Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-83/2019 ~ М-80/2019 от 04.04.2019

    <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2019 года                                                          город Воронеж

Воронежский гарнизонный военный суд в составе

председательствующего судьи Петроченко В.В.,

при секретаре Григоровой А.А.,

с участием административного истца Кулеша Д.Ю. и его представителя адвоката Баркаловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-83/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты> Кулеша <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

установил:

Кулеш обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что с 1 августа 1996 года по настоящее время он проходит военную службу в Вооружённых силах РФ, имеет выслугу лет в календарном исчислении свыше 22 лет и в льготном исчислении свыше 25 лет, а состав его семьи составляет пять человек. С 14 сентября 2016 года он состоял на учёте, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи четыре человека, а с августа 2018 года в связи с рождением сына с составом семьи пять человек. В феврале 2019 года начальник 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации истребовал у него ряд документов для реализации его права на жильё путём предоставления субсидии и 4 марта 2019 года вынес решение № 01-34/02/19 о снятии его с составом семьи 5 человек с учёта, нуждающихся в жилых помещениях, со ссылкой на не предоставление достоверной информации, а именно на то, что 14 февраля 1998 года его отец, будучи военнослужащим, получил государственный жилищный сертификат на состав семьи четыре человека, включая его, затем приобрёл квартиру, а в последствие продал её.

Полагая свои права нарушенными, Кулеш просил суд:

- признать незаконным решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 4 марта 2019 года № 01-34/02/19 о снятии его с составом семьи 5 человек с учёта нуждающихся в жилых помещениях;

- обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить свое решение от 4 марта 2019 года № 01-34/02/19 о снятии его с составом семьи 5 человек с учёта нуждающихся в жилых помещениях;

- восстановить его на учёте нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки на учёт 14 сентября 2016 года.

Кроме того административный истец просил суд взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Западному военному округу» в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании Кулеш, настаивая на удовлетворении своих требований по доводам, указанным им в административном иске, пояснил, что исходя из условий договора и акта передачи квартиры от 8 октября 1998 года, удостоверенных нотариусом Борисоглебского нотариального округа и зарегистрированных в БТИ, он участником общедолевой собственности в указанной квартире не являлся, каких - либо отказов от оформления жилого помещения в общедолевую собственность не писал, доверенностей не выдавал, никаких жилых помещений на праве собственности ему не принадлежит, а при подаче заявления во 2 отдел (г. Воронежа) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ им представлены верные сведения об отсутствии в его собственности жилых помещений, в том числе и обретенных по линии военного ведомства, а также верные сведения об отсутствии получения денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи или государственные жилищные сертификаты им и членами его семьи и утверждение ответчика об обратном надумано и противоречит представленным в распоряжение 2 отдела ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ документам. Помимо отсутствия права собственности, в указанном жилом помещении я никогда был в нем зарегистрирован и в него не вселялся. С 1 августа 1996 года по 23 июня 2001 он являлся курсантом Воронежского высшего военного авиационного инженерного института, был зарегистрирован по адресу военного ВУЗа, а в последствие проходил военную службу в различных частях Приморского края, где также был в своё время зарегистрирован.

Начальник 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, в направленных суд возражениях просил рассмотреть дело без его участия и отказать в удовлетворении требований Кулеша по основаниям, указанным в оспариваемом решении от 4 марта 2019 года. При этом в данном решении он указал, что виновным в снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях многодетной семьи в составе административного истца, его супруги и трёх малолетних детей явились действия отца Кулеша, который не проинформировал своего сына о последствиях участия в Программе «Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, гражданам, а также гражданам подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков», приобрёл квартиру и не оформил её в общую собственность всех четырёх членов семьи, включая Кулеша Д.Ю. А в дополнительном сообщении он указал, что учётное (жилищное) дело отца административного истца - военнослужащего <данные изъяты> <данные изъяты> формировавшееся в Борисоглебской КЭЧ в отделе № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ отсутствует, в связи с чем установить его состав семьи на момент выдачи государственного жилищного сертификата и соответственно на каких членов семьи <данные изъяты> предоставлялся сертификат установить не представляется возможным.

Начальник ЗРУЖО и начальник ФКУ «УФО МО РФ по Западномувоенному округу», надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не прибыли.

