Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-501/2021 ~ М-443/2021 от 03.06.2021

УИД 53RS003-01-2021-000812-42

Дело № 2-501/2021

Решение

Именем Российской Федерации

24 июня 2021 года село Марёво Новгородской области

Валдайский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Кузьминой С.Н., при секретаре Васильевой А.Н., с участием заместителя прокурора Марёвского района Корнеева Д.А., представителя ответчика – Ючайко С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Марёвского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Маревская средняя школа», Администрации Марёвского муниципального округа Новгородской области об обязании выполнить определенные действия,

установил:

Заместитель прокурора Марёвского района обратился в суд с заявлением к МАОУ «Марёвская средняя школа», Администрации Марёвского муниципального округа об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения законодательства - обеспечить охрану здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить здание системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; на первом этаже здания школы оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), а так же оборудовать основной вход в здание контрольно-пропускным пунктом (постом охраны).

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения ответчиком требований законодательства об образовании, об охране жизни и здоровья учащихся учебного заведения и противодействия терроризму, выявлены вышеуказанные нарушения, которые создают угрозу жизни и здоровья как работников и воспитанников образовательного учреждения, их родителей, так и иных граждан, посещающих школу, то есть неопределенного круга лиц, чем нарушаются их права на защиту жизни и здоровья.

В судебном заседании заместитель прокурора Корнеев Д.А. исковые требования поддержал полностью по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - МАОУ «Марёвская средняя школа» Терентьева З.В., будучи надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительных причинах не явки не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила, возражений против удовлетворения исковых требований не представила.

Представитель ответчика – Администрации Марёвского муниципального округа – Ючайко С.А. исковые требования прокурора признала в полном объеме.

Выслушав представителя ответчика, заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 41 Федерального закона "Об образовании в РФ", охрана здоровья обучающихся включает в себя, помимо прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

С учетом Федерального закона "О противодействии терроризму", под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В 2018 году Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования, являющийся предметом рассмотрения по настоящему делу.

Требования к защищенности объектов устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации, объектов (территорий) Министерства просвещения.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом степени угрозы совершения на них террористического акта и возможных последствий его совершения на основании оценки состояния защищенности соответствующего объекта (территории), учитывающей его значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения и степень потенциальной опасности совершения террористического акта, проводится категорирование объектов (п. 6 Требований к защищенности объектов). Для проведения категорирования объекта (территории) по решению руководителя организации в течение 2 месяцев со дня утверждения настоящих требований создается комиссия по обследованию и категорированию объекта, срок работы которой не превышает 30 рабочих дней со дня создания комиссии (п. 8, 9 Требований к защищенности объектов).

Порядок работы и состав комиссии определены п. 10 Требований к защищенности объектов. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта, подписанным всеми членами комиссии, который составляется в 2 экземплярах, и является основанием для разработки, а также неотъемлемой частью паспорта безопасности объекта (п. 15 Требований к защищенности объектов).

Разделом 111 Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Пунктом 24 Требований к защищенности объектов определено осуществление мероприятий в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности.

Согласно пункту 25 Требований к защищенности объектов, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным п. 24 Требований к защищенности объектов, осуществляются, в том числе, мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (пп. «б» п. 25 Требований к защищенности объектов).

Постановлением Правительства от 25 марта 2015 года № 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей (далее Требования к защищенности ММПЛ). Данные требования устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно п. 2 Требований к защищенности ММПЛ, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей должна соответствовать характеру угроз, оперативной обстановке, обеспечивать наиболее эффективное и экономное использование сил и средств, задействованных в обеспечении безопасности мест массового пребывания людей (п.5 Требований к защищенности ММПЛ).

В соответствии с п. 10 Требований к защищенности ММПЛ - место массового пребывания людей 3 категории - место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек. Согласно п. 24 Требований к защищенности ММПЛ, в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

Согласно п. 25 Требований к защищенности ММПЛ, в рамках использования сил и средств органов внутренних дел и войск национальной гвардии Российской Федерации по обеспечению правопорядка патрули должны быть максимально приближены к местам массового пребывания людей с целью оперативного реагирования на изменение оперативной обстановки.

Таким образом, достижение цели обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению данных задач, то есть конкретные меры по обеспечению в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличие иных мер по предупреждению терроризма.

Как следует из Паспорта безопасности МАОУ «Марёвская средняя школа», учебное заведение отнесено к третьей категории опасности.

Здание средней школы безопасность обучающихся и иных лиц во время пребывания в учреждении надлежащим образом не обеспечена: отсутствует физическая охрана объекта сотрудниками охранных организаций; не установлена система экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); основной вход в здание не оборудован контрольно-пропускным пунктом (постом охраны).

Указанные факты подтверждены Паспортом безопасности объекта - МАОУ «Марёвская средняя школа», утвержденного первым заместителем Главы Администрации Марёвского района от ДД.ММ.ГГГГ, актом обследования и категорирования объекта от ДД.ММ.ГГГГ, а также актом проверки, проведенной и.о. прокурора Марёвского района от ДД.ММ.ГГГГ.

До настоящего времени выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения ответчиками не устранены. Отсутствие надлежащего обеспечения безопасности здания учебного учреждения создает угрозу жизни и здоровья как работников образовательного учреждения, воспитанников, их родителей, так и иных граждан, посещающих школу, то есть неопределенного круга лиц, чем нарушаются их права на защиту жизни и здоровья.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела усматривается, что основанием для предъявления иска явилось ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по обеспечению безопасности лиц, находящихся в здании МАОУ «Марёвская средняя школа».

При таких обстоятельствах настоящий иск предъявлен прокурором в защиту неопределенного круга лиц, что отвечает положениям ст. 45 ГПК РФ, наделяющей прокурора соответствующим процессуальным правом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление и.о. прокурора Марёвского района Новгородской области удовлетворить.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Маревская средняя школа», Администрацию Марёвского муниципального округа Новгородской области в срок до 1 сентября 2022 год:

обеспечить охрану здания образовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес>, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

обеспечить здание образовательного учреждения системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации;

на первом этаже здания образовательного учреждения оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);

оборудовать основной вход в здание образовательного учреждения контрольно-пропускным пунктом (постом охраны).

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Валдайский районный суд Новгородской области.

    Разъяснить лицам, участвующим в деле, право на ознакомление с мотивированным решением суда с 30 июня 2021 года.

Судья                                     С.Н. Кузьмина

Мотивированное решение изготовлено 30 июня 2021 года.

2-501/2021 ~ М-443/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
и.о. прокурора Маревского района
Ответчики
МАОУ Маревская средняя школа
Администрация Маревского муниципального округа
Суд
Валдайский районный суд Новгородской области
Судья
Кузьмина Светлана Николаевна
Дело на сайте суда
valdaisky--nvg.sudrf.ru
03.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.06.2021Передача материалов судье
08.06.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.08.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее