Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2015 года Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Кравчук И.Н.,
при секретаре Березовской Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2669/2015 по исковому заявлению Чалова В.В. к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 41» муниципального образования города Братска о взыскании недоначисленной заработной платы, отпускных, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Чалов В.В. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 41» муниципального образования города Братска (далее по тексту – МБОУ «СОШ № 41») о взыскании с МБОУ «СОШ № 41» в его пользу недоначисленной заработной платы за период с 01.06.2015 по 31.08.2015
в размере (данные изъяты) руб., недоначисленных отпускных за отработанный период 2014-2015 гг. в размере (данные изъяты) руб., компенсации морального вреда в размере (данные изъяты) руб.
В обоснование исковых требований указал, что в трудовых отношениях
с МБОУ «СОШ № 41» состоит с 30.11.2011 на основании трудового договора от 30.11.2011, по условиям которого принят на работу в учреждение дворником и ему установлена заработная плата в размере должностного оклада – (данные изъяты)
с применением районного коэффициента к заработной плате размере 40%
и надбавки к заработной плате в размере 50% в связи с работой в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также иных компенсационных
и стимулирующих выплат.
01.05.2013 МБОУ «СОШ № 41», как работодатель, заключил с ним дополнительное соглашение, согласно которому с 01.05.2013 установлен должностной оклад в размере (данные изъяты)
По состоянию на 03.09.2015 указанные условия труда не изменились.
В силу ч. 5 ст. 135 ТК РФ условия оплаты труда, определённые трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Однако, установленный работодателем размер ее месячной заработной платы не соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждения за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, а том числе за работ особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и ин выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии
и поощрительные выплаты).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе
в зависимости от условий, в которого осуществляется трудовая деятельность.
По требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязательства), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
На основании ст. 133.1 ТК РФ размер минимальной заработной платы
в субъекте Российской Федерации, который обеспечивается организациями, финансируемых из местных бюджетов, за счёт средств местных бюджетов, внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской
и иной приносящей доход деятельности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Вместе с тем, нормы главы 50 ТК РФ устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодательством при внесении изменений в ст. 129 и ст. 133 ТК РФ.
Согласно ч.2 ст. 146, ст. 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах
в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере. Оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке
и размерах, не ниже установленных законами и иными нормативным правовыми актами.
Статьями 315, 317 ТК РФ для лиц, работающих в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, предусмотрено применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, размер которых устанавливает Правительство РФ.
Таким образом, повышенный размер оплаты труда обеспечивается выплатой районного коэффициент и процентной надбавкой.
Аналогичные нормы предусмотрены ст. 10 и 11 Закона РФ от 19.02.1993
№ 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих
и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненные к ним местностях».
В соответствии со ст. 1 вышеназванного Закона его действие распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно
в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных
к нему местностях, независимо от форм собственности и лиц, проживающих
в указанных районах и местностях.
Исходя из перечисленных требований законодательства, при установлении заработной платы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со ст. 146, 148, 315, 316, и 317 ТК РФ должны быть компенсированы специальным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которые подлежат начислению на должностной оклад, определённый в размере не менее минимального размера оплаты труда.
Включение в MPOT, установленный в целом по РФ, районного коэффициента и северной надбавки не допустимо, так как это приводит
к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где компенсационные выплаты не предусмотрены
с заработной платой работников, состоящих в трудовых отношениях
с организациями на Крайнем Севере и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Данная позиция подтверждена Обзором Верховного Суда РФ практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014.
Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера (с последующими изменениями и дополнениями), в соответствии с которым г. Братск Иркутской области отнесен к местностям, приравненным районам Крайнего Севера.
Таким образом, лицам, работающим в г. Братске, оплата труда должна производиться с применением районного коэффициента и процентной надбавки установленной для данной местности.
На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому силу ч.1 ст.423 ТК РФ к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты для производственных и не производственных отраслей экономики и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР или органами государственной власти РФ.
Процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, установлены Указом Президиума Верховного Совета ССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера»
и Приказом Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 № 198-VII
«О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера
и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» согласно которым размер выплачиваемой работнику надбавки в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, е может быть 50% заработка.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 №380/П-18 утверждены районные коэффициенты к заработной плате работников в городах и районах Иркутской области, в том числе в г. Братске, где данный коэффициент предусмотрен в размере 1,3.
Статьёй 13 Постановления Совета Министров РСФСР от 04.02.1991 № 76
«О некоторых мерах социально-экономическому развитию районов Севера» (действовавшего до 28.06.2011), Совета Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам Советов народа депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органа предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих пределах действующих на территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств организаций также за счет средств соответствующих бюджетов.
Данное Постановление Совета Министров РСФСР было принято в целях защиты трудовых прав граждан в рамках осуществления своих полномочий
в социальной сфере, при этом, согласно ст.1 Конституции РСФСР от 12.04.1978
в редакции от 09.12.1992 - Совет Министров являет Правительством РФ.
Во исполнение вышеуказанного постановления Главой администрации Иркутской области принято постановление от 28.01.1993 №9 «О выравнивании районного коэффициента к заработной плате территории Иркутской области», пунктом 1 которого с 01.01.1993 установлен единый районный коэффициент
к заработной плате рабочих и служащих, в том числе в городе Братске и Братском районе, размере 1,4.
По требованиям пункта 2 данного Постановления затраты на выплату установленного районного коэффициента бюджетными организациями осуществляется за счет соответствующих бюджетов.
Указанное Постановление является действующим, его законность
и обоснованность, а также издание пределах полномочий, представленных законом, подтверждена Определением судебной коллегии гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.03.2008 №66-Г08-1.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.12.2014 № 408-ФЗ минимальный размер оплаты труда РФ с 01.01.2015 составлял 5 965 рублей в месяц.
В силу ч. 2 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда установленный федеральным законе обеспечивается организациями, финансируемыми из местных бюджетов, за счет средств местных бюджете внебюджетных средств, а также средств, полученных от предпринимательской деятельности.
Следовательно, минимальный размер ее оплаты труда, отработав полностью месячную норму рабочего времени, с 01.01.2015 должен составлять не менее
5 965 рублей в месяц, то соответственно при вышеуказанных условиях он должен быть определен в размере не менее 11 333 руб. 50 коп.
Сумма оплаты труда из расчета действующего минимального размера оплаты труда с применением районного коэффициента и северной надбавки на работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, должна быть гарантирована ей, так как она состоит в трудовых отношениях с МБОУ «СОШ
№ 41».
В судебное заседание истец Чалов В.В. не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представил заявление,
в котором просил гражданское дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика МБОУ «СОШ № 41» - директор Власова Е.В., действующая на основании прав по занимаемой должности, в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представила заявление, в котором просила гражданское дело рассмотреть в ее отсутствие, также указала, что заявленные исковые требования признает частично, не согласна с размером компенсации морального вреда.
Представитель третьего лица администрации г. Братска в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, возражений по иску не представил.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а статья 37 Конституции Российской Федерации признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры
с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
В соответствии со ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Основными способами защиты трудовых прав и свобод является, в том числе и судебная защита права. Статьей 382 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации
в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
Согласно статье 2 ТК Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый), включая, как это предусмотрено статьей 7 Международного пакта об экономических, социальных
и культурных правах, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности.
В силу ч. 3 ст. 133 ТК Российской Федерации месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени, выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Из ст. 133.1 ТК Российской Федерации следует, что размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ст. 146 ТК Российской Федерации оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере (ст. 147 ТК Российской Федерации). В повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК Российской Федерации).
Статья 315 ТК Российской Федерации предусматривает оплату труда
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда установлен с 01 января 2015 года в сумме 5 965 рублей в месяц.
Закон Российской Федерации «О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» от 19 февраля 1993 года № 4520-1 также устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи
с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
В соответствии с Перечнем районов, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года
№ 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», Братск
и Братский район являются местностями, приравненными к районам Крайнего Севера.
Статьями 10, 11 Закона Российской Федерации «О гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях.
В силу пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 04 февраля 1991 года № 76 «О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера» 28 января 1993 года главой Администрации Иркутской области издано Постановление № 9 «О выравнивании районного коэффициента
к заработной плате на территории Иркутской области», согласно которому с 01 января 1993 года районный коэффициент к заработной плате на территории
г. Братска составляет 1,4.
Согласно статье 135 ТК Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Исходя из ст. 144 ТК Российской Федерации системы оплаты труда (в том числе, тарифные системы оплаты труда) работников государственных
и муниципальных учреждений устанавливаются: в муниципальных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами
в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, муниципальными учреждениями обеспечиваются за счет средств местных бюджетов.
Положениями ч. 5 статьи 135 ТК Российской Федерации предусмотрено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В соответствии со ст. 6 Закона Иркутской области от 09 октября 2008 года
№ 82-оз «Об оплате труда работников государственных учреждений Иркутской области» в случае, если сумма фактически начисленной заработной платы работника государственного учреждения Иркутской области, полностью отработавшего норму рабочего времени, с учетом стимулирующих
и компенсационных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а при заключении регионального соглашения о минимальной заработной плате - размера минимальной заработной платы, установленного указанным соглашением, работнику государственного учреждения Иркутской области работодателем производится соответствующая компенсационная доплата в размере образовавшейся разницы (в ред. Закона Иркутской области от 29.06.2012 N 65-ОЗ).
Согласно копии Устава МБОУ «СОШ № 41», утвержденного приказом начальника департамента образования администрации г. Братска № 824 от 21 ноября 2011 года, учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 3.4.).
Копией свидетельства о постановке на учет серии 38 № 003153197 подтверждается, что МБОУ «СОШ № 41» поставлен на учет в соответствии
с Налоговым кодексом Российской Федерации 01 марта 2002 года.
Согласно копии трудового договора от 01.08.2011 Чалов В.В. принят на работу в МБОУ «СОШ № 41». За выполнение обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата, состоящая из: оклада в соответствии с занимаемой работником должностью
в размере (данные изъяты) руб. за ставку заработной платы; компенсационных выплат, устанавливаемых коллективным договором, локальными нормативными актами учреждения в соответствии с трудовым законодательством, Положением об оплате труда работников учреждения; работнику выплачивается районный коэффициент – 40%; процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере – 50%; стимулирующих выплат, устанавливаемых по результатам работы, в соответствии с коллективным договором, Положением об оплате труда работников МБОУ и локальными нормативными актами учреждения.
В последующем с истцом были заключены дополнительные соглашения.
Факт принятия Чалова В.В. на работу в МБОУ «СОШ № 41» подтверждается копией приказа (распоряжения) № 33 от 01.08.2011, копией трудового договора от 01.08.2011 № 6.
Представленными в материалы дела копиями расчетных листков, финансовой справкой за период с 01 июня 2015 года по 31 августа 2015 года подтверждаются размеры начисленной и выплаченной истцу заработной платы.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства
в совокупности по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК Российской Федерации), суд находит достоверно установленным, что истец состоит в трудовых отношениях
с МБОУ «СОШ № 41», трудовым договором истцу установлен должностной оклад в соответствии с занимаемой должностью, при расчете заработной платы на оклад истца начисляются компенсационные выплаты: районный коэффициент – 40%; надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 50%, а также иные надбавки и доплаты, в том числе, стимулирующие выплаты.
Данные обстоятельства никем из участвующих в деле лиц не оспариваются и подтверждаются материалами дела.
Истец полагает, что заработная плата за оспариваемый период времени начислялась неверно, без учета требований законодательства.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации была исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда,
и указывала на то, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 ТК Российской Федерации). Однако, действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 ТК Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени
и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.Часть 1 статьи 129 ТК Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера,
в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих
и социальных выплат. Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. В субъекте Российской Федерации региональным соглашением
о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (статья 133.1 ТК Российской Федерации). Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников,
в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Следовательно, производимая работодателем доплата из стимулирующего фонда может быть включена в состав минимальной заработной платы. Вместе с тем, в силу главы 50 ТК Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенный в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации в Определении от 17 декабря 2009 года № 1557-О-О указал, что установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями ТК Российской Федерации, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества
и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146). Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части 1 и 2 статьи 135 ТК Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов
и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 ТК Российской Федерации). Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе
в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.
В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы
в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях. Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 ТК Российской Федерации Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ, не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера
и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях. Нормы главы 50 ТК Российской Федерации устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда и не были изменены законодателем при внесении изменений в статьи 129 и 133 ТК Российской Федерации. Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 ТК Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что действующим трудовым законодательством гарантированы дополнительные компенсации
в отношении оплаты труда гражданам в связи с их работой и проживанием
в экстремальных природно-климатических условиях Севера, данные компенсации, исходя из характера и целевой направленности не могут поглощаться размером минимальной заработной платы, установленной для всех граждан Российской Федерации независимо от места их проживания. Суд считает, что включение
в минимальный размер оплаты труда, установленный в целом по Российской Федерации, районного коэффициента и северной надбавки, приведет
к уравниванию в оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в районах, где не установлен районный коэффициент и северная надбавка, с работниками, проживающими и работающими в экстремальных природно-климатических условиях Севера, что недопустимо в силу действующего трудового законодательства Российской Федерации и норм международного трудового права. Следовательно, районные коэффициенты и северные надбавки являются дополнительными компенсациями, в том числе, в отношении оплаты труда гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Таким образом, суд приходит к выводу, что законодатель в качестве дополнительных гарантий работникам, осуществляющим трудовую деятельность
в местностях с особыми климатическими условиями, установил районный коэффициент и северные надбавки к заработной плате, которые не являются слагаемыми элементами вознаграждения за труд, механизм и размер данных выплат не находится в зависимости от размера минимальной заработной платы, гарантированной на территории Российской Федерации.
Судом установлено, что истец осуществляет трудовую деятельность
в г. Братске, т.е. местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Из системного толкования ст. ст. 133, 144 ТК Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ
«О минимальном размере оплаты труда», согласно которому с 01 января 2015 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 5 965 рублей в месяц, следует, что размер заработной платы истца, если ими отработана полностью месячная норма рабочего времени по полной ставке, не может быть менее
5 965 рублей за период с 01 января 2015 года с последующим начислением районного и северного коэффициента.
Судом установлено, что северная надбавка и районный коэффициент должны начисляться на сумму минимального размера оплаты труда, в которую входят все иные выплаты, кроме указанных, что составит в г. Братске на период 2015 года: 5 965 рублей + 5 965 рублей х 50% х 5 965 рублей х 40% = 11 333 рубля 50 копеек.
Проанализировав в совокупности представленную справку о начисленной заработной плате истцу, а также расчетные листы за оспариваемый период,
с учетом количества отработанных часов и дней, с применением минимального размера оплаты труда с учётом районного коэффициента и процентной надбавки, равного 11 333 рубля 50 копеек на период 2015 г., суд приходит к выводу
о необходимости взыскания в пользу истца недополученной им заработной платы (без учета налога на доходы физических лиц).
Истцом произведен расчет, исходя из сумм заработной платы, полученной за спорный период времени, и сумм, подлежащих к оплате, с учетом вышеизложенных требований законодательства.
Согласно ст. 395 ТК Российской Федерации при признании органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, денежных требований работника обоснованными они удовлетворяются в полном размере.
Таким образом, при признании обоснованными денежных требований работника органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор, они удовлетворяются в полном размере, что предполагает взыскание задолженности за прошлое время без каких-либо ограничений; единственным ограничением являются условия, предусмотренные ст. 392 ТК Российской Федерации, которой установлены сроки обращения в суд.
Учитывая, что требования истца о взыскании недоначисленной заработной платы являются законными, суд считает необходимым проверить правильность начисления заработной платы в соответствии с требованиями закона, исходя из представленных суду сведений и доказательств о размере начисленной
и выплаченной заработной платы за спорный период времени.
Формула для расчета недоначисленной заработной платы истца (без учета налога на доходы физических лиц) за период 2015 года будет следующей:
11 333 руб. 50 коп. (размер заработной платы, подлежащий выплате, при условии отработки нормы рабочего времени): количество нормы дней (часов) по производственному календарю х количество отработанных дней (часов) – выплаченная им заработная плата.
Таким образом, в соответствии с требованиями ст.196 ГПК Российской Федерации, исходя из заявленных требований Чаловым В.В. о взыскании заработной платы за период с 01 июня 2015 года по 31 августа 2015 года, следует произвести следующий расчет заработной платы:
Судом установлено, что истец Чалов В.В. в июне 2015 года отработал 11 дней при норме 25 дней. Следовательно, заработная плата за июнь 2015 года не может быть ниже (данные изъяты)
Однако согласно справке заработная плата за июнь 2015 года составляет (данные изъяты)., то есть работодателем недоначислено за указанный месяц
(данные изъяты)
В июле 2015 года истец отработал 3 дня при норме 27 дней. Следовательно, заработная плата за июль 2015 года не может быть ниже (данные изъяты)
Однако согласно справке заработная плата за июль 2015 года составляет
(данные изъяты)., то есть работодателем недоначислено за указанный месяц
(данные изъяты)
В августе 2015 года истец отработал 26 дней при норме 26 дней. Следовательно, заработная плата за август 2015 года не может быть ниже
(данные изъяты)
Однако согласно справке заработная плата за август 2015 года составляет (данные изъяты)., то есть работодателем недоначислено за указанный месяц
(данные изъяты).).
Кроме того, истец Чалов В.В. в июне 2015 года находился в очередном отпуске, ему предоставлено 16 дней.
Также истец в июле 2015 года находился в очередном отпуске, ему предоставлено 28 дней. Общий размер предоставленного ему отпуска составил 44 дней.
Согласно расчету среднего заработка, сумма заработной платы за 12 месяцев, предшествующих отпуску, составляет (данные изъяты) Кроме того, судом установлено, что по решению суда от 13.04.2015 с ответчика в пользу Чалова В.В. взыскана недоначисленная заработная плата в сумме (данные изъяты) за период с 01.12.2014 по 28.02.2015. Также по решению суда от 14.08.2015 с ответчика в пользу истца взыскана недоначисленная заработная плата в сумме (данные изъяты). за период с 01.04.2015 по 31.05.2015.
Общая сумма заработной платы за 12 месяцев с учетом сумм, взысканных по решению суда – (данные изъяты) Среднедневной заработок составляет (данные изъяты)
Оплата отпуска за 44 дня в июне 2015 и июле 2015 года составляет
(данные изъяты).), согласно расчетной справке за два месяца выплачено (данные изъяты)., то есть работодателем недоначислено
(данные изъяты)
Общий размер недоначисленной Чалову В.В. заработной платы за период
с 01 июня 2015 года по 31 августа 2015 года составляет (данные изъяты)
В удовлетворении заявленных истцом Чаловым В.В. исковых требований
о взыскании с ответчика МБОУ «СОШ № 41» недоначисленной суммы заработной платы за период с 01.06.2015 по 31.08.2015, недоначисленных отпускных за отработанный период 2014-2015 гг. в большем размере следует отказать.
Также истец в исковом заявлении просит взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в размере (данные изъяты) руб.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК Российской Федерации) при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных
с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Из ст. 237 ТК Российской Федерации следует, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд полагает, что в результате недоначисления истцу заработной платы
были нарушены ее трудовые права.
Исходя из требования о разумности и справедливости, учитывая, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих об их индивидуальных особенностях, степени физических и нравственных страданий, суд приходит
к выводу о том, что требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в сумме (данные изъяты) руб. подлежат частичному удовлетворению
в сумме (данные изъяты) руб. Во взыскании компенсации морального вреда в большем размере истцу необходимо отказать.
По смыслу пп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации
и ст. 393 ТК Российской Федерации работники при обращении в суд с исками
о восстановлении на работе, взыскании заработной платы и иными требованиями, вытекающими из трудовых отношений, освобождаются от уплаты судебных расходов.
В силу части 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Ответчик – МБОУ «СОШ № 41» от уплаты судебных расходов не освобожден, поэтому с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину
в размере (данные изъяты)., исчисленную в соответствии с требованиями ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, проанализировав представленные доказательства в совокупности по правилам ст.67 ГПК РФ, в соответствии
с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Чалова В.В. подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Чалова В.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 41» муниципального образования города Братска в пользу Чалова В.В. недоначисленную заработную плату за период с 01 июня 2015 года по 31 августа 2015 года, отпускные за отработанный период 2014-2015 гг. в размере (данные изъяты)., компенсацию морального вреда в размере (данные изъяты) руб., а всего – (данные изъяты)
В удовлетворении исковых требований Чалова В.В.
о взыскании с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 41» муниципального образования города Братска недоначисленной заработной платы за период с 01 июня 2015 года по 31 августа 2015 года, отпускных за отработанный период 2014-2015 гг., компенсации морального вреда в большем размере отказать.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 41» муниципального образования города Братска в доход местного бюджета государственную пошлину в размере (данные изъяты)
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Падунский районный суд города Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: И.Н. Кравчук