Выслушав административного истца Кулеша, его представителя адвоката Баркалову Ю.В. и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с послужным списком, выпиской из него, светокопией паспорта Кулеш проходит военную службу с 1 августа 1996 года по настоящее время, первый контракт о прохождении военной службы заключил 21 октября 1998 года, в офицерском звании и должности с 23 июня 2001 года, был зарегистрирован по местам дислокации частей в городе Воронеже по июнь 2001 года, в селе Галенки Приморского края с августа 2001 года по декабрь 2002 года, в городе Уссурийске Приморского края с декабря 2002 года по июль 2005 года, в городе Хабаровске с июля 2005 года по май 2006 года и в городе Воронеже с августа 2006 года по настоящее время.

Как видно из справок начальника отдела кадров ВУНЦ ВВС «ВВА» <данные изъяты> Кулеш <данные изъяты> является преподавателем, проходит военную службу в данном военно-учебном заведении, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 22 лет, а в льготном более 24 лет, состав семьи 5 человек включая его, супругу и трёх малолетних детей, которые находятся у него на иждивении.

А как следует из справки начальника ГОУ ВПО «Воронежский военный авиационный инженерный институт» от 23 июня 2001 года № 5/265, <данные изъяты> Кулеш за время обучения в институте жилой площадью не обеспечивался.

Справка № 7 от 12 марта 2003 года начальника Покровской КЭЧ и начальника жилищной группы свидетельствует, что <данные изъяты> Кулеш <данные изъяты> за период прохождения военной службы в войсковой части <данные изъяты> с 6 августа 2001 года по 14 февраля 2003 года отдельным жильём по линии МО РФ в гарнизоне Галенки Приморского края не обеспечивался.

Справка № 46 от 29 июля 2005 года начальника Уссурийской КЭЧ свидетельствует, что <данные изъяты> Кулеш <данные изъяты> за период прохождения военной службы с 17 февраля 2003 года по 10 марта 2005 года жилой площадью в городе Уссурийске Приморского края не обеспечивался.

Справка № 92/4 от 18 июля 2005 года начальника Шкотовской КЭЧ свидетельствует, что <данные изъяты> Кулеш <данные изъяты> за период прохождения военной службы с 10 марта 2005 года по 28 июля 2005 года жилой площадью по линии МО РФ не обеспечивался.

Справка № 37 от 29 июня 2006 года начальника Восточной КЭЧ района свидетельствует, что Кулеш <данные изъяты> за период прохождения военной службы с 11 июля 2005 года по 29 июня 2006 года жилой площадью в воинской части <данные изъяты> не обеспечивался.

Из заявления от 2 августа 2016 года усматривается, что Кулеш обращался к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с просьбой принять на учёт, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, его с тремя членами семьи и приложил к нему все необходимые документы.

Из решения начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 14 сентября 2016 года № 01-22/119/16 усматривается, что <данные изъяты> Кулеш <данные изъяты> 2 августа 2016 года был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи супруга и двое малолетних детей.

Из заявления от 19 сентября 2018 года усматривается, что Кулеш обращался к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с просьбой принять на учёт, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, его родившегося сына <данные изъяты> в качестве члена семьи и приложил к нему все необходимые документы.

В соответствии с решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 16 ноября 2018 года № 01-81/21/18 усматривается, что на основании заявления о рождении ребёнка <данные изъяты> Кулеш <данные изъяты> 13 сентября 2018 года был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в качестве члена семьи военнослужащего его сын <данные изъяты>

Из заявления от 27 ноября 2018 года усматривается, что Кулеш обращался во 2 отдел (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с просьбой о перечислении жилищной субсидии с указанием 5 членов семьи и взял на себя обязательство после перечислении денежных средств сняться с жилищного учёта.

Согласно решению начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 4 марта 2019 года № 01-34/02/19 в соответствии с требованиями абзаца 11 пункта 1 статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих» за Кулешом <данные изъяты> сохранялось право на жилое помещение, занимаемое им до поступления на военную службу на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в образовательных организации высшего образования). При этом в указанный период военнослужащий не мог быть снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. С учетом требований этой нормы Кулеш Д.Ю. сохранял право на улучшение жилищных условий в качестве члена семьи военнослужащего - отца, и в таком качестве стал участником Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 20 января 1998 года (далее - Программа). Одним из условий участия в названной Программе является информированность о ней получателя сертификата. Согласно пункту 9 порядка военнослужащий должен был дать письменное согласие на участие в ней и исключение из очереди на улучшение жилищных условий в случае приобретения жилого помещения с помощью сертификата. Применительно к условиям Программы, под таким лицо информированным об условиях ее реализации, подразумевался отец Кулеша Д.Ю. - <данные изъяты> Учитывая, что размер субсидии напрямую зависел от количества членов семьи (пункт 8 Порядка), а приобретаемое жилое помещение с помощью подлежало оформлению в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата, на последнем лежала обязанность проинформировать своих членов семьи о последствиях участия в Программе. Так как в выданном отцу Кулеша Д.Ю. ГЖС в графе «численность семьи» указано 4 (и иных членов не имела), приобретенная с помощью сертификата вышеуказанная квартира подлежала оформлению в общую собственность всех четырех членов семьи, включая Кулеша Д.Ю. А он, ранее обеспеченный жилым помещением путём реализации ГЖС, обращаясь во 2 отдел (г. Воронеж) ФГКУ «Западрегионжильё» с комплектом документов о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, не предоставляя при этом документов, свидетельствующих о том, что он имеет возможность сдать долю его участии в ГЖС, полученном его отцом (18,00 кв.м - расчетная величина на одного человека при выдаче ГЖС), фактически ставил вопрос о повторном обеспечении его жилым помещением, из государственного жилищного фонда, что не основано на Законе. В результате вышеуказанные юридически значимые обстоятельства не были учтены и приняты во внимание при решении вопроса о принятии военнослужащего на учет нуждающихся, а поэтому Кулеш Д.Ю. и члены его семьиподлежатснятию с учёта нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, предоставляемых по линии Министерстваобороны Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Согласно выпискам из электронной базы данных «Государственных жилищных сертификатов», <данные изъяты> был выдан 14 сентября 1998 году государственный жилищный сертификат, свидетельствующий о выделении субсидии в размере 155 520 рублей на состав семьи 4 человека, на приобретение жилья.

Из договора купли-продажи от 8 октября 1998 года видно, что <данные изъяты> единолично приобрел в собственность квартиру общей площадью 69.8 кв.м. расположенную по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 27 октября 2018 года видно, что у Кулеш Д.Ю. в период с 9 августа по 22 сентября 2007 года имелась в собственности доля в праве 59/100 на жилой дом, общей площадью 122.40 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>

Согласно уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 27 октября 2018 года, у <данные изъяты> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах данных лиц на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости на территории Российской Федерации.

В соответствии с договором купли-продажи от 2 ноября 1995 года, Кулеш Д.Ю. действующий с согласия матери <данные изъяты> купил 7/15 долей жилого дома расположенного по адресу: <данные изъяты>

Согласно договору дарения от 30 августа 2007 года, Кулеш Д.Ю. безвозмездно подарил своей матери <данные изъяты> 59/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>

Из свидетельства о государственной регистрации права от 22 сентября 2007 года, <данные изъяты> зарегистрировала право собственности на 59/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, на основании договора дарения от 30 августа 2007 года.

Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального Закона.

В соответствии с ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В судебном заседании установлено, что отец Кулеша, являвшийся военнослужащим, в 1998 году получил государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека, который реализовал покупкой в единоличную собственность квартиры общей площадью 69.8 кв.м., расположенной по адресу: <данные изъяты> С 1 августа 1996 года по 23 июня 2001 административный истец являлся курсантом Воронежского высшего военного авиационного инженерного института, был зарегистрирован по адресу военного ВУЗа, а в последствие проходил военную службу в различных частях Приморского края, где также был в своё время зарегистрирован, в связи с чем, в купленной отцом квартире не был зарегистрирован и не проживал.

Согласно абзацу 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что за такими военнослужащими сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу по контракту либо до поступления в военно-учебные заведения. На основании чего, суд приходит к выводу о том, что поскольку Кулеш поступил на военную службу до приобретения его отцом квартиры по государственному жилищному сертификату, данная квартира была приобретена отцом Кулеша единолично, то у административного истца не сохранилось право на данное жилое помещение.

Вместе с тем, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и Жилищный кодекс РФ не содержат норм, закрепляющих, что военнослужащие, которые ранее были обеспечены жилыми помещениями в составе семьи других военнослужащих (отца или матери), не имеют права на признание их нуждающимися в жилых помещениях. Поскольку члены семьи военнослужащего в соответствии с указанными выше нормативными актами не имеют самостоятельного права как на признание их нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны РФ, так и на предоставление им жилых помещений по линии Министерства обороны РФ.

