. от 26.02.2015) «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти Самарской области в сферах градостроительной деятельности и рекламы на территории Самарской области, определении полномочий органов государственной власти Самарской области по предметам ведения субъектов Российской Федерации, наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области и внесении изменения в статью 1 Закона Самарской области «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Самарской области», органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в сфере градостроительной деятельности на территории Самарской области, включая распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, когда распоряжение соответствующими земельными участками в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" должно быть осуществлено органами местного самоуправления.

Таким образом, Администрация г.о. Самара является органом, уполномоченным распоряжаться спорным земельным участком и надлежащим ответчиком по делу.

Из материалов дела следует, что истец обратилаьс в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно спорного земельного участка, но <дата> Министерством имущественных отношений Самарской области им было отказано в предоставлении вышеуказанного земельного участка, поскольку предельные размеры максимальной площади земельного участка установленные Решением Думы г.о. Самара от <дата> «О нормах предоставления земельных участков на территории г.о. Самара».

Поскольку Администрация г.о. Самара в настоящее время так же возражает против удовлетворения заявленных истцами исковых требований, по тем же основаниям, как и Министерство имущественных отношений Самарской области, отсутствие формального отказа на обращение истцов из Администрации г.о. Самара не опровергает нарушение прав истцов и не влияет на возможность рассмотрения и удовлетворения заявленных исковых требований.

Судом установлено, что Молодкина НИ /Л/ является собственником жилого дома по адресу : <адрес> право на который зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним <дата> о чем сделана запись регистрации и выдано свидетельство серии 63- AM от <дата>. Данное право у нее возникло на основании Договора дарения удостоверенного председателем исполкома Прибрежного поселкового Совета Красношинского района г. Куйбышева КВС <дата>. по реестру .

Данный земельный участок был предоставлен семье в 1962 году, в 1963 году был построен дом. В 1986 году ЛНМ /мать истицы / подарила жилой дом площадью 43.3 кв м расположенный на земельном участке 2307.9 кв м ( по адресу: с Задельное, <адрес>, в <адрес> г Куйбышева) своей дочери Л (Молодкиной) НИ. Согласно инвентарному делу <дата>, <дата> площадь земельного участка -2307.9 кв м, платились налоги.

Из содержания исследованного в судебном заседании инвентарного дела на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> следует, что по состоянию на 1986 г. дом располагался на земельном участке площадью 2307,90 кв.м., конфигурация и площадь земельного участка, отраженные в плане, составленном работниками БТИ в 1986 г. не имеют существенных различий с конфигурацией и площадью, отраженными в плане границ земельного участка, подготовленными МП г. Самары «Бюро реконструкции и развития». Согласно имеющемуся в материалах инвентарного дела абрису, при составлении плана в 1986 г., техники БТИ установили наличие на участке забора, выполненного из металлической сетки.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что дом, расположенный на спорном земельном участке был приобретен истцами как до момента вступления в силу Заона ССССР «О собственности в СССР», так и до момента введения в действие Земельного Кодекса РФ, а спорный земельный участок первоначальной площадью 2307,9 кв.м. был сформирован по состоянию на 1986 г.

Таким образом, Молодкиной Н.И. к которой перешло право собственности на дом, расположенный на земельном участке, предоставленном до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для индивидуального жилищного строительства и находящемся в муниципальной собственности имеют право на оформление земельного участка в собственность бесплатно, на основании п. 9.1 ст. 3 Закона РФ № 137-ФЗ от 25.10.2001 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».

Право граждан иметь в собственности земельные участки было установлено Законом РСФСР от 24.12.1990 года № 443-1 "О собственности в РСФСР", согласно которому объектами права собственности могут быть земельные участки.

Согласно ч. 3 ст. 20 Земельного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

Указом Президента РФ от 07.03.1996 года "О реализации конституционных прав граждан на землю" установлено, что земельные участки, полученные гражданами до 01.01.1991 года и находящиеся в их пожизненном наследуемом владении и пользовании, в том числе сверх установленных предельных размеров, и используемые ими для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного садоводства, жилищного, либо дачного строительства, сохраняются за гражданами в полном размере. Запрещалось обязывать граждан, имеющих земельные участки, выкупать их или брать в аренду.

Таким образом, независимо от того, была ли использована гражданами возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право пожизненного наследуемого владения или нет, за ними сохранялись их прежние земельные участки.

Земля и другие природные объекты, как объект гражданских прав до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 года "О собственности в СССР", то есть до 01.07.1990 года, находились в государственной собственности, при этом право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком предоставлялось гражданам на основании акта органа местного самоуправления.

Учитывая то обстоятельство, что к истцу, которая приобрела жилой дом до 01.07.1990 г. перешло право пользования земельным участком, она имеет право оформить земельный участок в собственность в соответствии с фактически сложившимися границами, независимо от установленных Решением Думы г.о. Самара «О нормах предоставления земельных участков на территории г.о. Самара от 21.12.2006 г. № 374 предельных размеров.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Спорный земельный участок сформирован с отображением его границ в плане-схеме установления границ земельного участка, подготовленном ООО «ЦГС Геоцентр». Границы участка с соседями согласованы, что подтверждается актом согласования. Из материалов инвентарного дела и показаний свидетелей усматривается, что размеры земельного участка и его конфигурация существенным образом не изменялись, границы участка сформированы и закреплены на местности заборами свыше 15 лет. Поскольку фактическая площадь земельного участка - 2308,00 кв.м., суд полагает возможным признать право собственности на занимаемый домом участок в фактически занимаемых им границах, отраженных в плане границ земельного участка, выполненном ООО «ЦГС Геоцентр», с указанием координат участка в соответствии с данным планом.

Из представленных суду ответов из Управления Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра по Самарской области», Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, следует, что спорный земельный участок не обременен правами третьих лиц, ограничений в приватизации не имеет.

Статья 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает признание права.

В соответствии со ст. 59 ЗК РФ, признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства и учитывая, что земельный участок свободен от притязаний третьих лиц, кроме истцов на него никто не претендует, истцы, являющиеся сособственниками дома, приобрели право на оформление в собственность земельного участка занимаемого приобретенным ими домом на основании договора купли-продажи дома, зарегистрированного в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о признании за ними права собственности на земельный участок являются правомерными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ – ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2308.00 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 22.09.2015 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-2097/2015 ~ М-1906/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Молодкина Н.И.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Администрация г.о. Самара
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Другие
ФБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
ИФНС Красноглинского района г. Самары
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Нуянзина С. В.
Дело на сайте суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
06.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2015Передача материалов судье
10.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.08.2015Предварительное судебное заседание
04.09.2015Судебное заседание
24.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2015Судебное заседание
22.09.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее