Дело № 5-34/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Инсар 24 марта 2021 года
Инсарский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Адушкина В.Н.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Колесникова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Колесникова А. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина <данные изъяты>, русским языком владеющего, <данные изъяты> зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
у с т а н о в и л:
В отношении Колесникова А.А. сотрудниками полиции составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, где указано, что он в 14 часов 00 минут 18 февраля 2021 года на момент проверки отсутствовал по месту проживания по адресу: <адрес>, чем нарушил предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор о проведении дополнительных санитарно-эпидемиологических мероприятий №254 от 15 февраля 2021 года.
Протокол об административном правонарушении соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Колесников А.А. факт совершения им административного правонарушения не признал, суду пояснил, что предписание об изоляции ему не вручалось, ни в каких документах он не расписывался и не предупреждался об ответственности за нарушение самоизоляции. Если бы ему выдавалось предписание, то он несомненно следовал бы ему. Считает, что Свидетель №1 вызвала участкового из-за того, что последнюю облаяла их собака. Хотя у её дочери было 2 положительных теста на COVID-19, последующий – третьей тест показал отрицательный результат. Аналогичные отрицательные результаты у всех членов его семьи.
Заслушав Колесникова А.А., показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, оценив всю совокупность представленных доказательств, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта "м" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера, вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании подпункта "у" части 1 указанной статьи устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В силу разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года) (пункт 22) перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Коронавирусная инфекция (COVID-19) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать, в частности, гражданам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих; главные государственные санитарные врачи и их заместители наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания, а также о проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Таким образом, федеральный законодатель допускает медицинское вмешательство, а также принятие изоляционных мер различного характера в отношении названных выше лиц в порядке, установленном законодательством.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней", утвержденных Постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65).
Исходя из анализа приведенных выше норм, привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В силу положений статьи 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Принятые в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации постановления от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" и от 30 марта 2020 г. N 9 "О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019" содержат перечень поручений и рекомендаций высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации), руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, территориальных органов Роспотребнадзора, главным врачам федеральных бюджетных учреждений здравоохранения - центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации.
Согласно пункту 2.3 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 января 2008 г. N 3, в случае выявления болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения страны и угрозу международного распространения, характеризующихся тяжелым течением и высокой летальностью, а также тенденцией к быстрому распространению, или болезней, не предусмотренных настоящими санитарными правилами, санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводят в соответствии с правовыми актами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно пункту 10.1 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 "Об утверждении СП 3.1/3.2.3146-13" (вместе с "СП 3.1/3.2.3146-13. "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила"), больные инфекционными и паразитарными болезнями, лица с подозрением на инфекционные и паразитарные болезни, лица, общавшиеся с больными инфекционными болезнями, лица, подвергшиеся нападению и укусам кровососущих членистоногих, укусам и ослюнению дикими и домашними животными, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию на наличие возбудителей инфекционных и паразитарных болезней и медицинскому наблюдению или лечению (экстренной профилактике), и в случае если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.2, 1.3 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации поручено: при организации изоляции обеспечить ее осуществление в домашних условиях (при наличии возможности), в случае отсутствия такой возможности организовать изоляцию в условиях обсерватора; организовать контроль за соблюдением карантина и предоставлением ежедневной информации в территориальные органы Роспотребнадзора.
Пунктом 1 Указа Главы Республики Мордовия от 17 марта 2020 г. N 78-УГ "О введении на территории Республики Мордовия режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее также - Указ N 78-УГ) на территории Республики Мордовия введен режим повышенной готовности.
Как усматривается из материалов дела, основанием для составления 18 февраля 2021 года в отношении Колесникова А.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе обстоятельства, а именно то, что 18 февраля 2021 года в 14 часов 00 минут на момент проверки по месту проживания Колесников А.А. отсутствовал по месту пребывания по адресу: <адрес>, чем нарушил предписание должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно - эпидемиологический надзор о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемический мероприятий (л.д.4).
Из письменных объяснений Колесникова А.А. от 18.02.2021 следует, что он проживает по адресу: <адрес>. 14 февраля 2021 года у его дочери ФИО1, пришел положительный результат на COVID-19. В связи с чем, его семью, а именно: его, жену - ФИО2 и двух дочерей ФИО4 и ФИО3, отправили на больничный на две недели, как контактирующим лицам. О том, что он должен быть находится на изоляции он не знал. 18 февраля 2021 года примерно в 13 часов 00 минут он уехал в с. Чел.-Майдан за сеном скотине. Вернулся домой в 14 часов 00 минут. Что когда он отсутствовал, приезжали их проверять, он узнал от жены (л.д.5)
Согласно письменных объяснений свидетеля Свидетель №1, она работает участковым врачом в ГБУЗ РМ «Инсарская РБ». 18 февраля 2021 года примерно в 14 часов 20 минут она поехала брать мазок на анализ на COVID-19 у семьи Колесниковых, у которых дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения болеет короновирусом. В связи с чем, семью Колесниковых закрыли на карантин по COVID-19 с 15.02.2021 по 01.03.2021. По приезду 18 февраля 2021 года по адресу Колесников А.А. отсутствовал дома, хотя ему запрещено было покидать дом. Со слов жены последний поехал в деревню. В связи с чем, она сообщила об этом в полицию (л.д.6).
Согласно письма ГБУЗ РМ «Инсарская РБ» от 12 марта 2021 года, лабораторные исследования на наличие РНК коронавируса 2019 –nCov показало, что у ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – два положительных результата от 13.02.2021 и от 27.02.2021, один отрицательный от 05.03.2021; ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения – два отрицательных результата; Колесникова А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – результата от 17.02.2021 нет пробы ( отсутствовал при заборе мазка), один отрицательный тест от 02.03.2021.
Из предписания должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических мероприятий №254 от 15 февраля 2021 года Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах, следует, что 14 февраля 2021 года исследован биологический материал (мазок из носоглотки, ротоглотки) от ФИО1, обнаружена РНК корона-вируса 2019 –nCoV: Ct=30,5. Из близких контактных в семье: мама – ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; папа – Колесников А. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сестра – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сестра – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На ГБУЗ РМ «Инсарская РБ» возложена обязанность вручить вышеперечисленным гражданам постановление Главного государственного санитарного врача в Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах Михайлова Ю.П об изоляции гражданина. Вышеуказанное предписание вынесено ведущим специалистом – экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по РМ Рузаевском, Кадошкинском, Инсарском районах Межиной Л.И. Однако данное предписание не подписано должностным лицом (л.д.10).
При этом, данных, подтверждающих ознакомление и выдачу предписания (постановления) об изоляции уполномоченным лицом, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор на имя Колесникова А.А. в материалах дела не имеется.
Более того, у суда вызывает сомнение достоверность самого предписания, поскольку оно не подписано никем из должностных лиц и приобщено к материалу при противоречивых обстоятельствах.
Свидетель Свидетель №2 суду показал, что работает участковым уполномоченным полиции ОП №9 ММО МВД России «Ковылкинский». 18 февраля 2021 года он выезжал по сообщению медсестры Свидетель №1 о том, что на момент посещения семьи Колесниковых, где имеется информация о положительных тестах на COVID-19, отсутствовал хозяин дома Колесников А.А. На месте он составил на последнего материал по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Обозренное им в судебном заседании предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических мероприятий №254 от 15.02.2021г. ему дала Свидетель №1 Данный документ никем подписан не был. Не имелось и данных об ознакомлении с ним Колесниковым А.А. При обстоятельствах, которые узнал впоследствии, считает, что у Колесникова А.А. отсутствует состав административного правонарушения.
Свидетель Свидетель №1 суду показала, что она работает медицинской сестрой ГБУЗ РМ «Инсарская РБ». 18 февраля 2021 года она выезжала брать анализы в семье Колесниковых. Хозяин дома Колесников А.А. отсутствовал дома. Об этом она сообщила руководству. Обозренное в судебном заседании предписание она ранее не видела и соответственно участковому не выдавала.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из ч. 1 и ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, который должен отвечать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При этом бремя доказывания наличия безусловных оснований к принятию решения о применении мер административной ответственности возлагается на должностных лиц уполномоченных государственных органов.
Суд, оценив все имеющиеся в деле доказательства по правилам ст.26.11 КоАП РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а их совокупность с точки зрения достаточности, приходит к выводу, что хотя Колесникову А.А вменяется в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, однако все доказательства и материалы дела в совокупности объективно и достоверно не подтверждают названный факт.
Таким образом, в рассматриваемом случае бесспорных доказательств, позволяющих признать Колесникова А.А. виновным в совершении административного правонарушения, по делу не имеется.
В силу положений частей 1 и 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в отношении Колесникова А. А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 суток с момента его вручения или получения копии постановления через Инсарский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий В.Н. Адушкин