Таким образом, начальник 2 Отдела снял Кулеша с учета нуждающихся в жилых помещениях по основанию фактически не закрепленному в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и Жилищном кодексе РФ, чем допустил нарушения прав административного истца, на основании чего, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований административного истца в полном объеме.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ суд считает необходимым взыскать с довольствующего финансового органа ЗРУЖО - ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Западному военному округу» в пользу административного истца 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

Административное исковое Кулеша <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 4 марта 2019 года № 01-34/02/19 о снятии <данные изъяты> Кулеша <данные изъяты> составом семьи 5 человек с учёта нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить свое решение от 4 марта 2019 года № 01-34/02/19 о снятии <данные изъяты> Кулеша <данные изъяты> с составом семьи 5 человек с учета нуждающихся в жилых помещениях и восстановить его на учёте нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки на учёт 14 сентября 2016 года.

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Западному военному округу» в пользу Кулеша Д.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий по делу                                           В.В. Петроченко

<данные изъяты>

    <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

       ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2019 года                                                          город Воронеж

Воронежский гарнизонный военный суд в составе

председательствующего судьи Петроченко В.В.,

при секретаре Григоровой А.А.,

с участием административного истца Кулеша Д.Ю. и его представителя адвоката Баркаловой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело № 2а-83/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж) Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты> Кулеша <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,

установил:

Кулеш обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что с 1 августа 1996 года по настоящее время он проходит военную службу в Вооружённых силах РФ, имеет выслугу лет в календарном исчислении свыше 22 лет и в льготном исчислении свыше 25 лет, а состав его семьи составляет пять человек. С 14 сентября 2016 года он состоял на учёте, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи четыре человека, а с августа 2018 года в связи с рождением сына с составом семьи пять человек. В феврале 2019 года начальник 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации истребовал у него ряд документов для реализации его права на жильё путём предоставления субсидии и 4 марта 2019 года вынес решение № 01-34/02/19 о снятии его с составом семьи 5 человек с учёта, нуждающихся в жилых помещениях, со ссылкой на не предоставление достоверной информации, а именно на то, что 14 февраля 1998 года его отец, будучи военнослужащим, получил государственный жилищный сертификат на состав семьи четыре человека, включая его, затем приобрёл квартиру, а в последствие продал её.

Полагая свои права нарушенными, Кулеш просил суд:

- признать незаконным решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 4 марта 2019 года № 01-34/02/19 о снятии его с составом семьи 5 человек с учёта нуждающихся в жилых помещениях;

- обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить свое решение от 4 марта 2019 года № 01-34/02/19 о снятии его с составом семьи 5 человек с учёта нуждающихся в жилых помещениях;

- восстановить его на учёте нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки на учёт 14 сентября 2016 года.

Кроме того административный истец просил суд взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Западному военному округу» в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании Кулеш, настаивая на удовлетворении своих требований по доводам, указанным им в административном иске, пояснил, что исходя из условий договора и акта передачи квартиры от 8 октября 1998 года, удостоверенных нотариусом Борисоглебского нотариального округа и зарегистрированных в БТИ, он участником общедолевой собственности в указанной квартире не являлся, каких - либо отказов от оформления жилого помещения в общедолевую собственность не писал, доверенностей не выдавал, никаких жилых помещений на праве собственности ему не принадлежит, а при подаче заявления во 2 отдел (г. Воронежа) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ им представлены верные сведения об отсутствии в его собственности жилых помещений, в том числе и обретенных по линии военного ведомства, а также верные сведения об отсутствии получения денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи или государственные жилищные сертификаты им и членами его семьи и утверждение ответчика об обратном надумано и противоречит представленным в распоряжение 2 отдела ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ документам. Помимо отсутствия права собственности, в указанном жилом помещении я никогда был в нем зарегистрирован и в него не вселялся. С 1 августа 1996 года по 23 июня 2001 он являлся курсантом Воронежского высшего военного авиационного инженерного института, был зарегистрирован по адресу военного ВУЗа, а в последствие проходил военную службу в различных частях Приморского края, где также был в своё время зарегистрирован.

Начальник 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, в направленных суд возражениях просил рассмотреть дело без его участия и отказать в удовлетворении требований Кулеша по основаниям, указанным в оспариваемом решении от 4 марта 2019 года. При этом в данном решении он указал, что виновным в снятии с учёта нуждающихся в жилых помещениях многодетной семьи в составе административного истца, его супруги и трёх малолетних детей явились действия отца Кулеша, который не проинформировал своего сына о последствиях участия в Программе «Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, гражданам, а также гражданам подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков», приобрёл квартиру и не оформил её в общую собственность всех четырёх членов семьи, включая Кулеша Д.Ю. А в дополнительном сообщении он указал, что учётное (жилищное) дело отца административного истца - военнослужащего <данные изъяты> <данные изъяты> формировавшееся в Борисоглебской КЭЧ в отделе № 2 (г. Воронеж) ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ отсутствует, в связи с чем установить его состав семьи на момент выдачи государственного жилищного сертификата и соответственно на каких членов семьи <данные изъяты> предоставлялся сертификат установить не представляется возможным.

Начальник ЗРУЖО и начальник ФКУ «УФО МО РФ по Западномувоенному округу», надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не прибыли.

Выслушав административного истца Кулеша, его представителя адвоката Баркалову Ю.В. и исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с послужным списком, выпиской из него, светокопией паспорта Кулеш проходит военную службу с 1 августа 1996 года по настоящее время, первый контракт о прохождении военной службы заключил 21 октября 1998 года, в офицерском звании и должности с 23 июня 2001 года, был зарегистрирован по местам дислокации частей в городе Воронеже по июнь 2001 года, в селе Галенки Приморского края с августа 2001 года по декабрь 2002 года, в городе Уссурийске Приморского края с декабря 2002 года по июль 2005 года, в городе Хабаровске с июля 2005 года по май 2006 года и в городе Воронеже с августа 2006 года по настоящее время.

Как видно из справок начальника отдела кадров ВУНЦ ВВС «ВВА» <данные изъяты> Кулеш <данные изъяты> является преподавателем, проходит военную службу в данном военно-учебном заведении, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 22 лет, а в льготном более 24 лет, состав семьи 5 человек включая его, супругу и трёх малолетних детей, которые находятся у него на иждивении.

А как следует из справки начальника ГОУ ВПО «Воронежский военный авиационный инженерный институт» от 23 июня 2001 года № 5/265, <данные изъяты> Кулеш за время обучения в институте жилой площадью не обеспечивался.

Справка № 7 от 12 марта 2003 года начальника Покровской КЭЧ и начальника жилищной группы свидетельствует, что <данные изъяты> Кулеш <данные изъяты> за период прохождения военной службы в войсковой части <данные изъяты> с 6 августа 2001 года по 14 февраля 2003 года отдельным жильём по линии МО РФ в гарнизоне Галенки Приморского края не обеспечивался.

Справка № 46 от 29 июля 2005 года начальника Уссурийской КЭЧ свидетельствует, что <данные изъяты> Кулеш <данные изъяты> за период прохождения военной службы с 17 февраля 2003 года по 10 марта 2005 года жилой площадью в городе Уссурийске Приморского края не обеспечивался.

Справка № 92/4 от 18 июля 2005 года начальника Шкотовской КЭЧ свидетельствует, что <данные изъяты> Кулеш <данные изъяты> за период прохождения военной службы с 10 марта 2005 года по 28 июля 2005 года жилой площадью по линии МО РФ не обеспечивался.

Справка № 37 от 29 июня 2006 года начальника Восточной КЭЧ района свидетельствует, что Кулеш <данные изъяты> за период прохождения военной службы с 11 июля 2005 года по 29 июня 2006 года жилой площадью в воинской части <данные изъяты> не обеспечивался.

Из заявления от 2 августа 2016 года усматривается, что Кулеш обращался к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с просьбой принять на учёт, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, его с тремя членами семьи и приложил к нему все необходимые документы.

Из решения начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 14 сентября 2016 года № 01-22/119/16 усматривается, что <данные изъяты> Кулеш <данные изъяты> 2 августа 2016 года был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с составом семьи супруга и двое малолетних детей.

Из заявления от 19 сентября 2018 года усматривается, что Кулеш обращался к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с просьбой принять на учёт, нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, его родившегося сына <данные изъяты> в качестве члена семьи и приложил к нему все необходимые документы.

В соответствии с решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 16 ноября 2018 года № 01-81/21/18 усматривается, что на основании заявления о рождении ребёнка <данные изъяты> Кулеш <данные изъяты> 13 сентября 2018 года был принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в качестве члена семьи военнослужащего его сын <данные изъяты>

Из заявления от 27 ноября 2018 года усматривается, что Кулеш обращался во 2 отдел (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации с просьбой о перечислении жилищной субсидии с указанием 5 членов семьи и взял на себя обязательство после перечислении денежных средств сняться с жилищного учёта.

Согласно решению начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 4 марта 2019 года № 01-34/02/19 в соответствии с требованиями абзаца 11 пункта 1 статьи 15 Закона «О статусе военнослужащих» за Кулешом <данные изъяты> сохранялось право на жилое помещение, занимаемое им до поступления на военную службу на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в образовательных организации высшего образования). При этом в указанный период военнослужащий не мог быть снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу. С учетом требований этой нормы Кулеш Д.Ю. сохранял право на улучшение жилищных условий в качестве члена семьи военнослужащего - отца, и в таком качестве стал участником Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации 20 января 1998 года (далее - Программа). Одним из условий участия в названной Программе является информированность о ней получателя сертификата. Согласно пункту 9 порядка военнослужащий должен был дать письменное согласие на участие в ней и исключение из очереди на улучшение жилищных условий в случае приобретения жилого помещения с помощью сертификата. Применительно к условиям Программы, под таким лицо информированным об условиях ее реализации, подразумевался отец Кулеша Д.Ю. - <данные изъяты> Учитывая, что размер субсидии напрямую зависел от количества членов семьи (пункт 8 Порядка), а приобретаемое жилое помещение с помощью подлежало оформлению в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата, на последнем лежала обязанность проинформировать своих членов семьи о последствиях участия в Программе. Так как в выданном отцу Кулеша Д.Ю. ГЖС в графе «численность семьи» указано 4 (и иных членов не имела), приобретенная с помощью сертификата вышеуказанная квартира подлежала оформлению в общую собственность всех четырех членов семьи, включая Кулеша Д.Ю. А он, ранее обеспеченный жилым помещением путём реализации ГЖС, обращаясь во 2 отдел (г. Воронеж) ФГКУ «Западрегионжильё» с комплектом документов о принятии на учёт нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, не предоставляя при этом документов, свидетельствующих о том, что он имеет возможность сдать долю его участии в ГЖС, полученном его отцом (18,00 кв.м - расчетная величина на одного человека при выдаче ГЖС), фактически ставил вопрос о повторном обеспечении его жилым помещением, из государственного жилищного фонда, что не основано на Законе. В результате вышеуказанные юридически значимые обстоятельства не были учтены и приняты во внимание при решении вопроса о принятии военнослужащего на учет нуждающихся, а поэтому Кулеш Д.Ю. и члены его семьиподлежатснятию с учёта нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, предоставляемых по линии Министерстваобороны Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ.

Согласно выпискам из электронной базы данных «Государственных жилищных сертификатов», <данные изъяты> был выдан 14 сентября 1998 году государственный жилищный сертификат, свидетельствующий о выделении субсидии в размере 155 520 рублей на состав семьи 4 человека, на приобретение жилья.

Из договора купли-продажи от 8 октября 1998 года видно, что <данные изъяты> единолично приобрел в собственность квартиру общей площадью 69.8 кв.м. расположенную по адресу: <данные изъяты> <данные изъяты>

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 27 октября 2018 года видно, что у Кулеш Д.Ю. в период с 9 августа по 22 сентября 2007 года имелась в собственности доля в праве 59/100 на жилой дом, общей площадью 122.40 кв.м, расположенный по адресу: <данные изъяты>

Согласно уведомлений об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от 27 октября 2018 года, у <данные изъяты> в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о правах данных лиц на имевшиеся (имеющиеся) у них объекты недвижимости на территории Российской Федерации.

В соответствии с договором купли-продажи от 2 ноября 1995 года, Кулеш Д.Ю. действующий с согласия матери <данные изъяты> купил 7/15 долей жилого дома расположенного по адресу: <данные изъяты>

Согласно договору дарения от 30 августа 2007 года, Кулеш Д.Ю. безвозмездно подарил своей матери <данные изъяты> 59/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>

Из свидетельства о государственной регистрации права от 22 сентября 2007 года, <данные изъяты> зарегистрировала право собственности на 59/100 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, на основании договора дарения от 30 августа 2007 года.

Согласно абзацу 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормам предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального Закона.

В соответствии с ч.1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В судебном заседании установлено, что отец Кулеша, являвшийся военнослужащим, в 1998 году получил государственный жилищный сертификат на состав семьи 4 человека, который реализовал покупкой в единоличную собственность квартиры общей площадью 69.8 кв.м., расположенной по адресу: <данные изъяты> С 1 августа 1996 года по 23 июня 2001 административный истец являлся курсантом Воронежского высшего военного авиационного инженерного института, был зарегистрирован по адресу военного ВУЗа, а в последствие проходил военную службу в различных частях Приморского края, где также был в своё время зарегистрирован, в связи с чем, в купленной отцом квартире не был зарегистрирован и не проживал.

Согласно абзацу 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», за военнослужащими, обеспечиваемыми служебными жилыми помещениями, на первые пять лет военной службы по контракту (не считая времени обучения в военных профессиональных образовательных организациях или военных образовательных организациях высшего образования) сохраняется право на жилые помещения, занимаемые ими до поступления на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства до призыва (поступления) на военную службу.

Содержание названной нормы закона указывает на то, что за такими военнослужащими сохраняются жилые помещения, в которых они проживали до поступления на военную службу по контракту либо до поступления в военно-учебные заведения. На основании чего, суд приходит к выводу о том, что поскольку Кулеш поступил на военную службу до приобретения его отцом квартиры по государственному жилищному сертификату, данная квартира была приобретена отцом Кулеша единолично, то у административного истца не сохранилось право на данное жилое помещение.

Вместе с тем, Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и Жилищный кодекс РФ не содержат норм, закрепляющих, что военнослужащие, которые ранее были обеспечены жилыми помещениями в составе семьи других военнослужащих (отца или матери), не имеют права на признание их нуждающимися в жилых помещениях. Поскольку члены семьи военнослужащего в соответствии с указанными выше нормативными актами не имеют самостоятельного права как на признание их нуждающимися в жилых помещениях в Министерстве обороны РФ, так и на предоставление им жилых помещений по линии Министерства обороны РФ.

Таким образом, начальник 2 Отдела снял Кулеша с учета нуждающихся в жилых помещениях по основанию фактически не закрепленному в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» и Жилищном кодексе РФ, чем допустил нарушения прав административного истца, на основании чего, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований административного истца в полном объеме.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ суд считает необходимым взыскать с довольствующего финансового органа ЗРУЖО - ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Западному военному округу» в пользу административного истца 300 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины за подачу заявления в суд.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд

решил:

Административное исковое Кулеша <данные изъяты> об оспаривании действий начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, удовлетворить.

Признать незаконным решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 4 марта 2019 года № 01-34/02/19 о снятии <данные изъяты> Кулеша <данные изъяты> составом семьи 5 человек с учёта нуждающихся в жилых помещениях.

Обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить свое решение от 4 марта 2019 года № 01-34/02/19 о снятии <данные изъяты> Кулеша <данные изъяты> с составом семьи 5 человек с учета нуждающихся в жилых помещениях и восстановить его на учёте нуждающихся в жилых помещениях с датой постановки на учёт 14 сентября 2016 года.

Взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Западному военному округу» в пользу Кулеша Д.Ю. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

Председательствующий по делу                                           В.В. Петроченко

<данные изъяты>

1версия для печати

2а-83/2019 ~ М-80/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кулеш Денис Юрьевич
Ответчики
Начальник 2 отдела (г.Воронеж) ФГКУ ЗРУЖО МО РФ
Другие
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ
Баркаловой Ю.В. АК «Асатурова, Баркалова и партнеры»
ФКУ «УФО МО РФ по ЗВО»
Суд
Воронежский гарнизонный военный суд (Воронежская область)
Судья
Петроченко Валерий Владимирович
Дело на странице суда
gvs--vrn.sudrf.ru
04.04.2019Регистрация административного искового заявления
04.04.2019Передача материалов судье
05.04.2019Решение вопроса о принятии к производству
05.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2019Судебное заседание
06.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2019Дело оформлено
05.09.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее