№ 2а-478/2020
УИД 35RS0009-01-2020-000396-48
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 июня 2020 года г. Вологда
Вологодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Гвоздевой Н. В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Колесниковым А. Ю.,
с участием представителя административного истца по доверенности Власова А. Н.,
представителя административного ответчика по доверенности Шилкиной Л. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Департамента лесного комплекса Вологодской области к администрации Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Вступившим в законную силу решением Вологодского областного суда от 27.12.2018 признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области от 25.04.2012 № 368 «Об утверждении Генерального плана Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района» в части включения в границы <адрес> лесного участка в квартале № (выдел 1ч) Вологодского участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области. В связи с неисполнением администрацией Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района решения Вологодского областного суда от 27.12.2018 в части исключения из ЕГРН сведений о границах населенного пункта <адрес>, входящего в состав Прилукского сельского поселения, имеющих пересечение с лесными участками, Департамент лесного комплекса Вологодской области обратился в Вологодский районный суд с административным исковым заявлением к администрации Прилкуского сельского поселения Вологодского муниципального района о возложении обязанности на ответчика направить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области документы для исключения сведений о границах населенного пункта <адрес>, имеющих пересечение с лесным участком в квартале № (выдел 1ч) Вологодского участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области.
Протокольным определением Вологодского районного суда от 09.06.2020 к производству суда приняты уточненные исковые требования Департамента лесного комплекса Вологодской области, просят обязать администрацию Прилукского сельского поселения направить в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> документы для исключения сведений о границах населенного пункта <адрес>, входящего в состав Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области, имеющего пересечение с лесным участком в квартале № № (выделы 1ч) Вологодского участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением Вологодского районного суда от 13.03.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Вологодского муниципального района.
Протокольным определением Вологодского районного суда от 09.06.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области.
Представитель административного истца - Департамента лесного комплекса Вологодской области по доверенности Власов А. Н. в судебном заседании исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика - администрации Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области по доверенности Шилкина Л. А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, указав, что администрацией приняты меры по подготовке документов для внесения изменений в Генеральный план Прилукского сельского поселения. С целью соблюдения установленной процедуры рассмотрения и согласования, просила определить разумный срок для исполнения требований истца.
Заинтересованное лицо - филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Вологодской области своего представителя в судебное заседание не направило, представили отзыв на иск, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель заинтересованного лица - администрации Вологодского муниципального района Вологодской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором оставляет рассмотрение указанного спора на усмотрение суда, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, Совета Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Суд, заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу положений статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении и признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Согласно частью 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения, либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что вступившим в законную силу решением Вологодского областного суда от 27.12.2018 удовлетворен административный иск Департамента лесного комплекса Вологодской области. Судом признано не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Совета Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района Вологодской области от 25.04.2012 № 368 «Об утверждении генерального плана Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района» в части включения в границы населенного пункта <адрес> лесного участка в квартале № (выдел 1ч) Вологодского участкового лесничества Вологодского лесничества Вологодского района Вологодской области. Опубликовать сообщение о принятом решении суда в печатном средстве массовой информации в районной газете «Маяк» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В силу пункта 1 статьи 16 КАС РФ вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из обстоятельств дела следует, и не оспаривается сторонами, что в регистрирующий орган до настоящего времени не представлены документы для исключения сведений о границах населенного пункта, входящего в состав Прилукского сельского поселения, имеющего пересечение с лесным участком в квартале, установленном указанным выше решением Вологодского областного суда.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населенного пункта.В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов. При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном ЗК РФ и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абзац восьмой пункта 1 статьи 8 ЗК РФ).
В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения, в том числе, отнесено утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, вопросы, предусмотренные пунктом 20 части 1 настоящей статьи (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями). Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
С 01.01.2015 полномочия по утверждению генеральных планов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района.
В силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в случае изменения компетенции (перераспределения полномочий) между органами местного самоуправления, орган местного самоуправления, к компетенции которого были отнесены в соответствующие полномочия, праве приостановить действие либо отменить ранее принятый другим органом местного самоуправления нормативный правовой акт, при этом правом на внесение изменений в указанный правовой акт он не обладает.
В соответствии с решением Представительного Собрания Вологодского муниципального района от 19.12.2019 № 300 «О передаче части полномочий по осуществлению градостроительной деятельности на 2020 год» органам местного самоуправления Прилукского сельского поселения сроком на 12 месяцев, с 01.01.2020 по 31.12.2020 переданы на исполнение полномочия по решению вопроса местного значения, установленного пунктом 20 части 1, частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по осуществлению градостроительной деятельности, включающее в себя: внесение изменений в генеральные планы сельских поселений, принятые (утвержденные) Советами соответствующих сельских поселений; внесение изменений в подготовленную на основе генеральных планов сельских поселений документацию по планировке территорий, принятую (утвержденную) администрациями соответствующих сельских поселений.
В соответствии с частью 16 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», перечень документов и состав содержащихся в них сведений, направляемых или предоставляемых в орган регистрации прав в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15.1, 15.2 настоящей статьи, порядок их направления или предоставления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, и требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532 утверждены Правила предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – Правила).
Согласно пункту 7 Правил, в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населенных пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населенных пунктов или исключенных из границ населенных пунктов, с указанием установленной категории земель.
Принимая во внимание изложенные нормы права, суд приходит к выводу, что обязанность по внесению изменений границ населенного пункта, входящего в состав Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района, должна быть возложена на администрацию Прилукского сельского поселения Вологодского муниципального района, поскольку неисполнение обязанности по внесению изменений в границы населенного пункта нарушает право административного истца как лица, на которое возложены полномочия собственника по использованию земель лесного фонда, являющихся федеральной собственностью.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Принимая во внимание изложенное, суд считает исковые требования Департамента лесного комплекса Вологодской области подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ № (░░░░░ 1░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 26.06.2020.