Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-24/2021 (2а-417/2020;) ~ М-434/2020 от 01.12.2020

Дело № 2а-24/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия 15 февраля 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, поданное в ее интересах ФИО2, к ФИО3 имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

обратилась в суд с вышеназванным административным иском, поданным в ее интересах ФИО2

Административный иск обоснован тем, что административный истец в соответствии с Законом Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК «О некоторых вопросах предоставления отдельным категориям граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Республики Карелия» (далее – Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК) обратилась в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью кв.м., расположенного по адресу: , кадастровый квартал , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, цель использования – размещение жилого дома, вид разрешенного использования – ведение садоводства. В своем решении от ДД.ММ.ГГГГ Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления, с которым административный истец не согласен. Предложение Министерства о возможности предоставления в собственность иных земельных участков, расположенных в <адрес>, носит формальный характер. Предложенные Министерством иные земельные участки расположены либо на значительном расстоянии от постоянного места жительства административного истца, либо в других районах Республики Карелия, что в свою очередь не даёт возможности для реализации льгот, установленных вышеназванном Законом Республики Карелия. При этом административный истец и его семья не планируют переезд из <адрес>. Министерством по существу заявление административного истца не рассмотрено, не приведены основания, в соответствии с которыми административному истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность. В соответствии с ч.10 ст.4 вышеуказанного Закона Республики Карелия административный истец имела право указать конкретный земельный участок с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, что и было сделано административным истцом.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным решение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ исх. и возложить на административного ответчика обязанность по предварительному согласованию предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность и утверждению схемы расположения земельного участка.

В судебном заседании административный истец, извещенная надлежащим образом, отсутствовала.

Представитель административного истца, действующий на основании доверенности ФИО2, административный иск поддержал в полном объеме. Указал, что после подачи первого заявления были претензии к месторасположению земельного участка, но в ответе на заявление от ДД.ММ.ГГГГ указано, что оно по существу не рассматривается, поскольку не представлен полный пакет документов, поэтому ДД.ММ.ГГГГ направила копию паспорта дочери, и указала, что все документы направлены ею ранее, а именно ДД.ММ.ГГГГ. Ответ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ не содержит каких-либо ссылок на предыдущий ответ, также в нем не содержится никаких оснований, по которым нельзя предоставить именно испрашиваемый ФИО3 земельный участок. Учитывая, что в ответе Министерства за от ДД.ММ.ГГГГ указано, что решение по заявлению будет принято после поступления всех необходимых документов, указанное решение не оспаривает, так как действительно представила не все документы. Вместе с тем, направив полный пакет документов, в ответе за от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство не разрешило заявление по существу, указав лишь на возможность выбора предложенных земельных участков, при этом ссылки на ранний ответ от ДД.ММ.ГГГГ не содержалось. Полагал ответ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, просил обязать Министерство повторно рассмотреть заявление и удовлетворить его.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела без участия их представителя.

В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указал, что семья административного истца после поступления в Министерство всех документов была поставлена на учет в качестве многодетной, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка, были полностью изложены в письме Министерства от ДД.ММ.ГГГГ, поэтому довод административного истца о том, что Министерством не рассмотрен вопрос по сути, полагали не обоснованным, так как второй ответ от ДД.ММ.ГГГГ не требовал повторного указания причин отказа в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка.

Представители заинтересованных лиц администрации Лахденпохского муниципального района и администрации Мийнальского сельского поселения, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Выслушав позицию представителя административного истца, уточнив позиции сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

Пунктом 2 ст. 15 ЗК РФ определено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 6 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков в собственность относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, к компетенции административного ответчика относится принятие решений по вопросам предоставления земельных участков в собственность.

    Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным семьям земельных участков на территории Республики Карелия урегулирован Законом Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК.

    В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье (далее - заявление), поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи (далее - заявитель), в уполномоченный орган.

Согласно ч.10 ст.4 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК заявитель в своем заявлении вправе указать местоположение земельного участка либо конкретный земельный участок (с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка), подготовленной в соответствии с федеральным законодательством). Уполномоченный орган рассматривает возможность предоставления земельного участка с учетом экологических и градостроительных условий использования такого земельного участка в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки и документацией по планировке территории.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с вышеприведенной нормой Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК обратилась в Министерство с заявлением (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность, государственная собственность на который не разграничена, площадью кв.м., расположенного по адресу: , кадастровый квартал , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, цель использования – размещение жилого дома, вид разрешенного использования – ведение садоводства.

В своем решении, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх., Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления, указав, что к заявлению не приложена копия паспорта дочери административного истца , в связи с чем, решение о постановке семьи административного истца на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, будет принято после поступления необходимых документов.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства письмом (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) были направлены недостающие документы (копия паспорта дочери) для постановки ее семьи на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В сопроводительном письме указано, что все документы направлены ДД.ММ.ГГГГ .    

Из оспариваемого отказа от ДД.ММ.ГГГГ исх. следует, что Министерством принято решение о соответствии семьи административного истца многодетной семье требованиям Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК, семья поставлена на учет в качестве многодетной семьи на территории Лахденпохского муниципального района, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Также Министерством был разъяснен порядок предоставления земельных участков, а также предложены земельные участки, расположенные как на территории Лахденпохского муниципального района, так и на территории других районов Республики Карелия.

В судебном заседании также было установлено, что основанием обращения административного истца с настоящим административным исковым заявлением послужило то, что Министерством в нарушение установленного законом порядка заявление о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка по существу рассмотрено не было.

Доводы представителя административного ответчика о том, что заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно было рассмотрено по существу, о чем свидетельствует письмо Министерства от ДД.ММ.ГГГГ исх., суд полагает несостоятельными ввиду нижеследующего.

В соответствии с ч.1 ст.2 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК бесплатное предоставление в собственность многодетным семьям земельных участков осуществляется, если на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетная семья соответствует критериям, установленным пунктом 2 части 3 статьи 1 данного Закона, члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации, постоянно проживают на территории Республики Карелия.

Согласно п.2 ч.3 ст.1 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК многодетная семья - семья, имеющая в своем составе родителей (родителя) и (или) усыновителей (усыновителя), опекунов (опекуна), попечителей (попечителя) и трех и более детей: несовершеннолетних детей (в том числе усыновленных (удочеренных), находящихся под опекой или попечительством, пасынков и падчериц) и (или) совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет (в том числе усыновленных (удочеренных), пасынков и падчериц), обучающихся в общеобразовательных организациях по основной общеобразовательной программе или в иных образовательных организациях по очной форме обучения или проходящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации

Земельный участок предоставляется в собственность многодетным семьям на основании заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка многодетной семье (далее - заявление), поданного одним из родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или их супругов, являющимся членом многодетной семьи (далее - заявитель), в уполномоченный орган (ч.1 ст.4 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК) с приложением документов в соответствии с ч.2 ст.4 указанного Закона.

На основании ч.5 ст.4 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК решение о соответствии или несоответствии многодетной семьи требованиям, установленным частью 1 статьи 2 данного Закона, принимается уполномоченным органом в срок не более 30 календарных дней со дня подачи заявителем заявления в уполномоченный орган.

В соответствии с ч.6 ст.4 Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК уполномоченный орган регистрирует заявление в журнале учета заявлений с присвоением порядкового номера в день получения заявления.

Из вышеприведенных положений Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК следует, что рассмотрение вопроса и принятия решения о бесплатном предоставлении земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства может быть принято только в случае соответствия семьи требованиям названного Закона и после принятия уполномоченным органом решения о постановке многодетной семьи на учет.

Вместе с тем, при обращении административного истца с заявлением (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка Министерством был дан ответ, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх., о том, что решение о постановке семьи административного истца на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, будет принято после поступления необходимых документов (отсутствовали документы в отношении дочери административного истца).

Таким образом, поскольку при первоначальном обращении . с заявлением (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) Министерством решение о постановке семьи административного истца на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, принято не было, то в силу положений Закона Республики Карелия от 06.03.2017 №2101-ЗРК рассмотрение вопроса и принятие решения о бесплатном предоставлении земельного участка для осуществления индивидуального жилищного строительства не могло быть принято.

После поступления от недостающих документов (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) Министерством было принято решение о постановке семьи административного истца на учет в качестве многодетной семьи, имеющей право на бесплатное получение в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, о чем имеется указание в оспариваемом отказе от ДД.ММ.ГГГГ исх..

Вместе с тем, указаний на то, что административному истцу отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно по основаниям, изложенным в письме Министерства от ДД.ММ.ГГГГ исх., оспариваемое решение не содержит, на чем также в ходе судебного разбирательства настаивал представитель административного истца.

Также суд учитывает, что Министерство своим ответом от ДД.ММ.ГГГГ давало ответ на заявление , которое поступило в Министерство в одном экземпляре (других заявлений не имеется), и содержит требование о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью кв.м., расположенного по адресу: , кадастровый квартал , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, цель использования – размещение жилого дома, вид разрешенного использования – ведение садоводства, ее многодетной семье, в связи с чем, по убеждению суда, после постановки семьи истца на учет в качестве многодетной, административный ответчик должен был рассмотреть вопрос об испрашиваемом ею земельном участке. При этом как указано выше в обжалуемом ответе никакой ссылки на ответ Министерства от ДД.ММ.ГГГГ не содержится.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ.

Согласно п.7 ст.39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В соответствии с п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 данного Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 данного Кодекса.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение Министерства нельзя признать законным. Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению путем возложения на административного ответчика в соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ обязанности о повторном рассмотрении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. и принятию решения о предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка при отсутствии иных оснований для отказа.

К указанному выводу суд приходит, поскольку земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, вместе с тем в оспариваемом отказе отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись Министерством.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить частично.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ФИО4 в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, кадастровый квартал , площадью кв.м, незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ вх. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, кадастровый квартал , площадью кв.м.

По результатам рассмотрения заявления, при отсутствии иных оснований для отказа ФИО4 в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх., обязать ФИО3 имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка.

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу ФИО4 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Сущевская

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2а-24/2021 (2а-417/2020;) ~ М-434/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бородина Светлана Вячеславовна
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Другие
Сутягин А.Н.
Администрация Мийнальского сельского поселения
Администрация Лахденпохского муниципального района
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Сущевская Е. А.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
01.12.2020Регистрация административного искового заявления
01.12.2020Передача материалов судье
03.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
21.01.2021Судебное заседание
15.02.2021Судебное заседание
25.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.05.2021Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
12.05.2021Изучение поступившего ходатайства/заявления
25.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
02.09.2021Дело оформлено
02.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее