Решение по делу № 12-11/2018 (12-300/2017;) от 05.12.2017

Дело № 12-11/2018

РЕШЕНИЕ

16 января 2018 года                                                                          г. Нефтекамск

Судья Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан        Рахимова С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. на постановление мирового судьи судебного участка № 2 по г. Нефтекамску Республики Башкортостан от 10 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 по г. Нефтекамску Республики Башкортостан от 10 ноября 2017 года должностное лицо - директор Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузова Н.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не соглашаясь с указанным постановлением, директор МОБУ СОШ № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузова Н.Л. обратилась в суд с жалобой, в которой указала на незаконность и необоснованность вынесенного мировым судьей постановления. В жалобе указала, что родителям предоставляется возможность выбора образовательной программы и родного языка, как это предусмотрено законом об образовании как участникам образовательного процесса путем знакомства с локальными актами, путем участия родителей в управлении образовательной организацией посредством органов управления в порядке, предусмотренном Уставом. При этом законодательством не предусмотрена норма о том, что необходимо учитывать мнение каждого родителя в отдельности, обеспечение учета мнения родителей возложено на коллегиальный орган. Данным доводам оценка мировым судьей не дана. Изучение башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан не противоречит Конституции Российской Федерации, не осуществляется в ущерб федеральному компоненту федерального базисного учебного плана и в случае его включения в учебный план коллегиальным органом образовательного учреждения в установленном законодательством порядке, то подлежит обязательному изучению вне зависимости от пожеланий каждого родителя или подачи им заявления, поскольку отказ от изучения того или предмета действующим законодательством в сфере образования не предусмотрено. Какие именно права нарушены детей, со ссылкой на нормы законодательства не представлено прокуратурой, судом не исследовано.

На судебном заседании директор МОБУ СОШ № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузова Н.Л., вину в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ, признала, но просила признать данное правонарушение малозначительным, так как совершенное правонарушение не представляет какой-либо опасности, и угроза общественным отношениям отсутствует, а также указанное правонарушение не повлекло тяжких последствий.

Представитель Прокуратуры г.Нефтекамск - помощник прокурора г.Нефтекамск Габдуллина С.Р. возражала против освобождения               Байрузовой Н.Л. от административной ответственности в связи с малозначительностью.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29 декабря 2012 года                № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.

Согласно ч. 4 ст. 14 указанного закона граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании. Реализация указанных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их функционирования. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

В соответствии с ч. 1 ст. 68 Конституции Российской Федерации государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

Частью 3 ст. 68 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

В соответствии с ч. 1 Конституции Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года № ВС-22/15 государственными языками Республики Башкортостан являются башкирский и русский языки.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона Республики Башкортостан от 01 июля 2013 года № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» преподавание и изучение башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан осуществляется в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Башкортостан, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.

Право выбора образовательной организации (класса, группы) с определенным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям (законным представителям) ребенка (ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, а также, в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Из анализа вышеизложенного следует, что в Российской Федерации гарантируется выбор языка обучения и воспитания, в установленном порядке и в пределах тех объективных возможностей, которые предоставляются системой образования.

За нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в качестве наказания предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

С объективной стороны правонарушение по ч. 2 комментируемой статьи характеризуется совершением деяний (действий или бездействия) юридических и должностных лиц, приведших к нарушению или незаконному ограничению прав и свобод обучающихся образовательных организаций, либо к нарушению установленного порядка реализации таких прав и свобод.

Из материалов административного дела следует, что в ходе проведения Прокуратурой г.Нефтекамск в соответствии с поручением прокурора Республики Башкортостан от 09.08.2017 года № проверки исполнения законодательства об образовании в МОБУ СОШ № 7 городского округа г. Нефтекамска выявлены нарушения федерального законодательства об образовании при утверждении учебных планов на 2017-2018 учебный год. Изучением содержания протоколов Управляющего совета, Педагогического совета школы установлено, что учебные планы в части, формируемой участниками образовательных отношений, приняты без учета мнения родителей учащихся, что является нарушением ст. 44 Закона № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно постановлением и.о. прокурора г. Нефтекамска РБ о возбуждении дела об административном правонарушении от 12 сентября 2017 года в отношении Байрузовой Н.Л., составленным с её участием; копиями учебных планов; протоколами общешкольного родительского собрания МОБУ СОШ № 7 ГО г. Нефтекамска, заявлениями родителей учащихся: Т.А.А.., И.М.Т.., Х.Ю.И.., Н.Р.Ф.., Е.А.А.., И.В.К..

Поскольку выявленные нарушения свидетельствуют о нарушении установленного порядка реализации предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся МОБУ СОШ № 7 городского округа г. Нефтекамска, с соблюдением требований ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировой судья пришел к обоснованному выводу о виновности директора школы Байрузовой Н.Л. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Между тем, при решении вопроса о привлечении директора школы Байрузовой Н.Л.к административной ответственности мировой судья ограничился лишь выяснением самого факта правонарушения и не исследовал степень вины, конкретные обстоятельства совершенного правонарушения и наступившие последствия.

Вместе с тем, задачами производства по делам об административном правонарушении является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Так, из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения дела мировым судьей, директором Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа                  г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. представлены следующие документы:

- ответ директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа                 г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. на представление прокуратуры об устранении нарушений законодательства, в частности в котором указано, что утвержден новый учебный план с учетом мнения родителей учеников школы (л.д. 5 т.2);

- приказ директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа                 г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. о дисциплинарном взыскании, из которого следует, что на должностных лиц, заместителей директора по учебной работе на которых возложена обязанность по составлению учебного плана З.Г.Г.., Ш.Л.Л.., С.А.Х. наложено дисциплинарное взыскание в форме замечания (л.д. 7 т.2);

- приказ о внесении дополнений в образовательные программы начального, основанного и среднего образования. (л.д. 8).

Следовательно, исходя из представленных документов следует, что должностным лицом выполнены действия по устранению нарушений законодательством об образовании прав и свобод обучающихся.

Из буквального толкования диспозиции статьи2 ст. 5.57 КоАП РФ следует, что ответственность в данном случае наступает в случае нарушения или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод. На основании статьи 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 2.9 КоАП не содержит оговорок о ее применении по каким-либо составам, предусмотренным КоАП Российской Федерации. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

При этом, следует учитывать положения абзаца 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценив характер и степень общественной опасности правонарушения, допущенного должностным лицом, суд приходит к выводу, что оно не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда, поскольку допущенное правонарушение должностным лицом устранено, утвержден новый учебный план с учетом мнения участников образовательных отношений, приняты меры дисциплинарного воздействия на составивших учебный план лиц, учебный план был утвержден в период каникул, дети не приступили к обучению по утвержденному учебному плану.

Таким образом, должностное лицо, хотя формально и нарушило требования законодательства, однако от его действий не наступили негативные последствия.

Исходя из целей и общих принципов назначения наказания, учитывая конкретные обстоятельства совершения правонарушения, полагаю возможным применить ст. 2.9 КоАП РФ, на основании которой директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузову Н.Л. освободить от административной ответственности, а производство по делу прекратить, объявив устное замечание.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 2 по г. Нефтекамску Республики Башкортостан от 10 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ отменить.

Производство по делу в отношении директора Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средней общеобразовательной школы № 7 городского округа г. Нефтекамска Байрузовой Н.Л. на основании ст. 2.9 КоАП РФ прекратить, объявить Байрузовой Н.Л. устное замечание.

Решение в законную силу не вступило

Судья                    С.К. Рахимова

12-11/2018 (12-300/2017;)

Категория:
Административные
Статус:
Производство по жалобе прекращено
Ответчики
Байрузова Наталья Леонидовна
Другие
Султанов Р.Ф.
Суд
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан
Судья
Рахимова С.К.
Статьи

ст. 5.27 ч.2 КоАП РФ

Дело на сайте суда
neftekamsky--bkr.sudrf.ru
05.12.2017Материалы переданы в производство судье
25.12.2017Судебное заседание
16.01.2018Судебное заседание
23.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее