Дело № 2-1380/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2012 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Андреева А.И.
при секретаре Шкаруба Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО5 к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № о признании незаконным бездействия по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение и возложении обязанности по выдаче путевки на санаторно-курортное лечение,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах инвалида ФИО5 к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № о признании незаконным бездействия по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение и возложении обязанности по выдаче путевки на санаторно-курортное лечение, мотивируя свои требования тем, что ФИО5 является инвали<адрес> группы. ДД.ММ.ГГГГ МУЗ «Канская ЦГБ» ФИО5 была выдана справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратился с заявлением в Филиал № (Канский) Государственного учреждения - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Кроме того, в ноябре 2011 года ФИО5 предоставил ответчику справку для получения путевки № от ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени ФИО5 путевкой не обеспечен, что нарушает его права и создает угрозу здоровью. Прокурор просит суд признать бездействия ответчика по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение инвалида ФИО5 незаконным и нарушающим права последнего и обязать ответчика выдать инвалиду ФИО5 путевку на санаторно-курортное лечение.
В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора Сапинская Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель ГУ Красноярское региональное отделение фонда социального страхования РФ по доверенности Юдина К.В. исковые требования прокурора не признала, суду пояснила, что запись учреждения медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации инвалида о санаторно-курортном лечении имеет рекомендательный характер. Путевка на санаторно-курортное лечение предоставляется инвалиду не на основании индивидуальной программы, а на основании медицинской справки. Поэтому, при рассмотрении заявлений граждан о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, прежде всего, устанавливается наличие у гражданина права на получение набора социальных услуг. При этом действующее законодательство о государственной социальной помощи не содержит гарантий ежегодного предоставления путевок на санаторно-курортное лечение. Отделение Фонда осуществляет предоставление путевок в пределах средств, выделяемых на эти цели из федерального бюджета и передаваемых Фонду социального страхования РФ на основании федерального закона на соответствующий календарный год. Ни одна из категорий граждан, получающих государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, не имеет приоритетного права на обеспечение санаторно-курортным лечением. Поэтому с учетом равных прав граждан - получателей набора социальных услуг, санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевки. Не предоставление в 2011 году путевки связано с объективными условиями. В первую очередь в 2011 году удостоверялись заявки граждан, ранее подавших заявления, но не воспользовавшихся по каким-либо причинам санаторно-курортным лечением. Поскольку количество выделяемых денежных средств на санаторно-курортное лечение ограничено, приобретаемые путевки распределяются между гражданами льготной категории в порядке очередности и в течение календарного года достаются не всем. Тем гражданам, которые не получили путевки в текущем календарном году, предоставление санаторно-курортного лечения переносится на следующий календарный год, при условии, что они в следующем календарном году не отказались от набора социальных услуг. Фонд осуществляет финансирование расходов на обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение в пределах средств, перечисленных в Фонд. В настоящее время средства, перечисленные отделению Фонда в виде трансфертов из федерального бюджета, направлены на приобретение путевок в текущем году и не могут быть использованы на санаторно-курортное лечение за прошедший период. В связи с этим требования прокурора о предоставлении в 2012 году путевки за 2011 год является незаконным.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит, что иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со с. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе по инвалидности.
В силу ст. 10, ст. 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Согласно п. 3 Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р, санаторно-курортное лечение включено в реабилитационные мероприятия.В силу требований ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в который включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, согласно пункту 3.3 которого, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования РФ.
Согласно п. 3.7 Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - территориальные органы Фонда) или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда, а также в уполномоченный орган.
На основании ст. 4 Федерального закона от «О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» установлено, что в 2012 году Фонд осуществляет финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных государственных медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Аналогичные положения в части финансирования содержались и в ст. 5 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Фонде социального страхования РФ» региональные отделения Фонда социального страхования РФ образуются Фондом. Региональные отделения являются исполнительными органами Фонда социального страхования РФ и осуществляют оперативное управление средствами социального страхования на соответствующей территории.
Таким образом, от имени Российской Федерации в соответствии со ст. 125 ГК РФ в правоотношениях по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение выступают исполнительные органы Фонда социального страхования РФ и Фонд социального страхования РФ, как орган, осуществляющий финансирование указанных расходов.
В суде ответчиком не отрицалось, что истец является инвалидом, поставлен на учет по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение и до настоящего времени путевкой не обеспечен.
Поскольку обязанность в обеспечении инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение лежит на ответчике, то таким образом, бездействие ответчика по не обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение является незаконным.
Доводы представителя ответчика о том, что санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке очередности, устанавливаемой с даты подачи заявления о выделении путевками и не предоставление в 2011 году путевки связано с тем, что удовлетворялись заявки граждан, ранее подавших заявления, но не воспользовавшихся по каким-либо причинам санаторно-курортным лечением, поскольку количество выделяемых денежных средств на санаторно-курортное лечение ограничено, приобретаемые путевки распределялись между гражданами льготной категории в порядке очередности и в течение календарного года достались не всем, суд считает необоснованными, поскольку фонд социального страхования обязан в соответствии с законом рассмотреть заявление инвалида и обеспечить его в течение календарного года путевкой на санаторно-курортное лечение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах ФИО5 к Государственному учреждению - Красноярскому региональному отделению фонда социального страхования РФ в лице Канского филиала № о признании незаконным бездействия по обеспечению путевкой на санаторно-курортное лечение и возложении обязанности по выдаче путевки на санаторно-курортное лечение - удовлетворить.
Признать бездействие Государственного учреждения - Красноярского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № по обеспечению инвалида ФИО5 путевкой на санаторно-курортное лечение незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в лице Канского филиала № выдать инвалиду ФИО5 путевку на санаторно-курортное лечение.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца с момента вынесения.
Судья А.И. Андреев
<данные изъяты>