Дело № 12-11/2018
РЕШЕНИЕ
16 января 2018 года г. Нефтекамск
Судья Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан Рахимова С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 по г. Нефтекамску Республики Башкортостан от 10 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по г. Нефтекамску Республики Башкортостан от 10 ноября 2017 года должностное лицо - директор Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузова Н.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не соглашаясь с указанным постановлением, директор МОБУ СОШ № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузова Н.Л. обратилась в суд с жалобой, в которой указала на незаконность и необоснованность вынесенного мировым судьей постановления. В жалобе указала, что родителям предоставляется возможность выбора образовательной программы и родного языка, как это предусмотрено законом об образовании как участникам образовательного процесса путем знакомства с локальными актами, путем участия родителей в управлении образовательной организацией посредством органов управления в порядке, предусмотренном Уставом. При этом законодательством не предусмотрена норма о том, что необходимо учитывать мнение каждого родителя в отдельности, обеспечение учета мнения родителей возложено на коллегиальный орган. Данным доводам оценка мировым судьей не дана. Изучение башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан не противоречит Конституции Российской Федерации, не осуществляется в ущерб федеральному компоненту федерального базисного учебного плана и в случае его включения в учебный план коллегиальным органом образовательного учреждения в установленном законодательством порядке, то подлежит обязательному изучению вне зависимости от пожеланий каждого родителя или подачи им заявления, поскольку отказ от изучения того или предмета действующим законодательством в сфере образования не предусмотрено. Какие именно права нарушены детей, со ссылкой на нормы законодательства не представлено прокуратурой, судом не исследовано.
На судебном заседании директор МОБУ СОШ № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузова Н.Л., вину в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, признала, но просила признать данное правонарушение малозначительным, так как совершенное правонарушение не представляет какой-либо опасности, и угроза общественным отношениям отсутствует, а также указанное правонарушение не повлекло тяжких последствий.
Представитель Прокуратуры г.Нефтекамск - помощник прокурора г.Нефтекамск Габдуллина С.Р. возражала против освобождения Байрузовой Н.Л. от административной ответственности в связи с малозначительностью.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
Согласно ч. 4 ст. 14 указанного закона граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Частью 3 ст. 68 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
В соответствии с ч. 1 Конституции Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года № ВС-22/15 государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Республики Башкортостан от 01 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» преподавание и изучение башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан осуществляется в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Башкортостан, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
Право выбора образовательной организации (класса, группы) с определенным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям (законным представителям) ребенка (ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, а также, в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
Из анализа вышеизложенного следует, что в Российской Федерации гарантируется выбор языка обучения и воспитания, в установленном порядке и в пределах тех объективных возможностей, которые предоставляются системой образования.
За нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в качестве наказания предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
С объективной стороны правонарушение по ч. 2 комментируемой статьи характеризуется совершением деяний (действий или бездействия) юридических и должностных лиц, приведших к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод обучающихся образовательных организаций, либо к нарушению установленного порядка реализации таких прав и свобод.
Из материалов административного дела следует, что в ходе проведения Прокуратурой г.Нефтекамск в соответствии с поручением прокурора Республики Башкортостан от 09.08.2017 года № № проверки исполнения законодательства об образовании в МОБУ СОШ № 7 городского округа г. Нефтекамска выявлены нарушения федерального законодательства об образовании при утверждении учебных планов на 2017-2018 учебный год. Изучением содержания протоколов Управляющего совета, Педагогического совета школы установлено, что учебные планы в части, формируемой участниками образовательных отношений, приняты без учета мнения родителей учащихся, что является нарушением ст. 44 Закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно постановлением и.о. прокурора г. Нефтекамска РБ о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 сентября 2017 года в отношении Байрузовой Н.Л., составленным с её участием; копиями учебных планов; протоколами общешкольного родительского собрания МОБУ СОШ № 7 ГО г. Нефтекамска, заявлениями родителей учащихся: Т.А.А.., И.М.Т.., Х.Ю.И.., Н.Р.Ф.., Е.А.А.., И.В.К..
Поскольку выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении установленного порядка реализации предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся МОБУ СОШ № 7 городского округа г. Нефтекамска, с соблюдением требований ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности директора школы Байрузовой Н.Л. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, при решении вопроса о привлечении директора школы Байрузовой Н.Л.к административной ответственности мировой судья ограничился лишь выяснением самого факта правонарушения и не исследовал степень вины, конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и наступившие последствия.
Вместе с тем, задачами производства по делам об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Так, из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела мировым судьей, директором Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. представлены следующие документы:
- ответ директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. на представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства, в частности в котором указано, что утвержден новый учебный план с учетом мнения родителей учеников школы (л.д. 5 т.2);
- приказ директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. о дисциплинарном взыскании, из которого следует, что на должностных лиц, заместителей директора по учебной работе на которых возложена обязанность по составлению учебного плана З.Г.Г.., Ш.Л.Л.., С.А.Х. наложено дисциплинарное взыскание в форме замечания (л.д. 7 т.2);
- приказ о внесении дополнений в образовательные программы начального, основанного и среднего образования. (л.д. 8).
Следовательно, исходя из представленных документов следует, что должностным лицом выполнены действия по устранению нарушений законодательством об образовании прав и свобод обучающихся.
Из буквального толкования диспозиции статьи2 ст. 5.57 КоАП РФ следует, что ответственность в данном случае наступает в случае нарушения или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод. На основании статьи 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Статья 2.9 КоАП не содержит оговорок о ее применении по каким-либо составам, предусмотренным КоАП Российской Федерации. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
При этом, следует учитывать положения абзаца 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного должностным лицом, суд приходит к выводу, что оно не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда, поскольку допущенное правонарушение должностным лицом устранено, утвержден новый учебный план с учетом мнения участников образовательных отношений, приняты меры дисциплинарного воздействия на составивших учебный план лиц, учебный план был утвержден в период каникул, дети не приступили к обучению по утвержденному учебному плану.
Таким образом, должностное лицо, хотя формально и нарушило требования законодательства, однако от его действий не наступили негативные последствия.
Исходя из целей и общих принципов назначения наказания, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, полагаю возможным применить ст. 2.9 КоАП РФ, на основании которой директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузову Н.Л. освободить от административной ответственности, а производство по делу прекратить, объявив устное замечание.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 по г. Нефтекамску Республики Башкортостан от 10 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ отменить.
Производство по делу в отношении директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. на основании ст. 2.9 КоАП РФ прекратить, объявить Байрузовой Н.Л. устное замечание.
Решение в законную силу не вступило
Судья С.К. Рахимова